Цель:
Создавать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Индия и Китай в древности», подтверждение причинно-следственных связей в развитии хозяйственной, общественной и политической сферы жизни государств Индии и Китая.
Слайд 2. Цели
Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме;
Развивающая: развивать познавательные интересы учащихся, расширять кругозор;
Воспитательная: показать вклад культуры Древних Индии и Китая в развитие человеческой цивилизации, воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
Ход урока:
Слова Ж.Ж..Русо слайд 1,2,3
Бег по дистанциям д.3. (на полу зачитывает ученик и зачитывает, я спрашиваю Кто согласен с …. Кто знает верный ответ покажите знаком класс. Поставьте себе плюсик в набранные баллы)
Творческое задание № 4 ДЛЯ ВСЕХ на мониторе вывести!!
Класс разбивается на три команды и на доске пишутся баллы.
«Разминка» по рядам (командам)
(Командам по очереди задаются вопросы, на которые они дают
ответы и учитель записывает их на доске плюсики.)
1.В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек? (Китай)
2.В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена)
3.Где изобрели цифры? (Индия)
4.“Блуждающей рекой” или “рекой тысячи бедствий” называли в древности реку…? (Хуанхэ)
5.Раджами назывались вожди Китая, Индии или Междуречья? (Индии)
6.Писали на бумаге (Китай)
7.Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города. (Инд.)
8.Тонкая, воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам. (Шелк).
9.Замкнутые группы людей, на которые делилось индийское общество. (Касты).
10.Как называлась письменность в Китае? (Иероглифы).
11.В какой стране верили в переселение душ? (В Индии).
12.Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга. (Джунгли).
13.Где расположен Китай? (Юго-восточная Азия).
14.Кого в Китае называли “Сыном Неба”? (Царя).
15.Знаменитым китайским мудрецом был... (Конфуций).
16.Правитель Китая, который объединил государства Китая под своей властью. (Цинь Шихуан).
17.Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела. (Брахма).
18.Главные реки Китая. (Хуанхэ, Янцзы).
19.Мог ли индиец перейти из одной касты в другую? (Нет).
20.В каком году Цинь Шихуан объединил Китай в единое государство? (221 г. до н.э.).
21. Главный бог у индийцев с головой слона(Ганеш)
(Выставляют баллы по командам)
Задание 3. Плоформа Куазиз/ Тестирование.
(По одному человеку из команды выполняют задание на первой парте. За каждый правильный ответ – 1 балл. Время тестирования – 10 минут.)
(выставляют баллы)
Задание 4. Ребята скоро Новый год и дедушка Мороз вам загадал загадки по Индию и Китаю, он хочет посмотреть какие вы находчивые! Выберите своего дед мороза со свитком и отгадайте его загадки! Свитки расклеены по классу! Но для этого мы выберем 4 снегурочек в помощь разгадкам из числа отличников, у них будет свое задание! Они напишут письмо деду Морозу об Индии и Китае в древности! Ознакомимся с Правилами работы в группе! Присутпаем! ( Включаю музыку из Совы)
Слайд 12 (отгадки)
(выставляют баллы)
«Угадай»
(По описанию нужно узнать предмет, который находится в ящике. Вопросы
задаются поочерёдно каждой из команд. Посоветовавшись 1 минуту представитель
команды даёт ответ. В случае неправильного ответа право ответа переходит
противоположной команде.)
1. Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай)
2.
Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и
выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают.
Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см.
Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и
пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно
быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис)
3.
То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем
Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из
измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой
полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
4.
Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как
индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится
твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
5.
Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую
ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на
гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел
вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении
идет речь? (Компас)
6.
Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой
террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над
террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица
попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица
потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С
тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта
старинная легенда? (Шёлк)
«Загадочный»
(Каждой команде поочерёдно предлагается отгадать загадку. В случае неправильного
ответа команда теряет один балл и право ответа переходит другой команде)
Загадка № 1.
Он самый мудрый и почтенный,
Бог Брахма изо рта его создал,
И цвет его одежды белый.
К концу же жизни
Вдруг отшельником он стал. (Брахман)
Загадка № 2.
Этих слуг повсюду гнали,
Жить в деревне запрещали.
Те в лачугах жалких спали,
На судьбу свою роптали. (“Неприкасаемые”)
Загадка № 3.
Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать,
Правители решили стену возвести,
Покой чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили ее строить,
Чтоб не было войны. (Великая китайская стена)
Загадка № 4.(ЗАПАСНОЙ)
Узнал Китай чрез много лет,
Как много может человек,
Из книг, на наши не похожих.
На связку дров скорее схожих.
Чтоб книгой стать,
Прошел чрез много мук
В Китае — расщепленный то... (Бамбук)
Задание 5. «Дополнительный вопрос» за каждый правильный ученик индивидуально ставит балл себе сам. Максимально можно набрать. Сразу ставите плюсик те кто мне дает вслух верный ответ, индивидуально!
(Учитель задаёт вопрос любому из членов противоположных команд по очереди. За правильный ответ – один балл, за неправильный – минус балл.)
1. В Китае за преступление могли заживо сварить в котле (да)
2. Будда – основатель религии буддизма (да)
3. Индийцы заимствовали цифры у арабов (нет)
4. Знатные и богатые люди были готовы платить золотом за шёлковые одежды (да)
5. Корова считается священным животным в Китае? (нет)
6. У бога Брахмы была голова слона? (нет)
7. В Индии рис ели палочками? (нет)
8. Китай стал единым государством в 3-м веке до н. э.? (да)
9. Самые широкие и полноводные реки Индии Тигр и Евфрат? (нет)
10. Джунгли – это пустыня? (нет)
11. Китай называют «Поднебесной»? (да)
12. В Китае писали клинописью? (нет)
13. Первый властелин единого Китая Конфуций? (нет)
14. Ашока – древнеиндийский мудрец? (нет)
15. жизнь брахмана делилась на три периода? (да)
16.«Неприкасаемые» - самые мудрые и почитаемые в Индии (нет)
17. В Китае писали на пальмовых листьях? (нет)
18. Цинь Шихуан – китайский мудрец? (нет)
(выставляются балы учащимися )
Выставка !!!!!
И так сейчас девочки расскажут что они написали Дедушке Морозу о товарах китайского и индийского происхождения! (2 минуты)
Поздравить Ваню Невзорова!
Рефлексия
Дз. Кроссворд.
Самоанализ урока
Учитель: Чужикова Ирина Владимировна
Тема: Повторительно - обобщающий урок Страны Азии: Древняя Индия и Древний Китай.
Тип урока: урок обобщения и повторения изученного материала.
Вид урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме (местонахождение на карте, столицы, границы, открытия и изобретения индийцев и китайцев, правители, мифы и легенды о создании Индии и кастах, достижения культуры, религии);
Развивающая: развивать познавательные интересы учащихся, расширять кругозор;
Воспитательная: показать вклад культуры Древних Индии и Китая в развитие человеческой цивилизации, воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
УУД:
Личностные УУД: умение высказывать свое мнение о роли истории в жизни
людей
Регулятивные УУД: обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке
Коммуникативные УУД: обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в коллаборативной ученической среде.
Познавательные УУД: обучающиеся смогут сравнивать открытия и изобретения стран, достижения и вклад китайского и индийского народа в цивилизацию, смогут называть основные вехи истории сложения государственности и значение личности в истории страны.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, политической и социальной истории Китая и Индии
Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Урок проводился в 5 классе. В классе 24 учащихся, из них- 12 мальчика; 12 девочки. Из них по болезни 4 учащихся, 1 по состоянию здоровья в санатории. Дежурство в столовой 5 учащихся. У учащихся данной группы высокая степень мотивации на изучении курса Истории древнего мира. Дети обладают достаточно неплохими знаниями из курса Окружающего мира, большинство грамотно умеют отвечать на поставленные вопросы и высказывать свою точку зрения.
На уроке были реализованы следующие принципы:
1. Принцип направленности обучения на комплексное изучение материала;
2. Принцип доступности обучения.
Считаю, что тип и структура урока соответствовали поставленным целям, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся. Урок представляет собой целостную композицию. Содержание изучаемого материала связано с жизнью, с потребностями и интересами ученика, имело профессиональную направленность изучаемого материала: дипломат, путешественник, экскурсовод, ремесленник, оратор ит.д.. Объем предложенного для усвоения учащимися материала оптимален. Отобранное содержание урока, оборудование класса, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организаций учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, наглядных методов способствовали достижению образовательных целей урока стимулировали познавательные интересы учащихся. Познавательность, активность и самостоятельность учащихся достигалась с помощью наводящих вопросов, руководство учением школьников осуществлялось по следующей схеме: Учитель-ученик, ученик –ученик.
Развитие учащихся на уроке осуществлялось, в полной мере были задействованы все учащиеся, в том числе и слабоуспевающие. При проведении урока я ориентировалась на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока. Использовала интерактивный метод. Также прослеживалась дифференциация обучения (для отличников было отдельное задание, для некоторых ребят тестирование в бумажном виде). В течение урока активно использовала технические средства обучения (компьютер, проектор, платформа Куазиз и сотовые телефоны). Использование ИКТ на уроке ориентировало учеников на результативность и успех. Активность учащихся также поддерживалась благодаря беседе, протекающей в форме диалога. Учащиеся в течение урока были активны и работоспособны. На уроке были применены здоровьесберегающие технологии в виде тематической физминутки (поиск свитков с дедом морозом). Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «ученик-учитель».
Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и использования материала я оцениваю, как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.
На данном уроке поставленные задачи оказались в основном решены. На данном уроке прослеживались междисциплинарные связи (история, география, физическая культура, технология, информатика) Перегрузки учащихся как физической, так и психической не было, благодаря смене видов деятельности и форм работы. Все этапы урока были пройдены. Временные рамки урока соблюдены. Считаю, что каждая из целей урока была достигнута, о чем ребятам было сообщено в качестве положительных оценок в конце урока через бортовой журнал ученика.
Применены метод: бег по дистанциям, мозговой штурм, работа с образовательной платформой, анализ, синтез, демонстрации, наглядный и словесный метод, интеллектуальная игра, работа по карте, метод символ- обозначение.
В завершении урока была проведена рефлексия. Оценивание урока проводилось учениками самостоятельно, с использованием оценки своего психологического и эмоционального состояния, уровня знаний каждого учащихся. Интерес учащихся к содержанию и процессу деятельности на уроке был повышенный, как показала рефлексия.
Общие результаты урока:
План урока выполнен полностью, общеобразовательная, воспитывающая и развивающая задачи урока реализованы в полной мере. Урок послужил развитию у учащихся эмоций, познавательных интересов, речи, самостоятельности мышления.
Кроссворд по истории Китая и Индии в древности.
1 |
|||||||||||
10 |
|||||||||||
2 |
|||||||||||
3 |
|||||||||||
4 |
|||||||||||
5 |
|||||||||||
6 |
|||||||||||
7 |
|||||||||||
8 |
|||||||||||
9 |
Вопросы:
1.Как в Индии называли касту жрецов?
2.Он помогает путешественникам определить направление; изобретен в Китае.
3.В Китае сначала писали на бамбуковых дощечках, а потом изобрели ее.
4.Как в Индии называли касту слуг?
5.Индийское божество с головой слона.
6.Какую реку в Китае называли «Желтой рекой»?
7.Лес в Индии?
8.Как называется материал, на котором в Китае записывали важные документы?
9.От названия какой реки Индия получила своё название?
10.Крылатый мифический змей в китайских сказаниях?
ФИО учащегося________________________________класс _____
Тестирование.
(По одному человеку из команды выполняют задание на первой парте. За каждый правильный ответ – 1 балл. Время тестирования – 7 минут.)
1. Где расположен Китай?
а) в Южной Азии;
б) в Восточной Азии;
в) на берегах Средиземного моря.
2. Правитель Китая называется:
а) раджа;
б) фараон;
в) император.
3. Кому в Древней Индии подавали еду в старой разбитой посуде?
а) брахманам;
б) воинам;
в) неприкасаемым.
4. Родиной буддизма является:
а) Китай;
б) Индия;
в) Египет.
5. Что из ниже перечисленного дала миру Древняя Индия:
а) обычные цифры;
б) шахматы;
в) буддизм;
г) все названное.
6. Где расположена Индия?
а) на Синайском полуострове;
б) на полуострове Индостан;
в) в Африке.
7. Как называли Китай и его жителей?
а) Поднебесная;
б) Срединное государство;
в) Цинь;
г) верны все ответы.
8. Чья жизнь была разделена на периоды?
а) слуг;
б) рабов;
в) брахманов.
9. Назовите высшую добродетель по учению Конфуция:
а) уважение к старшим;
б) долг перед Родиной;
в) воспитание детей.
Бег по дистанциям по Д.з.
Задание 1.
Объясните местоположение стран Китая и Индии по плану
1. Как назывались полуосторовы стран
2. Какими морями, реками и океанами они были окружены
3. Самые высокие горы , которые возвышаются в Индии и Китае
Задание 2.
Как индийцы объясняли возникновение варн (каст)?
Задание 3.
Как звали Первого властилина Древнего Китая в 3 в.до н.э.? В чем его заслуги? Почему китайский народ восстал против своего великого правителя?
Задание 4. Творческое задание (по карте): обозначьте территории, столицы, Великую китайскую стену 2 в.до н.э.
Свитки: по 3 группам:
1. Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (…)
2.
Зерно известного продукта, который вы не
раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим
образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо
высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см
в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на
поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (…)
3.
То, без чего не обходится сегодня каждый
из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в
котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем
сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (……)
4.
Один путешественник, который побывал в
Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и
уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (…..)
5.
Это изобретение появилось в Китае и в
древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из
магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с
делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он
закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (……)
6.
Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой
террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над
террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала
вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за
нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло
уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная
легенда? (….)
Бортовой журнал урока учащегося________________________________
№ |
Задание |
Набранные ваши баллы |
1 |
«Бег по дистанциям» |
+,+,+,3балла |
2 |
Разминка по рядам |
Баллы на доске (+) |
3 |
Платформа Quazizz.com / тестирование |
Максимально = 10б |
4 |
Свиток с загадкой |
3б |
5 |
Дополнительный бал для учащихся |
Максимально = 18 |
|
Общий бал:______ |
Если 31-27б то поставьте «5» Если 26-20 б то поставьте «4» Если 15-19б то поставьте «3» Если меньше 15 то поставьте «2» |
6 |
Кроссворд д.з. |
|
Бортовой журнал урока учащегося________________________________
№ |
Задание |
Набранные ваши баллы |
1 |
«Бег по дистанциям» |
+,+,+,3балла |
2 |
Разминка по рядам |
Баллы на доске (+) |
3 |
Платформа Quazizz.com / тестирование |
Максимально = 10б |
4 |
Свиток с загадкой |
3б |
5 |
Дополнительный бал для учащихся |
Максимально = 18 |
|
Общий бал:______ |
Если 31-27б то поставьте «5» Если 26-20 б то поставьте «4» Если 15-19б то поставьте «3» Если меньше 15 то поставьте «2» |
6 |
Кроссворд д.з. |
|
Бортовой журнал урока учащегося________________________________
№ |
Задание |
Набранные ваши баллы |
1 |
«Бег по дистанциям» |
+,+,+,3балла |
2 |
Разминка по рядам |
Баллы на доске (+) |
3 |
Платформа Quazizz.com / тестирование |
Максимально = 10б |
4 |
Свиток с загадкой |
3б |
5 |
Дополнительный бал для учащихся |
Максимально = 18 |
|
Общий бал:______ |
Если 31-27 б то поставьте «5» Если 26-20 б то поставьте «4» Если 15-19 б то поставьте «3» Если меньше 15 то поставьте «2» |
6 |
Кроссворд д.з. |
|
Выставка товаров
китайского и индийского происхождения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.