Повторяем фонетику и состав слова

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 59.docx
Повторяем фонетику и состав слова Дата:05.12.13 Урок 59 Тема: Цель: закрепление основ лингвистических знаний. Задачи:  1)  повторение алгоритма фонетического анализа, отработка алгоритма разбора слова по составу, поиск в тексте однокоренных слов. 2)   развивать   устную   речь   учащихся,   фонематический   слух,   совершенствовать   культуру   речи,   развитие орфографической   зоркости,     расширение   кругозора;   способность   к     самоконтролю;   развивать   логическое мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать  обогащению словарного запаса; развивать мелкую моторику кистей рук, развивать  умение  выполнять  вербальные   инструкции учителя; способность  к рациональной организации своего рабочего места;   3)   воспитание   прилежного   отношения   к   учебе,   дружелюбия,   аккуратности   в   работе,   любознательности, пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности. Характеристика деятельности учащихся: Контролировать   правильность   выполнения   фонетического   анализа.   Различать   родственные   и   неродственные слова. Подбирать слова, удовлетворяющие заданному условию. Использовать алгоритм фонетического анализа и алгоритм разбора слова по составу при решении практических задач. Находить в тексте слово, соответствующее нескольким заданным условиям. Контролировать правильность выполнения разбора слова по составу, находить и исправлять ошибки. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе). Составлять слова по заданным основаниям. Характеризовать состав слова по предложенной модели Универсальные учебные действия (метапредметные): Коммуникативные (построение речевых высказываний,  лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества). Личностные (умение соблюдать установленные правила). Регулятивные  формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).  Познавательные  (умения   анализировать   текст,  классифицировать,   ставить   проблему,  работать   с   текстом, умение   выделять   существенное,    наблюдать,   обобщать,  строить   речевые   высказывания,   делать   выводы  и использовать полученные знания в практической деятельности). Формы и методы обучения:  фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный, практический. (самоконтроль,   самооценка,  целеполагание,   планирование,   прогнозирование,  умение Х о д   у р о к а I. Чистописание.  Т  П  П  Т   Труд и накормит, и научит. II. Повторение фонетики. У ч и т е л ь .   Послушайте   стихотворение   «Пропажа   на   пляже»   (Р. Муха,   Н. Воронель)   в   учебнике   и посчитайте,  сколько  раз  вы  услышите звук [ж]? Подготовьтесь прочитать стихотворение так, чтобы подчеркнуть звучание звука [ж], чтобы передать всеми средствами нелепость события, о котором рассказывается в стихотворении. Назовите выделенные слова. Являются ли они однокоренными?Подберите  однокоренные  слова  к  слову  жалоба.  (Жалобщик,  жалобная.) Выберите любое слово и разберите его фонетически. Жаб, жадина, жалоба. Проведите самооценку своему разбору. III. Повторение словообразования. З а д а н и я :   1. В ы п о л н е н и е   упражнения 3 (учебник).  Прочитайте текст. Выпишите слова с приставками. у п а д ё т ,   п о с т у к и в а е т ,   п р о з в у ч и т ,   н а т я н у т а я Найдите в тексте однокоренные слова. Запишите их. Выделите корень.  т и ш и н ы ,       т и х о н ь к о ,       т и ш е   Ф и з к у л ь т м и н у т к а 2. И с п р а в л е н и е   Надиных ошибок в упражнении 4 (учебник).  – Какие допущены ошибки? Разберите слово печальный в правильном варианте. 3. Угадайте,  что  за  слово  спряталось в упражнении 5 (учебник). (Перелесок.) Угадайте, что за слово зашифровано на доске. Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали. Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка.) Фонетический анализ. ягода, я­го­да, [й' а г а д а]: [й'] ­ согласный, мягкий непарный, звонкий непарный, буква «я»; [а] ­ гласный ударный, буква «я»; [г] ­ согласный, твердый парный ([г']), звонкий парный ( [ к ] ) ,  буква «г»; [а] ­ гласный, безударный, буква «о»; [д ] ­ согласный, твердый парный ([д']), звонкий парный ( [ т ] ) ,  буква «д»; [а] ­ гласный, безударный, буква «а»; ягода — 6 звуков, 5 букв. IV. Итог урока. – Какова оценка вашей работе на уроке? – Какую отметку вы сегодня себе заработали? Домашнее задание: сделайте письменно фонетический и словообразовательный разборы 4–5 слов по выбору.Урок 59 Как устроен наш язык Повторяем фонетику и состав слова Задачи урока: повторение алгоритма фонетического анализа, отработка алгоритма разбора слова по составу, поиск в тексте однокоренных слов. Работа по учебнику Упражнение 1 ­ контроль за правильностью выполнения фонетического анализа, различение родственных и не родственных слов, подбор родственных слов к заданному слову. Выполняется фронтально устно. Учитель просит учащихся послушать стихотворение и определить, с чем связана нелепость события, о котором говорится в тексте (у краба нет жабр, именно поэтому они не могут быть украдены жабой). Затем он дает учащимся другую установку: подсчитать количество звуков [ж] в тексте — и читает стихотворение второй раз (ответ: в сти­ хотворении, включая заголовок, звук [ж] встречается 21 раз). Дополнительное задание. Выразительно прочитать текст. Отвечая   на   вопрос   «Являются   ли   выделенные   слова   однокоренными?»,   учащиеся,   отметив   несходство   в значении этих слов, дают отрицательный ответ; при этом они должны уточнить, что выделенные слова  жабры, жабр  являются   формами   одного   и   того   же   слова.   Подобранные   родственные   слова   к   слову  жалоба записываются   в   тетрадь.   Ряд   может   быть   таким:  жалоба,   жалобный,   жалобно,   жаловаться, пожаловаться. Обратите внимание. Не следует выделять в этих словах корень, так как ученики посчитают таковым «жало»; на самом деле — корень ­жал­, а ­о— остаток суффикса ­ова­ (усекается при словообра­ зовании). К такому анализу ученики 3 класса еще не готовы. Подбор однокоренных слов в этом случае нужен для расширения словарного запаса и установления родственных связей между словами на основе сходства значений, но не для правильного выделения корня в ряду подобранных слов (это задание потому и не предлагается в учебнике). Проверив правильность выполнения Петей фонетического анализа, учащиеся должны прийти к выводу, что ошибок в этом разборе нет. Упражнение  2  — поиск слова по заданным характеристикам звуков. Данное слово (дюжину) можно определить уже по первому звуку — в стихотворении это единственное слово, начинающееся с мягкого парного   и   звонкого   парного   согласного.   Остальные   звуки   нужно   лишь   проверить   на   их   соответствие заданным характеристикам. Упражнение предлагается для организации дифференцированной работы. Упражнение 3 — поиск слов с приставками и однокоренных слов, тренировка в фонетическом анализе слова.   Первые   два   задания   выполняются   учащимися   письменно   в   парах   с   последующей   проверкой, фонетический  анализ  проводится  фронтально.  Слова с приставками:  упадет, постукивает,  прозвучит, натянутая. Родственные слова: тишина, тихонько, тише. Фонетический анализ. ягода, я­го­да, [й' а г а д а]: [й'] — согласный, мягкий непарный, звонкий непарный, буква «я»; [а] — гласный ударный, буква «я»; [г] — согласный, твердый парный ([г']), звонкий парный ( [ к ] ) ,  буква «г»;[а] — гласный, безударный, буква «о»; [д ]­ ­согласный, твердый парный ([д']), звонкий парный ( [ т ] ) ,  буква «д»; [а] — гласный, безударный, буква «а»; ягода — 6 звуков, 5 букв. Упражнение  4  —   контроль   за   правильностью   выполнения   разбора   слова   по   составу.   Выполняется фронтально. Учащиеся находят ошибку во втором пункте, которая повлекла за собой последующие ошибки. Слово  печка  не   является   родственным   слову  печальный,   корень   в   слове  печальный  —печаль­.   Соот­ ветственно, суффикс в этом слове ­н­, как в словах  грустный, больной.  После того как ошибки будут найдены, записывается правильный разбор данного слова. Упражнение 5 — отработка умений находить и выделять в слове заданную часть, соединять найденные части слов и полу­

Посмотрите также