Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Повторяем фонетику и состав слова
Дата:05.12.13
Урок 59
Тема:
Цель: закрепление основ лингвистических знаний.
Задачи:
1) повторение алгоритма фонетического анализа, отработка алгоритма разбора слова по составу, поиск в тексте
однокоренных слов.
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое
мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса; развивать
мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя; способность к
рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности,
пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости,
самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Контролировать правильность выполнения фонетического анализа. Различать родственные и неродственные
слова. Подбирать слова, удовлетворяющие заданному условию. Использовать алгоритм фонетического анализа и
алгоритм разбора слова по составу при решении практических задач. Находить в тексте слово, соответствующее
нескольким заданным условиям. Контролировать правильность выполнения разбора слова по составу, находить и
исправлять ошибки. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
(работа в группе). Составлять слова по заданным основаниям. Характеризовать состав слова по предложенной
модели
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами,
планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом,
умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и
использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
(самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Т П П Т
Труд и накормит, и научит.
II. Повторение фонетики.
У ч и т е л ь . Послушайте стихотворение «Пропажа на пляже» (Р. Муха, Н. Воронель) в учебнике и
посчитайте, сколько раз вы услышите звук [ж]?
Подготовьтесь прочитать стихотворение так, чтобы подчеркнуть звучание звука [ж], чтобы передать всеми
средствами нелепость события, о котором рассказывается в стихотворении.
Назовите выделенные слова.
Являются ли они однокоренными?Подберите однокоренные слова к слову жалоба. (Жалобщик, жалобная.)
Выберите любое слово и разберите его фонетически.
Жаб, жадина, жалоба.
Проведите самооценку своему разбору.
III. Повторение словообразования.
З а д а н и я :
1. В ы п о л н е н и е упражнения 3 (учебник).
Прочитайте текст.
Выпишите слова с приставками.
у п а д ё т , п о с т у к и в а е т , п р о з в у ч и т , н а т я н у т а я
Найдите в тексте однокоренные слова. Запишите их. Выделите корень.
т и ш и н ы , т и х о н ь к о , т и ш е
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2. И с п р а в л е н и е Надиных ошибок в упражнении 4 (учебник).
– Какие допущены ошибки?
Разберите слово печальный в правильном варианте.
3. Угадайте, что за слово спряталось в упражнении 5 (учебник). (Перелесок.)
Угадайте, что за слово зашифровано на доске.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка.)
Фонетический анализ.
ягода, ягода, [й' а г а д а]:
[й'] согласный, мягкий непарный, звонкий непарный, буква «я»;
[а] гласный ударный, буква «я»;
[г] согласный, твердый парный ([г']), звонкий парный ( [ к ] ) , буква «г»;
[а] гласный, безударный, буква «о»;
[д ] согласный, твердый парный ([д']), звонкий парный
( [ т ] ) , буква «д»;
[а] гласный, безударный, буква «а»;
ягода — 6 звуков, 5 букв.
IV. Итог урока.
– Какова оценка вашей работе на уроке?
– Какую отметку вы сегодня себе заработали?
Домашнее задание: сделайте письменно фонетический и словообразовательный разборы 4–5 слов по выбору.Урок 59
Как устроен наш язык
Повторяем фонетику и состав слова
Задачи урока: повторение алгоритма фонетического анализа, отработка алгоритма разбора слова по составу,
поиск в тексте однокоренных слов.
Работа по учебнику
Упражнение 1 контроль за правильностью выполнения фонетического анализа, различение родственных и не
родственных слов, подбор родственных слов к заданному слову. Выполняется фронтально устно. Учитель просит
учащихся послушать стихотворение и определить, с чем связана нелепость события, о котором говорится в
тексте (у краба нет жабр, именно поэтому они не могут быть украдены жабой). Затем он дает учащимся другую
установку: подсчитать количество звуков [ж] в тексте — и читает стихотворение второй раз (ответ: в сти
хотворении, включая заголовок, звук [ж] встречается 21 раз).
Дополнительное задание. Выразительно прочитать текст.
Отвечая на вопрос «Являются ли выделенные слова однокоренными?», учащиеся, отметив несходство в
значении этих слов, дают отрицательный ответ; при этом они должны уточнить, что выделенные слова жабры,
жабр являются формами одного и того же слова. Подобранные родственные слова к слову жалоба
записываются в тетрадь. Ряд может быть таким: жалоба, жалобный, жалобно, жаловаться,
пожаловаться.
Обратите внимание. Не следует выделять в этих словах корень, так как ученики посчитают таковым
«жало»; на самом деле — корень жал, а о— остаток суффикса ова (усекается при словообра
зовании). К такому анализу ученики 3 класса еще не готовы. Подбор однокоренных слов в этом
случае нужен для расширения словарного запаса и установления родственных связей между словами
на основе сходства значений, но не для правильного выделения корня в ряду подобранных слов (это
задание потому и не предлагается в учебнике).
Проверив правильность выполнения Петей фонетического анализа, учащиеся должны прийти к выводу,
что ошибок в этом разборе нет.
Упражнение 2 — поиск слова по заданным характеристикам звуков. Данное слово (дюжину) можно
определить уже по первому звуку — в стихотворении это единственное слово, начинающееся с мягкого
парного и звонкого парного согласного. Остальные звуки нужно лишь проверить на их соответствие
заданным характеристикам. Упражнение предлагается для организации дифференцированной работы.
Упражнение 3 — поиск слов с приставками и однокоренных слов, тренировка в фонетическом анализе
слова. Первые два задания выполняются учащимися письменно в парах с последующей проверкой,
фонетический анализ проводится фронтально. Слова с приставками: упадет, постукивает, прозвучит,
натянутая. Родственные слова: тишина, тихонько, тише.
Фонетический анализ.
ягода, ягода, [й' а г а д а]:
[й'] — согласный, мягкий непарный, звонкий непарный, буква «я»;
[а] — гласный ударный, буква «я»;
[г] — согласный, твердый парный ([г']), звонкий парный ( [ к ] ) , буква «г»;[а] — гласный, безударный, буква «о»;
[д ] согласный, твердый парный ([д']), звонкий парный
( [ т ] ) , буква «д»;
[а] — гласный, безударный, буква «а»;
ягода — 6 звуков, 5 букв.
Упражнение 4 — контроль за правильностью выполнения разбора слова по составу. Выполняется
фронтально. Учащиеся находят ошибку во втором пункте, которая повлекла за собой последующие ошибки.
Слово печка не является родственным слову печальный, корень в слове печальный —печаль. Соот
ветственно, суффикс в этом слове н, как в словах грустный, больной. После того как ошибки будут
найдены, записывается правильный разбор данного слова.
Упражнение 5 — отработка умений находить и выделять в слове заданную часть, соединять найденные
части слов и полу