Поурочные разработки по русскому языку
Оценка 4.9

Поурочные разработки по русскому языку

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл—11 кл
12.04.2018
Поурочные разработки по русскому языку
Публикация является частью публикации:
город и деревня 11.doc
У р о к   л и т е р а т у р ы   1 1 Б _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   1 1 Б _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Т е м а :   Трагическое  противостояние  города  и  деревни  в  лирике  20­х  годов С. У ч и т е л ь   Н а у м о в а   Е . А . Есенина Ц е л и :   отметить   особенности   лирики   после   революции,   обратив   внимание   на трагическое   восприятие   революционной   ломки   традиционного   уклада   русской   деревни; развивать навыки анализа поэтического текста. Х о д   у р о к а I. Организационный этап II. Проверка домашнего задания. III. Есенин и революция. 1. Л е к ц и я   у ч и т е л я . Художественно­философский мир Есенина, как живой организм, рождается, растет вместе   с   ним,   быстро   меняется   под   влиянием   важнейших   событий   XX   века   –   Первой мировой войны, двух русских революций 1917 года, Гражданской войны и строительства социализма  в  Советской  России,   а  также  в   силу   внутренних  причин  изменения   самого поэта. Проходя через все творчество Есенина, изменяются и отдельные его идеи, темы, мотивы, образы. Для выделения периодов, этапов в творчестве Есенина служат разные основания: эволюция мировоззрения поэта, его отношение к крестьянству и пролетариату, родине и революции, изменение художественного мышления Есенина, образа автора, лирического героя и лироэпических персонажей в его произведениях, разных элементов поэтики и т. д. «Художественная картина мира у Есенина стремительно и динамично развивалась и преображалась...   Кажется,   в   течение   двух­трех   лет,   а   иногда   и   года   творчество Есенина решительно изменялось... получалось, что чуть ли не каждый год­два можно рассматривать как новый этап», – читаем в статье   В. И Фатющенко «Произведение», «цикл», «книга», «картина мира» у Есенина»  (Вестник  Московского  университета.  Сер. Филология. – 1985. – № 5). Исходя из  отношения  Есенина  и его героев  к революции,  можно выделить  пять главных периодов творчества поэта (указать на доске): 1) ожидание революции (1910–1917); 2) ее воспевание (1917–1919): «Да здравствует революция / На земле и на небесах!» (1918); 3) неприятие совершавшихся в стране событий (1919–1920): «Веслами отрубленных рук / Вы гребетесь в страну грядущего» (сентябрь 1919 года); «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал...» (авг. 1920 года); 4) противоречивое отношение поэта и его героев к революции и Советской власти (1921–1923): «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал.   Вижу   только  одно,   что   ни   к   февральской,   ни   к   октябрьской,   по­видимому,   в   нас   скрывался   и  скрывается   какой­нибудь   ноябрь»   (7   февраля   1923   года);   герои   «Страны   Негодяев»: комиссар Рассветов («Россия... вот это глыба... Лишь бы только Советская власть!..») и «идейный   бандит»   Номах   («Мне   до   дьявола   противны   /   И   те   и   эти.   Я   потерял равновесие...»); 5) правдивое,  объективное  отражение  советской  действительности (1924–1925): «Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живется на Руси» (июль 1925). Первым   откликом   на   Февральскую   революцию   явилось   стихотворение «Разбуди меня завтра рано...» (1917). Начинается произведение с обращения к матери и рисует символическую картину ожидания пришествия светлого гостя – явления Христа. Приметы дорого гостя связаны с окружающим   миром   природы:   «след   широких   колес   на   лугу»,   «золота»   дуга,   которую «треплет   ветер»,   и   шапка­месяц.   Ожидание   рассвета   будущего   дня,   когда   кобылица «игриво взмахнет» красным хвостом, передает мечты о будущем: автор надеется стать «знаменитым русским поэтом», который воспоет высшие ценности жизни, мать, дающую человеку жизнь, светлого гостя и дорогие приметы своего родного дома: «Воспою я тебя и гостя, / Нашу печь, петуха и кров... / И на песни мои прольется / Молоко твоих рыжих коров». В 1917 году Есенин встретил революцию вдохновенно. Он был тогда счастлив. С   женитьбой   на   З.   Н.   Райх  («милой   Зикан»)   в   июле   1917   года   поэт   связывал романтические надежды на свой дом и семейный очаг. «В эти месяцы, – вспоминал его друг В. Чернявский, – были написаны одна за другой все его богоборческие и космические поэмы о революции... Он был весь во власти образов своей «есенинской Библии». «Есенинская   Библия»   состояла   из   десяти   маленьких   поэм:   «Певущий   зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие»,  «Преображение»,  «Инония»,  «Сельский  часослов», «Иорданская   голубица»,   «Небесный   барабанщик»   и   «Пантократор»,   в   которых   Есенин воспел творение нового мира. Начавшаяся   летом   1918   года   гражданская   война,   голод   1920–1921   годов, крестьянские восстания против новой власти – все это вместе определило пересмотр Есениным   своей   поэтической   философии.   Приходит   разочарование.   Пророк превращался в хулигана: Плюйся, ветер, охапками листьев, – Я такой же, как ты, хулиган.                                 «Хулиган» – Кто же такой есенинский хулиган? Он когда­то был «деревенским озорником», у него – душа крестьянина, который «каждой корове с вывески мясной лавки... кланяется издалека» и вспоминает «запах навоза с родных полей». Но теперь он стал городским «в цилиндре и лакированных башмаках». Он застрял в городе и вынужден играть чужую роль – почти цирковую, клоунскую: Я нарочно иду нечесаным С головой, как керосиновая лампа на плечах. … … … … … … … … … … … … Мне нравится, когда каменья брани Летят в меня, как град рыгающей грозы.                                           «Исповедь хулигана» И в то же время он провозглашает себя «последним поэтом деревни», по которому скоро «прохрипят... двенадцатый час» «деревянные часы» уходящей Руси: Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час!                                      «Я последний поэт деревни» В   20­е   годы   отношение   поэта   к   революции   стало   неоднозначным.   Поэт справляет «панихиду» по дорогому деревенскому миру («Я последний поэт деревни» и «Сорокоуст», 1920), выражает не только свою боль, но и боль многих жителей России, страны   по   преимуществу   аграрной.   Прощание   с   деревянной   деревней   не   сводится   к противостоянию деревни и города или протесту против наступления «железного гостя», новой технической эры паровозов и тракторов, как считали современники поэта. В каждой строчке выражена пронзительная боль от погибели традиционного уклада русской жизни, целого мира русской духовности, когда высшей ценностью являлось все живое – «милое родное звериное». В стихах Есенина начала 20­х годов резко меняется облик природы.  Бывшая некогда благостной, солнечной, многоцветной, она становится теперь жуткой и мрачной, несущей знамение гибели: Взбрезжи полночь луны кувшин Зачерпнуть молока берез! Словно хочет кого придушить Руками крестов погост! Бродит черная жуть по полям, Злобу вора струит в наш сад, Только сам я разбойник и хам, И по крови – степной конокрад.                                             «Хулиган» Маска   «шарлатана   и   скандалиста»   приоткрывает   спрятанное   за   нею   отчаяние, духовную драму несбывшихся надежд. Есенин   осознавал   эту   драму   как   конфликт   органической   деревенской культуры с технической городской цивилизацией, как роковую победу «железного» над «живым». В полной мере это осознание проявится в «Сорокоусте». С   болью   поэт   говорит   о   том,   что   «красногривый   жеребенок»   не   выдерживает состязания с паровозом, бегущим на «лапах чугунных»: Милый, милый, смешной дуралей, Но куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? В том же «Сорокоусте» он дал выразительную формулу обреченности Руси: Скоро заморозь известью выбелит Тот поселок и эти луга. Никуда вам не скрыться от гибели, Никуда не уйти от врага. Вот он, вот он с железным брюхом, Тянет к глоткам равнин пятерню... … … … … … … … … … … О, электрический восход, Ремней и труб глухая хватка, Се изб бревенчатый живот Трясет стальная лихорадка! Гражданская   война,   в   которой   человек   с   особым   остервенением убивал  себе подобных, окончательно разрушила веру Есенина в разумность путей, которыми движется история. В драматической поэме «Пугачев» (1921) Пугачев в поисках «мужицкого рая» начинает жестокую, беспощадную бойню. Чего стоят хотя бы слова Хлопуши: Завтра ж ночью я выбегу волком Человеческое мясо грызть. И потому крестьянский вождь при всех своих благих намерениях терпит поражение –   падает   «под   душой,   как   под   ношею».   Природа   становится   в   «Пугачеве»   проекцией человеческой жестокости: луна похожа на лошадиный череп, который «каплет золотом сгнившей слюны», ветер дует «сыростью и вонью болот», ольха капает «желтым мозгом из пробитой башки»... И когда Пугачева выдают его же соратники, он в итоге воспринимает это едва ли не с облегчением – как возможность вернуться к человеческому в самом себе. Лирика   Есенина   20­х   годов   проникнута   психологизмом   и   драматизмом.   В окружении «московских изогнутых улиц», в обостренной, потрясающей исповедальности исчезают   и   «смиренный   инок»,   и   вызывающий   «хулиган»   и   перед   нами   –   поэт,   лицо которого искажено гримасой боли и недоумения. Есенин, однако, делал попытки «зацепиться за реальный смысл действительности»: в мае 1922 года уехал за границу, чтобы оттуда, с дистанции оценить происходящее в России, куда он вернется весной 1923 года. Поэт знакомится с той западной цивилизацией, которой он так боялся и которую так отрицал. Он в полной мере оценил и бытовой комфорт Европы, и индустриальную мощь Америки, ему стало хорошо понятно, что в том же направлении России суждено сделать   важные   и   необходимые   шаги.   В   очерке   «Железный   Миргород»   он   попытался связать свою судьбу с историческим выбором России, заявляя о готовности принять и полюбить«коммунистическое строительство». Однако места для себя и своих стихов, как  ни  старался   отыскать,   – не находил. На пути из Америки в Россию Есенин писал Кусикову о терзающем его чувстве тоски и ненужности: «Чувствую себя здесь чужим и ненужным,   а   как   вспомню   про   Россию   и   вспомню,   что   там   ждет   меня,   так   и возвращаться не хочется...» Тем не менее Есенин вполне искренно пытается декларировать свою близость новой действительности: Мне теперь по душе иное... И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.                      «Неуютная жидкая лунность...» Приемлю все. Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам. Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.                      «Русь Советская» Самый же главный итог его финальной лирики 1924–1925 годов состоял, пожалуй, в том, что он впервые попытался увидеть деревню такой, какой она есть. В стихотворении «Возвращение на Родину» (1924) рисуется картина послереволюционной деревни: церковь, с   которой   комиссар   снял   крест;   изба   без   икон,   выкинутых   сестрами­комсомолками; «пузатый» «Капитал» Маркса на столе... Все до боли знакомое – и все чужое: Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец.                           «Русь Советская» У Есенина нет ни малейшего желания в чем­либо упрекать своих односельчан, но нет и попыток хоть чем­то подсластить горечь узнавания этой чужой страны: Вот так страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.                           «Русь Советская» Пропасть между поэтом и реальностью только увеличивалась: Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, Синь очей утративший во мгле, – горько подытожит он в декабре 1925 года. Просмотр видеофрагмента фидьма о возвращении Есенина на Родину В   1924–1925   годы   к   Есенину   приходит   чувство   исчерпанности   своей   идеи   и завершенности   творческого   пути.   В   «Черном   человеке»   и   «Персидских   мотивах»   оно прозвучало особенно сильно и трагично. Жизнь, перед лицом которой поэзия разоблачается как   красивая   иллюзия,   оказывается   ненужной,   никчемной   и   опустошенной   –   таков центральный конфликт «Черного человека». От этой действительности можно попытаться заслониться придуманной Персией – страной любви и поэзии, но сам Есенин до конца не верит в условный, иллюзорный Восток. И все же в лирике позднего Есенина не было отчаяния, обратите на это внимание в одном из лучших стихотворений 1924 года «Отговорила роща золотая...». 2. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а   у ч а щ и х с я . Письменный   анализ   стихотворения   (можно   подготовить   раздаточный   материал   – текст стихотворения и примерный план анализа поэтического текста). 1. Название, автор (что вы знаете об авторе; время создания стихотворения, жанр). 2. Биографический и исторический комментарий ­ где и при каких обстоятельствах написано? ­ отражение времени эпохи, истории страны, явлений культуры и литературы. 3. Языковой комментарий (лингвистическое толкование текста) ­ разъяснение непонятных, устаревших выражений и слов. 4. Тема произведения, вопросы, волнующие автора. (Цитаты из текста,  подтверждающие ваши выводы). 5. Идея, основные мысли, их общее значение. (Цитаты из текста, подтверждающие  ваши выводы). 6. Воплощение идеи в образах: ­   анализ   особенностей   языка   (эпитет,   сравнение,   метафора,   олицетворение, аллегория и т.д.) (Цитаты из текста, подтверждающие ваши выводы).       7. Личное мнение (что понравилось, почему?). Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдет,   зайдет   и   вновь   оставит дом. О   всех   ушедших   грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но   ничего   в   прошедшем   мне   не жаль. Не   жаль   мне   лет,   растраченных напрасно, красной, Не жаль души сиреневую цветь. В   саду   горит   костер   рябины Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет   их   все   в   один   ненужный Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком. ком… IV. Итог урока. Домашнее задание. ­выучить наизусть «Я последний поэт деревни» С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а   у ч а щ и х с я . Письменный анализ стихотворения  3. Название, автор (что вы знаете об авторе; время создания стихотворения, жанр). 4. Биографический и исторический комментарий ­ где и при каких обстоятельствах написано? ­ отражение времени эпохи, истории страны, явлений культуры и литературы. 7. Языковой комментарий (лингвистическое толкование текста) ­ разъяснение непонятных, устаревших выражений и слов. 8. Тема произведения, вопросы, волнующие автора. (Цитаты из текста,  подтверждающие ваши выводы). 9. Идея, основные мысли, их общее значение. (Цитаты из текста, подтверждающие  ваши выводы). 10. Воплощение идеи в образах: ­   анализ   особенностей   языка   (эпитет,   сравнение,   метафора,   олицетворение, аллегория и т.д.) (Цитаты из текста, подтверждающие ваши выводы).       7. Личное мнение (что понравилось, почему?). Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком.

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018