Конспект урока русского языка в 6 классе.
Тема: Повторим разделы науки о языке .
Орфографию.
Тип урока. Урок повторения и обобщения изученного.
Задачи урока:
Образовательные: 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять
ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной
форме и письменной форме (с помощью графических символов).
2.Формировать язык предмета.
3. Формировать речеведческие умения.
Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.
2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас,
кругозор учащихся.
3. Развивать память и внимание.
Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами обучения воспитывать
интерес и любовь русскому языку, к окружающему миру.
2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и
слышать друг друга.
Средства обучения: компьютер, проектор, принтер, тесты для инд. работы.
Цели как деятельность учеников:
- Систематизировать изученное в разных разделах; закреплять
изученные навыки орфограммы в разных частях слова (правописание
приставок ПРЕ- и ПРИ-, -Ы, -И после приставок, Н и НН в именах
прилагательных, правописание сложных имен существительных и сложных
прилагательных).
Ход урока:
I Организационный момент.
II Повторение разделов науки о
языке заполнение таблицы из упр.594 и слайд
- Фонетика
- это наука, изучающая звуки речи
- Лексика - это раздел науки о языке, который изучает значение
слов.
- Фразеология - это раздел науки о языке,
в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по
своему значению.
- Словообразование (дериватоло́гия) — раздел
языкознания, изучающий словообразовательные отношения в
языке.
- Морфология - раздел языкознания, изучающий части
речи и их грамматические признаки.
- Синтаксис - это раздел грамматики, который изучает законы
организации связной речи, способы соединения слов в речи и основные
единицы связной речи (словосочетание, предложение, сложное синтаксическое
целое, текст и др.), их строение, значение, функции.
III Терминологический диктант –
учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетради в столбик:
1.
Наука, изучающая произношение звуков (орфоэпия)
2. Он
может быть морфологическим, орфографическим и морфемным (разбор)
3. Наука,
изучающая звуки речи (фонетика)
4. Часть
слова без окончания (основа)
5. Часть
речи, обозначающая действие предмета (глагол)
6. Использование
языка между собой, в общении (речь)
7. Слово
с противоположным лексическим значением (антоним)
8. Устойчивое
словосочетание (фразеологизм)
9. Вопросительная,
перечислительная – это…? (интонация)
10. Личное
местоимение 1 л., ед.ч. (я).
По вертикали из первых букв слов ученики складывают слово
«Орфография». Формулируют тему урока.
IV Работа с орфограммами.
- Распределительный
диктант по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-». Два ученика работают
на закрытых досках, остальные в тетрадях. Материал для диктанта:
Престарелый житель, придвинуть стул, приоткрыть дверь, пренеприятный,
притормозишь, притворить дверь, приклонить, прекратить, примчался,
премьера. (После проверки правильности выполнения работы, учащиеся оценивают
себя в листах, ставят плюсы или минусы.). Учитель задает вопрос: «Все ли
слова имеют приставку?». Убеждаются, что в слове премьера приставка
отсутствует.
- Работает
один у доски : «Повторение правописания букв –Ы, -И после приставок,
оканчивающихся на согласную» (После приставок, оканчивающихся на согласную,
в корне вместо начального и пишется буква ы в соответствии
с произношением: подыграть). Материал для работы: взимать,
подытожить, подыскать, поинтересоваться, дезинфекция, сверхинтересный,
сыграть, предыстория.
- Физкультминутка.
А
теперь, ребята, встать,
Руки
медленно поднять,
Пальцы
сжать, потом разжать,
Руки вниз
и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И берись
смелей за дело.
- Игровая
деятельность по теме: «Повторение правописания Н и НН отыменных
прилагательных» ( суф ин, ян, ан , онн, енн но ветреный - безветренный).
Учащиеся хлопают один раз при наличии одной буквы Н в слове, два раза
хлопают в ладоши, если пишется две буквы Н в слове. Материал для работы:
гусиный, революционный, ветреный, глиняный, безветренный, серебряный,
оловянный, деревянный, торжественный.
- Буквенный
диктант по теме «Повторение правописания Н и НН отыменных прилагательных».
Учащиеся обозначают слова цифрами по порядку, а под цифрами записывают
одну Н или два Н в слове в зависимости от написания.
Материал для работы: песчаный берег, глиняный кувшин, юный герой,
соломенная шляпка, оловянный солдатик, комариный укус, безветренный день,
торфяное болото, чугунный рельс, кожаный ремень.
проверка спросить с места, чтобы ученик зачитал
- Учитель:
«Какие слова мы называем сложными?» Ученики: «Сложными называют те слова,
в которых два корня.» Учитель: «А что вы знаете о правописании сложных
имен прилагательных? Обсудите в парах известную вам информацию. (Дети
проговорили). Из карточки №1 I вариант выписывает слова с дефисным
написанием, II вариант – слитное написание сложных имен прилагательных.»
(Проверка – чтение по вариантам. Работа в оценочных листах). Проговариваю
правило правописания сложных имен прилагательных, вспоминают при это
правописание сложных имен существительных, от которых образуются сложные
прилагательные.
V Рефлексия. Подведение итогов
VI Разноуровневое домашнее задание.
- Составить
текст, используя слова с повторенными на уроке орфограммами.
- Составить
словарный диктант.
- Выполнить
упражнение 604.
Карточка 1.
Кисло-сладкий, светло-серый, песчано-глиняный, машинно-тракторный,
ранневесенний, железнодорожный, синеглазый, бледнолицый, широколобый.