Поурочные разработки по русскому языку

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Автор песня 11.doc
Учитель Наумова Е.А. Урок литературы 11А_____________11Б____________  Тема: Авторская песня как песенный монотеатр 70­80­х годов. Цель: выявить причины возникновения авторской песни; ознакомить учащихся с бардами  60­80­х годов, более подробно представить творчество Б.Окуджавы как основоположника  авторской песни; воспитание культуры и нравственности на примере авторской песни. I. Вступительное слово учителя. Ход урока Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Называется он “урок­презентация”. В  последнее время мы наблюдаем в языке засилье иностранных слов: “промоутеры”,  “имиджмейкеры” и другие слова вытесняют русские слова, и мы порой не знаем даже  значение этих слов. Давай попробуем выяснить, что означает слово “презентация”, слышали ли вы раньше, где  и в связи с чем? Ответы учащихся. (Да, слышали, на уроке информатики, презентация – это  представление). Открываю доску, где написано: Презентация (от латин. рraesentatio) – представление, предъявление. Да, ребята, вы правильно ответили на вопрос, правильно понимаете значение этого слова. Значит, цель нашего урока – представить авторскую песню, её место в истории  литературного процесса, представить творчество Б.Окуджавы. А как понимаете слово “монотеатр”? Этот театр одного человека, т.е. и слова, и музыка, и исполнение в лице одного человека,  который является как бы режиссёром своей песни. Авторскую песню относят к произведениям синкретического искусства, т.е. это искусство, соединившее в себе Слово и Музыку. Заметьте, на первом месте – Слово, следовательно,  предпочтение в авторской песне отдается стихам. Что же такое авторская песня, когда она возникла, причины её возникновения – об этом  расскажет нам … 2. Выступление учащихся с докладом “Авторская песня как литературный факт”. Вопросы по докладу:1. Так в чём же особенность авторской песни? Что главное в авторской песне? 2. Есть ли будущее у авторской песни? Или она исчерпала себя? Обобщение ответов учащихся, подведение их к мысли о том, что авторская песня будет  жить. Пример тому – Грушинский фестиваль. Рассказ учителя о Грушинском фестивале. Зачитываю слова Высоцкого: “Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять  перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчёт в авторской песне  только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы,  судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, всё рассчитано на доверии. Вот  что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и моё желание вам что­то рассказать, а  ваше желание что­то услышать”. Авторскую песню ещё называют бардовской. Зачитываю с доски слова М.Ангарова: “Бардовская песня – продукт витаминный, но чтобы он принёс пользу, его нужно пережевать и переварить. Это не супчик так какой­то  протёртый, который проглотил, и довольно. Тут нужно потрудиться, но зато польза от  этого – ощутимая”. Прошу учащихся прокомментировать эти слова. А кто же такие барды? Расскажу вам одну притчу. Давным – давно, ещё до Рождества Христова, жили люди,  которые своих мудрых учителей называли друидами. Чтобы получить звание начальной  степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя  испытания, обучение и посвящение, избранный назывался ­ Бард. Теперь он имел  моральное право идти в народ и петь, нести Свет и Истину. Значит, для того чтобы стать бардом, надо иметь большой житейский опыт, мудрость,  знания. Бардовская песня требует большой работы – работы ума, души, чувств, сердца. А что мы видим сейчас на современной эстраде? Непонятные телодвижения, световые и  спецэффекты, лишь была бы рифма. Это песни ­ однодневки, песни для развлечения. литературно­музыкальные фестивали “Галактика звезд”, “Пересмешники”.Ну что ж, ребята, с авторской песней мы с вами, пожалуй, разобрались. 3. Просмотр презентации «Авторская песня» 4. Теперь поговорим о творчестве Б.Окуджавы Когда во всех концах державы, Магнитной лентой шелестя, Возникли песни Окуджавы, Страна влюбилась в них, хотя … Какая брань, какие клички Тем песня выпали в свой срок! … Но прежде чем говорить об этом человеке, давайте послушаем его голос. Прослушивание песни “Я пишу исторический роман”. Беседа с учащимися. Какие слова передают смысл этой песни? (каждый пишет, как он  слышит, как он дышит). Что это значит? (Искусство должно быть свободным, автор пишет не по указке сверху и не  заказу, а о том, что накопилось у него в душе, он делится своими чувствами и  переживаниями со слушателями). Ребята, сегодня нам придется быть и биографами, и портретистами, и актерами, и певцами, и литературоведами. Слово предоставляется биографу. Ученик рассказывает биографию Окуджавы. Дальше выступает Литературовед. Он говорит об особенностях поэзии Окуджавы. Затем – Портретист. Один из учеников описывает портрет Окуджавы. Слово предоставляется Актерам. Учащиеся читают наизусть стихотворения Окуджавы. Вопросы к учащимся: Почему вы выбрали именно это стихотворение? О чём оно? Чем  оно вам понравилось? 5. Слово учителя. Песней мы начали своё выступление о Окуджаве, давайте песней и  закончим “Давайте восклицать” (“Пожелание друзьям”). Вопрос ученикам: Что нужно, чтобы написать хорошую бардовскую песню? (Нужно  отдать ей частичку своей души). Выступление учителя. Ну что ж, я думаю, что наша презентация в той мере, насколько  нам позволяло время и наши возможности, всё – таки состоялась. 6. Далее – обобщение учителя, выставление оценок.Слова историка Эйдельмана: “Пройдут десятилетия, нас не будет, историю нашего  времени напишут по мемуарам, по газетам, по архивам. Если захочется потомку … познать не только факты и логику, но и дух, нерв отлетевшей эпохи, тогда, точно знаю, включит  правнук магнитофон … и услышит “Не оставляйте надежду, маэстро…” 7.Домашнее задание ­выучить стихотворение Б.Окуджавы или В.Высоцкого наизусть по выбору

Посмотрите также