Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век
Оценка 5

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Оценка 5
Разработки уроков
docx
математика
3 кл
29.03.2019
Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век
Поурочные разработки по математике по программе "Начальная школа 21 века" ВВЕДЕНИЕ Данный раздел содержит подробные поурочные разработки по курсу «Математика» для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений и ориентировано на работу с учебно-методическим комплектом: – Кочурова, Е. Э. Математика. 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / Е. Э. Кочурова, В. Н. Рудницкая, О. А. Рыдзе. – М. : Вентана-Граф, 2010; – Рудницкая, В. Н. Математика. 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Вентана-Граф, 2010; – Кочурова, Е. Э. Математика : рабочая тетрадь № 1, № 2 / Е. Э. Кочурова. – М. : Вентана-Граф, 2010; – Кочурова, Е. Э. Математика. 1 класс : коррекционно-развивающая тетрадь «Я учусь считать» / Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе. – М. : Вентана-Граф, 2010. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Номер урока Тема Количество часов 1 2 3 1–2 Сравниваем 2 3 Слева направо. Справа налево 1 4 Знакомимся с таблицей 1 5 Сравниваем 1 6 Числа и цифры 1 7 Числа и цифры 1 8 Конструируем 1 9 Готовимся выполнять сложение 1 10 Находим фигуры 1 11 Вправо. Влево 1 12 Готовимся выполнять вычитание 1 13 Сравниваем 1 14 Сравниваем 1 15 Готовимся решать задачи 1 16 Готовимся решать задачи 1 17 Складываем числа 1 18 Вычитаем числа 1 19 Числа и цифры 1 20 Число и цифра 0 1 21–22 Измеряем длину в сантиметрах 2 23 Увеличение и уменьшение числа на 1 1 24 Увеличение и уменьшение числа на 2 1 25 Число 10 1 26 Измеряем длину в дециметрах 1 27 Знакомимся с многоугольниками 1
Поурочные разработки Математика 3 класс.docx
Поурочные разработки по математике по программе "Начальная школа 21 века" ВВЕДЕНИЕ Данный раздел содержит подробные поурочные разработки по курсу «Математика» для  учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений и ориентировано на работу с учебно­ методическим комплектом: – Кочурова, Е. Э. Математика. 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / Е. Э. Кочурова, В. Н. Рудницкая, О. А. Рыдзе. – М. : Вентана­ Граф, 2010; – Рудницкая, В. Н. Математика. 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Вентана­Граф, 2010; – Кочурова, Е. Э. Математика : рабочая тетрадь № 1, № 2 / Е. Э. Кочурова. – М. : Вентана­ Граф, 2010; – Кочурова, Е. Э. Математика. 1 класс : коррекционно­развивающая тетрадь «Я учусь  считать» / Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе. – М. : Вентана­Граф, 2010. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Номер урока Тема Количество часов 1 2 3 1–2 Сравниваем Слева направо. Справа налево Знакомимся с таблицей Сравниваем Числа и цифры Числа и цифры Конструируем 2 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 1 10 1 11 Готовимся выполнять сложение Находим фигуры Готовимся выполнять вычитание Вправо. Влево 1 12 Сравниваем Сравниваем Готовимся решать задачи Готовимся решать задачи Складываем числа Вычитаем числа 1 13 1 14 1 15 1 16 1 17 1 18 1 19 1 24 1 25 1 26 Числа и цифры 1 20 Число и цифра 0 1 21–22 Измеряем длину в сантиметрах 2 23 Увеличение и уменьшение числа на 1 Увеличение и уменьшение числа на 2 Число 10 Измеряем длину в дециметрах 1 27 Знакомимся с многоугольниками 1 Урок 1 СРАВНИВАЕМ Цели: научить сравнивать предметы по форме, цвету, расположению; продолжить  формирование навыка счета; развивать внимание, наблюдательность, логическое  мышление; воспитывать аккуратность. Ход урока I. Устный счет. 1. Задачи в стихах. У домика утром два зайца сидели И дружно веселую песенку пели. Один убежал, а второй вслед глядит. Сколько у домика зайцев сидит? (Один.) Потеряла Золушка башмачок, Прибежала с праздника – и молчок. Стали ей потерянный примерять. Сколько же у Золушки их опять? (Два.) 2. Беседа «Как люди научились считать». – Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота? Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. В этом нам поможет наука МАТЕМАТИКА. А как считали древние люди, которые их не знали? Вот послушайте. Первобытные люди,  так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать  родители, учителя, старшие братья и сестры. А первобытным людям не у кого было  учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому обучение шло медленно. Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на  крупных зверей. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно  старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех охотников с рогатинами –  против берлоги: трех – с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он  должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах. Как появилось слово «математика»? Слово «математика» пришло к нам из древнегреческого языка, где «мантейн» означало  «учиться», «приобретать знания». И не прав тот, кто говорит: «Мне не нужна математика,  я ведь не собираюсь стать математиком». Математика нужна всем. Раскрывая удивительный мир окружающих нас цифр, она учит  мыслить яснее и последовательнее, развивает ум, внимание, воспитывает настойчивость и  волю. Одним словом, математика учит нас учиться приобретать знания. Итак, начинаем наше необычное путешествие в сказочное королевство математики, где  весело живут все десять цифр. Я уверена, что вы подружитесь с ними и узнаете много  интересного.  Итак, в путь! Давайте, ребята, учиться считать: Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. Без счета не будет на улице света. Без счета не сможет подняться ракета. Без счета письмо не найдет адресата И в прятки сыграть не сумеют ребята. Летит выше звезд математика наша, Уходит в моря, строит здания, пашет, Сажает деревья, турбины куёт, До самого неба рукой достает. Считайте, ребята, точнее считайте, Хорошее дело смелей прибавляйте. Плохие дела поскорей вычитайте, Учебник научит вас точному счету, Скорей за работу, скорей за работу! Ю. Яковлев II. Изучение нового материала. Работа по учебнику. 1. Задание 1 (с. 4). – Что изображено на первом рисунке? (Кубики.) – Что построили из кубиков? (Две пирамидки.) – Сколько кубиков в левой пирамидке? (Четыре.) – Сколько кубиков всего? (Восемь.) – Чем похожи обе пирамидки? (Количеством кубиков.) – Какого цвета кубики использовали для каждой пирамидки? – Чем еще похожи пирамидки? (В обеих пирамидках нижний кубик – синего цвета, а  верхний – зеленого.) – Чем отличаются эти пирамидки? (Второй и третий кубики в правой пирамидке  поменяли местами.) – Отгадайте загадку: Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок. (Поезд.) – Рассмотрите рисунки. На них – два игрушечных поезда. Чем они похожи? – Сколько вагонов везет каждый поезд? (По два вагона.) – Чем похожи эти вагоны? (Вагоны похожи цветом, формой, размером.) – Чем отличаются вагоны? (Вагоны отличаются расположением: во втором поезде  красный и синий вагоны поменяли местами. Во втором поезде в синем вагоне нет  красных штор.) – Сравните сами поезда. Чем они отличаются? (На втором рисунке у поезда нарисован  дым.) – Что нарисовано на третьей картинке? (Бусы.) – Сколько бусинок на бусах слева? (Десять бусинок.) – Сколько бусинок справа? (Восемь.) – Чем отличаются бусы? (Количеством бусинок. Бусинки слева собраны на синюю  ниточку, а справа – на красную.) – Где бусинок больше? (Слева больше.) – Сравните бусинки между собой. Чем они похожи? (Все бусинки круглые, то есть  похожи формой.) – Чем отличаются бусинки? (Размером и цветом.) – Сколько маленьких бусинок слева? Справа? Где их меньше? (Слева – шесть, а справа –  четыре бусинки.) – Сколько больших бусинок слева? Справа? Что можете сказать про их  количество? (Слева – четыре, справа – четыре. Бусинок поровну.) – Сколько зеленых бусинок слева? Справа? (Слева – три, справа – две.) – Сколько красных бусинок слева? Справа? (Слева – семь, справа – шесть.) 2. Задание 2 (с. 4). – Рассмотрите рисунки. Кто здесь нарисован? Сравните картинки и найдите семь  отличий. (Справа на одну ворону больше; в заборе три дощечки; на земле лежат две  половинки косточки; у собаки виден хвост; собака высунула язык; в тарелке две  косточки; на дереве – четыре листочка.) Выполнение движений по тексту. Брат куда­то кубик спрятал. Я об этом не грущу. Просто мы играем с братом: Брат мой прячет – я ищу. Я ищу, а он мне: БЛИЖЕ! ВПРАВО! ВЛЕВО! ВЫШЕ! НИЖЕ! Брата разбирает смех: – Ты не знаешь, где здесь ВЕРХ! Я кричу: – Прекрасно знаю, Не сбивай и не дразни! Брат на это отвечает: – Если знаешь, объясни... 3. Задание 3 (с. 5). – Рассмотрите рисунок. Кто здесь изображен? (Дети.) – Положите столько фишек, сколько детей. – Сколько детей на рисунке? (Пять.) – Сколько фишек? (Пять.) – Что можем сказать про это число? (Фишек столько же, сколько детей.) – Сколько девочек на рисунке? (Три.) – Сколько мальчиков? (Два.) – Кого больше? Кого меньше? 4. Задание 4 (с. 5). – Рассмотрите рисунок, изображающий комнату. На какие группы можно распределить  предметы? (На три группы: мебель, посуда, игрушки.) – Назовите предметы мебели; виды посуды; игрушки. – Отгадайте загадки. Какие игрушки есть в комнате? Упадет – поскачет, ударишь – не плачет. (Мяч.) Он и пляшет, и поет, и гудит, как самолет; Он бежит бегом, он жужжит жуком. (Волчок.) Наряд мой пестрый, колпак мой острый, Мои шутки и смех веселят всех. (Петрушка.) Эти чудо­кирпичи я в подарок получил. Что сложу из них – сломаю, все сначала начинаю. (Кубики.) – Возьмите столько фишек, сколько видов посуды. Сколько фишек вы положили? (Шесть  фишек.) – Выложите столько фишек, сколько предметов мебели. Сколько фишек вы  положили? (Шесть фишек.) III. Работа в печатной тетради. IV. Фронтальная работа. 1. Работа по картинке. – Сколько вы видите зайчиков? Нарисуйте столько морковок, чтобы каждому зайчику  досталось по одной. – Что вы можете сказать о количестве зайчиков и морковок? (Их одинаковое количество.) 2. Графический диктант. Три клетки вправо; одну вниз; одну влево; две вниз; одну влево; две вверх; одну влево;  одну вверх. V. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – По каким признакам можно сравнивать предметы? Урок 2 Цели: учить сравнивать предметы, используя слова «выше», «ниже», «толще», «тоньше»;  продолжить формирование навыка счета; развивать мышление, внимание, речевые умения;  воспитывать интерес к изучению математики. СРАВНИВАЕМ Ход урока I. Устный счет. 1. Задачи в стихах. Три яблока из сада ежик притащил. Самое румяное белке подарил. С радостью подарок получила белка. Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке? (Два.) На качели, на качели в зоопарке звери сели. Два пятнистых леопарда солнцу улыбаются И со старым добрым львом весело катаются. Сосчитайте поскорей, сколько здесь всего зверей? (Трое.) II. Сообщение темы урока. Учитель читает стихотворение А. П. Тимофеевского «Высокий – низкий». ВЫСОКИЙ дом многоэтажный, Как великан – большой и важный. Приземистый и НИЗКИЙ домик В сравненье с великаном – гномик. – Сегодня на уроке мы будем сравнивать предметы по высоте и толщине. III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. 1. Задание 1 (с. 6). – Отгадайте загадки: Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.) – Какие деревья вы знаете? Чем отличаются деревья? Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель.) Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (Береза.) – Рассмотрите рисунок с изображением ели и березы в учебнике. Составьте предложения  со словами «выше», «ниже». (Ель ниже березы. Береза выше ели.) – Рассмотрите рисунок с изображением альбома и книги. Составьте предложения со  словами «толще», «тоньше». (Книга толще альбома. Альбом тоньше книги.) – Рассмотрите рисунок с изображением чашки и чайника. Что вы можете о них  сказать? (Чайник выше чашки. Чашка ниже чайника. Чайник толще чашки. Чашка  тоньше чайника.) 2. Задание 2 (с. 6). – Рассмотрите рисунок в учебнике. Что здесь изображено? (Карандаши.) Сколько  карандашей изображено? (Семь.) – Вспомните: где можно встретить число семь? – Какого цвета карандаши? Что напоминают эти цвета? – Доскажите словечко. Над лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло в небе коромысло. Ребятишек радует цветная … (радуга). – Как можно запомнить цвета радуги? – Вам поможет предложение, в котором первая буква каждого слова подскажет цвет  радуги: КАЖДЫЙОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН. – Сравните нарисованные карандаши. Чем они отличаются? (Цветом и длиной.) Назовите  цвета карандашей по порядку, начиная с самого короткого. – Назовите карандаши длиннее голубого. (Зеленый, желтый, оранжевый, красный.) – Назовите карандаши короче зеленого. (Голубой, синий, фиолетовый.) – Назовите карандаши, расположенные между желтым и синим. (Зеленый, голубой.) Краски сегодня ужасно устали:  Радугу в небе они рисовали.  Долго трудились над радугой краски,  Радуга вышла красивой, как в сказке.  Вся разноцветная – вот красота!  Ты полюбуйся, какие цвета! А. Венгер – Ребята, посмотрите, какая красивая радуга получилась! Давайте хором назовем все цвета радуги. 3. Задание 3 (с. 7). – Какие фигуры изображены? (Квадраты, круги, треугольники.) Сравните фигуры,  нарисованные на каждой карточке. Используйте слова «форма», «цвет», «размер». На первой карточке изображены фигуры одинаковой формы (два квадрата) разного  цвета и размера. На второй карточке изображены фигуры одинаковой формы (треугольники),  одинакового размера, но разного цвета.      На третьей карточке – фигуры разной формы (круг и треугольник), одинакового  цвета и одинакового размера. На четвертой карточке – фигуры разной формы (треугольник и треугольник),  разного цвета, одинакового размера. На пятой карточке – фигуры одинаковой формы (два круга), разного цвета и  разного размера. 4. Задание 4 (с. 7). – Рассмотрите рисунки. Кто нарисован? Каких птиц вы знаете? Сколько птичек на первой  ветке? Выложите столько фишек. (Две фишки.) – Выложите столько фишек, сколько птиц на второй ветке. Сколько фишек вы  положили? (Четыре фишки.) – Выложите столько фишек, сколько птиц на третьей ветке. Сколько фишек вы  положили? (Пять фишек.) – На какой ветке птиц больше? На какой меньше? 5. Задание 5 (с. 7). Учитель читает фразы, дети выкладывают фишки. – В аквариуме три рыбки.  – У Димы пять машинок.  – В клетке семь крольчат.  IV. Работа в печатной тетради. V. Фронтальная работа. Работа по картинке. – Нарисуйте на груше столько же плодов, сколько их на яблоне. VI. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – По каким признакам можно сравнивать предметы? – Что означает выражение «столько же»? Урок 3 СЛЕВА НАПРАВО. СПРАВА НАЛЕВО Цели: учить определять направление движения, используя выражения «слева направо»,  «справа налево»; проверить умение определять левую и правую стороны; продолжить  формирование навыка сравнения предметов; развивать пространственное мышление. Ход урока I. Устный счет. 1. Задачи в стихах. У меня есть братик Миша И сестреночка Ириша. Сосчитайте поскорей, Сколько же в семье детей? (1+1+1=3.) Раз к зайчонку на обед Прискакал дружок сосед. На пенек зайчата сели И по две морковки съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? (2+2=4.) 2. Разгадайте закономерность. II. Сообщение темы урока. – Рассмотрите рисунок на доске. – Что лежит в центре? (Яблоко.) – Что лежит слева от яблока, а что – справа? – Тема нашего урока «Слева направо. Справа налево». III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. 1. Задание 1 (с. 8). – Рассмотрите рисунок в книге. Как назвать одним словом то, что здесь  изображено? (Транспорт.) – Назовите, какой транспорт нарисовал художник. – Назовите только пассажирский транспорт. (Троллейбус, автобус, машина.) – Назовите грузовой транспорт. (Самосвал, грузовик.) – Назовите специальный транспорт. (Скорая помощь, пожарная машина.) – На сколько частей разделена проезжая часть дороги? Почему? (Дорога разделена на две  части, так как одни машины едут слева направо, а другие справа налево.) – Троллейбус едет справа налево. В каком направлении едут другие машины? (Автобус  едет слева направо и т. д.) – Вспомните правила дорожного движения, в которых есть слова «лево», «право». (Чтобы перейти дорогу, надо сначала посмотреть налево, перейти половину дороги и  посмотреть направо. Если нет машин, то можно идти.) 2. Задание 2 (с. 8). – Сколько шаров изображено на рисунке? (Шесть.) – Чем похожи эти предметы? (Похожи формой.) – Чем они отличаются? (Размером и цветом.) – Назовите цвет самого большого шара. (Зеленый.) – Назовите цвет самого маленького шара. (Фиолетовый.) – Назовите цвет шаров по порядку слева направо. – Назовите цвет каждого шара, начиная с самого большого. – Отгадайте загадки и положите фишку такого цвета, который соответствует цвету  отгаданного предмета. Один костер весь мир согревает. (Солнце.) Наши поросятки Выросли на грядке, К солнышку бочком, Хвостики торчком. Эти поросятки Играют с нами в прятки. (Огурцы.) Красная девица, зеленая косица! Собой гордится, на все годится: Для сока, для щей, Для салата, для борщей, В пироги и в винегрет, И зайчишкам на обед! (Морковь.) На доске фишки:  – Назовите цвета фишек слева направо; справа налево. Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Где ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ – Где ЛЕВО, где ПРАВО? Легко вам отвечу, Подумавши здраво. Это ПРАВАЯ рука, Она послушна и крепка. ПРАВОЙ – я ложку держу, Пса на поводке вожу, ПРАВАЯ – мячик кидает, А ЛЕВАЯ – ей помогает. 3. Задание 3 (с. 9). – Назовите предметы, нарисованные в учебнике. На какие группы можно разделить эти  вещи? (Обувь, головные уборы, одежда.) – Положите столько фишек, сколько предметов обуви. Сколько фишек вы  положили? (Две.) – Положите столько фишек, сколько головных уборов на рисунке. Сколько фишек вы  положили? (Две.) – Какие группы вещей можно выделить в соответствии с сезонами? (Летняя одежда и  зимняя.) – Положите столько фишек, сколько здесь летних вещей. Сколько фишек вы  положили? (Четыре фишки.) – Сколько предметов зимней одежды? – Сколько всего предметов одежды здесь нарисовано? (Восемь вещей.) 4. Задание 4 (с. 9). – Рассмотрите иллюстрацию. Герои какой сказки нарисованы? Кто автор этой  сказки? (Это русская народная сказка «Репка».) – В таком ли порядке тянули репку герои сказки? Кто был первым? Вторым? Третьим? И т. д. Учащиеся расставляют на доске фигурки героев сказки по порядку и рассказывают  содержание сказки. IV. Работа в печатной тетради. V. Фронтальная работа. 1. Продолжите узор по образцу. 2. Игра «Фигуры высшего пилотажа». Дидактическая цель. Закрепление понятий «вверх», «вниз», «направо», «налево», «справа  налево», «слева направо». Средства обучения. Рисунок «Самолет». Содержание игры. Учитель рассказывает, что во время праздничных парадов летчики  выполняют на самолетах разные фигуры высшего пилотажа: самолет то быстро  поднимается вверх, то резко падает вниз; несколько самолетов образуют звезду или делают петли и т. д. Учитель выступает в роли летчика. Его «самолет» (рисунок) выполняет разные фигуры,  меняя направления движения, а летчики­ученики определяют изменение маршрута и по  сигналу учителя (взмаху руки) хором указывают его, употребляя слова «вверх», «вниз»,  «направо», «налево», «справа налево», «слева направо» (по отношению к детям). VI. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – Когда мы говорим о направлении движения? Урок 4 ЗНАКОМСТВО С ТАБЛИЦЕЙ Цели: познакомить учащихся с таблицей; ввести понятия «столбцы», «строчки»;  продолжить формирование навыка счета; закреплять умения сравнивать предметы. I. Задачи в стихах. Белка деткам помогала: Под кустом грибы искала. Раз грибок, еще грибок – Полный будет кузовок. (Два.) Два петуха на жердь взлетели, Ударив крыльями, запели: – Кукареку, кукареку! Потом еще один взлетел И тоже радостно запел: – Кукареку, кукареку! Теперь, дружочек мой, давай­ка, Всех петухов пересчитай­ка! (Три.) II. Сообщение темы урока. – Рассмотрите запись на доске: Ход урока … … … – Что объединяет предметы в каждой строчке? – Назовите каждую группу объектов одним словом. (Фрукты, игрушки, листья.) Где  запишем эти слова? Учитель записывает название группы предметов во второй колонке. – У нас получилась таблица. Тема нашего урока «Знакомство с таблицей». III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. 1. Задание 1 (с. 10). – Рассмотрите таблицу в книге. – Сколько в ней строчек? (Две строчки.) – В верхней строчке таблицы нарисованы груша и яблоко. Что в нижней  строчке? (Апельсин и лимон.) – Сколько столбцов в этой таблице? (Два столбика.) – Рассмотрите левый столбец. Что в нем нарисовано? (Груша и апельсин.) Что нарисовано  в правом столбце? (Яблоко и лимон.) Где в таблице расположен загаданный предмет? Я румяную Матрешку От подруг не оторву, Подожду, когда Матрешка Упадет сама в траву. – Это яблоко. Оно находится в верхней строке в правом столбце. Он растет, где очень жарко, Этот кислый­кислый фрукт. – Это лимон. Он расположен на нижней строчке в правом столбце. 2. Задание 2 (с. 10). – Какие фигуры изображены в маленьких таблицах? (Квадрат, треугольник, круг,  пятиугольник.) – Расположите фигуры в большой таблице так, как они расположены в маленьких таблицах. Запись: – Где находится квадрат? (В верхней строчке в левом столбце. Или слева вверху.) – Где находится круг? (В верхней строчке в правом столбце. Или справа вверху.) – Где находится пятиугольник? (В нижней строчке в левом столбце. Или слева внизу.) – Где находится треугольник? (В нижней строчке в правом столбце. Или справа внизу.) – Чем похожи и чем отличаются фигуры нижней строчки? (Фигуры похожи цветом, а  различны количеством углов и сторон, то есть отличаются формой.) 3. Задание 3 (с. 11). – Рассмотрите первый рисунок. Положите столько желтых фишек, сколько здесь детей.  Сколько фишек вы положили? – Рассмотрите второй рисунок. Положите столько красных фишек, сколько здесь детей.  Сколько фишек вы положили? – Рассмотрите третий рисунок. Положите столько зеленых фишек, сколько здесь детей.  Сколько фишек вы положили? – Где детей больше? – Где детей меньше? 4. Задание 4 (с. 11). – Слушайте предложения и выкладывайте фишки. • В букете мак, колокольчик и василек.  – Сколько всего цветов? (Три.) • У Юры игрушки: два динозавра и робот.  – Сколько всего игрушек у Юры? (Три.) • В коробке цыплята: три черных и два желтых.  – Сколько всего цыплят в коробке? (Пять.) 5. Задание 5 (с. 11). – Сколько спортсменов на рисунке? (Пять.) – Кто бежит первым? (Заяц.) – Кто бежит вторым? (Волк.) – Кто бежит третьим? Четвертым? Последним? – Кто бежит перед медведем? Назовите каждого. (Лиса, волк, заяц.) – Кто бежит между котом и волком? (Лиса и медведь.) – Кто бежит между зайцем и медведем? (Волк и лиса.) – Кто бежит между волком и лисой? (Никого нет.) IV. Работа в печатной тетради. V. Фронтальная работа. 1. Нарисуйте по образцу. 2. Задание на внимание. – Сравните две картинки и определите, что взял с собой в дорогу маленький  путешественник. Ответ: путешественник взял одну луковицу, одну катушку ниток. VI. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – Назовите части таблицы. (Строки и столбцы.) Урок 5 СРАВНИВАЕМ Цели: учить сравнивать предметы, используя слова «внутри» и «вне»; закреплять навыки  сравнения предметов по цвету, форме, размеру; развивать пространственное мышление,  наблюдательность. Ход урока I. Устный счёт. 1. Задачи в стихах. Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала, Две Аринки на перинке, Две Матрешки – на окошке, Две Феклушки – на подушке, Сколько всех? Не перечесть. (Шесть.) Утка морковку в корзине несла, Этой покупкой довольна была. Если морковку еще ей купить, Сколько их будет? Ты сможешь сложить? (Две.) 2. Задание на внимание. – Соедините стрелками фигуры одинаковой формы. 3. Игра «Что изменилось?». II. Сообщение темы урока. Учитель читает считалку и открывает рисунки с изображением овощей на доске. Как­то вечером на грядке Репа, свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. Один, два, три, четыре, пять. Прячься лучше! Прячься глубже! Ты, арбуз, иди искать! – Какие овощи оказались внутри круга? – Кто оказался вне круга? – Сегодня на уроке будем сравнивать предметы, используя слова «внутри» и «вне». III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. 1. Задание 1 (с. 12). – Рассмотрите рисунок. Кто здесь нарисован? Сравните парашютистов. Чем они  отличаются? (У них разный цвет костюмов.) – Какой парашютист приземлился в кольцо? (Парашютист в синем костюме.) – Говорят так: «Парашютист в синем костюме внутри кольца». – Где парашютист в красном костюме? (Он вне кольца.) 2. Задание 2 (с. 12). – Сколько фигур на рисунке? (Пять.) – Сколько фигур внутри кольца? (Три.) – Покажите и назовите каждую фигуру внутри кольца. (Квадрат, пятиугольник, круг.) – Сколько фигур вне кольца? (Две.) – Покажите и назовите каждую фигуру вне кольца. (Треугольник, желтый пятиугольник.) 3. Задание 3 (с. 13). Используется набор «Цветные фигуры». – Возьмите красный круг, желтый квадрат, красный треугольник, зеленый пятиугольник. – Положите квадрат и треугольник внутри кольца. – Положите круг и пятиугольник вне кольца. – Придумайте свое задание с предложенными фигурами так, чтобы две фигуры были  внутри и две вне кольца. 4. Задание 4 (с. 13). – Сколько машин на рисунке? – Используя фишки, покажите, сколько машин едут слева направо. (Шесть машин.) – Используя фишки, покажите, сколько машин едут справа налево. (Три машины.) – Назовите машины, которые едут справа налево. (Троллейбус, автобус, пожарная  машина.) 5. Задание 5 (с. 14) с использованием набора «Фишки». – Выложите столько фишек, сколько свечей на торте. – Выложите столько фишек, сколько конфет на столе. – Выложите столько фишек, сколько яблок в тарелке. – Сколько свечей? Конфет? Яблок? – Сколько яблок останется на тарелке, если Юра съест два яблока? (Три.) – Сколько яблок будет в тарелке, если Ира возьмет три яблока и положит на тарелку одно  зеленое яблоко?(Три яблока.) 6. Задание 6 (с. 14). – Аня и Миша взяли конфеты. Сколько они взяли конфет? (Пять конфет.) – Сколько конфет может быть у Ани? У Миши? – Замените каждую конфету фишкой. В синее «кольцо» положите конфеты Ани, в красное  «кольцо» – конфеты Миши. Далее задание выносится на доску и разбираются все возможные варианты решений. а) Аня   Миша б) Аня   Миша  в) Аня   Миша  г) Аня   Миша  7. Задание 7 (с. 14). – Сколько кубиков в пирамидке? (Три.) – Чем отличаются кубики? (Цветом и расположением.) – Расскажите, как расположены кубики в пирамидке, используя слова «выше»,  «ниже». (Зеленый кубик выше красного и синего. Синий кубик выше красного и зеленого.  Красный кубик выше синего, но ниже зеленого кубика.) 8. Задание 8 (с. 15) с использованием набора «Цветные фигуры». – Рассмотрите рисунок. «Машина» изменяет только размер фигуры. Выложите справа  фигуры, которые выйдут из «машины». Назовите фигуры парами. Большой красный круг  →  маленький красный круг. Большой красный треугольник  →  маленький красный Большой желтый квадрат  →  маленький желтый Большой зеленый пятиугольник  →  маленький зеленый треугольник. квадрат. пятиугольник. IV. Работа в печатной тетради. Отработка понятий «внутри», «вне» замкнутого контура («кольца»). Дорисовывание линий. Соединение точек в соответствии с заданным направлением. Моделирование (с помощью  кубиков разного цвета) состава числа 6. V. Фронтальная работа. 1. Продолжи узор по образцу. 2. Игра «Наоборот». Д и д а к т и ч е с к а я ц е л ь. Развитие речи у детей, включение в активный словарь  понятий «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий» и т. д. С о д е р ж а н и е и г р ы. Бросая мяч, учитель называет слово. Ученик ловит мяч, называет  противоположное по значению слово и возвращает мяч учителю. Например, «толстый –  тонкий», «большой – маленький», «высокий – низкий», «глубокий – мелкий», «тяжелый –  легкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий». VI. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – По каким признакам можно сравнивать предметы? Урок 6 ЧИСЛА И ЦИФРЫ Цели: учить писать цифру 1; закреплять навык счёта предметов в пределах пяти;  продолжить формирование навыка сравнения предметов, используя слова «длиннее» и  «короче»; развивать внимание, умение анализировать и сравнивать. Ход урока I. Устный счёт. 1. Задачи в стихах. Я рисую кошкин дом: Три окошка, дверь с крыльцом. Наверху еще окно, чтобы не было темно. Посчитай окошки в домике у кошки. (Четыре.) Три цыпленка стоят, на скорлупки глядят, Два яичка в гнезде у наседки лежат. Сосчитай поверней, отвечай поскорей: Сколько будет цыплят у наседки моей? (Пять.) 2. Разложите фигуры по группам. а) по цвету; б) по форме; в) по размеру. 3. Покажите карточку с числом. – Сколько предметов на каждой картинке? II. Сообщение темы урока. – Рассмотрите рисунки на доске. – Соотнесите количество предметов с цифрой. Исправьте ошибки. (Учащиеся  исправляют ошибки.) – Сегодня на уроке мы будем определять число предметов и обозначать это число с  помощью цифры. III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. 1. Задание 1 (с. 16) с помощью «Кассы цифр». Учитель задает вопросы по рисунку, учащиеся показывают карточку с цифрой. – Сколько орехов на рисунке? (5.) Сколько  листьев? (3.) Грибов? (4.) Шишек? (2.) Яблок? (1.) – Каких предметов больше всего? Меньше всего? 2. Задание 2 (с. 16) с использованием фишек и набора «Касса цифр». – Сколько тарелок на рисунке? – Что лежит в тарелках? (Яблоки и груши.) – Рассмотрите первую тарелку. Пересчитайте в ней фрукты. Объясните, каким цветом  обозначают яблоки, а каким – груши. (Красные фишки – это яблоки, жёлтые – груши.) – Сколько яблок в первой тарелке? Сколько груш? Сколько всего фруктов? Далее учащиеся аналогично анализируют количество яблок и груш в каждой тарелке,  выкладывают красные и желтые фишки, кладут карточку с цифрой, которая обозначает  общее число фруктов. Запись: 3. Задание 3 (с. 16). – Рассмотрите линейку, нарисованную в книге. Какие цифры на ней изображены? – Назовите цифры слева направо; справа налево. – Какое число выделено красным цветом? – Между какими числами на линейке находится число 2? – Между какими числами на линейке находится число 4? 4. Задание 4 (с. 17). – Сколько спортсменов на рисунке? (5.) – В каком направлении бегут спортсмены? (Слева направо.) – Назовите номер каждого спортсмена. (Лиса – номер один, крокодил – номер два,  заяц – номер три, волк– номер четыре, медведь – номер пять.) – Кто бежит первым? Вторым? Третьим? Четвертым? Пятым? Через некоторое время  спортсмены бежали в таком порядке: 1, 2, 3, 4, 5. Кто за кем бежал? (Лиса впереди всех, за ней – крокодил, за ним – заяц, за зайцем – волк, за волком – медведь.) 5. Задание 5 (с. 17). – Что нарисовано на картинке? (Кабачок, кукуруза, морковь, огурец.) Как назвать эти  предметы одним словом? (Овощи.) – Составьте предложения, используя слова «длиннее» и «короче». (Кабачок длиннее  кукурузы. Кукуруза длиннее моркови. Морковь длиннее огурца. Огурец короче моркови.  Морковь короче кукурузы. Кукуруза короче кабачка и т. д.)    IV. Работа в печатной тетради. Установление соответствия между множеством и числом (соединение линий). Дифференциация чисел: 8 и 3 (№ 42), 6, 5, 9 (№ 44), 7, 5, 3, 4 (№ 50). Письмо цифры 1: ориентация на точку начала движения, на стрелку, указывающую  направление движения. – Отгадайте загадки: Одноног Ивашка – расписная рубашка! Петь и плясать – мастак, а стоять – никак. (Волчок.) Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух.) Я одноухая старуха, я прыгаю по полотну, И нитку длинную из уха, как паутину, я тяну. (Иголка.) – Какое число спряталось во всех этих загадках? (Число 1: одна нога, одна ножка, одно  ухо.) – Как правильно писать цифру 1? Объясните. Объяснение. Цифра 1 состоит из двух элементов­палочек: маленькой и большой. Начинаем писать меньшую палочку немного выше верхнего правого угла, затем большую палочку от  вершины верхнего правого угла ведем до нижней стороны клетки чуть правее ее середины. V. Фронтальная работа. 1. Игра «Сравните предметы». – Назовите размер каждого предмета. Соедините предметы стрелками в нужном порядке. – Какая из картинок напоминает вам сказку? Расскажите ее. 2. Работа по карточкам. – Сделайте так, чтобы рисунки были одинаковыми. VI. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – Какую цифру научились писать? Урок 7 ЧИСЛА И ЦИФРЫ Цели: учить писать цифру 2 и выполнять счёт предметов до 10; закреплять умение  сравнивать предметы; продолжить формирование умений прямого и обратного счёта,  работу с таблицей; развивать пространственное мышление, внимание. Ход урока I. Устный счёт. 1. Задача в стихах. Четверо ребят В одной шубе сидят. А пятый в шубенке Стоит в сторонке. – Сколько всего ребят? (Пять.) 2. Разложите листья на группы: а) по форме; б) размеру; в) цвету. 3. Вставьте пропущенные цифры. – Назовите «соседей» чисел 2, 4, 3. II. Сообщение темы урока. Учитель читает стихотворение. Пять линеек нотной строчки Мы назвали «нотный стан», И на нем все ноты­точки Разместились по местам. – Сколько линеек в нотной тетради? (Пять.) – Сколько нот нарисовано? (Восемь нот.) – Сегодня мы будем считать предметы, обозначать число с помощью цифр от 6 до 9. III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. 1. Задание 1 (с. 18) с использованием карточек из «Кассы цифр». – Сколько конфет на рисунке? Подберите карточку с цифрой. (6.) – Сколько печений? (7.) Пирожных? (8.) Вафель? (9.) 2. Задание 2 (с. 18). – Назовите числа, которые написаны на линейке. – Какие числа пропустили на линейке? Запишите их простым карандашом. – Прочитайте все числа на линейке слева направо. 3. Игра «Верно – неверно». – Семь правее шести? (Да.) – Шесть левее семи? (Да.) – Девять правее шести? (Да.) – Шесть левее пяти? (Нет.) – Пять правее четырех? (Да.) – Два левее шести? (Да.) Вывод: большее число расположено правее меньшего на линейке. 4. Задание 3 (с. 19). – Кто нарисован в книге? Сколько мальчиков? (Девять.) – В какую игру они играют? – Прочитайте номера на майках футболистов слева направо. – Какой номер у мальчика с мячом? (Седьмой.) – Как вы узнали номер этого мальчика? (Назвали номера в порядке увеличения.) – В каком порядке построились мальчики на поле? (По росту. От самого низкого до  самого высокого.) – Придумайте вопросы со словом «сколько». (Сколько футболистов слева от номера 5?  Сколько футболистов справа от номера 4? И т. д.) – Придумайте вопросы со словами «сколько» и «между». (Сколько футболистов между  номером 3 и номером 1? Сколько футболистов между номером 2 и номером 7? И т.  д.) 5. Задание 4 (с. 19) с использованием набора «Цветные фигуры». – Возьмите зеленый круг, красный круг, зеленый треугольник и красный треугольник. – Рассмотрите таблицу. Расскажите, как она построена. (В верхней строчке будут круги, в  нижней –треугольники. В левом столбце – фигуры красного цвета, в правом – фигуры  зеленого цвета.) – Выложите фигуры в таблице. – Что находится справа вверху? (Зеленый круг.) – Какая фигура слева внизу? (Красный треугольник.) 6. Задание 5 (с. 19). Учащиеся слушают высказывание­стихотворение и выкладывают фишки. Три мышонка грызут корку, А четыре – чистят норку. Сколько мышат? (Семь мышат.) IV. Работа в печатной тетради. Рисование фишек, соответствующее заданному числу. Письмо цифры 2. Проведение линий от точки по образцу: «Одна клетка вниз, одна    клетка вправо». – Отгадайте загадки: Два близнеца, два братца На нос верхом садятся. (Очки.) На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (Глаза.) Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, словно каменная. (Коньки.) – Какое число предметов употребляется в этих загадках? (Число два.) Учитель демонстрирует карточку с цифрой 2. – Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число 2. – На что похожа цифра 2? Два похожа на гусенка С длинной шеей, шеей тонкой. Г. Виеру А вот это цифра 2. Полюбуйся, какова! Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею. Вид ее – как запятая, Хвост крючком, и не секрет: Любит всех она лентяев, А лентяи ее – нет. – Объясните, как правильно писать эту цифру. Объяснение. Цифра 2 состоит из трех элементов: головки, наклонной палочки и волнистой  горизонтальной линии. Головку начинаем писать немного ниже середины верхней стороны  клетки, ведем ее вверх, закругляем и, касаясь верхней и правой сторон клетки, затем  пишем наклонную палочку, ведем ее до середины нижней стороны клетки, не отрываясь,  ведем вправо волнистую линию до вершины нижнего правого угла клетки. V. Фронтальная работа. 1. Игра «Построим гараж». Дидактическая цель. Закрепление понятий «сначала», «потом», «после этого», «слева»,  «справа», «между». Средства обучения. Иллюстрации: легковая машина, грузовая машина и автобус. Содержание игры. Учитель или один из учеников строит гараж, обозначая его полосками  бумаги на магнитной доске. (Остальные дети строят гараж на своих столах.) Ставят в  левую часть гаража легковую машину, в правую – грузовую, автобус располагают между  легковой и грузовой машинами. По заданию учителя определяют положение машин в  гараже и сравнивают их по цвету и размеру. 2. «Что спрятал художник?» Раскрасьте участки с цифрой 1 желтым цветом, а участки с точкой – голубым. VI. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – Какую цифру научились писать? Урок 8 КОНСТРУИРУЕМ Цели: учить детей конструировать предмет из частей по данному образцу; формировать  навык счёта в пределах первого десятка; закреплять умение вести прямой и обратный счёт; развивать пространственное и логическое мышление. Ход урока I. Устный счёт. 1. Задачи в стихах. Пять щенят. Плюс мама­лайка. Сколько будет, сосчитай­ка! (Шесть.) Что хромаешь ты, жучок? Ранил ножку о сучок. Прежде на своих шести Очень быстро мог ползти. – На скольких ножках ползет теперь жучок? (На пяти.) 2. Игра «Построй домик». – Помогите Зайке собрать домик. Да, строить – трудная задача. Бедный зайка чуть не плачет: Есть окно и даже крыша, Только дом, увы, не вышел. Учащиеся строят из фигур домик на доске. II. Сообщение темы урока. – Превратите треугольники в елочку, шапочку, крышу, ракету. – Какие еще фигуры можно составить из треугольников? – Тема нашего урока «Конструируем». III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. 1. Задание 1 (с. 20). Учитель проводит работу на доске, составляет из двух фигур прямоугольник. – Объясните, как я получила данный прямоугольник. (Вторую фигуру необходимо было  повернуть, а затем соединить с первой.) 2. Задание 2 (с. 20) с использованием набора «Уголки». – Проанализируйте строение фигур в учебнике. Составьте данные фигуры из двух  «уголков». – Какие еще фигуры можно составить из двух уголков? Учащиеся демонстрируют на доске свои варианты решения. 3. Задание 3 (с. 20), игра «Танграм». – Какая фигура нарисована слева? (Квадрат.) – На сколько частей он разделен? (На семь частей.) – Назовите эти части. (5 треугольников, один квадрат и один четырехугольник.) – Отгадайте загадку: Паровозик без колес! Вот так чудо­паровоз! Не с ума ли он сошел? Прямо по морю пошел! (Кораблик.) – Рассмотрите кораблик справа и составьте его из всех частей большого квадрата. – Какие детали надо взять для палубы? 4. Задание 4 (с. 21). – Прочитайте все числа по порядку, начиная с наименьшего. – Прочитайте все числа по порядку, начиная с наибольшего. – Составьте предложение со словом «внутри». (Внутри кольца находятся числа 1, 4, 5, 7,  9.) – Составьте предложение со словом «вне». (Вне кольца находятся числа 2, 3, 6, 8.) 5. Задание 5 (с. 21). – Что изображено в учебнике? Чем похожи эти таблицы? (В них три строчки и три  столбика. В восьми ячейках записаны числа, в одном – стоит вопросительный знак.) – В каждой таблице должны быть записаны числа от 1 до 9. Какого числа нет в первой  таблице? (Семь.) – Какого числа нет во второй таблице? (Шесть.) – Какого числа нет в четвертой таблице? (Девять.) 6. Задание 6 (с. 21). – Прочитайте числа, записанные на линейке. – Какие числа находятся между числами 2 и 7? (3, 4, 5, 6.) – Какие числа находятся между числами 4 и 8? (5, 6, 7.) – Какие числа находятся правее 4? (1, 2, 3.) – Придумайте свои вопросы со словами «между», «правее», «левее». IV. Работа в печатной тетради. Поиск «уголков», «треугольников» в заданных фигурах и обозначение их  расположения цветом (линией). Проведение линий от точки по образцу: «Одна клетка вверх, одна клетка вправо». Письмо цифр 1, 2. Отработка понятий «внутри», «вне». V. Работа в парах по карточкам. – Закрасьте только те части справа, из которых можно получить фигуру слева.     VI. Итог урока. – Какие действия необходимо выполнить при конструировании? ГОТОВИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ СЛОЖЕНИЕ Урок 9 Цели: учить писать цифру 3, подбирать рисунки к записям и наоборот; провести  подготовку для введения действия сложения; продолжить формирование навыка устного  счета в пределах 9; развивать наблюдательность и внимание. I. Устный счёт. 1. Задание по сюжетным картинкам. – Расскажите, что было. Что изменилось? Ход урока 2. Задачи в стихах. По лесу охотник шел, В чащу леса он зашел, Повстречались ему здесь: Заяц, волк, лиса, медведь. Звери все до одного Убежали от него. Сосчитайте всех зверей И как можно побыстрей. (Четыре.) Ежик по лесу шел, На обед грибы нашел: Два – под березой, Один у осины. Сколько их будет В плетеной корзине? (Три.) II. Сообщение темы урока. Учитель читает стихотворение, учащиеся выкладывают листья на доске. Ветер по лесу гулял, Ветер листики срывал: Желтый, красный, Коричневый, зеленый. Хорошо ли ты считал? Сколько листьев ты собрал? (Четыре.) – Тема нашего урока «Готовимся выполнять сложение». III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. 1. Задание 1 (с. 22). – Рассмотрите первую тарелку. Сколько здесь яблок? Сколько груш? Сколько фруктов  всего? (1 яблоко и 1 груша – это 2.) – Рассмотрите вторую тарелку. Сколько здесь яблок? Сколько груш? Сколько всего  фруктов? Запись на доске: 2 и 1 – это 3. Аналогично учащиеся анализируют остальные рисунки. В результате на доске появляются  записи: 4 и 1 – это 5. 2 и 2 – это 4. 3 и 1 – это 4. 1 и 4 – это 5. 3 и 2 – это 5. 1 и 2 – это 3. 2. Задание 2 (с. 22). – Подберите рисунки к данным записям. а) 2 и  – это   2 и 2 – это 4 б)  и 1 – это   3 и 1 – это 4 в)  и  – это 5  4 и 1 – это 5 3 и 2 – это 5  1 и 4 – это 5 – Почему в третьей записи получилось три варианта решения? (Неизвестное число групп и  число яблок.) 3. Задание 3 (с. 23). – Рассмотрите рисунок. Кто здесь изображен? – Сколько утят в речке? (4.) Выложите столько фишек. – Сколько цыплят на берегу? (2.) Положите рядом две фишки. – Сколько всего птиц на рисунке? (4 и 2 – это 6.) 4. Задание 4. – Прочитайте числа, записанные на линейке. Какие числа здесь пропущены? (1, 3, 5, 7.) 5. Игра «Верно – неверно». – Верно, что 8 правее 7? (Да.) – Верно, что 8 левее 9? (Да.) – Верно, что 6 правее 5? (Да.) – Верно, что 7 левее 5? (Нет.) – Верно, что 3 правее 4? (Нет.) – Верно, что 1 левее 4? (Да.) 6. Задание 5 (с. 23). – Назовите и покажите числа по порядку, начиная с наименьшего. На какие группы можно  распределить эти числа? (На 4 группы по цвету: синие цифры, зеленые, оранжевые,  красные. Или на две группы по размеру (шрифту): большие (2, 4, 6, 8) и маленькие (1, 3,  5, 7, 9). IV. Работа в печатной тетради. Дополнение записей: вписывание пропущенных цифр в записи вида:  и  – это 4 (в  соответствии с рисунком). Построение модели (рисование фишек) к ситуации объединения двух  непересекающихся множеств.     Проведение линий от точки по образцу (по заданному алгоритму). Письмо цифры 3: ориентация на точку начала движения, на стрелку, указывающую  направление движения. – Отгадайте загадки: Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки: Кто герои этой сказки? («Три медведя», Машенька.) Есть три брата родные. Один ест – не наестся, Другой пьет – не напьется, Третий гуляет – не нагуляется. (Огонь, земля, вода.) У него глаза цветные, Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня. (Светофор.) – Какое число употребляется в этих загадках? – Сегодня на уроке будем считать и учиться правильно писать цифру 3. На что похожа  цифра три? А вот это – посмотри – Выступает цифра три. Тройка – третий из значков – Состоит из двух крючков. Учитель демонстрирует таблицу написания цифр. – Рассмотрите, как пишется цифра 3, обозначающая число три. Объясните, как правильно  писать цифру 3. Объяснение. Цифра 3 состоит из трех элементов: горизонтальной и наклонной палочек и  нижнего правого полуовала. Начинаем писать от середины верхней стороны клетки  палочку, ведем ее по стороне клетки до вершины верхнего правого угла; отсюда пишем  наклонную палочку, ведем ее вниз чуть выше середины клетки. Отсюда пишем правый  полуовал, закругляя и поднимаясь чуть вверх, дальше закругляя, ведем вниз, не касаясь  правой стороны клетки, на середину нижней стороны клетки, закругляя чуть выше и левее  нижней стороны клетки. Далее учащиеся работают по образцу. V. Фронтальная работа. 1. Игра «Дополни». Дидактическая цель. Развитие речи детей, пространственного мышления. Средства обучения. Рисунки «Самолет», «Вертолет», «Птица», «Бабочка». Содержание игры. На магнитной доске учитель размещает рисунки (сверху вниз): ракета,  самолет, вертолет, птица, бабочка – и объясняет детям задание: закончить предложение,  начатое им. Например: «Высоко в небе летит … (ракета). Ниже ракеты летит … (самолет).  Самолет летит … (выше вертолета). Если птица летит выше бабочки, а вертолет выше  птицы, то вертолет летит … (выше бабочки). Если выше птицы летит вертолет, а  ниже – бабочка, то птица находится … (между вертолетом и бабочкой)». 2. Работа в тетради. – Нарисуйте домики так, чтобы каждый следующий домик отличался от всех предыдущих  тремя признаками. VI. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – Какую цифру научились писать? Урок 10 НАХОДИМ ФИГУРЫ Цели: учить находить фигуры на чертеже; закреплять умение называть фигуры по их  признакам; формировать навык счета в пределах первого десятка; развивать  пространственное мышление, внимание, наблюдательность. Ход урока I. Устный счет. 1. Отгадайте загадки, назовите геометрические фигуры. Уголков нет у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? (Круг.) Ты на меня, ты на него, На всех нас посмотри. У нас всего, у нас всего, У нас всего по три. Три стороны и три угла, И столько же вершин. И трижды трудные дела Мы трижды совершим. (Треугольники.) 2. Игра «Узнай фигуру». 1) Квадрат  2) Круг  3) Овал  4) Прямоугольник  5) Треугольник  3. Сколько треугольников на чертеже? (Три.) II. Сообщение темы урока. Учитель читает стихи и демонстрирует рисунки: Три угла, три стороны, Я – треугольник, посмотри. Познакомьтесь, я – квадрат. Подружиться с вами рад. Я веселый, добрый круг, Вам теперь надежный друг. Наши глазки – это точки, Наши носики – крючочки, Ручки – линии прямые, Ротик – линии кривые. – Тема нашего урока «Находим фигуры». III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. 1. Задание 1 (с. 24). – Рассмотрите рисунок в учебнике. Как называется большая  фигура? (Четырехугольник.) На сколько частей он разделен? – Найдите в нем 3 треугольника. Учащиеся анализируют рубрику «Проверь себя». 2. Задание 2 (с. 24). – Как называется красная фигура? (Это четырехугольник, прямоугольник.) – На сколько частей он разделен? – Сколько треугольников в этом прямоугольнике? (Четыре треугольника.) Учитель открывает на доске таблицу «Проверь себя». – Как называется зеленая фигура? (Это четырехугольник.) – На сколько частей разделен этот четырехугольник? – Сколько треугольников в нем? (4.) Учитель открывает на доске таблицу «Проверь себя». – Как называется синяя фигура? (Многоугольник, пятиугольник.) На сколько частей он  разделен? – Сколько в этой фигуре треугольников? (Три.) Учитель открывает на доске таблицу «Проверь себя». 3. Задание 3 (с. 24). – Рассмотрите четырехугольник. Сколько в нем треугольников? (Пять треугольников.) Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Самолёт летит по небу, треугольное крыло, На моём велосипеде треугольное седло, Есть такой предмет – угольник, И всё это – ТРЕУГОЛЬНИК. Тут мама три спички на стол положила И мне треугольник из спичек сложила. А в это время я чертил и наблюдал за мамою, Я три прямых соединил и сделал то же самое. 4. Задание 4 (с. 25). Учитель читает стихотворение А. Барто, учащиеся слушают и выкладывают фишки. Я, Сережа, Коля, Ванда – Волейбольная команда. Женя с Игорем пока – Запасных два игрока. А когда подучатся, Сколько нас получится?  – (4 и 2 – это 6.) 5. Задание 5 (с. 25). – Какие птицы изображены на рисунке? – Отгадайте загадки: Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою всех ведет. Весел нет у малых лодок, А кораблик больно ходок, Вправо, влево, взад, вперед Всю ватагу поведет. (Утка с утятами.) – Сколько на рисунке уток с утятами? (Одна утка и шесть утят.) Подберите карточку с  фишками к этому рисунку. Квохчет, квохчет, детей созывает, Всех под крыло собирает. (Курица с цыплятами.) – Сколько кур с цыплятами? (Одна курица и четыре цыпленка.) Подберите карточку с  фишками к этому рисунку. – Сколько утят и цыплят на последнем рисунке? (Семь цыплят и 2 утенка.) Подберите  карточку с фишками к этому рисунку. – Сколько всего детенышей? (7 и 2 – это 9.) 6. Задание 6 (с. 25) с использованием цветных фишек. – Слушайте предложения и выкладывайте фишки:  – девочка;  – мальчик. а) Поют две девочки и шесть мальчиков. – Сколько всего детей? (2 и 6 – это 8.) б) Прыгают семеро детей. Среди них три мальчика и четыре девочки. в) Танцуют четыре девочки и столько же мальчиков.

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век

Поурочные разработки по математике 3 класс 21 век
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2019