Краткосрочный план
Ф.И.О. и место работы |
Терещенко Ирина Николаевна КГУ «ОСШ № 4 г. Жезказган» |
Предмет: русский язык |
Класс: 3 Дата: 15.05 2016. |
Тема урока: |
«Глагол. Обобщение» |
||
Цель:
|
1. Знать о глаголе как части речи, о роле глагола в языке, его грамматических особенностях. 2. Употреблять глаголы в речи, распознавать время и число глаголов, писать –ь после шипящих в неопределенной форме глагола, частицу не с глаголами. 3. Высказывать свою точку зрения, утверждать ее на основе доказательств.
|
||
Ожидаемый результат:
|
Все знают и понимают: роль глагола в языке, его грамматические особенности. Большинство могут определять время, число глаголов, писать –ь после шипящих, частицу не с глаголами. Некоторые способны правильно писать окончания глаголов в зависимости от спряжения, находить ответы на логические вопросы. |
||
Критерии успеха: |
Я знаю и понимаю признаки глагола. Я могу определять время, число, правильно писать –ь после шипящих, не с глаголами.
|
||
Ключевые идеи/подход: |
Использование парной и групповой работы позволяет эффективно усвоить материал по предмету, способствует развитию связной речи, диалоговому общению, вовлечению в самооценивание и взаимооценивание. |
||
Учебник:
|
С.А. Никитина, Л.П. Якунина, Т.А. Кульгильдинова «Русский язык» учебник для 3 класса общеобразовательной школы. Алматы «Атамүра» 2014. |
Ход урока
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
Введе- ние |
Создание коллаборативной среды Упражнение «Пожелание» - Прозвенел весёлый звонок, Начался долгожданный урок. -Что бы вы хотели пожелать друг другу? Загадка: Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет. Летит ракета, люди строят здания, Цветут сады и хлеб в полях растет. - О какой части речи говорится в загадке? - Какую цель мы поставим сегодня на нашем уроке? Деление на группы: треугольники разного цвета. |
Приветствуют друг друга. Хором: Думай, слушай, рассуждай и соседу помогай. Вместе думать интересней. Хорошо, когда мы вместе.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме глагол.
|
аплодисменты |
|
Презен- тация |
Каллиграфическая минутка: На доске записаны слова, разделите их на три группы по двум признакам одновременно. Радос..ный,гла..ки,в..сят,ска..ка,чес..ный,выгл..нет. -Какие слова отнесли к первой группе, ко второй, третьей? На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются безударными гласными, проверяемыми ударением в корнях глаголов. Какие это буквы? Эти гласные будут чередоваться с непроизносимой согласной в именах прилагательных и парной согласной в именах существительных. Запишите глаголы и через тире укажите проверочные слова к ним.
Словарная работа: Загадка: Ходит – бродит великан на работу в океан./корабль/ - Подобрать и записать однокоренные слова. Записать пословицу: большому кораблю- большое плавание.
- Сегодня мы совершим путешествие по океану «Глагол». Но наш корабль, на котором сегодня мы отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Он придет в движение, если вы сумеете проявить знания, которые получили на уроках русского языка. «Мозговой штурм» 1. Что обозначает глагол? 2. На какие вопросы отвечает глагол? 3. Как изменяются глаголы? 4. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются.. 5. В прошедшем времени… 6. В предложении глагол обычно бывает … 7. Как пишется глагол ненавидеть с не? 8. Какие суффиксы имеют глаголы неопределенной формы? 9. Пишется ли ь в н.ф. после буквы ч? 10. Назови суффикс глагола прошедшего времени. 11. Изменение глаголов по лицам и числам - это … Во втором лице единственного числа пишется мягкий знак? - Глагол приглашает нас к действию, а значит, мы можем двигаться в путь. |
Прописывают: ия ит из яя ят яз зя
Висят- повис, виснет. Выглянет- взгляд, глянет.
Словарное слово: корабль. Однокоренные слова: кораблик, корабельный, кораблестроение. Большому кораблю - большое плавание.
«Мозговой штурм» Отвечают : 1. Действие. 2. Что делать? Что сделать? 3. По временам. 4. По лицам и числам. 5. По родам (в ед. числе) и числам 6. Сказуемым 7. Слитно 8. –ть,ти, 9. Да 10. Суффикс-л 11. Спряжение 12. Да. /играешь, думаешь, рисуешь, поешь/
|
Устная обратная связь
Устная обратная связь |
Рабочие тетради, иллюстрация корабль, иображение «Океан Глагол с островами»
|
Основ-ная часть |
Первый остров на нашем пути « Поисковый». Глаголы могут прятаться среди других слов, нам необходимо их найти. У каждой пары на карточке записаны предложения. Необходимо прочитать предложения, определить и подчеркнуть глаголы двумя чертами, существительное – одной.
Следующий остров « Остров неопределенностей» У каждой группы на столе карточка № 2. Задание: прочитать и выписать из текста 6 глаголов в неопределенной форме.
- Что мы называем фразеологическим оборотом? Данные фразеологические сочетания замените синонимами- глаголами в неопределенной форме. Записать в тетрадь.
- Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько звуков можно услышать в лесу! Задание: подберите к каждому существительному как можно больше глаголов.
Физминутка. Поскачите, покружитесь, Приседайте, поднимайтесь, Распрямитесь и согнитесь, Встаньте прямо, улыбнитесь, Быть хорошими старайтесь!
- Следующий остров «Временной» Глагол- самая живая часть речи… Назначение глагола- выражать само действие. - Попробуем это доказать. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним с авторским вариантом. Проверка. Вариант Пришвина: бежит, течет, скатывается, сливаются, льётся. - В чём необычность употребления глаголов «звенит», «радуется»?
- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем, будущем, прошедшем времени? Чем интересны глаголы в прошедшем времени? Как они изменяются? - Какую роль в предложении играет глагол? Задание «Составь предложение».- Я читаю предложение, а вы из него выписываете только то слово, которое я укажу.
- Прочитайте слова, которые вы записали. Составьте из них предложение. Разберите предложение по членам предложения. В каком времени употреблен глагол?
Остров «Частица не» Словарный диктант. Записать под диктовку.
Остров «Хитрые вопросы» У каждой группы конверт с вопросом. 1.Какие значения может иметь глагол лечу? 2.Какую букву надо заменить в существительном пенал, чтобы оно стало глаголом? 3. Может ли ударение превратить существительное в глагол? 4.Старший брат написал два предложения: Он буд.. хорошо учиться. Утро буд.. меня каждое утро. Какие буквы он написал вместо точек?
- Возвращаемся домой. Составление синквейна «Глагол»
|
ПР Остров « Поисковый» Карточка № 1 «Действие или предмет?» В избе печь, чтобы пироги печь. Снежное покрывало всё поле покрывало. Катюша в хоре запевала, она все песни запевала. Иди домой, но сначала коридор домой. В углу раздался детский плач, И кто-то вдруг сказал: «не плачь!» Стою на нашем берегу, Покой границы берегу! Ведро дало течь, и вода стала течь.
Проверка: Глагол отвечает на вопросы… и обозначает действие.
ИР. Читают стихотворение, находят и выписывают глаголы в неопределенной форме. Карточка № 2. Ударил гром двенадцать раз И замер в стороне. Природа отдала приказ Салютовать весне. Приказ – черёмухе цвести, Крапиве быть не злой, Дождю дорожки подмести Серебряной метлой. Чтоб каждый кустик был певуч, Всем птицам звонче петь, А солнцу выйти из-за туч, И веселее греть! З. Александрова. Карточка № 3 Клевать носом – Зарубить на носу – Унести ноги – Надуть губы – Задать стрекоча-
Вывод: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, имеют суффиксы –ти, -ть, -чь. У глаголов неопределенной формы не определяется время, число, род. ГР «Число глаголов» 1 группа – птицы 2 группа - звери 3 группа – деревья 4 группа – люди в лесу
Проверка: глаголы изменяются по числам.
Физминутка. Выполняют движения рифмовки.
Остров «Временной» ГР. Карточка № 4 Из-под камня … родник. Он превращается в речек, который весело… на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом … вниз. Несколько таких ручейков … в один большой ручей, и он спокойно… по равнине. /Употреблены в переносном смысле/
- Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, в ед. числе изменяются по родам.
1. Из пригородного автобуса вышли все молодые люди. 2. На поляне тесным кружком стояли берёзки. 3. У бабушки в саду растут красивые цветы. 4. Лось остановился у тропинки.
Молодые березки растут у тропинки.
Остров «Частица не» ИР. Словарный диктант. Не выучил, не работает, не забываем, недомогать, не кричи, не обижайся, ненавидеть, не забудь, недоумевать. Проверка: сигнальные карточки:
ГР Остров «Хитрые вопросы»
Открывают конверт, читают вопрос, обсуждают, дают ответ. 1. Врач- лечу, грач – лечу. 2. Пенал – пинал 3. пе´кло- пекло´; о´труби - отруби´; пе´репел - перепе´л 4. Будет хорошо учиться, будит меня
ГР. Составляют синквейн. Глагол Живой, яркий. Работает, знает, говорит. Важная чать речи. Действие.
|
«Светофор» Все правильно: зеленый сигнал, ошибка – желтый сигнал, 2 ошибки - красный сигнал.
Рефлексивный листок
Взаимопроверка в парах. Меняются тетрадями, проверяют друг друга.
Отмечают в рефлексивном листке
Проверка
Отмечают в рефлексивном листке
Рефлексивный листок
Сигнальные карточки: слитно синяя карточка, раздельно – белая.
Рефлексивный листок
|
Карточка № 1
Карточка № 2
Карточка № 3
ИКТ
Рабочая тетрадь.
Карточка № 4
Рабочая тетрадь,
|
заключение |
Рефлексия. «Закончи предложение» |
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я научился… у меня получилось …
|
«Кораблик» Если всё на уроке получилось отправь кораблик в плавание, если были затруднения оставь корабль у острова «Правила» |
Начало предложения на доске. Кораблики для каждого учащегося. |
Задания для последующего выполнения дом. работа |
Повторение правил по учебнику. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.