«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики». ( из опыта работы)
Оценка 5

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики». ( из опыта работы)

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика
5 кл—9 кл
11.02.2017
«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках  математики». ( из опыта работы)
Материал из опыта моей работы по повышению эффективности урока через развитие познавательной активности учащихся. Здесь описываются способы организации , формы уроков. Описание проводится на примерах из практики. Приводятся приемы активизации и стимулировании учащихся на занятиях. Предлагаются игры для повышения интереса. Даются методические рекомендации по построению урока.Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики
Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики.docx
«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках  математики». ( из опыта работы) Школьникам   надо   дать   не   просто   сумму   знаний   по   предмету,   но   и сформировать   у   них   логическое   мышление,   стойкость   убеждений,   умение творчески применять знания и использовать их в новой ситуации, привлечь интерес к предмету, научить думать, анализировать, сравнивать, обобщать.   Педагогика   сотрудничества   –   это   «проникающая»   технология,   являющая воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящую во многие современные технологии как их   составная   часть.   Целевыми   ориентирами   педагогики   сотрудничества является   переход   от   педагогики   требований   к   педагогике   отношений, гуманно­личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.       Считаю,   что   развитию   познавательных   интересов,   любви   к   изучаемому предмету   и   к   самому   процессу   умственного   труда   способствует   такая организация   обучения,   при   которой   ученик   вовлекается   в   процесс самостоятельного   поиска   и   открытия   новых   знаний,             Познавательная активность   возможна   при   условии,   что   деятельность,   которой   занимается ученик, ему интересна.    Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своём развитии более способным детям,   их   воспитывать   у   себя   силу   воли,   твёрдый   характер   и учить   целеустремлённость   при   решении   сложных   заданий.       Но   для   создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности   необходим   поиск   дополнительных   средств,   стимулирующих развитие   общей   активности,   самостоятельности,   личной   инициативы   и творчества учащихся разного возраста. Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают   эффективность   обучения,   предполагают   творческий   подход   со стороны   учителя   и   ученика.   Это   одна   из   форм   активного   обучения. Дидактическая игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества и игры должны, я думаю, присутствовать почти на всех уроках, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет. В   своей   работе   я   применяю   уроки­путешествия,   уроки­турниры,   уроки­ сказки, уроки с имитацией публичных форм общения, уроки, основанные на имитации   деятельности   учреждений   (   цирк),   уроки   в   форме   внеклассной работы ( КВН), уроки – соревнования.   Урок­путешествие – это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных   задач.   Недаром   многие   педагоги   и   психологи   отмечают большую роль игры в обучении школьников. Для любого ребёнка игра – это норма, поэтому в детском возрасте каждый должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Педагог должен помнить, что у ребёнка есть страсть к игре и надо её удовлетворять. В любой игре содержатся психолого­педагогические возможности воспитания и обучения детей. Один из видов игр, выделяемый психологами, ­ это игра на «преодоление этапов».Урок­путешествие можно отнести именно к такому виду. В течение ряда лет я применяю такие уроки в 5 – 8­х классах, в основном, для обобщения тем. Включая в такие уроки­ путешествия   станции   «Историческая»,   «Ботаническая»,   «Зоологическая», «Физическая», «Химическая», я учу детей мыслить широко, осуществляют связь   с   другими   учебными   предметами.   Особенно   любят   дети   станцию «Волшебную»,   на   которой   победителя   ждёт   приз   .   Интересны   уроки­ путешествия по темам «Десятичные дроби», «Обыкновенные дроби». А по темам   8­го   класса   алгебры   разработаны   следующие   уроки­путешествия:   в страну   «Квадратные   корни»,   «Квадратные   уравнения»,   «Квадратные неравенства».        Например, урок­путешествие по теме «Сложение, вычитание, округление десятичных дробей». Цель урока: закрепление и обобщение пройденной темы. Вначале   проводим   разминку.   Решаем   устные   примеры,   например,   на сравнение, вычисление десятичных дробей. Первый этап путешествия будем проводить на катере, и чтобы оно прошло успешно, нужно в каждой команде избрать   капитана.  Делимся   на   три   команды  (по   рядам).  Капитан   за  3 – 4 минуты   должен   найти   скорость   катера   по   течению   и   против   течения,   в предлагаемой задаче. Пока капитаны выясняют, с какой скоростью будут они двигаться,   остальные   ребята   идут   в   кассу   покупать   билеты.   На   доске записаны   примеры   в   три   столбика.   По   цепочке   каждая   команда   решает примеры из своего столбика, можно решить устно, кто не может – письменно. Если   пример   решён   неверно,  то   члены   команды   могут   его   исправить,  тем самым они помогут своему товарищу приобрести билет. Итак, все заняли свои места на катере, плывём по течению реки. Капитаны докладывают, с какой скоростью   они   плывут.   Все   члены   команд   должны   принять   участие   в движении   катера,   а   для   этого   необходимо   подбросить   горючего.   Каждый правильно решённый пример – это капелька горючего. Задания написаны на заготовленных заранее листочках. Например, округлим:  а) до десятых 6,713; 8,348; 5,643; 16,083; 0,849; 9,25, б) до сотых 0,526; 3,964; 8,555. в) до единиц 63,6; 13,3; 0,5.       Катер № 1 сел на мель. Чтобы снять его с мели, надо решить пример с комментированием. Также поступаем с катерами № 2 и № 3. Подобные уроки можно провести при решении любых задач на движение, ведь можно не только плыть,   но   и   лететь,   ехать,   идти.   При   решении   задач   на   сравнение, рассматриваются   различные   ситуации:   «В   магазине»,   «На   рынке»,   «В библиотеке»   и   другие,   позволяющие   учащимся   не   только   самостоятельно представить ситуацию, но и активизировать мыслительную деятельность. Одним   из   важных   направлений   решения   названных   проблем   является разработка  и  внедрение  новых  педагогических  технологий. Учеба ­  это  не легкий   труд,   но   если   при   правильной   организации,   способен   приносить радость творческих открытий.      В своей работе стараюсь построить урок так, чтобы он обеспечил развитие познавательной   самостоятельности,   то   есть   стремления   и   умения   ученика самостоятельно открыть новое для него. Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации   учебного   процесса.   Для   этого   я   стремлюсь   увеличить “продуктивность”   обучения,   что   достигается   созданием   соответствующей организацией   познавательной   деятельности,   благоприятным   эмоциональным фоном.   Для   повышения   мотивации   учащихся   использую   продуктивные приемы: проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися; активизирующий   вопрос   приводит   к   диалогу,   дискуссии;   анализируются решение,   используются   игровые   ситуации,   соревнование.   Применяю разнообразные приемы активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух,   заполнить   пустые   клетки,       и   т.д.     На   своих   уроках   организую групповую и парную работу, что позволяет создать комфортную атмосферу учащимся, как слабым, так и сильным. Использую паузы, дающие время на обдумывание.   Организую   проблемно­поисковую   деятельность,   чаще   среди учеников с повышенным уровнем обучения: предлагаю задания повышенной   которые   требуют   рассмотрение   всевозможных   случаев. сложности,     Применяю   стимулирование.   В   моей   работе   контроль   является   способом активной   деятельности,   а   также   и   средством   коммуникации.   При   этом: каждый контроль преследует конкретную цель ­ анализ результатов контроля; объективность   оценочных   суждений,   требование   к   выполнению   задания,   разрабатываются   самими критерии   оценок   сообщаются   заранее   или   учащимися; оценка результатов деятельности (а не личности), преобладание положительных оценок разнообразие форм и приемов контроля; преобладание функции   обучающей   над   контролирующей;   использование   поощрений, самооценки   и   самоконтроля.   Наряду   с   бальной   системой   оценивания   на уроках   обобщения   материала   использую   рейтинговое   оценивание.   При определении критериев оценивания даю возможность участвовать учащимся. В своей работе использую приемы для создания эмоционального комфорта: ­   системное   одобрение;   похвала,   направленная   на   формирование положительных   оценочных   суждений;   доброжелательность,   юмор,   улыбка, умеренные жесты, мимика; ­ создание обстановки доверия, уверенности в успехе.     Обязательным   этапом   любого   урока   является   актуализация   ранее изученного. Главная задача – установить связь между деятельностью учителя и   учением   школьника,   обеспечить   готовность   к   очередному   этапу   работы, включить   в   продуктивную   обучающую   деятельность.   На   этом   этапе просматривается,   как   учащиеся   включаются   в   работу,   насколько   удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень мотивированности класса? Можно ли приступать к изучению нового  материала? При этом разбираю  несколько вопросов на повторение, организую живой диалог, с целью уточнения общего уровня усвоения знаний, создаю проблемную ситуацию перед изучением нового материала и подвожу учащихся к постановке задач урока. Безоценочное начало урока способствует готовности   учащихся   к   включению   в   новые   познавательные   процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.       При   изучении   нового   материала   стараюсь   использовать   приемы,   способствующие   активизации   мысли   учеников.   Обязательна   четкость   и простота изложения, наглядность, организую работу с учебником, использую опорные   конспекты,   элементы   опережающего   обучения   для   сильных учащихся, привлекаю учащихся для объяснения новой темы в роли учителя, подбираю   для   урока   упражнения   творческого   характера.   Практика   под руководством   учителя   проводится   для   установления   обратной   связи,   для своевременного устранения трудностей в понимании нового материала. высвечивает   проблемы   и   затруднения,         Контроль   усвоения   знаний   выявляет   степень   усвоения   материала,   применяю   для   этого   дифференцированный подход, используя   задания разного уровня, тесты.     Домашние задания включают обязательные упражнения и задания по выбору (сложные задания оцениваются отдельно, только положительной оценкой).       Обязательным   элементом   моих   уроков   является:   организация   обмена мысли, мнения; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарища; стремление к созданию успеха каждого учащегося; продуманное чередование видов работ, типов заданий.         В процессе обучения использую элементы игровой технологии на уроках и во   внеклассной   работе.   Игра   включает   моменты   соревнования,   приносит участникам   удовлетворение,   позволяет   самоутвердиться.   Место   и   роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависит от понимания   учителем   функции   игры.  Результат   дидактических   игр   зависит, во­первых, от целенаправленного построения игровых программ, сочетания их с   обычными   дидактическими   упражнениями.   Дети   легко   вовлекаются   в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую ­ то часть учебного процесса, объединенного общим   В   игровую   деятельность   включаются   упражнения, содержанием. формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать и сопоставлять их,  игры, развивающие умения отличать реальные явления   от   нереальных,   воспитывающие   умение   владеть   собой,   быстроту реакции, логическое мышление, смекалку.     Применение элементов игровой технологии, позволяет учащимся проявить свои способности, делает процесс обучения   интересным   и   занимательным,   создает   учащихся   бодрое   рабочее настроение,   облегчает   преодоление   трудностей,   поддерживает   и   усиливает интерес к предмету. В своей работе использую такие виды дидактических игр: ­ игры – упражнения; ­ игры – путешествия; ­ сюжетная (ролевая) игра; ­ игра – соревнование. Игры   –   упражнения     занимают   обычно   10   –   15   минут.   Это разнообразные   викторины,   кроссворды,   ребусы,   чайнворды,   шарады, головоломки, загадки. Этапы игры включают: Предварительную подготовку: класс разбивается на команды 1. (если нужно), примерно равные по способностям, даются домашние задания командам. 2. Игру. 3. выставление оценок. Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и Игра «Математическая эстафета» Правила игры: Каждый   ряд   получает   таблицу   с   «форточками»,   т.е.   с   незаполненными клетками.  Таблицы   абсолютно   одинаковы.  Таблицу   кладут   на  первую   парту справа. По команде о начале игры ученик, сидящий на первой парте справа, начинает закрывать первую «форточку», т.е. заполнять первую пустую клетку. Закрыв   первую   «форточку»,   он   передает   таблицу   своему   соседу   и   т.д. Последний учащийся в ряду, выполнив задание, передает ее эксперту, которого заранее назначает учитель из числа «сильных» учеников. Ряд, сдавший работу первым, получает дополнительно 2 очка. Ряд, сдавший работу вторым, ­ 1 очко. Эксперт   проверяет   правильность   заполнения   таблицы,   а   учитель   дает возможность ребятам проверить правильность выполнения заданий, проецируя на экран правильно заполненную таблицу или заранее приготовив ее за доской. За каждую правильно заполненную клетку начисляется 1 балл. Эстафету можно проводить  и  с помощью  доски, а не  карточек,  начертив  данные  таблицы  на доске   для   каждого   ряда.   Этот   вид   опроса   в   форме   игры   эффективен   при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи. Привожу пример таблицы, проверяющую умение учащихся оперировать формулой S = ab. (Числа в углах пустых «форточек» показывают порядок их заполнения).    4. S = ab                b 2 a 5 1,2 6 9 1 4 5 4,1 2  20 4,8 7 10                Игра «Угадай ­ ка» 8 3 9,6 8 11 10 50 5 25 12 Смысл   игры   состоит   в   следующем:   один   из   учеников   (лучше “слабый”) выходит за дверь, он – угадывающий. С остальными ребятами выбирается   объект   для   обсуждения   (геометрическая   фигура,   элемент   и т.д.), о котором они должны вспомнить все, что знают, не называя “объект” своим именем, а заменяя его просто словами “она, “он”, “это” и т.д., что больше подходит по смыслу. Определение дается в последнюю очередь. Другими   словами,   ребята   пишут   устное   математическое   сочинение   о   После   быстрого   обсуждения   “угадывающий” данном   “объекте”. приглашается в класс, и учащиеся описывают то, что загадали, для него. Участвует весь класс, каждый обязательно хочет высказаться и вспомнить такое,   что   не   помнит   никто   о   данном   «объекте».   Конечно,   после   2­4 предложений уже становится ясным, что загадали ребята, но по правилам игры   угадывающий   должен   терпеливо   ждать,   пока   не   выскажутся   все учащиеся класса. Это задание позволяет повторить в полном объеме весь теоретический   материал,   соответствующий   выбранному   для   обсуждения объекту, вызывает большой интерес у ребят. Также использую такие игры: 1. «Математическое лото»; 2. « Математическая эстафета»; 3. « Математическая драка»; 4. « Лабиринт» и  т.д.   Эти     пути     могут   служить   основными   направлениями   в     повышении   эффективности     и   качества     урока.   Ведь   урок   –   это   педагогическое произведение,   и   поэтому   он   должен   отличаться   целостностью,   внутренней взаимосвязанностью   частей,   единой   логикой   развертывания   деятельности учителя и учащихся.

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках  математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках  математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках  математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках  математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках  математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках  математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках  математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках  математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики». ( из опыта работы)

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках  математики». ( из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017