У р о к л и т е р а т у р ы 1 1 Б _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 1 1 Б _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Т е м а : Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20х годов С.
У ч и т е л ь Н а у м о в а Е . А .
Есенина
Ц е л и : отметить особенности лирики после революции, обратив внимание на
трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни;
развивать навыки анализа поэтического текста.
Х о д у р о к а
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания.
III. Есенин и революция.
1. Л е к ц и я у ч и т е л я .
Художественнофилософский мир Есенина, как живой организм, рождается, растет
вместе с ним, быстро меняется под влиянием важнейших событий XX века – Первой
мировой войны, двух русских революций 1917 года, Гражданской войны и строительства
социализма в Советской России, а также в силу внутренних причин изменения самого
поэта. Проходя через все творчество Есенина, изменяются и отдельные его идеи, темы,
мотивы, образы.
Для выделения периодов, этапов в творчестве Есенина служат разные основания:
эволюция мировоззрения поэта, его отношение к крестьянству и пролетариату, родине и
революции, изменение художественного мышления Есенина, образа автора, лирического
героя и лироэпических персонажей в его произведениях, разных элементов поэтики и т.
д. «Художественная картина мира у Есенина стремительно и динамично развивалась и
преображалась... Кажется, в течение двухтрех лет, а иногда и года творчество
Есенина решительно изменялось... получалось, что чуть ли не каждый годдва можно
рассматривать как новый этап», – читаем в статье В. И Фатющенко «Произведение»,
«цикл», «книга», «картина мира» у Есенина» (Вестник Московского университета. Сер.
Филология. – 1985. – № 5).
Исходя из отношения Есенина и его героев к революции, можно выделить пять
главных периодов творчества поэта (указать на доске):
1) ожидание революции (1910–1917);
2) ее воспевание (1917–1919): «Да здравствует революция / На земле и на небесах!»
(1918);
3) неприятие совершавшихся в стране событий (1919–1920): «Веслами отрубленных
рук / Вы гребетесь в страну грядущего» (сентябрь 1919 года); «Ведь идет совершенно не
тот социализм, о котором я думал...» (авг. 1920 года);
4) противоречивое отношение поэта и его героев к революции и Советской власти
(1921–1923): «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только
одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, повидимому, в нас скрывался и
скрывается какойнибудь ноябрь» (7 февраля 1923 года); герои «Страны Негодяев»:
комиссар Рассветов («Россия... вот это глыба... Лишь бы только Советская власть!..») и
«идейный бандит» Номах («Мне до дьявола противны / И те и эти. Я потерял
равновесие...»);
5) правдивое, объективное отражение советской действительности (1924–1925):
«Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живется на Руси» (июль 1925).
Первым откликом на Февральскую революцию явилось стихотворение «Разбуди
меня завтра рано...» (1917).Начинается произведение с обращения к матери и рисует символическую картину
ожидания пришествия светлого гостя – явления Христа. Приметы дорого гостя связаны с
окружающим миром природы: «след широких колес на лугу», «золота» дуга, которую
«треплет ветер», и шапкамесяц. Ожидание рассвета будущего дня, когда кобылица
«игриво взмахнет» красным хвостом, передает мечты о будущем: автор надеется стать
«знаменитым русским поэтом», который воспоет высшие ценности жизни, мать, дающую
человеку жизнь, светлого гостя и дорогие приметы своего родного дома: «Воспою я тебя и
гостя, / Нашу печь, петуха и кров... / И на песни мои прольется / Молоко твоих рыжих
коров».
В 1917 году Есенин встретил революцию вдохновенно. Он был тогда счастлив.
С женитьбой на З. Н. Райх («милой Зикан») в июле 1917 года поэт связывал
романтические надежды на свой дом и семейный очаг. «В эти месяцы, – вспоминал его друг
В. Чернявский, – были написаны одна за другой все его богоборческие и космические
поэмы о революции... Он был весь во власти образов своей «есенинской Библии».
«Есенинская Библия» состояла из десяти маленьких поэм: «Певущий зов»,
«Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов»,
«Иорданская голубица», «Небесный барабанщик» и «Пантократор», в которых Есенин
воспел творение нового мира.
Начавшаяся летом 1918 года гражданская война, голод 1920–1921 годов,
крестьянские восстания против новой власти – все это вместе определило пересмотр
Есениным своей поэтической философии. Приходит разочарование. Пророк
превращался в хулигана:
Плюйся, ветер, охапками листьев, –
Я такой же, как ты, хулиган.
«Хулиган»
– Кто же такой есенинский хулиган?
Он когдато был «деревенским озорником», у него – душа крестьянина, который
«каждой корове с вывески мясной лавки... кланяется издалека» и вспоминает «запах навоза
с родных полей». Но теперь он стал городским «в цилиндре и лакированных башмаках». Он
застрял в городе и вынужден играть чужую роль – почти цирковую, клоунскую:
Я нарочно иду нечесаным
С головой, как керосиновая лампа на плечах.
… … … … … … … … … … … …
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы.
«Исповедь хулигана»
И в то же время он провозглашает себя «последним поэтом деревни», по которому
скоро «прохрипят... двенадцатый час» «деревянные часы» уходящей Руси:
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
«Я последний поэт деревни»
В 20е годы отношение поэта к революции стало неоднозначным. Поэт
справляет «панихиду» по дорогому деревенскому миру («Я последний поэт деревни» и
«Сорокоуст», 1920), выражает не только свою боль, но и боль многих жителей России,
страны по преимуществу аграрной. Прощание с деревянной деревней не сводится к
противостоянию деревни и города или протесту против наступления «железного гостя»,
новой технической эры паровозов и тракторов, как считали современники поэта. В каждой
строчке выражена пронзительная боль от погибели традиционного уклада русской жизни,целого мира русской духовности, когда высшей ценностью являлось все живое – «милое
родное звериное».
В стихах Есенина начала 20х годов резко меняется облик природы. Бывшая
некогда благостной, солнечной, многоцветной, она становится теперь жуткой и мрачной,
несущей знамение гибели:
Взбрезжи полночь луны кувшин
Зачерпнуть молока берез!
Словно хочет кого придушить
Руками крестов погост!
Бродит черная жуть по полям,
Злобу вора струит в наш сад,
Только сам я разбойник и хам,
И по крови – степной конокрад.
«Хулиган»
Маска «шарлатана и скандалиста» приоткрывает спрятанное за нею отчаяние,
духовную драму несбывшихся надежд.
Есенин осознавал эту драму как конфликт органической деревенской
культуры с технической городской цивилизацией, как роковую победу «железного»
над «живым». В полной мере это осознание проявится в «Сорокоусте».
С болью поэт говорит о том, что «красногривый жеребенок» не выдерживает
состязания с паровозом, бегущим на «лапах чугунных»:
Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
В том же «Сорокоусте» он дал выразительную формулу обреченности Руси:
Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом,
Тянет к глоткам равнин пятерню...
… … … … … … … … … …
О, электрический восход,
Ремней и труб глухая хватка,
Се изб бревенчатый живот
Трясет стальная лихорадка!
Гражданская война, в которой человек с особым остервенением убивал себе
подобных, окончательно разрушила веру Есенина в разумность путей, которыми движется
история. В драматической поэме «Пугачев» (1921) Пугачев в поисках «мужицкого рая»
начинает жестокую, беспощадную бойню. Чего стоят хотя бы слова Хлопуши:
Завтра ж ночью я выбегу волком
Человеческое мясо грызть.
И потому крестьянский вождь при всех своих благих намерениях терпит поражение
– падает «под душой, как под ношею». Природа становится в «Пугачеве» проекцией
человеческой жестокости: луна похожа на лошадиный череп, который «каплет золотом
сгнившей слюны», ветер дует «сыростью и вонью болот», ольха капает «желтым мозгом из
пробитой башки»... И когда Пугачева выдают его же соратники, он в итоге воспринимает
это едва ли не с облегчением – как возможность вернуться к человеческому в самом себе.Лирика Есенина 20х годов проникнута психологизмом и драматизмом. В
окружении «московских изогнутых улиц», в обостренной, потрясающей исповедальности
исчезают и «смиренный инок», и вызывающий «хулиган» и перед нами – поэт, лицо
которого искажено гримасой боли и недоумения.
Есенин, однако, делал попытки «зацепиться за реальный смысл действительности»:
в мае 1922 года уехал за границу, чтобы оттуда, с дистанции оценить происходящее в
России, куда он вернется весной 1923 года.
Поэт знакомится с той западной цивилизацией, которой он так боялся и которую
так отрицал. Он в полной мере оценил и бытовой комфорт Европы, и индустриальную
мощь Америки, ему стало хорошо понятно, что в том же направлении России суждено
сделать важные и необходимые шаги. В очерке «Железный Миргород» он попытался
связать свою судьбу с историческим выбором России, заявляя о готовности принять
и полюбить«коммунистическое строительство». Однако места для себя и своих стихов,
как ни старался отыскать, – не находил. На пути из Америки в Россию Есенин писал
Кусикову о терзающем его чувстве тоски и ненужности: «Чувствую себя здесь чужим и
ненужным, а как вспомню про Россию и вспомню, что там ждет меня, так и
возвращаться не хочется...»
Тем не менее Есенин вполне искренно пытается декларировать свою близость новой
действительности:
Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
«Неуютная жидкая лунность...»
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
«Русь Советская»
Самый же главный итог его финальной лирики 1924–1925 годов состоял, пожалуй, в
том, что он впервые попытался увидеть деревню такой, какой она есть. В стихотворении
«Возвращение на Родину» (1924) рисуется картина послереволюционной деревни: церковь,
с которой комиссар снял крест; изба без икон, выкинутых сестрамикомсомолками;
«пузатый» «Капитал» Маркса на столе... Все до боли знакомое – и все чужое:
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
«Русь Советская»
У Есенина нет ни малейшего желания в чемлибо упрекать своих односельчан, но
нет и попыток хоть чемто подсластить горечь узнавания этой чужой страны:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
«Русь Советская»
Пропасть между поэтом и реальностью только увеличивалась:
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле, –
горько подытожит он в декабре 1925 года.Просмотр видеофрагмента фидьма о возвращении Есенина на Родину
В 1924–1925 годы к Есенину приходит чувство исчерпанности своей идеи и
завершенности творческого пути. В «Черном человеке» и «Персидских мотивах» оно
прозвучало особенно сильно и трагично. Жизнь, перед лицом которой поэзия разоблачается
как красивая иллюзия, оказывается ненужной, никчемной и опустошенной – таков
центральный конфликт «Черного человека». От этой действительности можно попытаться
заслониться придуманной Персией – страной любви и поэзии, но сам Есенин до конца не
верит в условный, иллюзорный Восток.
И все же в лирике позднего Есенина не было отчаяния, обратите на это внимание в
одном из лучших стихотворений 1924 года «Отговорила роща золотая...».
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а у ч а щ и х с я .
Письменный анализ стихотворения (можно подготовить раздаточный материал –
текст стихотворения и примерный план анализа поэтического текста).
1. Название, автор (что вы знаете об авторе; время создания стихотворения, жанр).
2. Биографический и исторический комментарий
где и при каких обстоятельствах написано?
отражение времени эпохи, истории страны, явлений культуры и литературы.
3. Языковой комментарий (лингвистическое толкование текста)
разъяснение непонятных, устаревших выражений и слов.
4. Тема произведения, вопросы, волнующие автора. (Цитаты из текста,
подтверждающие ваши выводы).
5. Идея, основные мысли, их общее значение. (Цитаты из текста, подтверждающие
ваши выводы).
6. Воплощение идеи в образах:
анализ особенностей языка (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение,
аллегория и т.д.) (Цитаты из текста, подтверждающие ваши выводы).
7. Личное мнение (что понравилось, почему?).
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире
странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит
дом.
О всех ушедших
грезит
конопляник
С широким месяцем над голубым
прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не
жаль.
Не жаль мне лет, растраченных
напрасно,
красной,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
ком…IV. Итог урока.
Домашнее задание.
выучить наизусть «Я последний поэт деревни»
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а у ч а щ и х с я .
Письменный анализ стихотворения
3. Название, автор (что вы знаете об авторе; время создания стихотворения, жанр).
4. Биографический и исторический комментарий
где и при каких обстоятельствах написано?
отражение времени эпохи, истории страны, явлений культуры и литературы.
7. Языковой комментарий (лингвистическое толкование текста)
разъяснение непонятных, устаревших выражений и слов.
8. Тема произведения, вопросы, волнующие автора. (Цитаты из текста,
подтверждающие ваши выводы).
9. Идея, основные мысли, их общее значение. (Цитаты из текста, подтверждающие
ваши выводы).
10. Воплощение идеи в образах:
анализ особенностей языка (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение,
аллегория и т.д.) (Цитаты из текста, подтверждающие ваши выводы).
7. Личное мнение (что понравилось, почему?).
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.