Повторение изученного о причастии

  • docx
  • 15.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка в 7СК классе VII вида.docx

Открытый урок русского языка в 7 классе (ЗПР)  по теме «Повторение изученного о причастии»

Учитель русского языка и литературы: Картавая Г.Д.., МАОУ «СОШ № 18» г. Череповец

 

Вид урока: комбинированный

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели урока:

·         Образовательные:

·         Актуализация и обобщение  знаний по теме «Причастие».

·         Систематизация  знаний о причастии, продолжить  формирование умений находить причастие, определять грамматические признаки (вид, время), правильно писать орфограммы в причастии, обособлять причастный оборот.

·         Развивающие:

·         Развитие произвольное внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость.

·         Развитие умение всматриваться, наблюдать, выявлять, соотносить, выделять основное или главное,  анализировать.

·         Развитие самостоятельности при выполнении заданий.

·         Воспитательные:

·         Формирование интереса к урокам русского языка.

·         Мотивирование учеников к учебной деятельности.

·         Побуждение  учеников к активной работе на уроке и дома.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

 

Учащиеся должны:

·         Знать: определение причастия и причастного оборота, суффиксы действительных и страдательных причастий, правила написания причастий, правила обособления причастного оборота.

·         Уметь: находить  причастия и причастный оборот, выделять суффиксы причастий, определять вид, обособлять причастный оборот, применять изученные правила правописания на письме.

 

Методические приемы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, метод графической проверки.

 

Оборудование:  схемы, Листы самооценки,  Справочная тетрадка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока:

1.      Орг. момент. (1 мин.)

2.      Актуализация теоретического материала  по теме «Причастие»( Схема)(2 мин.)

3.      Нахождение причастий в тексте стихотворения и в прозе.  5 мин.

4.      Повторение темы «Действительные и страдательные причастия»(5 мин.)

5.      Повторение  темы «Причастный оборот» (10 мин.)

6.      Проверочная работа 10 мин.

7.      Рефлексия. Подведение итогов.2 мин.

8.      Информирование учащихся о домашнем задании.  (1 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока  (слайд 1)

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Уверена, что  сегодня  вы уйдете с урока с хорошим настроением и хорошими отметками.

 

У вас на партах лежат Листы самооценивания. Каждый вид работы на уроке вы будете оценивать самостоятельно, по критериям. Итоговая отметка будет зависеть от вашей активности и правильного выполнения заданий.

 

-Вы верите в успех? Дайте себе установку на успех- повторяете вслед за мной: Мы знаем и умеем. Все получится!

 

2.  Приступаем к проверке д/з. (по эталону)

·         Самооценка .Поставьте себе отметку за д/з.

Тетради сдали

В полученных тетрадях запишите дату, классная  работа.

 

3.Определение темы и целей работы.

·         Откройте учебники на стр. 71-72 и скажите мне, есть ли новая грамматическая тема после п.27, связанная с причастием. (нет)

·         Почему?(все изучено)

·         Сформулируете тему урока, если все изучено о причастии?

(повторение изученного о причастии)

 

Записывают  тему в тетрадь .

 

·         Чтобы реализовать тему, что мы должны сделать на уроке?

 

(Доска:   На уроке должны повторить :

1)         как найти причастие в предложении;

2)         группы причастий;

3)         постановку знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

 

4. Актуализация теоретического материала  по теме.

·         Первое задание связано с умением находить причастия в тексте или в отдельных  предложениях. Как будете действовать?

 

 

Откройте Памятную тетрадку , найдите  схему-подсказку

 

ПРИЧАСТИЕ

                                                        

какой? какая? какое? какие? и другие формы вопроса

                         

                                                      признак по действию

           

                                                       тот, который+ глагол

·         1 Задание. Найдите в тексте причастия.2 мин.

 

Александр Коцюба

Череповец

Мой молодой, растущий город, 

Я снова преклоняюсь пред тобой!

В твои объятья погружаясь,

Я нахожу в тебе покой…

 

Рождённый осенью дождливой, 

В себя впитал ты, как росу,

Деревьев цвет, желтеющих игриво,

Тепло души и девичью красу.

 

Алексей Ткачев            
Над просекой румяной
Курлычут журавли.
Наполнен воздух пряный

Дыханием земли.
Промокшие березы,
Нахмуренный рассвет,
Дождинки, будто слезы,
На скошенной траве…
В бревенчатой беседке
Я, молча, посижу,
Сквозь вымокшие ветки
На небо погляжу.
Под чаек крик негромкий
На левом берегу.
Прижмусь к рябине тонкой
В осиновом кругу.
Взойду тропинкой мшистой
Неспешно на бугор,
Увижу ярких листьев
Оранжевый костер,
Серебряную проседь
В березовом строю-
Матуринская осень
В моем родном краю!

 

 

Проверка. У доски 1 ученик.  Нет ошибок-5б  1ош-«4»; 2-3-«3»; 4 и более-«2»

·         Оценивают в Листах

 

Догадались, о каком городе речь?

Итак, первый пункт плана выполнили.

5. Действительные и страдательные причастия

Чтобы перейти к дальнейшей работе по плану решим задачу.

·         Игра «Найди лишнее». На доске вы видите слова, какой частью речи они являются?

·          Найдите лишнее слово и не забудьте объяснить свой выбор.

 

    пожелтевшая (трава)

                 позолоченные (берёзы)

                 шуршащие (листья)

                 улетающие (птицы)

                 увядшие (цветы)

 

·         Почему это причастие лишнее? Это страдательное, ост.действительные.

Итак, на какие группы делятся причастия? Как их различать? По суффиксам, по тому, кто действует: сам предмет или нет

·         Найдите в своих Справочных тетрадках подсказку по суффиксам.

                .

3. Запишите предложения, определите группу причастия: Д-действ. С-страдат.

(1).Мы вошли в парк освещенный лучами осеннего солнца.(2). На пожелтевшей траве  лежали листья  опавшие с деревьев. (3).Окутанные  золотистой листвой  березы как будто сверкали на солнце.(4) Расчищенная дорожка привела нас к лестнице к старому речному вокзалу.

 

Каждое причастие -1 б. Проверка-оценка

 

·         Ребята, вы не догадываетесь, о каком месте идет речь? Знакомо ли оно вам? В одном из предложений есть подсказка. Соборная Горка, спуск  к речному вокзалу (слайд)

 

·         Вы ничего не заметили в предложениях? Не расставлены знаки препинания. А они должны быть?

В предложениях могут быть причастные обороты.

 

6. Повторение  темы «Причастный оборот».

·         Что такое причастный оборот? Причастие с зависимыми словами

·         Вспомните схемы предложений с причастным оборотом?

Схемы на доске строят ученики

 

·         работаем с предложениями-  по цепочке

 

Оцениваем в Листах самооценивания

 

Физкультминутка( бабочка или найди пару)

 

Последний пункт плана выполнен. Осталось проверить , как вы на практике покажете ваши знания и умения.

 

7.  Выполнение проверочной работы

·         Задания дифференцированные (разноуровневые): на «3», «4», «5»

Это задание буду оценивать я.

 

Карточки сдают.

 

8.Рефлексия.

·         Вернемся к Плану урока, который мы составили в самом начале.

 

(Доска:   На уроке должны повторить :

1)         как найти причастие в предложении;

2)         группы причастий;

3)         постановку знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

 

·         План выполнили, цель достигнута? (да)

·         Какие трудности испытали?  С причастными оборотами

·         Что бы вы посоветовали сами себе, чтобы улучшить результат? Повторить теорию и не бояться ошибаться-не ошибается только тот, кто ничего не делает!

 

 

·         Замечательный совет! Похвалите себя, обнимите себя, погладьте по голове, скажите, не стесняясь, я-молодец.

 

 

Домашнее задание: стр.73(вопросы 3-8), упр.172( по заданию: знаки препинания при причастных оборотах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа

 

 

«3»

Найдите причастия, укажите их группу:  д, с.

 

В последние ноябрьские дни , ещё не уступающие своих владений зиме , рано угасает день. Часто за окном льёт грустный дождь , подкрадывающийся тёмной ночью. По скверам ,усыпанным облетевшей листвой, бредёт осень.

 «4»

         Расставьте знаки препинания в предложениях, укажите границы причастных оборотов.

1. Часто за окном льет грустный дождь подкрадывающийся  темной ночью.

2. По скверам усыпанным сухой листвой бредет осень.

3. Растрепанные сильным ветром березы выглядят одинокими .

 

 

«5»

Укажите действительные и страдательные причастия, расставьте знаки препинания, постройте схемы причастных оборотов

 

1.По скверам усыпанным сухой листвой бредет осень.

2. Растрепанные сильным ветром березы выглядят одинокими .

3. Дожди  холодящие землю  говорят о приближающейся зиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеллект-карта

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru