Открытый урок русского языка в 7 классе (ЗПР) по теме «Повторение изученного о причастии»
Учитель русского языка и литературы: Картавая Г.Д.., МАОУ «СОШ № 18» г. Череповец
Вид урока: комбинированный
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цели урока:
· Образовательные:
· Актуализация и обобщение знаний по теме «Причастие».
· Систематизация знаний о причастии, продолжить формирование умений находить причастие, определять грамматические признаки (вид, время), правильно писать орфограммы в причастии, обособлять причастный оборот.
· Развивающие:
· Развитие произвольное внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость.
· Развитие умение всматриваться, наблюдать, выявлять, соотносить, выделять основное или главное, анализировать.
· Развитие самостоятельности при выполнении заданий.
· Воспитательные:
· Формирование интереса к урокам русского языка.
· Мотивирование учеников к учебной деятельности.
· Побуждение учеников к активной работе на уроке и дома.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны:
· Знать: определение причастия и причастного оборота, суффиксы действительных и страдательных причастий, правила написания причастий, правила обособления причастного оборота.
· Уметь: находить причастия и причастный оборот, выделять суффиксы причастий, определять вид, обособлять причастный оборот, применять изученные правила правописания на письме.
Методические приемы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, метод графической проверки.
Оборудование: схемы, Листы самооценки, Справочная тетрадка
План урока:
1. Орг. момент. (1 мин.)
2. Актуализация теоретического материала по теме «Причастие»( Схема)(2 мин.)
3. Нахождение причастий в тексте стихотворения и в прозе. 5 мин.
4. Повторение темы «Действительные и страдательные причастия»(5 мин.)
5. Повторение темы «Причастный оборот» (10 мин.)
6. Проверочная работа 10 мин.
7. Рефлексия. Подведение итогов.2 мин.
8. Информирование учащихся о домашнем задании. (1 мин.)
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока (слайд 1)
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Уверена, что сегодня вы уйдете с урока с хорошим настроением и хорошими отметками.
У вас на партах лежат Листы самооценивания. Каждый вид работы на уроке вы будете оценивать самостоятельно, по критериям. Итоговая отметка будет зависеть от вашей активности и правильного выполнения заданий.
-Вы верите в успех? Дайте себе установку на успех- повторяете вслед за мной: Мы знаем и умеем. Все получится!
2. Приступаем к проверке д/з. (по эталону)
· Самооценка .Поставьте себе отметку за д/з.
Тетради сдали
В полученных тетрадях запишите дату, классная работа.
3.Определение темы и целей работы.
· Откройте учебники на стр. 71-72 и скажите мне, есть ли новая грамматическая тема после п.27, связанная с причастием. (нет)
· Почему?(все изучено)
· Сформулируете тему урока, если все изучено о причастии?
(повторение изученного о причастии)
Записывают тему в тетрадь .
· Чтобы реализовать тему, что мы должны сделать на уроке?
(Доска: На уроке должны повторить :
1) как найти причастие в предложении;
2) группы причастий;
3) постановку знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
4. Актуализация теоретического материала по теме.
· Первое задание связано с умением находить причастия в тексте или в отдельных предложениях. Как будете действовать?
Откройте Памятную тетрадку , найдите схему-подсказку
ПРИЧАСТИЕ
какой? какая? какое? какие? и другие формы вопроса
признак
по действию
тот, который+ глагол
· 1 Задание. Найдите в тексте причастия.2 мин.
Александр Коцюба
Череповец
Мой молодой, растущий город,
Я снова преклоняюсь пред тобой!
В твои объятья погружаясь,
Я нахожу в тебе покой…
Рождённый осенью дождливой,
В себя впитал ты, как росу,
Деревьев цвет, желтеющих игриво,
Тепло души и девичью красу.
Алексей Ткачев
Над просекой румяной
Курлычут журавли.
Наполнен воздух пряный
Дыханием земли.
Промокшие березы,
Нахмуренный рассвет,
Дождинки, будто слезы,
На скошенной траве…
В бревенчатой беседке
Я, молча, посижу,
Сквозь вымокшие ветки
На небо погляжу.
Под чаек крик негромкий
На левом берегу.
Прижмусь к рябине тонкой
В осиновом кругу.
Взойду тропинкой мшистой
Неспешно на бугор,
Увижу ярких листьев
Оранжевый костер,
Серебряную проседь
В березовом строю-
Матуринская осень
В моем родном краю!
Проверка. У доски 1 ученик. Нет ошибок-5б 1ош-«4»; 2-3-«3»; 4 и более-«2»
· Оценивают в Листах
Догадались, о каком городе речь?
Итак, первый пункт плана выполнили.
5. Действительные и страдательные причастия
Чтобы перейти к дальнейшей работе по плану решим задачу.
· Игра «Найди лишнее». На доске вы видите слова, какой частью речи они являются?
· Найдите лишнее слово и не забудьте объяснить свой выбор.
пожелтевшая (трава)
позолоченные (берёзы)
шуршащие (листья)
улетающие (птицы)
увядшие (цветы)
· Почему это причастие лишнее? Это страдательное, ост.действительные.
Итак, на какие группы делятся причастия? Как их различать? По суффиксам, по тому, кто действует: сам предмет или нет
· Найдите в своих Справочных тетрадках подсказку по суффиксам.
.
3. Запишите предложения, определите группу причастия: Д-действ. С-страдат.
(1).Мы вошли в парк освещенный лучами осеннего солнца.(2). На пожелтевшей траве лежали листья опавшие с деревьев. (3).Окутанные золотистой листвой березы как будто сверкали на солнце.(4) Расчищенная дорожка привела нас к лестнице к старому речному вокзалу.
Каждое причастие -1 б. Проверка-оценка
· Ребята, вы не догадываетесь, о каком месте идет речь? Знакомо ли оно вам? В одном из предложений есть подсказка. Соборная Горка, спуск к речному вокзалу (слайд)
· Вы ничего не заметили в предложениях? Не расставлены знаки препинания. А они должны быть?
В предложениях могут быть причастные обороты.
6. Повторение темы «Причастный оборот».
· Что такое причастный оборот? Причастие с зависимыми словами
· Вспомните схемы предложений с причастным оборотом?
Схемы на доске строят ученики
· работаем с предложениями- по цепочке
Оцениваем в Листах самооценивания
Физкультминутка( бабочка или найди пару)
Последний пункт плана выполнен. Осталось проверить , как вы на практике покажете ваши знания и умения.
7. Выполнение проверочной работы
· Задания дифференцированные (разноуровневые): на «3», «4», «5»
Это задание буду оценивать я.
Карточки сдают.
8.Рефлексия.
· Вернемся к Плану урока, который мы составили в самом начале.
(Доска: На уроке должны повторить :
1) как найти причастие в предложении;
2) группы причастий;
3) постановку знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
· План выполнили, цель достигнута? (да)
· Какие трудности испытали? С причастными оборотами
· Что бы вы посоветовали сами себе, чтобы улучшить результат? Повторить теорию и не бояться ошибаться-не ошибается только тот, кто ничего не делает!
· Замечательный совет! Похвалите себя, обнимите себя, погладьте по голове, скажите, не стесняясь, я-молодец.
Домашнее задание: стр.73(вопросы 3-8), упр.172( по заданию: знаки препинания при причастных оборотах)
Проверочная работа
«3»
Найдите причастия, укажите их группу: д, с.
В последние ноябрьские дни , ещё не уступающие своих владений зиме , рано угасает день. Часто за окном льёт грустный дождь , подкрадывающийся тёмной ночью. По скверам ,усыпанным облетевшей листвой, бредёт осень.
«4»
Расставьте знаки препинания в предложениях, укажите границы причастных оборотов.
1. Часто за окном льет грустный дождь подкрадывающийся темной ночью.
2. По скверам усыпанным сухой листвой бредет осень.
3. Растрепанные сильным ветром березы выглядят одинокими .
«5»
Укажите действительные и страдательные причастия, расставьте знаки препинания, постройте схемы причастных оборотов
1.По скверам усыпанным сухой листвой бредет осень.
2. Растрепанные сильным ветром березы выглядят одинокими .
3. Дожди холодящие землю говорят о приближающейся зиме.
Интеллект-карта
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.