Поурочные разработки по русскому языку

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала город и деревня 11.doc
У р о к   л и т е р а т у р ы   1 1 Б _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   1 1 Б _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Т е м а :   Трагическое  противостояние  города  и  деревни  в  лирике  20­х  годов С. У ч и т е л ь   Н а у м о в а   Е . А . Есенина Ц е л и :   отметить   особенности   лирики   после   революции,   обратив   внимание   на трагическое   восприятие   революционной   ломки   традиционного   уклада   русской   деревни; развивать навыки анализа поэтического текста. Х о д   у р о к а I. Организационный этап II. Проверка домашнего задания. III. Есенин и революция. 1. Л е к ц и я   у ч и т е л я . Художественно­философский мир Есенина, как живой организм, рождается, растет вместе   с   ним,   быстро   меняется   под   влиянием   важнейших   событий   XX   века   –   Первой мировой войны, двух русских революций 1917 года, Гражданской войны и строительства социализма  в  Советской  России,   а  также  в   силу   внутренних  причин  изменения   самого поэта. Проходя через все творчество Есенина, изменяются и отдельные его идеи, темы, мотивы, образы. Для выделения периодов, этапов в творчестве Есенина служат разные основания: эволюция мировоззрения поэта, его отношение к крестьянству и пролетариату, родине и революции, изменение художественного мышления Есенина, образа автора, лирического героя и лироэпических персонажей в его произведениях, разных элементов поэтики и т. д. «Художественная картина мира у Есенина стремительно и динамично развивалась и преображалась...   Кажется,   в   течение   двух­трех   лет,   а   иногда   и   года   творчество Есенина решительно изменялось... получалось, что чуть ли не каждый год­два можно рассматривать как новый этап», – читаем в статье   В. И Фатющенко «Произведение», «цикл», «книга», «картина мира» у Есенина»  (Вестник  Московского  университета.  Сер. Филология. – 1985. – № 5). Исходя из  отношения  Есенина  и его героев  к революции,  можно выделить  пять главных периодов творчества поэта (указать на доске): 1) ожидание революции (1910–1917); 2) ее воспевание (1917–1919): «Да здравствует революция / На земле и на небесах!» (1918); 3) неприятие совершавшихся в стране событий (1919–1920): «Веслами отрубленных рук / Вы гребетесь в страну грядущего» (сентябрь 1919 года); «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал...» (авг. 1920 года); 4) противоречивое отношение поэта и его героев к революции и Советской власти (1921–1923): «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал.   Вижу   только  одно,   что   ни   к   февральской,   ни   к   октябрьской,   по­видимому,   в   нас   скрывался   и  скрывается   какой­нибудь   ноябрь»   (7   февраля   1923   года);   герои   «Страны   Негодяев»: комиссар Рассветов («Россия... вот это глыба... Лишь бы только Советская власть!..») и «идейный   бандит»   Номах   («Мне   до   дьявола   противны   /   И   те   и   эти.   Я   потерял равновесие...»); 5) правдивое,  объективное  отражение  советской  действительности (1924–1925): «Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живется на Руси» (июль 1925). Первым   откликом   на   Февральскую   революцию   явилось   стихотворение «Разбуди меня завтра рано...» (1917).Начинается произведение с обращения к матери и рисует символическую картину ожидания пришествия светлого гостя – явления Христа. Приметы дорого гостя связаны с окружающим   миром   природы:   «след   широких   колес   на   лугу»,   «золота»   дуга,   которую «треплет   ветер»,   и   шапка­месяц.   Ожидание   рассвета   будущего   дня,   когда   кобылица «игриво взмахнет» красным хвостом, передает мечты о будущем: автор надеется стать «знаменитым русским поэтом», который воспоет высшие ценности жизни, мать, дающую человеку жизнь, светлого гостя и дорогие приметы своего родного дома: «Воспою я тебя и гостя, / Нашу печь, петуха и кров... / И на песни мои прольется / Молоко твоих рыжих коров». В 1917 году Есенин встретил революцию вдохновенно. Он был тогда счастлив. С   женитьбой   на   З.   Н.   Райх  («милой   Зикан»)   в   июле   1917   года   поэт   связывал романтические надежды на свой дом и семейный очаг. «В эти месяцы, – вспоминал его друг В. Чернявский, – были написаны одна за другой все его богоборческие и космические поэмы о революции... Он был весь во власти образов своей «есенинской Библии». «Есенинская   Библия»   состояла   из   десяти   маленьких   поэм:   «Певущий   зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие»,  «Преображение»,  «Инония»,  «Сельский  часослов», «Иорданская   голубица»,   «Небесный   барабанщик»   и   «Пантократор»,   в   которых   Есенин воспел творение нового мира. Начавшаяся   летом   1918   года   гражданская   война,   голод   1920–1921   годов, крестьянские восстания против новой власти – все это вместе определило пересмотр Есениным   своей   поэтической   философии.   Приходит   разочарование.   Пророк превращался в хулигана: Плюйся, ветер, охапками листьев, – Я такой же, как ты, хулиган.                                 «Хулиган» – Кто же такой есенинский хулиган? Он когда­то был «деревенским озорником», у него – душа крестьянина, который «каждой корове с вывески мясной лавки... кланяется издалека» и вспоминает «запах навоза с родных полей». Но теперь он стал городским «в цилиндре и лакированных башмаках». Он застрял в городе и вынужден играть чужую роль – почти цирковую, клоунскую: Я нарочно иду нечесаным С головой, как керосиновая лампа на плечах. … … … … … … … … … … … … Мне нравится, когда каменья брани Летят в меня, как град рыгающей грозы.                                           «Исповедь хулигана» И в то же время он провозглашает себя «последним поэтом деревни», по которому скоро «прохрипят... двенадцатый час» «деревянные часы» уходящей Руси: Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час!                                      «Я последний поэт деревни» В   20­е   годы   отношение   поэта   к   революции   стало   неоднозначным.   Поэт справляет «панихиду» по дорогому деревенскому миру («Я последний поэт деревни» и «Сорокоуст», 1920), выражает не только свою боль, но и боль многих жителей России, страны   по   преимуществу   аграрной.   Прощание   с   деревянной   деревней   не   сводится   к противостоянию деревни и города или протесту против наступления «железного гостя», новой технической эры паровозов и тракторов, как считали современники поэта. В каждой строчке выражена пронзительная боль от погибели традиционного уклада русской жизни,целого мира русской духовности, когда высшей ценностью являлось все живое – «милое родное звериное». В стихах Есенина начала 20­х годов резко меняется облик природы.  Бывшая некогда благостной, солнечной, многоцветной, она становится теперь жуткой и мрачной, несущей знамение гибели: Взбрезжи полночь луны кувшин Зачерпнуть молока берез! Словно хочет кого придушить Руками крестов погост! Бродит черная жуть по полям, Злобу вора струит в наш сад, Только сам я разбойник и хам, И по крови – степной конокрад.                                             «Хулиган» Маска   «шарлатана   и   скандалиста»   приоткрывает   спрятанное   за   нею   отчаяние, духовную драму несбывшихся надежд. Есенин   осознавал   эту   драму   как   конфликт   органической   деревенской культуры с технической городской цивилизацией, как роковую победу «железного» над «живым». В полной мере это осознание проявится в «Сорокоусте». С   болью   поэт   говорит   о   том,   что   «красногривый   жеребенок»   не   выдерживает состязания с паровозом, бегущим на «лапах чугунных»: Милый, милый, смешной дуралей, Но куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? В том же «Сорокоусте» он дал выразительную формулу обреченности Руси: Скоро заморозь известью выбелит Тот поселок и эти луга. Никуда вам не скрыться от гибели, Никуда не уйти от врага. Вот он, вот он с железным брюхом, Тянет к глоткам равнин пятерню... … … … … … … … … … … О, электрический восход, Ремней и труб глухая хватка, Се изб бревенчатый живот Трясет стальная лихорадка! Гражданская   война,   в   которой   человек   с   особым   остервенением убивал  себе подобных, окончательно разрушила веру Есенина в разумность путей, которыми движется история. В драматической поэме «Пугачев» (1921) Пугачев в поисках «мужицкого рая» начинает жестокую, беспощадную бойню. Чего стоят хотя бы слова Хлопуши: Завтра ж ночью я выбегу волком Человеческое мясо грызть. И потому крестьянский вождь при всех своих благих намерениях терпит поражение –   падает   «под   душой,   как   под   ношею».   Природа   становится   в   «Пугачеве»   проекцией человеческой жестокости: луна похожа на лошадиный череп, который «каплет золотом сгнившей слюны», ветер дует «сыростью и вонью болот», ольха капает «желтым мозгом из пробитой башки»... И когда Пугачева выдают его же соратники, он в итоге воспринимает это едва ли не с облегчением – как возможность вернуться к человеческому в самом себе.Лирика   Есенина   20­х   годов   проникнута   психологизмом   и   драматизмом.   В окружении «московских изогнутых улиц», в обостренной, потрясающей исповедальности исчезают   и   «смиренный   инок»,   и   вызывающий   «хулиган»   и   перед   нами   –   поэт,   лицо которого искажено гримасой боли и недоумения. Есенин, однако, делал попытки «зацепиться за реальный смысл действительности»: в мае 1922 года уехал за границу, чтобы оттуда, с дистанции оценить происходящее в России, куда он вернется весной 1923 года. Поэт знакомится с той западной цивилизацией, которой он так боялся и которую так отрицал. Он в полной мере оценил и бытовой комфорт Европы, и индустриальную мощь Америки, ему стало хорошо понятно, что в том же направлении России суждено сделать   важные   и   необходимые   шаги.   В   очерке   «Железный   Миргород»   он   попытался связать свою судьбу с историческим выбором России, заявляя о готовности принять и полюбить«коммунистическое строительство». Однако места для себя и своих стихов, как  ни  старался   отыскать,   – не находил. На пути из Америки в Россию Есенин писал Кусикову о терзающем его чувстве тоски и ненужности: «Чувствую себя здесь чужим и ненужным,   а   как   вспомню   про   Россию   и   вспомню,   что   там   ждет   меня,   так   и возвращаться не хочется...» Тем не менее Есенин вполне искренно пытается декларировать свою близость новой действительности: Мне теперь по душе иное... И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.                      «Неуютная жидкая лунность...» Приемлю все. Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам. Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.                      «Русь Советская» Самый же главный итог его финальной лирики 1924–1925 годов состоял, пожалуй, в том, что он впервые попытался увидеть деревню такой, какой она есть. В стихотворении «Возвращение на Родину» (1924) рисуется картина послереволюционной деревни: церковь, с   которой   комиссар   снял   крест;   изба   без   икон,   выкинутых   сестрами­комсомолками; «пузатый» «Капитал» Маркса на столе... Все до боли знакомое – и все чужое: Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец.                           «Русь Советская» У Есенина нет ни малейшего желания в чем­либо упрекать своих односельчан, но нет и попыток хоть чем­то подсластить горечь узнавания этой чужой страны: Вот так страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.                           «Русь Советская» Пропасть между поэтом и реальностью только увеличивалась: Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, Синь очей утративший во мгле, – горько подытожит он в декабре 1925 года.Просмотр видеофрагмента фидьма о возвращении Есенина на Родину В   1924–1925   годы   к   Есенину   приходит   чувство   исчерпанности   своей   идеи   и завершенности   творческого   пути.   В   «Черном   человеке»   и   «Персидских   мотивах»   оно прозвучало особенно сильно и трагично. Жизнь, перед лицом которой поэзия разоблачается как   красивая   иллюзия,   оказывается   ненужной,   никчемной   и   опустошенной   –   таков центральный конфликт «Черного человека». От этой действительности можно попытаться заслониться придуманной Персией – страной любви и поэзии, но сам Есенин до конца не верит в условный, иллюзорный Восток. И все же в лирике позднего Есенина не было отчаяния, обратите на это внимание в одном из лучших стихотворений 1924 года «Отговорила роща золотая...». 2. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а   у ч а щ и х с я . Письменный   анализ   стихотворения   (можно   подготовить   раздаточный   материал   – текст стихотворения и примерный план анализа поэтического текста). 1. Название, автор (что вы знаете об авторе; время создания стихотворения, жанр). 2. Биографический и исторический комментарий ­ где и при каких обстоятельствах написано? ­ отражение времени эпохи, истории страны, явлений культуры и литературы. 3. Языковой комментарий (лингвистическое толкование текста) ­ разъяснение непонятных, устаревших выражений и слов. 4. Тема произведения, вопросы, волнующие автора. (Цитаты из текста,  подтверждающие ваши выводы). 5. Идея, основные мысли, их общее значение. (Цитаты из текста, подтверждающие  ваши выводы). 6. Воплощение идеи в образах: ­   анализ   особенностей   языка   (эпитет,   сравнение,   метафора,   олицетворение, аллегория и т.д.) (Цитаты из текста, подтверждающие ваши выводы).       7. Личное мнение (что понравилось, почему?). Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдет,   зайдет   и   вновь   оставит дом. О   всех   ушедших   грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но   ничего   в   прошедшем   мне   не жаль. Не   жаль   мне   лет,   растраченных напрасно, красной, Не жаль души сиреневую цветь. В   саду   горит   костер   рябины Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет   их   все   в   один   ненужный Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком. ком…IV. Итог урока. Домашнее задание. ­выучить наизусть «Я последний поэт деревни» С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а   у ч а щ и х с я . Письменный анализ стихотворения  3. Название, автор (что вы знаете об авторе; время создания стихотворения, жанр). 4. Биографический и исторический комментарий ­ где и при каких обстоятельствах написано? ­ отражение времени эпохи, истории страны, явлений культуры и литературы. 7. Языковой комментарий (лингвистическое толкование текста) ­ разъяснение непонятных, устаревших выражений и слов. 8. Тема произведения, вопросы, волнующие автора. (Цитаты из текста,  подтверждающие ваши выводы). 9. Идея, основные мысли, их общее значение. (Цитаты из текста, подтверждающие  ваши выводы). 10. Воплощение идеи в образах: ­   анализ   особенностей   языка   (эпитет,   сравнение,   метафора,   олицетворение, аллегория и т.д.) (Цитаты из текста, подтверждающие ваши выводы).       7. Личное мнение (что понравилось, почему?). Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком.