Поведение ребёнка, приносящее ему повреждения
Оценка 4.6

Поведение ребёнка, приносящее ему повреждения

Оценка 4.6
Лекции
docx
дефектология +1
Взрослым
28.02.2018
Поведение ребёнка, приносящее ему повреждения
Меры. Алексей бьётся головой, ког¬да разъярён. Порой он злится на учебный материал, который лежит у него на столе. Иногда явных причин, почему он приходит в ярость, не обнаруживается. В любом случае надо прервать битьё го¬ловой, чтобы ребёнок сам себе не навредил. Во время занятия следует сесть рядом с ним. Как только он наклонится вперёд и один раз ударится головой, толкните его стул, чтобы он потерял равновесие. 2—5 секунд держите стул в косом положении, затем верните его на место. Повторяйте это каждый раз, когда ребёнок бьётся головой. Не ругайте и вообще не разговаривайте с ним, пока стул находит¬ся в опрокинутом положении. Условие успеха. В то время, ког¬да стул был опрокинут, Алексей не мог до¬стать головой до стола — битьё было пре¬рвано. Ему вообще не понравилось, что он потерял равновесие, для него это был очень неприятный опыт. После многократных по¬вторений мальчик заметил, что его стул тогда опрокидывается, когда он хочет бить¬ся головой. Вскоре он начал подавлять в се¬бе этот импульс. Всё произошло без словес¬ных указаний, так как Алексей ещё не раз¬говаривает.
методы работы с аутистами.docx

Приемы коррекционной работы

по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с аутизмом

(из опыта работы Гродненского областного ЦКРОиР, Республика Беларусь)

Материалы статьи С.В. Хаткевич « Превращение ряда отдельных привычных действий ребенка с аутизмом в систему работы по коррекции его эмоционально-волевой сферы» (статья в сокращении), «Спецыяльная адукацыя» № 2, 2010

У детей с аутизмом наблюдается искажение эмоционально-волевой сферы.

Им присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, отсутствие интереса и понимания окружаю­щего мира.

Обнаружено пять наиболее часто встре­чающихся категорий особенного поведения аутичных детей:

    поведение, приносящее вред самому себе: кусание собственных рук или удары по голове;

   агрессивное поведение: битьё или оплё­вывание;

    прекращение деятельности через броса­ние предметов, крик или уход из-за стола;

    постоянное взятие в рот предметов или бесконечное повторение вопросов;

    дефицит поведения: неконтролируемое поведение, недостаток спонтанности, неже­лание физического контакта, краткая про­должительность внимания и неспособность допускать изменения привычек.

В ситуациях с проблемными способа­ми поведения детей с аутизмом уместны­ми будут следующие меры:

Поведение ребёнка, приносящее ему повреждения

Поведение. Бьётся головой о стол.

Меры. Алексей бьётся головой, ког­да разъярён. Порой он злится на учебный материал, который лежит у него на столе. Иногда явных причин, почему он приходит в ярость, не обнаруживается.

В любом случае надо прервать битьё го­ловой, чтобы ребёнок сам себе не навредил. Во время занятия следует сесть рядом с ним. Как только он наклонится вперёд и один раз ударится головой, толкните его стул, чтобы он потерял равновесие. 2—5 секунд держите стул в косом положении, затем верните его на место. Повторяйте это каждый раз, когда ребёнок бьётся головой. Не ругайте и вообще не разговаривайте с ним, пока стул находит­ся в опрокинутом положении.

Условие успеха. В то время, ког­да стул был опрокинут, Алексей не мог до­стать головой до стола — битьё было пре­рвано. Ему вообще не понравилось, что он потерял равновесие, для него это был очень неприятный опыт. После многократных по­вторений мальчик заметил, что его стул тогда опрокидывается, когда он хочет бить­ся головой. Вскоре он начал подавлять в се­бе этот импульс. Всё произошло без словес­ных указаний, так как Алексей ещё не раз­говаривает.

Агрессия

Поведение. Кусание окружающих.

Меры. Если ребёнок вдруг укусит вас или кого-то другого, то сразу же встаньте, поднимите его вверх, держа под мышки, и отнесите на другой стул, который стоит в углу комнаты. Посадите его быстро и уве­ренно на стул лицом к стене. Затем отой­дите, ничего не говоря. Игнорируйте крик ребёнка. Вернитесь к нему через 10—15 секунд и подведите его к столу, чтобы про­должить работу, как будто ничего не слу­чилось. Следует помнить, что ребёнок мо­жет не понять ваших слов и ваши уговоры не принесут успеха.

Условие успеха. Хотя Толе это не приносит боли, он не хочет, чтобы его под­брасывали вверх и уносили прочь. После нескольких повторений мальчик был в со­стоянии понять, что такое происходит, ког­да он кусает людей. Из-за короткого перио­да концентрации внимания ребёнка с аутиз­мом важно оставлять его на стуле не более чем на 10—15 секунд, иначе он забудет, по­чему там сидит. Постоянный перенос Толи в другое место после каждого укуса оказал­ся существенным для успешности предпри­нятых мер.

 

Стереотипы

Поведение. Цепляется за взрослых, как маленький ребёнок. Ребёнок чрезмерно долго цепляется за шею матери, болтает ногами, ес­ли его хотят ссадить, и отказывается ходить.

Меры. Павел слишком большой, чтобы его держать и носить на руках, как младен­ца, однако вы хотели бы показать ему своё расположение. Так как ребёнок ведёт се­бя слишком стереотипно и нелегко меняет привычки, вы должны быть тем человеком, который способен внести изменения. Это можно сделать следующим образом.

Откажитесь от того, чтобы держать и но­сить его, как младенца.

Обучите его игре, во время которой ну­жен нежный контакт.

Если ребёнок, например, расставит руки, чтобы его взяли, то сядьте рядом с ним на диван или на пол и обнимите его. Затем от­пустите его и научите игре в ладушки. Пой­те с ним, улыбайтесь, хвалите и обнимай­те его. Дайте ребёнку любимую игрушку и останьтесь некоторое время с ним. Если он отказывается идти, то не поднимайте его. Держите его за руку или обнимите за плечи. Если ребёнок всё ещё не хочет идти, то пре­рвите контакт с ним и отвернитесь. Затем вернитесь к нему и попытайтесь ещё раз. Побудите его идти с вами, указав на его лю­бимую игрушку или вознаграждение, к ко­торому вы идёте. Сначала ребёнок этому не обрадуется, но если вы будете последователь­ны, он научится изменять правила.

Условие успеха. Хотя Павел не­сколько дней протестовал, ему понрави­лась игра в ладушки и он смог отказаться от привычки цепляться. Он был в состоянии несколько минут играть с любимой игруш­кой после того, как мама ушла. Мальчик был готов идти рядом с ней, если видел то, что хотел иметь. Его младенческое цепляние основывалось на старой привычке, а также на неспособности заняться чем-то другим.

Дефицит поведения

Поведение. Недостаточная инициати­ва: ребёнок пассивно ждёт стимула извне.

Меры. Поставьте банку с мыльной пе­ной рядом с собой и дайте ребёнку (в на­шем случае — Анне) блюдо с двумя бусин­ками и шнурок. Помогите нанизать первую бусинку. Помогите также начать нанизы­вать вторую и скажите, когда она наниза­на: «Готово!» Уберите бусинки, дайте ребён­ку мыльную пену, и пусть он выдувает пу­зыри. Затем дайте ещё две бусины. Теперь не помогайте, но напомните: «Сначала сде­лать, а затем дуть пузыри!» Если две буси­ны будут нанизаны без помощи, то в следу­ющий раз дайте три и не помогайте.

Условие успеха. Начав с очень ко­роткого и простого занятия, Анна скоро узна­ла, что она может получить свою любимую игрушку без особых трудностей. Девочка привыкла быть активной, так как помощь, на которую она рассчитывала, отсутствовала и она не получала игрушку для выдувания пузырей, пока не стала активной.

Коррекция эмоционально-волевой сферы ребёнка с аутизмом очень важна, так как эмоциональные процессы в норме являют­ся той сферой психического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все осталь­ные функции, такие как восприятие, вни­мание, память, мышление, воображение.


 

Скачано с www.znanio.ru

Приемы коррекционной работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с аутизмом (из опыта работы

Приемы коррекционной работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с аутизмом (из опыта работы

Стереотипы Поведение. Цепляется за взрослых, как маленький ребёнок

Стереотипы Поведение. Цепляется за взрослых, как маленький ребёнок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018