Поурочные разработки по русскому языку
Оценка 4.9

Поурочные разработки по русскому языку

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл—11 кл
12.04.2018
Поурочные разработки по русскому языку
Публикация является частью публикации:
11 спп и несколько придат 1.doc
Учитель Наумова Е.А. Урок по русскому языку 11а_________ 11б__________ Тема: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными с разными видами подчинения. Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе  сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока:  Обучающие задачи: o закрепить полученные знания о СПП с несколькими придаточными; o тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в  сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными; o обучать школьников лингвистическому анализу текста.  Развивающие задачи: o формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать  обобщающие выводы; o развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; o развивать навыки исследовательской деятельности.  Воспитательные задачи: содействовать в ходе урока формированию  мировоззренческих понятий. ХОД УРОКА I. Оргмомент II. Постановка темы и цели урока Слово учителя: Ребята! Вы уже познакомились с таким понятием, как сложные  предложения с несколькими придаточными, узнали о способах подчинения придаточных.  Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача  сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со  сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая  позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы  усвоили материал последних уроков. III. Актуализация знаний Орфографическая разминка. Распределите слова в 2 столбика: в первый запишите слова с удвоенной согласной, во  второй – с одинарной согласной. Драма, апелляция, аттестат, галерея, кристалл, сумма, коридор, иллюстрация, гуманизм,  комментарий, ресурсы, юннат, расизм, комментарий, карикатура, группа. Блиц­опрос: 1) Какие предложения называются сложноподчиненными? 2) Верно ли утверждение, что придаточные предложения всегда стоят после главных? 3) На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?  4) Назовите виды придаточных предложений. 5) Как мы определяем вид придаточного предложения? 6) Как связываются простые предложения в составе СПП? 7) Как отличить союз от союзного слова?  8) Верно ли утверждение, что союз или союзное слово всегда подскажет, к какому виду  относится придаточное? IV. Работа по теме урока Тема сегодняшнего урока: «Сложноподчинённые предложения с несколькими  придаточными и знаки препинания в них». Итак, в СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно  понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется.  Возможны три вида подчинения: 1) последовательное 2) параллельное 3) однородное ­ Прочитайте предложения, найдите главные и придаточные части предложения. Составьте  схемы предложений. Попробуйте определить особенности построения предложений. Предложения упражнения проецируются на экране 1 предложение. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что  знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет, не помирившись с ним. (Л.Н.Толстой) [___=,= о том], (что ___=),(как = ___), (если___=,д.о.] Определяем виды придаточных предложений: 1­е отвечает на вопрос о чем?, значит оно –  изъяснительное, 2­ое на вопрос что?, оно тоже изъяснительное, 3­е на вопрос при  каком условии? оно обстоятельственное условия.  Учитель: заметьте, главному предложению подчиняется первое придаточное, первому  придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное  является главным для последующего придаточного. Такой способ подчинения называется  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ 2    предложение. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что  лошади… ожидали его уже четвертые сутки. (А.С.Пушкин) [___=, (куда=), и =], (что ___=). Определяем виды придаточных предложений: 1­ое отвечает на вопрос о чем?, оно  изъяснительное 2­ое на вопрос что?  Учитель: заметьте, оба придаточных относятся к одному главному предложению. В данном СПП разные вопросы задаются от одного и того же главного предложения, только от  разных его членов. Такой способ подчинения называется ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ 3 предложение. По милости Пугачева я имел добрую лошадь, с которой я делился скудной  пищей и на которой ежедневно езжал я за город перестреливаться с пугачевскими  наездниками. (А.С.Пушкин) [__=], (с которой ___=) и (на которой=___). 1 и 2 придаточные отвечают на один и тот же вопрос: какую? И являются придаточными  определительными.  Учитель: заметьте, придаточные предложения в данном СПП являются предложениями  одного типа, относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему  главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении  придаточные отвечают на один и тот же вопрос.одинаковый вопрос мы задаем от одного и  того же слова к двум придатоным. Такой способ подчинения называется  ОДНОРОДНЫМ. 1. Однородное подчинение. памяти той самой девочкой, какой я знавал ее в лучшую какою ее я видел в последний раз. (И.Тургенев) подчинение. руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то чудесное. (М.Горький) Последовательное подчинение. умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ней. подчинение – разные комбинации подчинительной связи в сложноподчиненног о предложения. смотрел на часы на балконе Карениных, он был так видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час. (Л.Толстой) СПП с несколькими придаточными. Запятые ставятся: придаточные однородные и между ними нет сочинительного союза: ужасно, что квартира была холодна, что чай не согрел меня. (К.Аксаков) придаточные однородные, но между ними есть повторяющиеся союзы: А все-таки должно в человеке присутствовать что- то первого взгляда, о чем можно лишь догадываться, и что рано нас, и что человек заставит нас по- новому взглянуть на (С.Залыгин) придаточные присоединены по способу последовательного или (неоднородного) подчинения: к заднему возу, Егорушка напряг свое зрение, чтобы рассмотреть его. (А.Чехов) ставится: придаточные соединены одиночным неповторяющимся соединительным или разделительным союзом: у меня пальцы смогут держать перо, и пока не переполненное ощущением жизни. (К.Паустовский) сочинительного и подчинительного союзов, а также на стыке подчинительных союзов, если есть вторая часть сложного союза то, как если… , то … Но если вторая часть союза отсутствует, то …. , что, если, … можно применив метод изъятия: если часть можно отбросить смысла предложения, то запятая на стыке союзов ставится, невозможно, запятую на стыке союзов ставить не нужно: почувствовал, что если вновь придется отстреливаться, он уже ничем от Пики. (А.Фадеев) союзом если можно опустить или переставить в другое место поэтому запятая между двумя союзами ставится.) сию решительную минуту не переспорю старика, то уже времени мне будет трудно освободиться от его опеки. (А.Пушкин) условное с союзом если нельзя опустить или переставить, т.к. сочетание что … то, поэтому запятая между двумя союзами не ставится.) несколькими придаточными значительно ставится точка с запятой Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Презентация Учитель: Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными –  упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше  действовать по алгоритму.  Алгоритм (Презентация) 1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и  указать границы предикативных частей (простых предложений).  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом  союзах. 3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную,  затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(­ым).  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга,  расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.  5. Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая  пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими  придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой  синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых  заданий.  Практическая часть. Записать предложения, расставить знаки и определить вид  подчинения 1.Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней  находился еще один маленький человечек, окутанный в платки, шали и покрытый инеем. 2. То, что увидел он, было так неожиданно, что он испугался. 3. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери, так как был уже не в силах  дышать затхлым и кислым воздухом, в котором жили хозяева.  4. Если завтра увидите его, то попросите. Чтобы он ко мне заехал на минутку.  5.Кто же, наконец, это неуловимый, таинственный Варламов, о котором так много говорят,  которого презирает Соломон и который нужен даже красивой графине?  Закрепление. Работа в тетрадях. Задание: записать   предложения,   найти   главную   часть,   придаточную.   Выделить грамматические основы. 1. Как невозвратная струя бежит, блестит и исчезает, так жизнь и  юность убегает (А. Пушкин). 2.  Первый   зимний   путь,   если   снег   выпал   ровно,   при   тихой   погоде,   если   он достаточно покрывает все неровности дороги, бывает у нас на Руси великолепно хорош (С. Аксаков). 3. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что­то новое, говорящее, чудесное (М. Горький). Подведение итогов.  Фронтальная беседа.  ­ Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете? ­ В чём различие между однородным и параллельным подчинением? ­ Могут ли быть сочинительные союзы в СПП с однородным подчинением придаточных? Рефлексия  Сегодня я узнал об СПП…  Об СПП с несколькими придаточными в дальнейшем хочу узнать…  Интересной была мысль о…  Выставление оценок за урок Домашнее задание Привести по 3 примера на три вида подчинения в СПП и сделать схемы.

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018