поурочный материал на тему "Мезолит" (5 класс, история)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Поурочный материал на тему "Мезолит" по истории. Предназначен для 5 классов, средней общеобразовательной школы. Материал состоит из поэтапного урока. Включает в себя проверку домашнего задания, выход на новую тему и рефлексию. Состоит из уровневых задании. Это тесты, схемы, заполнения таблиц и так далее.
Иконка файла материала Мезолит.docx
Тема урока: Мезолит Цели: ­образовательные: Создать условия для формирования прочных знаний о жизни человека в период мезолита и  усвоения хронологических рамок данного этапа каменного века; ­развивающие:  Создать условия для отработки навыка сворачивания информации в кластерах, таблицах, схемах,  умение ставить задачные формулировки на урок, развитие образного мышления; ­воспитательные:  Создать   условия   для   понимания   значимости   деятельности   людей   на   каждом историческом этапе, как вкладе в мировую историю Тип урока: изучение нового материала; Методы: проблемный, объяснительно­иллюстративный, интерактивные Оборудование: учебник, маршрутный лист, интерактивная доска. Деятельность учителя Мотиваци онно­ целевой  этап План урока ­Приветствие учеников 1. проверка теоретических знаний ранее изученного: Тестовое задание: 1. Период позднего палеолита охватывает время: А) 40 – 12 тыс. лет до н.э.      В) 10 ­6 тыс. лет до н.э. С) 6 – 3 тыс. лет до н.э.          D) 140 – 40 тыс. лет до н.э. 2. После неандертальцев формируется: А) «человек умелый»              В) «человек разумный» С) «человек пещерный»          D) «человек разумный» 3. Постоянный, устойчивый коллектив родственников ­ это: А) группа людей                      В) семья С)  родовая община                 D) материнская община  4. По месту нахождения человека разумного называют: А) неандерталец                       В) кроманьонец С) питекантроп                         D) синантроп 5. Найдите ошибку в перечне стоянок позднего палеолита: А) Аргенсор, Батпак, Карабас в Центральном Казахстане                  В) Бухтарма, Шульбинка в Восточном Казахстане С) Ащысай в Южном Казахстане                D) Обалысай , Музбел, Канай В Жетысу 2. Организация работы с учащимися  по определению темы урока. Посмотрите на предложенный кластер и ответьте какой период мы  уже изучили? А теперь скажите какой период каменного века нам  предстоит изучить? Правильно это мезолит. Деятельн ость  ученика Приветствие  учителя Подведение  итогов теста Выход на  тему урокаКаменный  век Палеолит (древнекам енный век) ? Неолит (новокамен ный век) А теперь отметьте в листочке знаний, что вы знаете о периоде мезолита.  (ЗХУ) Теперь запишите, что вы хотите узнать о периоде мезолита. 3. Определение опорных слов  постановки целей урока:                        Человек эпохи мезолита Постановка  целей урока  Особенности мезолита          Занятия людей эпохи  мезолита Операцио нно­ познавате льный  этап Ребята перед вами маршрутные листы с заданиями, вы в течение пяти  минут должны выполнить первое задание. Выполнение  заданий  уровня ­А 1 вариант. Уровень А (1 балл за правильный ответ) 5 баллов максимально  Вставь в предложения пропущенные слова: 1. Хронологические рамки эпохи мезолита...................стр.23 2. В эпоху мезолита одной из главных особенностей стало  появление………….­мелких каменных орудий труда длиной 1­2  сантиметра.стр.23 3. Первым животным которое приручил человек является…………стр.25 4. Ученные считают, что в самом конце мезолита первобытными людьми  начался процесс ……………диких животных и……..…..некоторых  растений.стр.24 5. Переход детей в сообщество взрослых осуществлялся при помощи  специального обряда ­ ………………стр.26Уровень В   1.Охарактеризуйте особенности эпохи мезолита(орудия труда и промысла) «Задание выполнить в форме простого кластера» 1 пункт. Стр. 23 (5 баллов) Орудия труда и промысла Обмен  листами ,  проверка по  ключу,  подведение  итогов. Устные  ответы по  заданным  вопросам Уровень С Напишите рассказ о возникновении скотоводства.стр.25 Дополнительное задание: «Дальнейшее развитие получило разделение  труда между мужчиной и женщиной» ответьте на вопрос, кто занимался  охотой, а кто собирательством? 2 вариант. Уровень А (1 балл за правильный ответ) 5 баллов максимально  Вставь в предложения пропущенные слова: 1. Период мезолита охватывает..................до.н.э. 2. Изобретение этого оружия позволило людям охотится на мелкую дичь с  дальнего расстояния………………………... 3. На берегах водоемов развивалось и рыболовство, именно в период  мезолита человек изобрел………………и…………... 4. Ученные считают, что в самом конце мезолита первобытными людьми  начался процесс ……………диких животных и……..…..некоторых  растений 5. Переход детей в сообщество взрослых осуществлялся при помощи  специального обряда ­ ……………… Уровень В   1.Охарактеризуйте орудия труда эпохи мезолита «Задание выполнить в  форме простого кластера (5 элементов)» (5 баллов) Уровень С Напишите рассказ о возникновении скотоводства. Дополнительное задание: «Дальнейшее развитие получило разделение  труда между мужчиной и женщиной» ответьте на вопрос, кто занимался1 вариант. Уровень А (1 балл за правильный ответ) 5 баллов максимально  Вставь в предложения пропущенные слова: охотой, а кто собирательством? 1. Хронологические рамки эпохи мезолита...................стр.23 Рефлексив Слово учителя:  2. В эпоху мезолита одной из главных особенностей стало появление………….­мелких  но­  ­ А сейчас впишите в листочки знаний что вам особенно запомнилось на  оценочный  каменных орудий труда длиной 1­2 сантиметра.стр.23 нашем уроке. Выставление оценок. Овации ученику набравшему наиболшее этап 3. Первым животным которое приручил человек является…………стр.25 колличество баллов 4. Ученные считают, что в самом конце мезолита первобытными людьми начался процесс  ­ Ребята, посмотрите еще раз на цели нашего урока и скажите, достигли мы ……………диких животных и……..…..некоторых растений.стр.24 их или следует над чем­то поработать? А теперь давайте составим  5. Переход детей в сообщество взрослых осуществлялся при помощи специального обряда ­  синквейн со словом «Мезолит» ………………стр.26 Уровень В   Заполнение  листочка  знаний «что я узнал на  уроке» 1.Охарактеризуйте особенности эпохи мезолита(орудия труда и промысла) «Задание выполнить в форме простого кластера» 1 пункт. Стр. 23 (5 баллов) Домашнее задание Критерии оценивания: 21 – 25 баллов = 5 14 – 20 баллов = 4 4 – 13 баллов = 3 Выберите одно задание на дом по выбору: Домашнее задание §4 ответить на вопросы 1­4 стр. 26;  Отработать задания урока (невыполненный уровень); Продолжите рассказ. Два племени живут на противоположных берегах большой реки и друг с  другом не общаются. Одно племя живет только за счет охоты и  собирательства, а второе кроме этого также занимается земледелием и  разводит скот. Продолжите рассказ дома. Не забудьте в конце рассказа сделать вывод:  какое племя живет более зажиточно и почему Уровень С Напишите рассказ о возникновении скотоводства.стр.25 Дополнительное задание: «Дальнейшее развитие получило разделение труда между мужчиной и  женщиной» ответьте на вопрос, кто занимался охотой, а кто собирательством? Критерии оценивания: 21 – 25 баллов = 5 14 – 20 баллов = 4 4 – 13 баллов = 3 Орудия труда и промысла 2 вариант. Уровень А (1 балл за правильный ответ) 5 баллов максимально  Вставь в предложения пропущенные слова: 1. Период мезолита охватывает..................до.н.э. 2. Изобретение этого оружия позволило людям охотится на мелкую дичь с дальнего  расстояния………………………... 3. На берегах водоемов развивалось и рыболовство, именно в период мезолита человек  изобрел………………и…………... 4. Ученные считают, что в самом конце мезолита первобытными людьми начался процесс  ……………диких животных и……..…..некоторых растений 5. Переход детей в сообщество взрослых осуществлялся при помощи специального обряда ­1 вариант. Модельный ответ Уровень А (Вставьте пропущенную информацию): 1. 12­5 тыс. лет до н.э. 2. Микролитов 3. Собака 4. Одомашнивания животных и окультуривания растении 5. Инициации Уровень В   1.Охарактеризуйте особенности эпохи мезолита(орудия труда и промысла) «Задание выполнить в  форме простого кластера» 1 пункт. Стр. 23 (5 баллов) Микролиты Силки Лук и стрелы Бумеранг Орудия труда и промысла Ловушки 2 вариант. Модельный ответ Уровень А (Вставьте пропущенную информацию): 1. 12­5 тыс. лет до н.э. 2. Лук и стрелы 3. Рыболовные снасти и лодку 4. Одомашнивания животных и окультуривания растений 5. Инициации Уровень В   1.Охарактеризуйте особенности эпохи мезолита(орудия труда и промысла) «Задание выполнить в  форме простого кластера» 1 пункт. Стр. 23 (5 баллов) Микролиты Силки Лук и стрелы Бумеранг Орудия труда и промысла ЛовушкиТестовое задание: 1. Период позднего палеолита охватывает время: А) 40 – 12 тыс. лет до н.э.      В) 10 ­6 тыс. лет до н.э. С) 6 – 3 тыс. лет до н.э.          D) 140 – 40 тыс. лет до н.э. 2. После неандертальцев формируется: А) «человек умелый»              В) «человек разумный» С) «человек пещерный»          D) «человек разумный» 3. Постоянный, устойчивый коллектив родственников ­ это: А) группа людей                      В) семья С)  родовая община                 D) материнская община  4. По месту нахождения человека разумного называют: А) неандерталец                       В) кроманьонец С) питекантроп                         D) синантроп 5. Найдите ошибку в перечне стоянок позднего палеолита: А) Аргенсор, Батпак, Карабас в Центральном Казахстане                  В) Бухтарма, Шульбинка в Восточном Казахстане С) Ащысай в Южном Казахстане                D) Обалысай , Музбел, Канай в ЖетысуКлюч 1 – А 2 – В 3 – С 4 – В 5 ­  D