«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.
Оценка 4.8

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
русская литература
8 кл
09.02.2017
«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.
Технологическая карта урока «открытия» нового знания по литературе в 8 классе. (УМК В.Я. Коровиной). Тема урока: «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение. Урок построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками, РАФТ, творческое домашнее задание).
Повесть о Шемякином суде как сатирическое произведение..docx
Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение. Цель урока:  Содержательная:  познакомить   учащихся   с   текстом   повести;   раскрыть тематику и идейное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции. Деятельностная: формирование умения критически мыслить. Тип урока: урок «открытия» нового знания. УМК В.Я. Коровиной. УУД: Личностные:  умение  чувствовать  красоту   и   выразительность   речи, стремление к совершенствованию собственной речи. Метапредметные:  Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию. Познавательные   УУД:  извлекать  информацию,   представленную   в   разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); устанавливать причинно­следственные связи; строить рассуждения.  Коммуникативные   УУД: позицию, аргументировать её; свои мысли в устной и письменной форме.  уметь  формулировать   собственное   мнение   и Предметные:  осознанно  воспринимать  художественное   произведение   в единстве формы и содержания; интерпретировать прочитанное; воспринимать художественный   текст  как   произведение  искусства;  создавать  собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; Оборудование: компьютер, экран, презентация к уроку. Ход урока. Деятельность учителя Этап урока 1. Орг. момент.  Приветствует учащихся. Актуализаци 2. я знаний. Мотивация учебной деятельности.   к На   доске   записаны   слова: ПОВЕСТЬ,       КОМПОЗИЦИЯ, СЮЖЕТ, ТЕМА, ИДЕЯ   что Предлагает   вспомнить, означают   эти   термины,   и предположить,   о   чем   пойдет речь  на уроке.   Какова его цель.  Деятельность учеников  Приветствуют учителя     оо Формулируют определения: П весть  — прозаический жанр, занимающий   по объёму текста промежуточное   место между   романом   и   рассказом, тяготеющий   к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Композиция в литературе – эт о построение художественного произведения, расположение   его   частей   в определенной системе и последовательности. Сюжет    ряд   событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам демонстрации.  Тема  —   круг   проблем, образующих основу художественного произведения. Идея в литературе – это мысль , заключённая в произведении.  ­     Предполагают: ­ речь пойдет о повести; ­ композицию и сюжет; ­ будем формулировать тему и анализировать будем идею. Читают до первой остановки. ­   Сегодня   вы   познакомитесь   в произведением   древнерусской   которое   очень литературы, сильно отличается от изученного   вами   ранее.   Это «Повесть о Шемякином суде». Чтение   текста   по   стратегии «Чтение с остановками».     Открытие 3. новых знаний.   скудости   В некоем месте жили два брата земледельца:   один   богатый, другой   убог.   Богатый   ссужал много   лет   убогого,   но   не   мог наполнить его. Пришел   однажды   убогий   к богатому  просить  лошади  дров привезти. Брат же не хотел дать ему лошади и сказал ему: ­ «Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог».  А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество: ­ Даже своего хомута и того у тебя нет!  И не дал ему хомута.          Пошел убогий от богатого, взял   свои   дровни,   привязал   за хвост   лошади,   поехал   в   лес   и привез ко двору своему. Ударил лошадь   кнутом,   а   забыл выставить  подворотню. Лошадь изо всей мочи рванула с возом через   подворотню   и   оторвала себе хвост.   лошадь без хвоста.         Убогий   привел   к   брату Задает вопросы: ­   Почему   богатый   не   дал Формулируют предполагают развитие сюжета.     ответы, дальнейшее ­   Богатый   много   лет   помогал бедному, но все было без толку. ­   Богатый   рассердился   на бедного   из­за   его   беспечного отношения:   «даже   хомута своего нет». ­   Бедный   относится   ко   всему легкомысленно:   ничего   своего не   нажил,   хотя   ему   помогал брат,   и   забыл   выставить подворотню. ­   Реакция   богатого:   будет бранить   бедного,   заставит   его работать, пойдет в суд и т.д. Читают до второй остановки. бедному хомут? ­   Какие   ваши   впечатления   о бедном?   О   чем   заставили   вас задуматься его поступки? ­   Какая,   по­вашему,   будет реакция богатого?     И   увидел   брат   его,   что   у   лошади   его   хвоста   нет,   начал брата   своего   поносить,   что, выпросив   у   него   лошадь, испортил   её.   И,   не   взяв   назад лошади,   пошел   на   него   бить челом   в   город,   к   Шемяке   ­ судье.          А убогий брат, видя, что брат   его   пошел   бить   на   него челом, пошел и сам за братом, зная, что будут всё равно за ним из города посылать, а не пойти, так   придётся   еще   и   приставам проездные  платить.               И пришли они к некоему селу,   не   доходя   до   города. Богатый   пошел   ночевать   к попу   того   села,   затем   что   был тот   ему   знакомый.   И   убогий пришел   к   тому   попу,   а   придя, лёг   у   него   на   полатях.   И   стал богатый рассказывать попу про погибель   своей   лошади,   ради чего в город идет. И потом стал поп с богатым ужинать, бедного же   не   зовут   с   собою   есть. Бедный   стал     с   полатей ­ Поп вместе с богатым пойдут к Шемяке­судье и т.д. Предполагают   развития действия. варианты Читают до остановки. смотреть, что едят поп с братом его, сорвался с полатей на зыбку и задавил попова сына насмерть. вопросы? ­ Какая же будет реакция попа? Что   он   предпримет?   Какие возникли     Что взволновало?   Предположите, как       решил   выйти   из   такого безвыходного положения бедный?   И тот также поехал с богатым братом   в   город   бить   челом   на бедного за смерть сына своего. И пришли они к городу, где жил судья; а бедный за ними следом идет.                Шли   они   через   мост   у города.   А   из   жителей   города некто   вёз   по   рву   в   баню   отца своего   мыть.   Бедный   же,   зная, что будет ему погибель от брата и от попа, задумал себя смерти предать. А бросившись, упал на старика   и   задавил   отца   на смерть. Схватили его, привели к судье.      Он же раз размышлял, как бы напасти   избыть   и   что   бы   дать судье.   И,   ничего   у   себя   не найдя,   взял камень,   завернул   в   платок, положил в шапку и стал перед судьею.             И   вот   принес   брат   его челобитную,   иск   на   него   за лошадь,   стал   бить   судье Шемяке   челом.   Шемяка   же, выслушав   челобитную,   говорит бедному: «Ответствуй!». Бедный,  не  зная,  что  говорить, вынул   из   шапки   завёрнутый   надумал   так: ­ И смех, и сочувствие. ­ Бедного оправдают, т.к. он дал взятку. ­ Судья подумал, что завернуто что­то ценное. И т.д… Читают до остановки. камень, поклонился.   показал   судье   и ­  Какие чувства вызывает у вас бедный? ­ Какие вопросы возникли?  ­ Можете предположить, какие приговоры   получит   бедный   за эти  преступления?   ­   Для   чего   достал   бедный завернутый   камень?   Что   мог подумать судья?   А   судья,   чая,   что   бедный   ему мзду посулил, сказал брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост,   не   бери   у   него   лошади своей   до   тех   пор,   пока     у лошади   не   вырастет   хвост.   А как вырастет хвост, в то время и возьми у него свою лошадь».                  И потом начался другой суд. Поп стал искать за смерть сына своего, за то, что он сына у него задавил. Бедный же опять вынул  из  шапки  тот  же  узел  и показал   судье.  Судья   увидел   и думает,   что   по   другому   делу другой   узел   золота   сулит, говорит попу:  «Коли он у тебя сына   зашиб,   отдай   ему   свою жену   –   попадью   до   тех   пор, покамест   от   попадьи   твоей   не добудет   он   ребенка   тебе;   в   то время   возьми   себе   попадью   с ребенком».       И после начался третий суд за   то,   что,   бросаясь   с   моста, зашиб он отца – старика у сына. Бедный   же,   вынув   из   шапки камень,   в   платке   завёрнутый, показал   в   третий   раз   судье. Судья, чая, что за третий суд он ­   Будут   требовать   другого судью,   предложат   что­нибудь этому судье, исполнят  решения судьи,   попытаются   откупиться от убогого и т.д. Читают до конца. третий ему узел сулит, говорит тому, у кого убит отец: «Взойди на мост, а убивший отца твоего пусть станет под мостом. А ты сверзись  сам на него и убей его так же, как он отца твоего». ­Как теперь поведут себя истцы, после приговора Шемяки? ­ Какие вопросы у вас возникли? После   суда   вышли   истцы   с ответчиком   из   приказа.   Стал богатый   у   бедного   спрашивать свою   лошадь,   а   тот   ему отвечает:   «По   судейскому указу,   как   ­   де   у   ней   хвост вырастет,   в   ту   пору   и   отдам твою лошадь». Богатый же брат дал   ему   за   свою   лошадь   пять рублей, чтобы он ему, хоть и без хвоста,   её   отдал.   А   он   взял   у брата пять рублей и отдал ему лошадь.  И  стал бедный  у  попа спрашивать   попадью   по судейскому указу, чтоб ему от неё   ребенка   добыть,   а   добыв, попадью   назад   ему   отдать   с ребенком. Поп же стал ему бить челом, чтоб он попадьи у него не   брал.   И   взял   тот   с   него десять   рублей.     Тогда   стал бедный   говорить   и   третьему истцу: «По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и бросайся на меня так же, как и я на отца твоего». А тот думает: «Броситься мне, так его,   поди,   не   зашибёшь;   а   сам расшибёшься».   Стал   и   он   с бедным мириться, дал ему мзду за то, чтоб  бросаться на него не велел.  И  так  взял  себе  бедный от всех троих.          Судья же прислал слугу к ответчику   и   велел   у   него   те показанные три узла взять. Стал слуга у него спрашивать: дай то, что ты из шапки судье казал в узлах; он велел у тебя то взять». А   то,   вынувши   из   шапки завязанный   камень,   показал. Тогда слуга говорит ему: «Что же   ты   кажешь   камень?»   А ответчик сказал: « Это судье. Я – де,­ говорит, когда бы он не по мне   стал   судить,   убил   его   тем камнем».         Вернулся слуга и рассказал все судье. Судья же, выслушав слугу,   сказал:   «Благодарю   и хвалю бога, что по нему судил. Когда бы не по нем судил, то он бы меня зашиб».      Потом бедный пошел домой, радуясь и хваля бога.  ­Что   можно   сказать   о   суде Шемяки?   ­   Понимает   ли   судья,   что   он совершил неправедный суд? ­ Как его это характеризует? ­Какова   тема   и   идея произведения?  ­Каковы особенности  сюжета  и композиции?  Первичное 4. закрепление.   ­ Несправедливый суд ­   Понимает:   руководствовался возможностью получить выгоду от бедного; в финале радуется, что «судил за него», иначе был бы убит. ­   Это   характеризует   его   как нечестного, продажного человека…. ­ Тема несправедливого суда ­   Автор   обличает   систему судопроизводства ­   Повесть   состоит   из   двух частей. Первая состоит из трех эпизодов,   каждый   из   которых имеет свою композицию, вторая –   рассказ   о   суде   Шемяки, который  включает приговоры и историю о камне, завязанном  в в., времени. Небольшая справка: Читая   повесть,   русские   люди XVII естественно, сравнивали   суд   Шемяки   с реальной   судебной   практикой   своего   Такое усиливало сравнение комический эффект произведения.   Дело   в   том,   что по «Уложению» (своду законов) 1649   г.   возмездие   также   было зеркальным отражением   преступления.   За   убийство казнили   смертью,   за   поджог сжигали, за чеканку фальшивой   монеты   горло расплавленным свинцом. Получалось, что суд Шемяки — прямая на древнерусское судопроизводство.  заливали пародия           – ­   Какие   приемы   сатирического изображения   используются   в повести?   Приведите   примеры, воспользовавшись   справочным материалом. Гипербола средство художественного   изображения, основанное на преувеличении. Гротеск   –   в   литературе   и искусстве из разновидностей   комического, сочетающая   в   фантастической форме   ужасное   и   смешное, безобразное и возвышенное. Предлагает   написать   мини­эссе (РАФТ)  Р – РОЛЬ  Я,  Шемяка,   бедный, поп, богатый    А – АУДИТОРИЯ       Шемяка, бедный, поп, богатый одна     Рефлексия. 5. Подведение итогов. платок. Приводят подтверждая текстом.   примеры, Выбирают   роль,   аудиторию, форму   и   тему.   Пишут   мини­ эссе.   Зачитывают.   Обсуждают. Взаимооценивают. Обсуждение 6. д/з. Ф – ФОРМА  письмо Т – ТЕМА размышления после прочитанного. На выбор: 1) Подготовить   развернутый ответ   на   вопрос   «Какое впечатление   произвела   на   вас повесть?»,   включив   в   него выражение «Шемякин суд» как поговорку. 2) обоснованный   комментарий   к чтению по ролям. Подготовить

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2017