Поведение ребёнка, приносящее ему повреждения

  • Лекции
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Меры. Алексей бьётся головой, ког¬да разъярён. Порой он злится на учебный материал, который лежит у него на столе. Иногда явных причин, почему он приходит в ярость, не обнаруживается. В любом случае надо прервать битьё го¬ловой, чтобы ребёнок сам себе не навредил. Во время занятия следует сесть рядом с ним. Как только он наклонится вперёд и один раз ударится головой, толкните его стул, чтобы он потерял равновесие. 2—5 секунд держите стул в косом положении, затем верните его на место. Повторяйте это каждый раз, когда ребёнок бьётся головой. Не ругайте и вообще не разговаривайте с ним, пока стул находит¬ся в опрокинутом положении. Условие успеха. В то время, ког¬да стул был опрокинут, Алексей не мог до¬стать головой до стола — битьё было пре¬рвано. Ему вообще не понравилось, что он потерял равновесие, для него это был очень неприятный опыт. После многократных по¬вторений мальчик заметил, что его стул тогда опрокидывается, когда он хочет бить¬ся головой. Вскоре он начал подавлять в се¬бе этот импульс. Всё произошло без словес¬ных указаний, так как Алексей ещё не раз¬говаривает.
Иконка файла материала методы работы с аутистами.docx

Приемы коррекционной работы

по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с аутизмом

(из опыта работы Гродненского областного ЦКРОиР, Республика Беларусь)

Материалы статьи С.В. Хаткевич « Превращение ряда отдельных привычных действий ребенка с аутизмом в систему работы по коррекции его эмоционально-волевой сферы» (статья в сокращении), «Спецыяльная адукацыя» № 2, 2010

У детей с аутизмом наблюдается искажение эмоционально-волевой сферы.

Им присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, отсутствие интереса и понимания окружаю­щего мира.

Обнаружено пять наиболее часто встре­чающихся категорий особенного поведения аутичных детей:

    поведение, приносящее вред самому себе: кусание собственных рук или удары по голове;

   агрессивное поведение: битьё или оплё­вывание;

    прекращение деятельности через броса­ние предметов, крик или уход из-за стола;

    постоянное взятие в рот предметов или бесконечное повторение вопросов;

    дефицит поведения: неконтролируемое поведение, недостаток спонтанности, неже­лание физического контакта, краткая про­должительность внимания и неспособность допускать изменения привычек.

В ситуациях с проблемными способа­ми поведения детей с аутизмом уместны­ми будут следующие меры:

Поведение ребёнка, приносящее ему повреждения

Поведение. Бьётся головой о стол.

Меры. Алексей бьётся головой, ког­да разъярён. Порой он злится на учебный материал, который лежит у него на столе. Иногда явных причин, почему он приходит в ярость, не обнаруживается.

В любом случае надо прервать битьё го­ловой, чтобы ребёнок сам себе не навредил. Во время занятия следует сесть рядом с ним. Как только он наклонится вперёд и один раз ударится головой, толкните его стул, чтобы он потерял равновесие. 2—5 секунд держите стул в косом положении, затем верните его на место. Повторяйте это каждый раз, когда ребёнок бьётся головой. Не ругайте и вообще не разговаривайте с ним, пока стул находит­ся в опрокинутом положении.

Условие успеха. В то время, ког­да стул был опрокинут, Алексей не мог до­стать головой до стола — битьё было пре­рвано. Ему вообще не понравилось, что он потерял равновесие, для него это был очень неприятный опыт. После многократных по­вторений мальчик заметил, что его стул тогда опрокидывается, когда он хочет бить­ся головой. Вскоре он начал подавлять в се­бе этот импульс. Всё произошло без словес­ных указаний, так как Алексей ещё не раз­говаривает.

Агрессия

Поведение. Кусание окружающих.

Меры. Если ребёнок вдруг укусит вас или кого-то другого, то сразу же встаньте, поднимите его вверх, держа под мышки, и отнесите на другой стул, который стоит в углу комнаты. Посадите его быстро и уве­ренно на стул лицом к стене. Затем отой­дите, ничего не говоря. Игнорируйте крик ребёнка. Вернитесь к нему через 10—15 секунд и подведите его к столу, чтобы про­должить работу, как будто ничего не слу­чилось. Следует помнить, что ребёнок мо­жет не понять ваших слов и ваши уговоры не принесут успеха.

Условие успеха. Хотя Толе это не приносит боли, он не хочет, чтобы его под­брасывали вверх и уносили прочь. После нескольких повторений мальчик был в со­стоянии понять, что такое происходит, ког­да он кусает людей. Из-за короткого перио­да концентрации внимания ребёнка с аутиз­мом важно оставлять его на стуле не более чем на 10—15 секунд, иначе он забудет, по­чему там сидит. Постоянный перенос Толи в другое место после каждого укуса оказал­ся существенным для успешности предпри­нятых мер.

 

Стереотипы

Поведение. Цепляется за взрослых, как маленький ребёнок. Ребёнок чрезмерно долго цепляется за шею матери, болтает ногами, ес­ли его хотят ссадить, и отказывается ходить.

Меры. Павел слишком большой, чтобы его держать и носить на руках, как младен­ца, однако вы хотели бы показать ему своё расположение. Так как ребёнок ведёт се­бя слишком стереотипно и нелегко меняет привычки, вы должны быть тем человеком, который способен внести изменения. Это можно сделать следующим образом.

Откажитесь от того, чтобы держать и но­сить его, как младенца.

Обучите его игре, во время которой ну­жен нежный контакт.

Если ребёнок, например, расставит руки, чтобы его взяли, то сядьте рядом с ним на диван или на пол и обнимите его. Затем от­пустите его и научите игре в ладушки. Пой­те с ним, улыбайтесь, хвалите и обнимай­те его. Дайте ребёнку любимую игрушку и останьтесь некоторое время с ним. Если он отказывается идти, то не поднимайте его. Держите его за руку или обнимите за плечи. Если ребёнок всё ещё не хочет идти, то пре­рвите контакт с ним и отвернитесь. Затем вернитесь к нему и попытайтесь ещё раз. Побудите его идти с вами, указав на его лю­бимую игрушку или вознаграждение, к ко­торому вы идёте. Сначала ребёнок этому не обрадуется, но если вы будете последователь­ны, он научится изменять правила.

Условие успеха. Хотя Павел не­сколько дней протестовал, ему понрави­лась игра в ладушки и он смог отказаться от привычки цепляться. Он был в состоянии несколько минут играть с любимой игруш­кой после того, как мама ушла. Мальчик был готов идти рядом с ней, если видел то, что хотел иметь. Его младенческое цепляние основывалось на старой привычке, а также на неспособности заняться чем-то другим.

Дефицит поведения

Поведение. Недостаточная инициати­ва: ребёнок пассивно ждёт стимула извне.

Меры. Поставьте банку с мыльной пе­ной рядом с собой и дайте ребёнку (в на­шем случае — Анне) блюдо с двумя бусин­ками и шнурок. Помогите нанизать первую бусинку. Помогите также начать нанизы­вать вторую и скажите, когда она наниза­на: «Готово!» Уберите бусинки, дайте ребён­ку мыльную пену, и пусть он выдувает пу­зыри. Затем дайте ещё две бусины. Теперь не помогайте, но напомните: «Сначала сде­лать, а затем дуть пузыри!» Если две буси­ны будут нанизаны без помощи, то в следу­ющий раз дайте три и не помогайте.

Условие успеха. Начав с очень ко­роткого и простого занятия, Анна скоро узна­ла, что она может получить свою любимую игрушку без особых трудностей. Девочка привыкла быть активной, так как помощь, на которую она рассчитывала, отсутствовала и она не получала игрушку для выдувания пузырей, пока не стала активной.

Коррекция эмоционально-волевой сферы ребёнка с аутизмом очень важна, так как эмоциональные процессы в норме являют­ся той сферой психического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все осталь­ные функции, такие как восприятие, вни­мание, память, мышление, воображение.


 

Скачано с www.znanio.ru