Поурочные разработки по русскому языку
Оценка 4.9

Поурочные разработки по русскому языку

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл—11 кл
12.04.2018
Поурочные разработки по русскому языку
Публикация является частью публикации:
Летопись ВОВ 11.doc
Урок литературы 11­А___________11Б___________ Тема: Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны. Цель:  Учитель Наумова Е.А. 1. Познакомить учащихся с героическими страницами русской публицистики, поэзии,  прозы, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;  2. Развивать навыки умения анализировать; 3. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.  Ход урока 1.Организациооный этап 2. Работа по теме урока ­Слово учителя Учитель: Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы не только поговорить о  литературном процессе военных лет, но и еще раз прикоснуться к страницам истории. В ночь на 22 июня 1941 года на советский Союз напали гитлеровские полчища.  Мирный труд советского народа был нарушен, началась Великая Отечественная война.  Над нашей Родиной нависла грозная опасность. Вся страна поднялась на великую  освободительную борьбу против фашистских захватчиков.  Годы Великой Отечественной войны… страна переживала дни и месяцы  смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение патриотических сил,  мобилизация всех резервов духа помогла отвести грозную беду  “Великая Отечественная война, – писал Г.К.Жуков, – явилась крупнейшим военным столкновением. Это была всенародная битва против злобного врага, посягнувшего на самое дорогое, что только есть у советских людей”. Искусство, литература вышли на огневой рубеж Литература первой откликнулась на призыв партии и правительства. Особенно  публицистика стала наиболее популярным жанром. А.Фадеев, В.Гроссман, П.Корнейчук –  вот авторы произведений, которые стали культовыми. (Презентация)  Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов. Если, в первые месяцы войны, ей была присуща обнаженно­рационалистическая манера, зачастую  отвлеченно­схематические способы изображения врага, то в начале 1942 года  публицистика обогащается элементами психологического анализа. В огненном слове  публициста и митинговая нота. И обращение к душевному миру человека.  Следующий этап литературного творчества совпал с переломом в ходе войны, с  необходимостью углубленного социально–политического рассмотрения фашистского  фронта и тыла, выяснения коренных причин близящегося поражения гитлеризма и  неотвратимости справедливого возмездия. Этими обстоятельствами вызвано обращение к  таким жанрам, как памфлет и обозрение. На завершающем этапе войны появилось тяготение к документальности. Так, например, в  “Окнах ТАСС” наряду с графическим исполнением плакатов широко использовался метод  фотомонтажа. Писатели и поэты вводили в свои произведения дневниковые записи, письма, фотографии и другие документальные свидетельства. Чтение статьи учебника стр. 194­195 (запись основных событий, имен и Во времена тяжелого лихолетья у советского человека обостряется чувство  произведений) родины. Образ России с ее просторами, полями и лесами сказочной красоты приобретает в песнях на стихи А.Прокофьева, Е.Долматовского, А.Жарова, А.Чуркина и многих других  поэтов то романтически­возвышенное, то лирико­интимное звучание. Особой  популярностью пользовались лирические песни на слова М.Исаковского, А.Фатьянова,  А.Суркова, К.Симонова и других поэтов, посвященные дружбе, любви, верности, разлуке и счастью встречи, – всему тому, что волновало и согревало солдата в дали от родного дома  (“Землянка” А.Суркова, “Огонек” М.Исаковского, “Темная ночь” В.Агатова, “Вечер на  рейде” А. Чуркина); стихи о военных буднях, шуточные, положенные на мелодии  задушевных русских песен, частушек, вальсов. Такие произведения, как “Дороги”  Л.Ошанина, “Вот солдаты идут” М.Львовского, “Соловьи” А. Фатьянова и другие  постоянно предавались по радио, исполнялись во время концертов на фронте и в тылу.  Дмитрий Шостакович в блокадном Ленинграде пишет свою “ 7 симфонию”,  ставшую поистине шедевром классики (отрывок). ­ звучит мелодия Шостаковича­ В годы войны создавались пьесы о нашем героическом тыле, о беспримерном  трудовом энтузиазме миллионов, без которого немыслимы были бы победы на фронтах. К  сожалению, в большинстве своем ,эти произведения не достигли того эстетического уровня и силы эмоционального воздействия, которыми были отмечены пьесы военно­бытового  содержания. Органическая связь с русской классической лирикой и народным творчеством  помогала поэтам раскрыть черты национального характера. Всеволод Вишневский отмечал  в дневнике военных лет: “Повышается роль национального русского самосознания и  гордости”. Такие понятия, как Родина, Русь, Россия, Русское сердце, Русская душа,  нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную  историческую глубину, поэтическую объемность.  Константин Симонов писал ничто так не сближает русского человека, как чувство  общей Беды. Именно ему принадлежит прекрасное стихотворение, ставшее народным  “Жди меня”.   Прослушивание  стихотворения. К. Симонов. В его творчестве тема ВОВ занимает особое место. Она определила  позицию художника в отношении к важнейшим вопросам эпохи: война и мир, гуманизм,  патриотизм, долг человека перед Родиной. Стихи Симонова знали все: на фронте и в тылу.  Их печатали на листовках и в газетах, в фронтовых и армейских, солдаты переписывали их  друг у друга и пересылали в письмах с фронта на фронт. В те годы не было человека,  который бы не знал стихотворений “Если дорог тебе твой дом…”, “Майор привез  мальчишку на лафете…”, “Жди меня”.  Великая Отечественная война стала величайшей трагедией и испытанием сил  каждого человека. Как свидетельствует статистика, в годы войны ежесуточно в среднем  погибало более 19 тысяч воинов и мирных жителей, каждый час – около 916 человек.  Война поглотила треть национальных богатств страны, разрушила 1700 городов, 70 тысяч  сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий.  Свыше 500 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках  защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они  создавали стихи, которые поднимали боевой дух солдат. Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны,  темы Родины. Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами,  укрепляя мужество защитников. Вместе со всеми показали героизм и самоотверженность и  поэты – писатели. Более 300 писателей и потов пали смертью храбрых. Среди них  М.Кульчицкий, Н. Майоров, А.Гайдар, М. Джалиль, А. Алиш, И.Уткин, Ю. Крымов,  А.Гайдар. “Они ушли не долюбив, не докурив последней сигареты…” Жизненная позиция  этих людей, их мечты и помыслы нашли отражение в стихах . П.Коган “Гроза”. За годы войны было создано свыше трехсот пьес. Не все они увидели свет рампы. Лишь  немногим посчастливилось пережить свое время. Среди них “Фронт” А.Корнейчука,  “Нашествие” Л.Леонова, “Русские люди” К.Симонова, “Офицер флота” А.Крона, “Песнь о  черноморцах” Б.Лавренева, “Сталинградцы” Ю. Чепурина и некоторые другие. (Слайд 4)  Пьесы, появившиеся в самом начале войны. и созданные еще на волне довоенных  настроений, оказались далекими от трагической обстановки первых месяцев тяжелых боев. Потребовалось время, чтобы художники смогли осознать свершившееся, верно его оценить  и по–новому осветить. Переломным этапом в драматургии стал 1942 год. В годы войны  создавались пьесы исторического содержания А.Толстого “Петр 1”, А. Соловьева  “Великий государь”. Суровые будни и драматизм воины, осмысленные в масштабе больших социально­ нравственных и философских категорий, предстают со страниц повести Л.Леонова “Взятие Великошумска”.  Обличительное сатирическое искусство той поры родилось как выражение гуманизма и  великодушия советского человека, защищавшего человечество от фашистских орд.  Частушки, пословицы, поговорки, басни, сатирические перепевы, эпиграммы – весь арсенал острот был взят на вооружение. Исключительной действенностью отличалась  саркастическая надпись или подпись под плакатом “Окон ТАСС”, карикатурой. Д.Бедный, В.Лебедев­Кумач, А.Твардовский, А.Прокофьев, А.Жаров и целая  плеяда фронтовых сатириков и юмористов успешно выступала в жанре сатирической  миниатюры. Ни одно сколько­нибудь значительное событие на фронте не прошло  бесследно для сатириков. Разгром фашистов на Волге и под Ленинградом, в Крыму и на  Украине, дерзкие рейды партизан по вражеским тылам, смятение и разброд в стане  гитлеровской коалиции, решающие недели битвы в Берлине – все это остроумно и точно  фиксировалось сатирическим стихом. Вот характерное для манеры Д.Бедного­сатирика  четверостишие “В Крыму”: – Что это? – Гитлер взвыл, глаза от страха жмуря. – Потеряны – Сиваш, и Перекоп, и Керчь! На нас идет из Крыма буря! Не буря, подлый гад, а смерч! Работа с учебником стр. 209 (чтение и конспектирование) 3.Итог урока. Рефлексия  Учитель: Литературный процесс во все времена отражал те события, которые  происходили в истории нашего общества. Славные имена замечательных писателей и  поэтов навсегда останутся в истории нашего государства. Возможно, если бы не они, мы не  имели бы полного представления о том, насколько серьезными и значимыми были военные  события.  А сейчас я бы хотела услышать ваше мнение о литературе в годы Вов 4. Домашнее задание Ответить письменно на вопрос №10 стр.218

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018