ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА – УСПЕХ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Оценка 4.7

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА – УСПЕХ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
1 кл—4 кл
09.01.2020
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К  ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА – УСПЕХ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети едва научившись читать в начальной школе, к седьмому классу читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Учащиеся медленнее прочитывают условие задачи, упражнения. Забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ.docx

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К  ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА – УСПЕХ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети едва научившись читать в начальной школе, к седьмому классу читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Учащиеся медленнее прочитывают условие задачи, упражнения. Забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Успешность ученика и его стремление учиться во многом зависит от его умения читать. Основой учения является не только сформированность чтения как навыка, где важными критериями являются способ, скорость, правильность чтения, но также умение работать с книгой. Качественная организация уроков литературного чтения в начальных классах составляет прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение и речь. Чтение – это «окно», через которое дети видят и познают мир и самого себя, оно играет огромную роль в воспитании, образовании и развитии человека. Благодаря читательским умениям ребёнок овладевает знаниями и навыками, необходимыми ему в учебной, внеклассной и внешкольной деятельности.

Основным средством познания и общения считается речевая деятельность, поэтому учебная дисциплина «Литературное чтение» является одним из базовых учебных предметов в системе подготовки младшего школьника. Оно способствует общему воспитанию, индивидуальному развитию и социализации ребёнка. Успешность в его изучении во многом определяет эффективность в обучении ребёнка и по другим предметам начальной школы. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности даёт возможность лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных ценностей и эстетических идеалов.

Читательская компетентность составляет совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать информацию, эффективно использовать её в общественных и личных целях. Программа «Литературное чтение» основывается на деятельностной парадигме образования, целью которой является развитие личности обучающегося на основе освоения им способов деятельности. Поэтому программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

Базовыми позициями курса «Литературное чтение» являются желание вступить в общение с писателем посредством чтения, внимание к личности писателя, бережное отношение к замыслу автора, оценка и интерпретация полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

-2-

Для успешной реализации модели общения «автор – текст – читатель» необходимо решение комплекса задач по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов. Планируемые предметные результаты заключаются в овладении детьми безошибочным, беглым, выразительным и осознанным чтением, метапредметные результаты – овладение умениями работать с информацией, личностные – сформированность познавательных интересов, позитивного опыта самостоятельного познания окружающего мира. Поэтому систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков чтения так важна.

Недостаточно только научить читать и находить главную мысль, необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Нужно организовать работу так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а личность испытывала необходимость в чтении как в источнике дальнейшего самосовершенствования.

Важно, чтобы круг чтения ученика не ограничивался только теми текстами, которые предлагаются в учебнике, чтобы ребёнок самостоятельно, без принуждения стремился к познанию нового через знакомство с книгой. Творческим чтением движет любознательность.

При этом роль учителя имеет важное значение. Именно он может создать условия для того, чтобы дети любили уроки литературного чтения, а интерес к чтению возрастал. Это важно, так как познавательный интерес составляет важнейший мотив учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям, в целом, побуждает желание учиться. Ещё Аристотель сказал, что «познание начинается с удивления». Способность удивляться, проявлять любопытство к обыденным вещам, реагировать на всё неожиданное, интригующее – это ценный ресурс, который нужно воспитывать. Создание условий для проявления любопытства является необходимым компонентом успешной работы над формированием читательской компетентности. Организуя учебную деятельность на уроках литературного чтения, следует использовать разнообразный занимательный и «затруднительный» материал, привлекать самих учащихся к подбору материала для урока с применением загадок, ребусов, кроссвордов, афоризмов, этнографии слов, головоломок, самостоятельных произведений.

Научить ребят анализировать и решать коммуникативные и ситуативные задачи, обогатить их активный словарь помогут пятиминутки речевого этикета, решение проектных задач, использование пословиц и поговорок, употребление интонационных средств выразительности устной речи. Специально подобранные тексты и упражнения  оказывают большую помощь в активизации познавательной деятельности на уроках чтения, главной целью которых является развитие навыков чтения, логического мышления, любознательности, наблюдательности, интереса к учёбе в целом.

-3-

Позднее ученики становятся основными помощниками, проявляя огромное желание помочь другим ребятам. При этом происходит формирование и повышение культуры речевого общения, т. к. основным способом удовлетворения потребностей ребёнка в общении является речь.

Одним из способов повышения мотивации к чтению художественной литературы и развития читательской самостоятельности является работа по ведению читательских дневников. Методика работы с ними состоит из следующих этапов:

1.    Диагностика умений (на форзаце читательского дневника строится таблица, в которую заносятся данные: дата проверки техники чтения, количество слов в минуту, понимание прочитанного, наличие ошибок)

2.      Обучение ведению дневника:

а) объяснение цели ведения дневника, демонстрация приза за грамотно оформленный читательский дневник;

б) коллективное чтение и анализ произведения (на уроке раздаются книги с одним и тем же произведением, учащиеся читают произведение, выделяют главную мысль, анализируют прочитанное);

в) коллективное заполнение страницы читательского дневника (вносятся сведения об авторе, названии произведения, формулируются 2-3 предложения о прочитанном произведении, иллюстрируется интересный фрагмент произведения);

3. Самостоятельное заполнение (во время каникул учащимся предлагается прочесть и оформить в читательском дневнике несколько произведений).

4. Проверка читательских дневников учителем и повторная диагностика читательских умений.

5. Поощрение победителей.

Записи в читательских дневниках можно разнообразить, дополнив их выражением личного отношения к прочитанной книге, подбором пословицы, отражающей главную мысль произведения, выполнением разнообразных литературных заданий.

На классном часе в конце учебного года перед летними каникулами ребята получают списки книг, необходимых для прочтения. Список книг начинается словами: «Прочти и выиграй приз!»

Велика роль родителей на всех этапах обучения литературному чтению, поэтому наряду с использованием различных методик по развитию чтения и повышению мотивации, необходимо регулярно беседовать с родителями, давать рекомендации, разбирать ситуации, которые могут возникнуть в семье, касающиеся самостоятельного

-4-

детского чтения; советовать, как поддержать детский интерес к чтению. Так же важно проводить литературные праздники, экскурсии, встречи с интересными людьми.

Для повышения мотивации к чтению у детей можно провести серию родительских собраний:

1.      Если телевизор и телефон конкурируют с книгой…

2.      Воспитание у ребёнка интереса к чтению.

3.      Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка.

Памятка для родителей.

Ø  Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

Ø  Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Ø  Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Ø  Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

Ø  Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

Ø  Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Ø  Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируйте книжные реликвии своей семьи.

Уроки чтения – особые уроки. На них дети осмысливают такие важные понятия, необходимые в их нравственном развитии, как трудолюбие, уважение к людям труда, дружба, милосердие, толерантность и т.д. Разносторонняя работа по развитию мотивации чтения отражается на эмоциональном восприятии окружающего мира, общем умственном развитии, логике рассуждений, расширении словарного запаса, формировании грамотного безошибочного письма.

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА – УСПЕХ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К  ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА – УСПЕХ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА – УСПЕХ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К  ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА – УСПЕХ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА – УСПЕХ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К  ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА – УСПЕХ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА – УСПЕХ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К  ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА – УСПЕХ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2020