Цель урока:
Познакомиться с «Повестью», выявить главную идею повести.
Задачи урока:
познакомится с жанровыми особенностями «жития»;
проанализировать эпизоды повести, выявить основные идеи каждого эпизода;
глубоко изучить своеобразие характеров главных героев;
сделать выводы по всему произведению: «ради чего написана повесть»?
Повесть написана в 16 веке Ермолаем – Еразмом (Ермолай Прегрешный).
Повесть относится к жанру «жития».
«Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого.
Композиция жития:
Рождение святого.
Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу.
Уход из родительского дома.
Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря.
Прижизненные чудеса.
Смерть святого.
Посмертные чудеса.
Завязка истории.
1. Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Есть в земле Российской город…» ( - «Стал он искать врачей, но ни один не мог ему помочь» ).
2. Выразительно прочитайте отрывок: «Есть в земле Российской город…» ( - «…он не знал, где раздобыть Агриков меч» ).
3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Петра.
4. Попробуйте озаглавить отрывок.
5. Подберите характеристики (эпитеты и др.), которые бы раскрывали характер Петра в этом отрывке.
Развитие действия.
1. Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Прослышав, что в Рязанской земле много врачей» ( - «Прибыли они в отчизну свою, в град Муром, и жили благочестиво и праведно»)
2. Выразительно прочитайте отрывок: 1)«Юноша, слуга его, заехал в село Ласково» ( - «…тот сможет его излечить, кто потребует князя твоего себе»). 2) «Князь велел заплатить баню…» ( – «Он же удивился её мудрости»).
3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Февронии. Каким здесь представляется Пётр?
4. Попробуйте озаглавить отрывок.
5. Сопоставьте поведение Петра и Февронии в этом эпизоде. Подберите характеристики (эпитеты и др.), которые бы раскрывали характер Февронии, Петра в этом отрывке. Составьте сравнительную таблицу:
Феврония (какая она?) Пётр (какой он?)
Трудности жизни.
1. Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Вскоре скончался князь Павел…» ( - «…не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим» ).
2. Выразительно прочитайте отрывок: - 1). «Вскоре скончался князь Павел…» (- «…пусть возьмёт себе богатства всякого и идёт куда хочет»). 2) «Блаженный князь Пётр не мог оставить жену свою ради княжения…» (– «…не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим» ).
3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Февронии и Петра. Зачем автор описывает чудеса, которые творит Феврония?
4. Попробуйте озаглавить отрывок.
5. Отрывок построен на приёме антитезы (контраста). Антитеза – это противопоставление (черт характера, поведения и т.д.). Зная, что такое антитеза, сопоставьте поведение главных героев повести и бояр. Какими в этом эпизоде показаны Пётр и Феврония, а какими бояре? Составьте сравнительную таблицу:
Петр и Феврония. Бояре.
Для чего автор использует приём антитезы в повести?
Заключение.
1. Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония» ( - «И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому»).
2. Выразительно прочитайте отрывок: «Феврония, наречённая Ефросинией» ( - «…предали оба вместе чистые свои души в руки Божии месяца июня в 25 день»).
3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Февронии и Петра. Как описывает он кончину святых? Что даёт нам понять детальное описание рукоделия Февронии, как она закончила работу?
4. Попробуйте озаглавить отрывок.
5. Какую идею хочет передать автор, так описывая смерть героев?
Свой ответ стройте по плану:
«1. Обращают на себя внимание строки, когда ….
2. Не случайно автор вводит в повествование…
3. Таким образом, он хочет сказать читателю…».
Феврония. | Пётр. |
любящая; | любящий; |
Как раскрывает тайну любви Ермолай – Еразм?
любовь – самоотречение;
любовь – самопожертвование;
любовь – труд;
любовь требует мудрости;
если любовь истинна, то она поможет преодолеть все невзгоды;
любовь преображает не только любящих, но и окружающих людей;
настоящая любовь не терпит обид, ссор. Она тихая и нежная. Это ежедневное ощущение взаимной «нужности», надёжности;
истинная любовь продолжается и на небесах;
«Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв:
«…это повесть о любви – сильной, непобедимой, «до гроба». Буря страстей . . . сменяется в «Повести…» тишиной умиротворённого самоуглубления, эмоциональностью. Феврония подобна «тихим ангелам» Андрея Рублёва. Она мудрая дева. <…> Она готова на подвиг самоотречения. <…> Между её чувством ума и волей нет конфликта: отсюда та необыкновенная «тишина» её образа…»
Черты сказки
Сказочный зачин.
Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.
Есть сказочный герой змей-искуситель.
Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея
Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок.
Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена).
Волшебные помощники (например, Агриков меч).
Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).
Черты жития
Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр - благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
Любовь героев к Богу, почитание героями Библии
Чудеса, которые творят герои
Необычная смерть и посмертные чудеса
Есть похвальное слово святым.
В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.
Черты повести
Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.
Герои повести – реальные люди
Детали
На первый план выдвигается личность крестьянки
Тема социального неравенства
История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.