ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Повышение качества образования при помощи обучения школьников приёмам работы с текстом
Книга – это духовное завещание одного поколения другому.Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась… А.И. Герцен
ФГОС НОО - метапредметные результаты освоения основной образовательной программы - обязательный компонент
«…овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»
Актуальность проекта
Информационное общество
Личностно-ориентированное образование
Работа с информацией:
поиск, обработка, оценка (!)
Образование в течение всей жизни (учить учиться)
ФГОС НОО: междисциплинарная программа «Чтение. Работа с текстом»
Международные исследования читательской грамотности: PISA, PIRLS
Смысловое чтение является основой умения учиться
Современное информационное общество требует ориентации в информационном потоке
Качество школьного образования во многом зависит от умения читать, понимать и применять прочитанное
Некоторые школьники не справляются с простыми заданиями по обработке информации
Многие школьники не владеют приёмами смыслового чтения
Даже при хорошей технике чтения дети «слабо» понимают прочитанное и затрудняются применить
Противоречия
• Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
• Наметить пути развития читательских компетенций младшего школьника.
• Выявить и апробировать приемы работы с текстами.
• Описать динамику показателя качества образования (в т.ч. качества смыслового чтения).
• Определить критерии сформированности читательской компетенции.
• Проанализировать результаты проекта.
Создать модель развития читательской компетенции младших школьников
с помощью обучения приёмам
работы с текстами
Цель и задачи проекта
Планируемые результаты
При целенаправленном обучении школьников приёмам работы с текстами у них сформируются умения:
определять основную мысль текста;
находить в тексте информацию, заданную в явном виде;
находить в тексте и интерпретировать информацию, заданную в неявном виде;
структурировать текст и преобразовывать его в таблицу, схему;
пересказывать текст с опорой на план или схему;
грамотно формулировать вопросы по тексту;
определять границы своего знания-незнания, ставить индивидуальные цели работы с текстом и анализировать достижение этих целей после прочтения текста.
Как следствие, будет наблюдаться положительная динамика качества знаний по учебным дисциплинам.
Принципы работы
Деятельностный подход
Систематическая работа на уроках по всем предметам
Учебный материал – главное средство обучения приёмам работы с текстами
Дополнительная образовательная программа – помощь в работе
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Работа с заглавием текста: ассоциации с названием, догадка о содержании текста
Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Чтение с остановками
Постановка вопросов к тексту
Подбор заголовка, составление плана
Графическая систематизация материала
Словарная работа
Работа с заглавием текста
Догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия
Ассоциации с названием темы
Ассоциации записывает учитель на доске
Учитель рисует «ассоциативный куст»
«Народный календарь»
Вариация: догадка на основе иллюстраций
После прочтения текста вернуться к…
!
«Воздушный богатырь»
«Невидимые нити в осеннем лесу»
Таблица «З – Х – У»
З – знаю | Х – хочу узнать | У – узнал |
|
Перед изучением текста (темы) заполняются графы «З» и «Х» (самоорганизационная компетентность: индивидуальное целеполагание).
После прочтения текста заполняется графа «У» (информационная компетентность).
Работают каждый со своей таблицей; далее происходит обсуждение.
Таблица может заполняться совместно на доске.
З – знаю | Х – хочу узнать | У – узнал |
Есть 4 времени года: зима, весна, лето, осень. | Почему меняются времена года? | Смена времен года объясняется движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. |
«Времена года»
Проверка таблиц учителем
Чтение с остановками
Во время остановок задаются вопросы
Проверка понимания
Прогноз содержания следующего отрывка
Учитель заранее выделяет места остановок, готовит вопросы
Постановка вопросов к тексту
Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ
Вопросы задают ученики. Предполагается, что ребёнок может ответить на свой вопрос.
Ранжирование вопросов:
Репродукция знаний (назвать факты, события, воспроизвести информацию)
Репродукция процесса (как? каким образом?)
Выяснение причинно-следственных связей (почему? в чём причина?)
Анализ, синтез новых знаний (что общего? в чем особенность? сравнить… доказать…)
Может рассматриваться как самостоятельный приём, быть составной частью приёмов «З – Х – У», «Чтение с остановками»
Заголовок:
подбирают
из текста
придумывают сами
выбирают из предложенных
План:
текст расчленяется на смысловые части, части озаглавливаются
Подбор заголовка, составление плана текста
План – опора для пересказа
«Синичка»
Каковы размеры синички?
Как она окрашена?
Где живет птичка?
Чем она питается?
«Народные праздники в пору осеннего равноденствия»
Празднуют земледельцы.
Празднуют нанайцы-охотники.
Празднуют коряки-оленеводы.
Не всякий текст подходит для составления плана детьми
!
Графическая систематизация материала
Схемы, таблицы
Ученик перекодирует информацию
Информация систематизируется
Информация глубже понимается
Графическая систематизация материала
Схемы, таблицы
Иногда схема может служить опорой для пересказа
!
«Шестиногие и восьминогие»
Словарная работа
Выявление непонятных слов
Лексическое толкование
догадка (по контексту, по происхождению слова, по иллюстрациям)
коллективное обсуждение (синонимы)
толковый словарь, сноска
По траве носились дети и играли в чехарду…
Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь…
Скинуло кафтан зелёный лето…
Технологическая карта работы со словом(термином) понятием
Словарная работа
Другаясловоформа
Значение
Синоним
Особое словоупотребление, ассоциация
Новое слово
Антоним
Предложение из книги (страница)
Собственное предложение
На стадии рефлексии предлагаю задания:
упражнение «от обратного»;
упражнение «Синквейн»;
составление словаря по тексту произведения;
написание сочинений;
исследование по отдельным вопросам.
При этом используются как
индивидуальные, так и
групповые формы работы.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Синквейн – творческая форма рефлексии
Россия
Многоликая, огромная
Живи, расти, процветай
Я люблю тебя всегда
Родина
Кружок «Эрудит»
Темы | Основные теоретические сведения | Количество часов |
Представление информации в форме, оптимальной для восприятия | Форматирование текста (размер, начертание символов). Список (маркированный, нумерованный), автоматическая нумерация. Таблица. Электронная таблица (в ознакомительном плане). Пиктограммы. Схемы. Диаграммы (круговая, столбчатая). | 11 |
Поиск информации | Виды словарей. Алфавитный способ размещения информации в словарях. Алфавитный указатель учебника. Сеть Интернет – хранилище больших объемов информации. Гипертекст. Поисковые системы. Формулирование запроса поисковой системе. | 6 |
Обработка информации: работа с текстом | План текста. Конспект. Опорный конспект. | 9 |
Подготовка публичного выступления | Публичное выступление. Логическая канва. Приемы, позволяющие сделать выступление понятным и интересным для слушателей. Мультимедиа презентация – средство сопровождения публичного выступления. | 8 |
После двукратного прочтения текста «Царь и рубашка» составить к нему 5 вопросов
Результативность: постановка вопросов к тексту
Результативность: работа с таблицами «З – Х – У»
Бралось три текста (по математике, русскому языку, окружающему миру) и при работе с ними учащиеся составляли индивидуальные таблицы. По итогам трёх таблиц интуитивно определялся уровень
Представление результатов проекта
Педагогический совет (обобщение опыта)
Учительский сайт «Инфоурок»
Школьный портал «ProШколу.ru»
Выводы
Целенаправленное и систематическое обучение приёмам работы с текстами позволило сформировать у школьников умения и навыки смыслового чтения и повысить качество образования в классе
Сложности: учитель тратит больше времени на подготовку урока; нет готовых методических разработок
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2014г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010г.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Под ред. Асмолова А.Г., М.: Просвещение, 2014 г.
Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. М.: Просвещение, 2013 г.
Материалы практико-ориентированной дистанционной мастерской "Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления", (АНО "Центр развития молодежи", г. Екатеринбург), 2010 год.
СанПиН "2.2.2.542-96"
Интернет – ресурсы:
www.festival.1september.ru
www/referats.net
www/referats.com
www. Nachalka.Com
www. hr-portal.ru
www. clubook.ru
www.erudites.ru
Информационные ресурсы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.