Письмо элементов и заглавных букв Ц и Щ.
– Что общего в написании заглавных букв Щ и Ц? Чем эти буквы отличаются в написании от букв Ш и И? (Петлёй.)
Ученики пишут элементы букв. Затем пишут по три буквы Ц и Щ, сравнивают с образцом.
3. Чтение и запись предложения.
– Прочитайте предложение.
– Подчеркните в словах места, в которых можно допустить ошибки. Объясните написание этих слов.
– Запишите предложение, диктуя слова себе по слогам.
– Проверьте написанное. Подчеркните трудные места в словах.
– Какую кличку котёнку вы бы дали?
– Прочитайте полученное предложение.
– Выполните схему составленного предложения.
Щенок Цыган дружил с котёнком Маркизом.)
Русский язык
Урок 19.
Тема: Повторяем корень слова.
Цель:
– развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова;
– развитие умения составлять устный рассказ по картинке.
Символы:
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Повторение.
Ход урока
– Откройте рабочую тетрадь на с. 22.
– Поставьте точку на верхней строке. Запишем дату.
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Обведите слова «Классная работа».
.Ι Чистописание. 1 3 4 3
1. – Каких животных вы видите на рисунке?
– Как вы напишете названия животных?
– А их клички?
– Прочитайте предложение.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию
в виде схемы;
3) выявлять сущность,
особенности объектов;
4) на основе анализа объектов
делать выводы;
1– Всегда ли дружно живут собаки и кошки? (Нет. Существует даже
поговорка: жить как кошка с собакой.)
– Рассмотрите портрет котёнка. Чего не хватает у него на мордочке?
(Усов.)
– Для чего усы нужны кошке?
– Нарисуйте их.
2. Письмо элементов и заглавных букв Ц и Щ.
– Что общего в написании заглавных букв Щ и Ц? Чем эти буквы
отличаются в написании от букв Ш и И? (Петлёй.)
Ученики пишут элементы букв. Затем пишут по три буквы Ц и Щ,
сравнивают с образцом.
3. Чтение и запись предложения.
– Прочитайте предложение.
– Подчеркните в словах места, в которых можно допустить ошибки.
Объясните написание этих слов.
– Запишите предложение, диктуя слова себе по слогам.
– Проверьте написанное. Подчеркните трудные места в словах.
– Какую кличку котёнку вы бы дали?
– Прочитайте полученное предложение.
– Выполните схему составленного предложения.
Щенок Цыган дружил с котёнком Маркизом.)
_________ ___________
_________ __ _________ _______ .
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились?
5) обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать
и понимать других;
2) строить речевое
2– Какие знания повторили?
– Как назывался этот этап урока?
II. Словарная работа. 1
– Прочитайте слова: муравей, комар, стрекоза.
– Как можно назвать эту тематическую группу слов?
– Поставьте ударение в каждом слове. Назовите безударную гласную.
– Прочитайте эти слова, запомните их название.
– Запишите слова в алфавитном порядке.
– В каждом слове спряталось какоето слово. Найдите его, подчеркнув
буквы нового слова. (Муравей, комар, стрекоза.)
– Как вы думаете, кто из этих насекомых получил название изза звука,
который он издаёт? (Стрекоза – стрекотать.)
– Запишите предложение под диктовку.
В Эстонии есть муравьиный заповедник.
– Каким правилам подчиняется написание слов в предложении?
Формулирование темы и цели урока. 3
1. Учитель рассказывает сказку.
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в
устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
3) формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
Встретились однажды корень куста и корень слова.
– Здравствуй, – говорит один, – я корень, а ты кто?
– Я тоже корень, – отвечает другой.
– Я в земле живу, – сказал первый. – А ты где живёшь?
– А я живу в словах, – ответил второй.
– Ну, какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я
3деятельности.
корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки,
вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от
тебя что растёт?
– Ребята, а вы знаете, что «вырастает» из корня слова? (Новые слова.)
– Какова будет тема урока? (Повторяем корень слова.)
– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?
– На какие вопросы должны будем ответить?
2. – Составим план урока.
План (примерный).
1) Что такое корень слова?
2) Что такое однокоренные слова?
3) Как найти корень в слове?
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
Ι. Упр. 42, с. 38. 3 4
– Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово? (Роса – капли воды на
растениях, которые появляются при наступлении вечерней или утренней
прохлады. Росинка – капелька росы. Росистый – покрытый росой.)
– Что общего у этих слов? (У этих слов есть общая часть рос, значение
всех слов связано с росой.)
– Как мы называем такие слова? (Однокоренные.)
– Почему?
– Спишите слова. Выделите корень: роса, росинка, росистый.
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания
и готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
4– Запишите слова: холм, холмик, холмистая.
– Однокоренные ли это слова?
– Почему? (Да. Значение всех слов както связано с холмом. У этих слов
общий корень – холм.)
– От какого слова образовались слова холмик, холмистая? (От слова
холм.)
– Составьте предложения с этими словами.
– Что можете сказать об этих словах? (Слова, «выросшие» из одного
корня, – однокоренные.)
ΙΙ. Упр. 43, с. 38. 1 3
Выполняется по заданию. Лучше запись оформить на доске.
боль липка
больной липовый
болезнь
болеет
Ученики объясняют, почему эти слова являются однокоренными.
Самооценка по алгоритму.
ΙΙΙ. Беседа по рисунку с. 38. 1 2
– Что случилось с мартышкой?
– Как друзья спешат помочь ей?
– Составьте небольшой рассказ, используя слова из упр. 42.
Мартышка заболела. У неё ангина. Друзья не забыли обезьянку. Эля и
Тиша приготовили липовый чай. Дракончик принёс градусник. Мартышке
стало легче.
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ТОУУ
5ΙV. Упр. 44, с. 39. 4
Выполняется по «шагам».
Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Встречаются слова, которые произносятся одинаково, а пишутся
поразному, имеют разное значение.
– Как вы будете действовать, чтобы не ошибиться в правописании? (Надо
подобрать такие однокоренные слова, чтобы согласный звук слышался
чётко.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
– Вспомните, на чём я остановилась, рассказывая сказку про два корня.
– Знаете, что ответили люди на их спор?
Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от
которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых
новые слова вырастить можно. (По Н.М. Бетеньковой.)
– Что такое корень? (Общая часть однокоренных слов.)
– Почему оба корня – и растения, и слова – важны и нужны?
– Что у этих корней общее?
– Что надо знать о правописании корня в однокоренных словах? (Он
пишется одинаково.) 4 4
– Какие ещё знания мы повторили сегодня на уроке?
6– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
ТООУ
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
1. Работа в тетради
* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя.
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова и предложения.
* Отметить учеников, которые правильно написали словарные слова.
2. Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задания к упражнению.
* Отметить учеников, которые правильно записывали однокоренные слова и выделяли корень.
7