Словарная работа.
– Прочитайте стихотворение В. Степанова, оно написано на доске.
В лесу осиновом
Дрожат осинки,
Срывает ветер
С осин косынки.
– Какую картинку автор нарисовал словами?
– В какое время года это можно увидеть?
– С кем автор сравнивает осинку? (С человеком.)
– Почему про осинку часто говорят, что она дрожит? (Черенок у листа осины очень длинный. Поэтому даже в безветренный день листочки дрожат.)
– Какие у осинки могут быть косынки? (Это листья осины осенью. Они бывают жёлтые, малиновые, пурпурные.)
– Найдите однокоренные слова. Запишите их в порядке возрастания количества слогов. (Осины, осинки, осиновом.)
Русский язык
Урок 14.
Тема: Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах.
Цель:
– развитие умения писать большую букву, разделительный ь в словах;
– развитие умения понимать текст, включать творческое воображение;
– развитие умения вычитывать информацию из схемы.
Символы:
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте рабочую тетрадь на с. 17.
– Поставьте точку на верхней строке.
– Что мы запишем здесь? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Обведите слова «Классная работа».
.Ι Чистописание. 1 3 4 3
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию
в виде схемы;
3) выявлять сущность,
особенности объектов;
1– Чтобы закрепить правильное написание букв, с чего мы начинаем урок
русского языка?
– Найдите задание по чистописанию на с. 17.
1. Предварительный анализ и рисование «бордюра».
– Рассмотрите рисунок.
– Чему рад заяц?
– Как вы думаете, что он любит смотреть по телевизору?
– На первой строчке вы видите «портрет» зайца. Элементы каких букв
напоминают его уши? (Строчной буквы в, буквы е.)
– Начните выполнять этот рисунок с изображения ушей, затем нарисуйте
круглую голову, глаза, рот.
Ученики рисуют в воздухе, затем в тетради.
2. Прописывание букв и сочетаний.
– В написании какой буквы мы будем сегодня тренироваться?
– Расскажите, как пишется строчная буква в.
Учитель показывает соединения с буквой в на доске и комментирует
последовательность написания.
Затем ученики пишут по образцу.
3. Чтение и запись слов.
– Прочитайте слова в порядке увеличения слогов.
– Какие из данных слов нельзя переносить? Почему?
– В каком слове буква в с соседней буквой соединена внизу строки?
Запишите слова. Проверьте написанное.
– Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос: сколько?
– Что объединяет слова девять и восемь? (Количество букв, звуков,
слогов, первый ударный слог.)
– Назовите все звуки в слове верёвка.
4) на основе анализа объектов
делать выводы;
5) обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
2– Подчеркните написания, где можно допустить ошибки.
4. Упражнение для самоконтроля.
В магазине Заяц был,
телевизоры купил.
Сам не может их включить,
Хочет вас он попросить:
Надо букву написать
В телевизоре на «пять»!
Ученики пишут букву или соединение на экране каждого телевизора и
определяют, удалось ли им его «включить».
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились?
– Как назывался этот этап урока?
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать
и понимать других;
2) строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в
устной форме;
4) умение работать в паре.
II. Словарная работа.
– Прочитайте стихотворение В. Степанова, оно написано на доске.
В лесу осиновом
Дрожат осинки,
Срывает ветер
С осин косынки.
– Какую картинку автор нарисовал словами?
– В какое время года это можно увидеть?
– С кем автор сравнивает осинку? (С человеком.)
– Почему про осинку часто говорят, что она дрожит? (Черенок у листа
осины очень длинный. Поэтому даже в безветренный день листочки
дрожат.)
Личностные результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям,
выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
3) формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
3– Какие у осинки могут быть косынки? (Это листья осины осенью. Они
бывают жёлтые, малиновые, пурпурные.)
– Найдите однокоренные слова. Запишите их в порядке возрастания
количества слогов. (Осины, осинки, осиновом.)
– Поставьте ударение, выделите корень, подчеркните букву безударного
гласного в корне.
– Прочитайте слова вслух по слогам.
– Какое ещё слово из словаря встретилось в стихотворении? (Ветер.)
– Составьте устно предложение о весне со словом ветер. (Свежий ветер
разносит по лесу весенние запахи.)
I. Постановка учебной проблемы.
На доске написано:
Аксинья, Ульяна и Дарья
Прасковья, Демьян и Наталья
Не знают, поверьте, друзья,
Как пишутся их имена!
Вы ребятам помогите,
Правила им расскажите.
– Назовите слова, которые написаны с большой буквы.
– Почему они написаны с большой буквы?
– Какое правило есть ещё в этих словах?
Дети рассказывают правила правописания заглавной буквы в именах
людей, разделительного мягкого знака.
ΙΙ
. 3
. Формулирование темы и цели урока
– Рассмотрите рисунок на с. 29 в учебнике.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания
и готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
4– Как вы думаете, почему игрушки держат такие таблички? (Это их
имена.)
– Что узнали о зайчике? (Его зовут Тиша.)
– Что надо помнить при написании имён, фамилий, названий городов?
– Прочитайте, что ещё мы будем повторять на следующих уроках (с. 29).
– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?
– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?
– Составим план урока.
План (примерный)
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного.
2. Разделительный мягкий знак.
3. Большая буква в именах.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
I. Фронтальная работа (повторение). 1 3
– Послушайте задачу и догадайтесь, о какой букве идёт речь.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласный нам читать.
– Рассмотрите схему и расскажите, для чего нужна в словах буква ь,
а помогут вам следующие подсказки:
мол ю
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
5ясен ь ь и
е
любов ё
я
Проверка. Фронтальная работа.
II. Упр. 31, с. 29. 3 5
– Прочитайте первое задание.
– Впишите в клетки недостающие имена.
Можно предложить сделать часть задания (по выбору учащихся).
– Прочитайте слова, которые записали.
– Запишите в тетрадь все слова, которые у нас получились. Какое правило
нужно будет помнить?
Ученики вписывают в клетки недостающие буквы: Оля, Ольга,
Олечка, Оленька. Затем записывают эти имена в тетради,
выполняют задание.
– Назовите слова с ь.
– Какую роль в слове играет мягкий знак? (В словах Илья, Софьюшка
пишется разделительный мягкий знак. Он указывает на наличие [й], т.е.
разделяет два согласных звука.)
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Какие знания повторили? 4 4
III. Упр. 32, с. 30. 2
Выполняется по заданию с последующей проверкой.
Дети сами читают первый «шаг», выполняют, затем второй «шаг» и
так до конца. Затем подчёркивают большую букву в словах и опасные
места. Читают предложение про себя по слогам и записывают по
6памяти. Затем подчёркивают «опасные» места в словах, проверяют
по книге.
IV. Упр. 33, с. 30. 4 2
Сначала ученики выполняют упражнение коллективно: вписывают
нужную букву карандашом, объясняют свой выбор. Списывают по
вариантам:
I вариант: 1е предложение,
II вариант: 2е предложение.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– Какие знания мы сегодня повторили?
– Рассмотрите рисунок на с. 30. Правильно ли игрушки составили слово?
– Перед какими буквами пишется разделительный ь?
– Назовите слова с разделительным ь, стоящим перед другими буквами
гласных. (Платье, вьюга, льёт, обезьяна.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
ТООУ
ΙV. Итог урока.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
71. Работа в тетради
* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя.
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова.
* Отметить учеников, которые аккуратно записывали буквы и предложения.
* Отметить учеников, которые правильно написали словарные слова.
2. Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задания к упражнению.
8