ФГОС НОО - метапредметные результаты освоения основной образовательной программы - обязательный компонент
«…овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»
Актуальность проекта
Информационное общество
Личностно-ориентированное образование
Работа с информацией:
поиск, обработка, оценка (!)
Образование в течение всей жизни (учить учиться)
ФГОС НОО: междисциплинарная программа «Чтение. Работа с текстом»
Международные исследования читательской грамотности: PISA, PIRLS
Смысловое чтение является основой умения учиться
Современное информационное общество требует ориентации в информационном потоке
Качество школьного образования во многом зависит от умения читать, понимать и применять прочитанное
Некоторые школьники не справляются с простыми заданиями по обработке информации
Многие школьники не владеют приёмами смыслового чтения
Даже при хорошей технике чтения дети «слабо» понимают прочитанное и затрудняются применить
Противоречия
• Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
• Наметить пути развития читательских компетенций младшего школьника.
• Выявить и апробировать приемы работы с текстами.
• Описать динамику показателя качества образования (в т.ч. качества смыслового чтения).
• Определить критерии сформированности читательской компетенции.
• Проанализировать результаты проекта.
Создать модель развития читательской компетенции младших школьников
с помощью обучения приёмам
работы с текстами
Цель и задачи проекта
Планируемые результаты
При целенаправленном обучении школьников приёмам работы с текстами у них сформируются умения:
определять основную мысль текста;
находить в тексте информацию, заданную в явном виде;
находить в тексте и интерпретировать информацию, заданную в неявном виде;
структурировать текст и преобразовывать его в таблицу, схему;
пересказывать текст с опорой на план или схему;
грамотно формулировать вопросы по тексту;
определять границы своего знания-незнания, ставить индивидуальные цели работы с текстом и анализировать достижение этих целей после прочтения текста.
Как следствие, будет наблюдаться положительная динамика качества знаний по учебным дисциплинам.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Работа с заглавием текста: ассоциации с названием, догадка о содержании текста
Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Чтение с остановками
Постановка вопросов к тексту
Подбор заголовка, составление плана
Графическая систематизация материала
Словарная работа
Работа с заглавием текста
Догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия
Ассоциации с названием темы
Ассоциации записывает учитель на доске
Учитель рисует «ассоциативный куст»
«Народный календарь»
Вариация: догадка на основе иллюстраций
После прочтения текста вернуться к…
!
«Воздушный богатырь»
«Невидимые нити в осеннем лесу»
Таблица «З – Х – У»
З – знаю | Х – хочу узнать | У – узнал |
|
Перед изучением текста (темы) заполняются графы «З» и «Х» (самоорганизационная компетентность: индивидуальное целеполагание).
После прочтения текста заполняется графа «У» (информационная компетентность).
Работают каждый со своей таблицей; далее происходит обсуждение.
Таблица может заполняться совместно на доске.
З – знаю | Х – хочу узнать | У – узнал |
Есть 4 времени года: зима, весна, лето, осень. | Почему меняются времена года? | Смена времен года объясняется движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. |
«Времена года»
Проверка таблиц учителем
Постановка вопросов к тексту
Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ
Вопросы задают ученики. Предполагается, что ребёнок может ответить на свой вопрос.
Ранжирование вопросов:
Репродукция знаний (назвать факты, события, воспроизвести информацию)
Репродукция процесса (как? каким образом?)
Выяснение причинно-следственных связей (почему? в чём причина?)
Анализ, синтез новых знаний (что общего? в чем особенность? сравнить… доказать…)
Может рассматриваться как самостоятельный приём, быть составной частью приёмов «З – Х – У», «Чтение с остановками»
Заголовок:
подбирают
из текста
придумывают сами
выбирают из предложенных
План:
текст расчленяется на смысловые части, части озаглавливаются
Подбор заголовка, составление плана текста
План – опора для пересказа
«Синичка»
Каковы размеры синички?
Как она окрашена?
Где живет птичка?
Чем она питается?
«Народные праздники в пору осеннего равноденствия»
Празднуют земледельцы.
Празднуют нанайцы-охотники.
Празднуют коряки-оленеводы.
Не всякий текст подходит для составления плана детьми
!
Словарная работа
Выявление непонятных слов
Лексическое толкование
догадка (по контексту, по происхождению слова, по иллюстрациям)
коллективное обсуждение (синонимы)
толковый словарь, сноска
По траве носились дети и играли в чехарду…
Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь…
Скинуло кафтан зелёный лето…
На стадии рефлексии предлагаю задания:
упражнение «от обратного»;
упражнение «Синквейн»;
составление словаря по тексту произведения;
написание сочинений;
исследование по отдельным вопросам.
При этом используются как
индивидуальные, так и
групповые формы работы.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Синквейн – творческая форма рефлексии
Россия
Многоликая, огромная
Живи, расти, процветай
Я люблю тебя всегда
Родина
Кружок «Эрудит»
Темы | Основные теоретические сведения | Количество часов |
Представление информации в форме, оптимальной для восприятия | Форматирование текста (размер, начертание символов). Список (маркированный, нумерованный), автоматическая нумерация. Таблица. Электронная таблица (в ознакомительном плане). Пиктограммы. Схемы. Диаграммы (круговая, столбчатая). | 11 |
Поиск информации | Виды словарей. Алфавитный способ размещения информации в словарях. Алфавитный указатель учебника. Сеть Интернет – хранилище больших объемов информации. Гипертекст. Поисковые системы. Формулирование запроса поисковой системе. | 6 |
Обработка информации: работа с текстом | План текста. Конспект. Опорный конспект. | 9 |
Подготовка публичного выступления | Публичное выступление. Логическая канва. Приемы, позволяющие сделать выступление понятным и интересным для слушателей. Мультимедиа презентация – средство сопровождения публичного выступления. | 8 |
Выводы
Целенаправленное и систематическое обучение приёмам работы с текстами позволило сформировать у школьников умения и навыки смыслового чтения и повысить качество образования в классе
Сложности: учитель тратит больше времени на подготовку урока; нет готовых методических разработок
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2014г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010г.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Под ред. Асмолова А.Г., М.: Просвещение, 2014 г.
Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. М.: Просвещение, 2013 г.
Материалы практико-ориентированной дистанционной мастерской "Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления", (АНО "Центр развития молодежи", г. Екатеринбург), 2010 год.
СанПиН "2.2.2.542-96"
Интернет – ресурсы:
www.festival.1september.ru
www/referats.net
www/referats.com
www. Nachalka.Com
www. hr-portal.ru
www. clubook.ru
www.erudites.ru
Информационные ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.