Поурочный план по русскому языку на тему "Глагол. Обобщение" 3 класс
Оценка 4.9

Поурочный план по русскому языку на тему "Глагол. Обобщение" 3 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
06.01.2017
Поурочный план по русскому языку на тему "Глагол. Обобщение" 3 класс
Урок - обобщение по теме "Глагол". На протяжении урока учащиеся путешествуют по "островам", выполняют задания. Формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Урок построен с применением технологии критического мышления, задания дифференцированы по уровню сложности. После каждого этапа проводится формативное оценивание. В конце урока рефлексия.
Краткосрочный план на конкурс.doc

 Краткосрочный план  

Ф.И.О. и место работы

Терещенко Ирина Николаевна

КГУ «ОСШ № 4 г. Жезказган»

Предмет:  русский  язык

Класс:   3

Дата:  15.05 2016.

Тема урока:

«Глагол. Обобщение»

Цель:

 

1. Знать о глаголе  как части речи, о роле глагола в языке, его грамматических  особенностях.

2. Употреблять глаголы в речи, распознавать время и число глаголов,  писать –ь после шипящих в неопределенной форме глагола, частицу не с глаголами.  

3. Высказывать   свою точку зрения, утверждать ее на основе доказательств.

 

Ожидаемый результат:

 

Все знают и понимают: роль глагола в языке, его грамматические особенности.

Большинство могут определять время, число  глаголов, писать –ь после шипящих, частицу не с глаголами.

Некоторые способны правильно писать окончания глаголов в зависимости от спряжения, находить ответы на  логические вопросы.

Критерии успеха:

Я   знаю и понимаю  признаки глагола.

Я могу   определять  время, число, правильно  писать –ь после шипящих, не с глаголами.

   

Ключевые идеи/подход:

Использование парной и групповой  работы позволяет эффективно  усвоить  материал по предмету, способствует развитию связной  речи, диалоговому общению, вовлечению в самооценивание и взаимооценивание.

Учебник:

 

С.А. Никитина,  Л.П. Якунина, Т.А. Кульгильдинова   «Русский  язык»  учебник для  3 класса  общеобразовательной  школы.

Алматы   «Атамүра» 2014.

 

 

 

 

Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Введе-

ние

Создание коллаборативной  среды

Упражнение «Пожелание»

- Прозвенел весёлый  звонок,

Начался долгожданный  урок.

-Что бы вы хотели пожелать друг   другу?

Загадка:

Что без меня  предметы?  Лишь названья.

А я приду – все в действие  придет.

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады и хлеб в полях растет.

-  О какой части речи говорится в загадке?

- Какую цель мы поставим сегодня  на нашем уроке?

Деление на  группы: треугольники  разного цвета.

Приветствуют  друг  друга. 

Хором: Думай, слушай, рассуждай и соседу помогай.

Вместе думать интересней.

Хорошо, когда мы вместе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме глагол.

 

аплодисменты

 

Презен-

тация

Каллиграфическая минутка: На доске записаны слова, разделите их на три группы по двум признакам одновременно.

Радос..ный,гла..ки,в..сят,ска..ка,чес..ный,выгл..нет.

-Какие слова отнесли к первой группе, ко второй, третьей?

На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются безударными гласными, проверяемыми ударением  в корнях глаголов. Какие это буквы?

Эти гласные будут чередоваться с непроизносимой согласной в именах  прилагательных и парной согласной в  именах существительных.

Запишите  глаголы и через тире укажите  проверочные слова к ним.

 

Словарная работа:  

Загадка:  Ходит – бродит великан на работу в океан./корабль/

- Подобрать и записать однокоренные слова.

Записать  пословицу: большому кораблю- большое плавание.

 

- Сегодня мы совершим путешествие по океану «Глагол».    Но наш корабль, на котором сегодня мы отправимся путешествовать,  плыть только с помощью ветра не может. Он придет в движение, если вы  сумеете  проявить знания, которые получили на уроках   русского языка.

 «Мозговой  штурм»     

1.     Что обозначает глагол?

2.     На какие вопросы отвечает глагол?

3.     Как изменяются глаголы?

4.     В настоящем и  будущем времени глаголы изменяются..

5.     В прошедшем времени…

6.     В предложении глагол обычно бывает …

7.     Как пишется глагол ненавидеть с не?

8.     Какие суффиксы имеют глаголы неопределенной формы?

9.     Пишется ли ь в н.ф.   после буквы ч?

10. Назови суффикс  глагола прошедшего времени.

11. Изменение глаголов по лицам и числам -  это …

Во втором лице единственного числа пишется мягкий  знак?

Глагол приглашает нас к действию, а значит, мы можем двигаться в путь.

 

 

Прописывают:

ия ит   из яя   ят   яз   зя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Висят-  повис, виснет.  Выглянет-  взгляд, глянет.

 

Словарное слово: корабль.

Однокоренные слова: кораблик, корабельный, кораблестроение.

 Большому кораблю - большое плавание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мозговой штурм»

Отвечают :

1.      Действие.

2.     Что делать? Что сделать?

3.     По временам.

4.     По лицам и числам.

5.     По родам (в ед. числе) и числам

6.     Сказуемым

7.     Слитно

8.     –ть,ти,

9.     Да

10. Суффикс-л

11. Спряжение

12. Да. /играешь, думаешь, рисуешь, поешь/

 

 

Устная обратная связь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устная обратная связь

Рабочие тетради, иллюстрация корабль, иображение «Океан  Глагол с островами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основ-ная часть

 Первый  остров на нашем пути «  Поисковый».   Глаголы могут прятаться среди других  слов, нам  необходимо  их  найти.

У каждой  пары   на карточке  записаны   предложения. Необходимо  прочитать  предложения,  определить и подчеркнуть глаголы двумя чертами, существительное – одной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующий  остров

 « Остров неопределенностей»

 У каждой  группы на столе  карточка 

№  2.  Задание:  прочитать и выписать  из  текста  6  глаголов  в неопределенной  форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что мы называем  фразеологическим оборотом?

Данные  фразеологические  сочетания замените синонимами-  глаголами в неопределенной форме. Записать в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

- Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от звона будильника. В дождливый день  крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько  звуков  можно услышать в лесу!

Задание: подберите к каждому существительному  как можно больше   глаголов.

 

 

 

 

Физминутка.  

Поскачите, покружитесь,

Приседайте, поднимайтесь,

Распрямитесь и согнитесь,

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Быть хорошими старайтесь!

 

- Следующий остров «Временной»

  Глагол- самая живая часть речи…

Назначение глагола-  выражать само действие.

- Попробуем это доказать. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним с авторским  вариантом.

Проверка.

Вариант  Пришвина:  бежит, течет, скатывается, сливаются, льётся.

- В чём необычность  употребления глаголов  «звенит», «радуется»?

 

- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем, будущем, прошедшем времени? Чем интересны глаголы в прошедшем времени? Как они изменяются?

- Какую роль  в предложении играет  глагол?

Задание «Составь предложение».-

Я читаю предложение, а вы из него выписываете  только то слово, которое я укажу.

  1. Из предложения выписать  прилагательное с сочетанием –оло-
  2. Из предложения возьмите существительное  во  множественном числе.
  3. Из предложения  выписать сказуемое.
  4. Из предложения возьмите  существительное  с предлогом.

- Прочитайте слова, которые вы записали. Составьте из них  предложение.

Разберите предложение по членам  предложения. В каком времени употреблен глагол?

 

Остров  «Частица  не»

Словарный  диктант. Записать под диктовку.

 

 

Остров  «Хитрые  вопросы»

У каждой  группы  конверт  с вопросом.

1.Какие  значения  может иметь глагол  лечу?

2.Какую букву надо заменить в существительном  пенал, чтобы оно  стало глаголом?

3. Может ли ударение превратить   существительное в глагол?

4.Старший  брат написал  два предложения:

Он буд..  хорошо учиться.

Утро буд..  меня   каждое  утро.

Какие буквы он написал  вместо точек?

 

- Возвращаемся  домой.

Составление синквейна  «Глагол»

 

ПР    Остров « Поисковый»

   Карточка  № 1

«Действие или предмет?»

В избе печь, чтобы пироги печь.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

Катюша в хоре запевала, она все песни  запевала.

Иди домой, но сначала коридор домой.

В углу раздался детский плач,

И кто-то вдруг сказал: «не плачь!»

Стою на  нашем берегу,

Покой  границы берегу!

Ведро дало течь, и вода стала течь.

 

Проверка:  Глагол   отвечает на вопросы… и   обозначает  действие.

 

ИР. Читают стихотворение, находят  и  выписывают  глаголы  в неопределенной  форме.

    Карточка  №  2.

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ

Салютовать  весне.

Приказ – черёмухе цвести,

Крапиве быть не злой,

Дождю дорожки  подмести

Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был  певуч,

Всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч,

И веселее греть!

 З. Александрова.

Карточка № 3

Клевать носом –

Зарубить на носу –

Унести ноги –

Надуть губы –

Задать стрекоча-

 

Вывод:  глаголы в неопределенной форме  отвечают на вопросы что делать? что сделать?, имеют суффиксы –ти, -ть,  -чь. У глаголов неопределенной формы не определяется  время, число, род.

 ГР  «Число глаголов»

 1 группа – птицы

2 группа -  звери

3 группа – деревья

4 группа – люди в лесу

 

 

Проверка: глаголы  изменяются по числам.  

 

 

 

 

Физминутка.

Выполняют движения рифмовки.

 

Остров «Временной»

ГР.   Карточка  № 4

  Из-под камня …  родник. Он превращается в речек, который весело…  на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом …  вниз.  Несколько таких  ручейков  …  в один большой  ручей, и он  спокойно…  по равнине.

/Употреблены в переносном смысле/

 

 

 

 

- Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, в ед. числе изменяются по родам.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Из пригородного автобуса вышли все молодые люди.

2.   На поляне  тесным кружком стояли берёзки.

3.   У бабушки в саду растут красивые цветы.

4.   Лось  остановился у тропинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодые березки растут у тропинки.

 

 

 

 

 

Остров «Частица  не»

  ИР.     Словарный диктант.

Не выучил,  не работает, не забываем, недомогать,  не кричи, не обижайся, ненавидеть, не забудь, недоумевать. 

Проверка:  сигнальные карточки:

 

 

 

 

 

 

ГР   Остров  «Хитрые  вопросы»

 

Открывают конверт, читают вопрос, обсуждают, дают ответ.

1.     Врач-  лечу, грач – лечу.

2.     Пенал – пинал

3.     пе´кло-  пекло´; о´труби - отруби´; пе´репел - перепе´л

4.     Будет хорошо учиться, будит меня

 

 

 

ГР.   Составляют  синквейн.

Глагол

Живой, яркий.

Работает, знает, говорит.

Важная чать речи.

Действие.

 

«Светофор»

Все правильно: зеленый сигнал, ошибка – желтый сигнал, 2 ошибки -  красный сигнал.

 

 

 Рефлексивный  листок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Взаимопроверка в парах. Меняются тетрадями, проверяют друг друга.

 

 

Отмечают в рефлексивном  листке

 

Проверка

 

 

 

Отмечают в рефлексивном  листке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рефлексивный листок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигнальные карточки: слитно синяя карточка, раздельно – белая.

 

 

 

Рефлексивный листок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИКТ

 

 

Рабочая тетрадь.

 

Карточка № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключение

Рефлексия.  «Закончи предложение»

сегодня   я     узнал…

было  интересно…

было   трудно…

я   выполнял   задания…

 я   научился…

 у   меня   получилось …

 

 

 

«Кораблик»

Если всё на уроке получилось  отправь кораблик  в плавание, если были затруднения  оставь корабль у  острова «Правила»

Начало предложения на доске. Кораблики для каждого учащегося.

Задания для последующего выполнения дом. работа

 Повторение правил по учебнику.

 

 

 

 

 


Краткосрочный план

Краткосрочный план

Ход урока Время

Ход урока Время

Какие это буквы? Эти гласные будут чередоваться с непроизносимой согласной в именах прилагательных и парной согласной в именах существительных

Какие это буквы? Эти гласные будут чередоваться с непроизносимой согласной в именах прилагательных и парной согласной в именах существительных

На какие вопросы отвечает глагол? 2

На какие вопросы отвечает глагол? 2

Следующий остров « Остров неопределенностей»

Следующий остров « Остров неопределенностей»

Записать в тетрадь. -

Записать в тетрадь. -

Попробуем это доказать. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним с авторским вариантом

Попробуем это доказать. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним с авторским вариантом

Составьте из них предложение

Составьте из них предложение

Основ-ная часть Первый остров на нашем пути «

Основ-ная часть Первый остров на нашем пути «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017