НОД
по развитию речи в подготовительной группе
Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".
Подготовила и провела
воспитатель
Щербакова М.Е.
г. Саратов
Примерный вариант описания
непрерывной образовательной деятельности дошкольников
Возрастная группа
Подготовительная (6-7 лет)
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):
В гостях у художника
Тема НОД:
Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".
Направление образования и развития (образовательная область)
Речевое развитие - Чтение художественной литературы.
Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках.
2. Формировать умение объяснять значение слов; упражнять в подборе синонимов и антонимов.
3.Активизировать словарь детей прилагательными (волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая).
4. Закреплять знания о языковых особенностях русской сказки, помочь понять содержание сказки.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, от взрослых.
2. Развивать общие двигательные умения.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Виды деятельности:
Чтение, вопросы, беседа, показ, рассматривание, объяснение.
физминутка.
Формы реализации детских видов деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская,
музыкально - художественная, восприятие художественной литературы.
Формы организации:
НОД
Оборудование, материалы:
Иллюстрации к сказке, «Никита Кожемяка», ноутбук для показа слайдов, музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота» : медальки.
Предварительная работа:
1. Рассматривание
картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
2. Чтение отрывков о былинных богатырях.
3. Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
1. Вводная часть (мотивация) |
|
Создание благоприятного психологического климата |
|
I. Вводная часть 1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Организационный момент. Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Здравствуй, Родина моя! Здравствуйте, мои друзья! Воспитатель: - Какое время года сейчас? - Сколько месяцев зимой? Назовите, пожалуйста, какой месяц сейчас - Какой праздник мы отмечаем в феврале? - Что такое Отечество? - Кто защищает Родину? - Как называется наша страна? - А как ее называли в древности? - А вы знаете, как называли защитников на Руси? - Как вы думаете, какими они были? - Вы хотели бы быть на них похожими?
-Ребята, про дружных, смелых богатырей сочиняли на Руси стихи, пели песни, рассказывали былины и сказки. Вы любите слушать сказки? - Присаживайтесь и мы поговорим с вами о них.
1.2 Мотивация деятельности детей - Чем сказки отличаются от рассказов? - Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит сказка?
- Какими словами она начинается?
- Какими словами заканчивается?
- В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных отрицательных - Кто вам больше нравится, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?
- Дети, а сказка получится, если будут только положительные герои или только отрицательные?
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой. Посмотрите на иллюстрацию «Никита Кожемяка». |
Дети проговаривают с воспитателем
(зима) - январь
(День Защитников Отечества) (наша Родина)
(Россия) (Русь) (богатыри) (смелые, ловкие, добрые, дружные)
Дети садятся на подушечки
(Сказка это придуманное, а рассказ правда) (Зачин, середина, концовка).
-(Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве) -(Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок… Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец)
— (Золушка, Мальвина, — (баба Яга, змей Горынович)
(Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)
Дети рассматривают иллюстрации, высказывают предположения.
|
2. Основная часть |
|
II. Основная часть: 2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Давайте сейчас мы с вами разомнемся. Физкультминутка «Богатырь» Богатырь – вот он каков: Он силен, он здоров, Он из лука стрелял Метко палицу бросал, На границе стоял, Зорко – зорко наблюдал, Подрастем, мы, и смотри Станем как богатыри.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания А теперь ребята уселись поудобнее. Будем слушать русскую народную сказку «Никита Кожемяка». Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания - Ребята как называется сказка? - Кто главные герои в сказке? - Кем был главный герой? - В каком городе появился змей? - Почему змея боялись? - Как царь с царицей узнали кто сильнее змея? - Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку? - Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку? – Кто победил в битве? - Что предложил змей Никите Кожемяке? - Чем закончилась сказка?
«Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране». - Как вы думаете, есть ли волшебные, выдуманные, нереальные моменты в сказке?
- Есть ли в сказке непонятные для вас слова? Межа – граница земельных владений Соха – орудие для вспашки земли Борозда – канавка на поверхности земли, проведенная плугом, сохой Воловьи шкуры – шкуры волов (быков) Кожи мять – делать кожу мягкой
- В сказке говорится, что народ боялся. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно сказать о народе? Какие они?
А сейчас давайте поиграем в игру, называется «Скажи наоборот». Я вам называю слово, а вы мне противоположное ему. Смелый - трусливый Тишина – шум Зима – лето Счастье – горе Труд – отдых Старт – финиш Победа – поражение Твердый – мягкий Открытый – закрытый Сухой – мокрый Повесить – снять Включить – выключить Положить – взять Ехать – останавливаться Чистота – грязь Целое – часть Тяжелый – легкий Холодный – горячий Веселый – грустный Сильный слабый
|
Дети повторяют движения.
Дети садяться на подушки. музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота»
Ответы детей (добиваться полных ответов)
(испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).
|
3. Заключительная часть (рефлексия) |
|
III. Заключительная часть (рефлексия) 3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей - Какую русскую народную сказку мы читали? -Какая она? - Что вы узнали о Никите Кожемяке? -Кого мы собирали в дорогу? Интересно было вам в сказочном русском лесу?
На этом наше путешествие подошло к концу закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В группу попасть нам нужно». - Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, покажите, как вы справились с заданием. Пусть ваши дружные пальчики возьмут медальки, на них нарисованы улыбки (веселая и грустная) выберите улыбку соответствующую вашему настроению после сегодняшнего путешествия по сказке.
|
Ответы детей (добиваться полных ответов) Волшебная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая
(показывают большой палец) |
IV. Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) 1. Внесение в уголок сказку «Никита Кожемяка»
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.