Поурочный план по русскому языку на тему "Глагол. Обобщение" 3 класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок - обобщение по теме "Глагол". На протяжении урока учащиеся путешествуют по "островам", выполняют задания. Формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Урок построен с применением технологии критического мышления, задания дифференцированы по уровню сложности. После каждого этапа проводится формативное оценивание. В конце урока рефлексия.
Иконка файла материала Краткосрочный план на конкурс.doc

 Краткосрочный план  

Ф.И.О. и место работы

Терещенко Ирина Николаевна

КГУ «ОСШ № 4 г. Жезказган»

Предмет:  русский  язык

Класс:   3

Дата:  15.05 2016.

Тема урока:

«Глагол. Обобщение»

Цель:

 

1. Знать о глаголе  как части речи, о роле глагола в языке, его грамматических  особенностях.

2. Употреблять глаголы в речи, распознавать время и число глаголов,  писать –ь после шипящих в неопределенной форме глагола, частицу не с глаголами.  

3. Высказывать   свою точку зрения, утверждать ее на основе доказательств.

 

Ожидаемый результат:

 

Все знают и понимают: роль глагола в языке, его грамматические особенности.

Большинство могут определять время, число  глаголов, писать –ь после шипящих, частицу не с глаголами.

Некоторые способны правильно писать окончания глаголов в зависимости от спряжения, находить ответы на  логические вопросы.

Критерии успеха:

Я   знаю и понимаю  признаки глагола.

Я могу   определять  время, число, правильно  писать –ь после шипящих, не с глаголами.

   

Ключевые идеи/подход:

Использование парной и групповой  работы позволяет эффективно  усвоить  материал по предмету, способствует развитию связной  речи, диалоговому общению, вовлечению в самооценивание и взаимооценивание.

Учебник:

 

С.А. Никитина,  Л.П. Якунина, Т.А. Кульгильдинова   «Русский  язык»  учебник для  3 класса  общеобразовательной  школы.

Алматы   «Атамүра» 2014.

 

 

 

 

Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Введе-

ние

Создание коллаборативной  среды

Упражнение «Пожелание»

- Прозвенел весёлый  звонок,

Начался долгожданный  урок.

-Что бы вы хотели пожелать друг   другу?

Загадка:

Что без меня  предметы?  Лишь названья.

А я приду – все в действие  придет.

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады и хлеб в полях растет.

-  О какой части речи говорится в загадке?

- Какую цель мы поставим сегодня  на нашем уроке?

Деление на  группы: треугольники  разного цвета.

Приветствуют  друг  друга. 

Хором: Думай, слушай, рассуждай и соседу помогай.

Вместе думать интересней.

Хорошо, когда мы вместе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме глагол.

 

аплодисменты

 

Презен-

тация

Каллиграфическая минутка: На доске записаны слова, разделите их на три группы по двум признакам одновременно.

Радос..ный,гла..ки,в..сят,ска..ка,чес..ный,выгл..нет.

-Какие слова отнесли к первой группе, ко второй, третьей?

На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются безударными гласными, проверяемыми ударением  в корнях глаголов. Какие это буквы?

Эти гласные будут чередоваться с непроизносимой согласной в именах  прилагательных и парной согласной в  именах существительных.

Запишите  глаголы и через тире укажите  проверочные слова к ним.

 

Словарная работа:  

Загадка:  Ходит – бродит великан на работу в океан./корабль/

- Подобрать и записать однокоренные слова.

Записать  пословицу: большому кораблю- большое плавание.

 

- Сегодня мы совершим путешествие по океану «Глагол».    Но наш корабль, на котором сегодня мы отправимся путешествовать,  плыть только с помощью ветра не может. Он придет в движение, если вы  сумеете  проявить знания, которые получили на уроках   русского языка.

 «Мозговой  штурм»     

1.     Что обозначает глагол?

2.     На какие вопросы отвечает глагол?

3.     Как изменяются глаголы?

4.     В настоящем и  будущем времени глаголы изменяются..

5.     В прошедшем времени…

6.     В предложении глагол обычно бывает …

7.     Как пишется глагол ненавидеть с не?

8.     Какие суффиксы имеют глаголы неопределенной формы?

9.     Пишется ли ь в н.ф.   после буквы ч?

10. Назови суффикс  глагола прошедшего времени.

11. Изменение глаголов по лицам и числам -  это …

Во втором лице единственного числа пишется мягкий  знак?

Глагол приглашает нас к действию, а значит, мы можем двигаться в путь.

 

 

Прописывают:

ия ит   из яя   ят   яз   зя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Висят-  повис, виснет.  Выглянет-  взгляд, глянет.

 

Словарное слово: корабль.

Однокоренные слова: кораблик, корабельный, кораблестроение.

 Большому кораблю - большое плавание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мозговой штурм»

Отвечают :

1.      Действие.

2.     Что делать? Что сделать?

3.     По временам.

4.     По лицам и числам.

5.     По родам (в ед. числе) и числам

6.     Сказуемым

7.     Слитно

8.     –ть,ти,

9.     Да

10. Суффикс-л

11. Спряжение

12. Да. /играешь, думаешь, рисуешь, поешь/

 

 

Устная обратная связь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устная обратная связь

Рабочие тетради, иллюстрация корабль, иображение «Океан  Глагол с островами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основ-ная часть

 Первый  остров на нашем пути «  Поисковый».   Глаголы могут прятаться среди других  слов, нам  необходимо  их  найти.

У каждой  пары   на карточке  записаны   предложения. Необходимо  прочитать  предложения,  определить и подчеркнуть глаголы двумя чертами, существительное – одной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующий  остров

 « Остров неопределенностей»

 У каждой  группы на столе  карточка 

№  2.  Задание:  прочитать и выписать  из  текста  6  глаголов  в неопределенной  форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что мы называем  фразеологическим оборотом?

Данные  фразеологические  сочетания замените синонимами-  глаголами в неопределенной форме. Записать в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

- Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от звона будильника. В дождливый день  крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько  звуков  можно услышать в лесу!

Задание: подберите к каждому существительному  как можно больше   глаголов.

 

 

 

 

Физминутка.  

Поскачите, покружитесь,

Приседайте, поднимайтесь,

Распрямитесь и согнитесь,

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Быть хорошими старайтесь!

 

- Следующий остров «Временной»

  Глагол- самая живая часть речи…

Назначение глагола-  выражать само действие.

- Попробуем это доказать. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним с авторским  вариантом.

Проверка.

Вариант  Пришвина:  бежит, течет, скатывается, сливаются, льётся.

- В чём необычность  употребления глаголов  «звенит», «радуется»?

 

- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем, будущем, прошедшем времени? Чем интересны глаголы в прошедшем времени? Как они изменяются?

- Какую роль  в предложении играет  глагол?

Задание «Составь предложение».-

Я читаю предложение, а вы из него выписываете  только то слово, которое я укажу.

  1. Из предложения выписать  прилагательное с сочетанием –оло-
  2. Из предложения возьмите существительное  во  множественном числе.
  3. Из предложения  выписать сказуемое.
  4. Из предложения возьмите  существительное  с предлогом.

- Прочитайте слова, которые вы записали. Составьте из них  предложение.

Разберите предложение по членам  предложения. В каком времени употреблен глагол?

 

Остров  «Частица  не»

Словарный  диктант. Записать под диктовку.

 

 

Остров  «Хитрые  вопросы»

У каждой  группы  конверт  с вопросом.

1.Какие  значения  может иметь глагол  лечу?

2.Какую букву надо заменить в существительном  пенал, чтобы оно  стало глаголом?

3. Может ли ударение превратить   существительное в глагол?

4.Старший  брат написал  два предложения:

Он буд..  хорошо учиться.

Утро буд..  меня   каждое  утро.

Какие буквы он написал  вместо точек?

 

- Возвращаемся  домой.

Составление синквейна  «Глагол»

 

ПР    Остров « Поисковый»

   Карточка  № 1

«Действие или предмет?»

В избе печь, чтобы пироги печь.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

Катюша в хоре запевала, она все песни  запевала.

Иди домой, но сначала коридор домой.

В углу раздался детский плач,

И кто-то вдруг сказал: «не плачь!»

Стою на  нашем берегу,

Покой  границы берегу!

Ведро дало течь, и вода стала течь.

 

Проверка:  Глагол   отвечает на вопросы… и   обозначает  действие.

 

ИР. Читают стихотворение, находят  и  выписывают  глаголы  в неопределенной  форме.

    Карточка  №  2.

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ

Салютовать  весне.

Приказ – черёмухе цвести,

Крапиве быть не злой,

Дождю дорожки  подмести

Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был  певуч,

Всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч,

И веселее греть!

 З. Александрова.

Карточка № 3

Клевать носом –

Зарубить на носу –

Унести ноги –

Надуть губы –

Задать стрекоча-

 

Вывод:  глаголы в неопределенной форме  отвечают на вопросы что делать? что сделать?, имеют суффиксы –ти, -ть,  -чь. У глаголов неопределенной формы не определяется  время, число, род.

 ГР  «Число глаголов»

 1 группа – птицы

2 группа -  звери

3 группа – деревья

4 группа – люди в лесу

 

 

Проверка: глаголы  изменяются по числам.  

 

 

 

 

Физминутка.

Выполняют движения рифмовки.

 

Остров «Временной»

ГР.   Карточка  № 4

  Из-под камня …  родник. Он превращается в речек, который весело…  на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом …  вниз.  Несколько таких  ручейков  …  в один большой  ручей, и он  спокойно…  по равнине.

/Употреблены в переносном смысле/

 

 

 

 

- Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, в ед. числе изменяются по родам.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Из пригородного автобуса вышли все молодые люди.

2.   На поляне  тесным кружком стояли берёзки.

3.   У бабушки в саду растут красивые цветы.

4.   Лось  остановился у тропинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодые березки растут у тропинки.

 

 

 

 

 

Остров «Частица  не»

  ИР.     Словарный диктант.

Не выучил,  не работает, не забываем, недомогать,  не кричи, не обижайся, ненавидеть, не забудь, недоумевать. 

Проверка:  сигнальные карточки:

 

 

 

 

 

 

ГР   Остров  «Хитрые  вопросы»

 

Открывают конверт, читают вопрос, обсуждают, дают ответ.

1.     Врач-  лечу, грач – лечу.

2.     Пенал – пинал

3.     пе´кло-  пекло´; о´труби - отруби´; пе´репел - перепе´л

4.     Будет хорошо учиться, будит меня

 

 

 

ГР.   Составляют  синквейн.

Глагол

Живой, яркий.

Работает, знает, говорит.

Важная чать речи.

Действие.

 

«Светофор»

Все правильно: зеленый сигнал, ошибка – желтый сигнал, 2 ошибки -  красный сигнал.

 

 

 Рефлексивный  листок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Взаимопроверка в парах. Меняются тетрадями, проверяют друг друга.

 

 

Отмечают в рефлексивном  листке

 

Проверка

 

 

 

Отмечают в рефлексивном  листке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рефлексивный листок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигнальные карточки: слитно синяя карточка, раздельно – белая.

 

 

 

Рефлексивный листок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИКТ

 

 

Рабочая тетрадь.

 

Карточка № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключение

Рефлексия.  «Закончи предложение»

сегодня   я     узнал…

было  интересно…

было   трудно…

я   выполнял   задания…

 я   научился…

 у   меня   получилось …

 

 

 

«Кораблик»

Если всё на уроке получилось  отправь кораблик  в плавание, если были затруднения  оставь корабль у  острова «Правила»

Начало предложения на доске. Кораблики для каждого учащегося.

Задания для последующего выполнения дом. работа

 Повторение правил по учебнику.

 

 

 

 

 


Посмотрите также