«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»
Оценка 5

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
08.04.2018
«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»
как применить здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах. Какие упражнения и какие задания помогают учащимся дольше сохранять уровень внимания на уроке. какие ориентиры и как их использовать на уроках и во внеурочное время в начальных классах. методы и приемы.
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ.doc
Творческий отчёт «Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе» 2018 год «Забота о здоровье ребёнка   – это не просто комплекс санитарно­ гигиенических норм и правил  и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.  Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А.Сухомлинский Введение Проблема здоровья детей всегда имела глобальный характер, особенно сейчас, в эпоху компьютеризации. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или   обучение?»   Ещё     А.   Шопенгауэр   говорил:   «Здоровье   до   того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».       А что происходит в нашей школе сегодня? Сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные   отклонения.   А   ведь   успешность   обучения   в   школе определяется   уровнем   состояния   здоровья,   с   которым   ребёнок   пришёл   в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20­25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.         Вышеуказанные   факты   свидетельствуют   о   том,   что   необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа.   В   системе   образования   накоплен   определённый   опыт   реализации здоровьесберегающих   технологий.   Наиболее   разработанной   системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя:  1(Школа   и   жизнь//   Пирогов   Н.И.     Избранные   педагогические   сочинения.   –   М.: Педагогика, 1985.­ с.202.) ­   основу   телесной   вертикали   и   телесно­моторную   активность, использование; ­ конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.      В.Ф.Базарный, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории физиологоздравоохранительных   проблем   обучения,   провёл   обследование полутора   тысяч   детей   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста. Выяснилось,   что  2/3   детей   склоняли   голову   над   столом   значительно   ниже допустимого предела ( расстояние « глаза­тетрадь­книга» составляло 20 см и меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты  Работа мышц ­  остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья школьников. Изучив   методику   В.Ф.Базарного   по   охране   и   укреплению   здоровья детей,   я   приняла   во   внимание,   что   формирование   у   учащихся   тонко координированных   зрительно­ручных   движений   облегчается   на   фоне активизации   функционального   состояния   организма,   в   том   числе   общего чувства   равновесия   и   координации.   При   этом   одним   из   наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол. Занимаясь   по   технологии   В.Ф.Базарного,   могу   сделать   вывод:   дети отличаются   свободой   суждений,   наблюдается   повышенный   интерес   к изучаемым   предметам,   увеличения   объёма   выполняемых   работ   в   классе. В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,­ это высшая свобода моторики. В Тибетской медицине, например, пространству отведена главная роль в развитии человека. Продумывая   урок,   я   планирую,   где   можно   использовать   материал экологической   стенки,   подойти   к   ней   детям,   предложить   индивидуальные задания. А   как   же   использовать   зрительно­пространственную   активность   в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от   глаз   ребёнка   учебного   дидактического     материала.   Предъявляемый дидактический   материал   может   быть     маленьких   размеров   (раньше   нам запрещали   его   использовать).   Дети   всматриваются   вдаль   и   тем   самым снимают напряжение с глазных мышц. Способствует   расширению   зрительно­двигательной   активности   и проведение   физкультминуток   для   глаз   с   помощью   расположенных   в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10­15 минут напряжённого зрительного труда. Практическая реализация здоровьесберегающих технологий  в обучении младших школьников Применение здоровьесберегающих технологий на уроках Какие же ориентиры я использую на уроках? 1. Разного рода траектории, по   которым дети « бегают» глазами. Например,   на   листе   ватмана   изображаются   какие­либо   цветные   фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см. ( Рис. 1 ) Рисунок 1. Рис. 1 2.  «Весёлые человечки».  На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения.   Размер   изображения   равен   2см.   Дети   повторяют   движения человечка. 3. Бумажные офтальмотренажёры.  Например, на доске расставлены:       1)  Пирамидки  (рис.2).   Задания:   найди   глазами   две   одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза   больше, чем во   второй. Сколько пирамидок во второй группе?   Меняя   варианты   заданий,   пирамидки   можно   использовать   довольно часто. Рисунок 2. 2)  Тарелки  с   разноцветными   кружками   (рис.3).   Задания:   найди   две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который  в других не повторяется. Рисунок 3.    3) Коврик (рис.4). Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты   заданий   различны:   сколько   всего   фигур   на   коврике?   Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.     4) Цветовые карточки, (рис.5). Рисунок 4. Рисунок 5. 5 0 4 1 2 5 ­2 С помощью таких приёмов развиваются  зрительно­моторная реакция,   стереоскопическое   зрение,   Учитывается   также   материал чувство   локализации   в   пространстве, различительно­цветовая   функция. психологического воздействия цвета на ребёнка:      белый  –   ухудшает   настроение,   вселяет   не   совсем   ответственное отношение ко всему;     чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;   красный – возбуждает, раздражает;   голубой ­  ухудшает настроение;   зелёный – улучшает настроение, успокаивает;   жёлтый     – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение. коричневый  –   в   сочетании   с   яркими   цветами   создаёт   уют,   без сочетания   указанных   цветов   усиливает   дискомфорт,   сужает   кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.   Ежедневно на уроках провожу физкультминутки. Каждый ребёнок в течении 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений: 1. Упражнения для улучшения осанки. 1) и.п.­ о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его; 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с высоко поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.) 5) лёгкий бег на носках. 2. Музыкальные физкультминутки. 3. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг). 1) «Сотвори в себе солнце»; 2) «Волшебный цветок добра»; 3) «Путешествие на облаке»; 4) «Танец рыбки»; 5) «На лугу»; 6) «Водопад»; 7) «Сила улыбки» и т.д. Например: «Водопад» ­   Ребята,   сядьте   поудобнее   и   закройте   глаза.   Глубоко   вдохните     и выдохните…     Представьте,   что   вы   стоите   возле   водопада.   Но   это   необычный водопад.  Вместо   воды  в  нём  вниз  падает   вниз   мягкий  белый   свет.  Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.      Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами   собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом  вы наполняетесь свежими силами… ( пауза 15 секунд)    Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.       4. Упражнения для мышц рук. 1) «Моя семья»  Этот пальчик­ дедушка, Этот пальчик­ бабушка, Этот пальчик­ папочка,  Этот пальчик­ мамочка, А вот этот пальчик – я, Вот   и   вся   моя   семья!   (Поочерёдное   сгибание   пальцев,   начиная   с большого.) 2) «Капуста» Мы капусту рубим­рубим, Мы капусту солим­солим, Мы капусту трём­трём, Мы капусту жмём­жмём. (Движения прямыми ладонями вверх­вниз, поочерёдное поглаживание подушечек   пальцев,   потирать   кулачок   о   кулачок.   Сжимать   и   разжимать кулачки.) 3) «Мы наши пальчики сплели  И вытянули ручки. Ну а теперь мы от Земли Отталкиваем тучки.» (Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.) 4) «Руки мы на стол положим, Повернём ладонью вверх. Безымянный палец тоже Хочется быть не хуже всех. (Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.) 5. Упражнения для глаз.     По   словам   психоаналитиков,   если   гимнастику   для   глаз   проводить регулярно,   зрение   у   человека   восстанавливается   полностью,   и   он   может отказаться от очков.   Вот некоторые элементы этой гимнастики:  Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.  Медленно переводить взгляд вверх­вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.   Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив   на   нём   определённую   точку,   следить   за   вращением   этой   точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.    Положить   ладони   одну   на   другую   так,   чтобы   образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть   открытыми,   но   ладони   не   плотно   лежащие   на   глазницах,   не   должны пропускать свет.  Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5­6 секунд.  Быстро  поморгать, закрыть   глаза  и  посидеть  спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3­4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.  Учащиеся   стоят   возле   парт.   Вначале   они   выполняют   наклон   в правую   сторону   и   при   этом   подмигивают   правым   глазом,   затем   они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. 6. Использование на уроках сенсорного круга. В   качестве   сенсорного   круга   может   использоваться   любой   круглый предмет,   например   обруч   или   круглая   вешалка   для   мелких   вещей   с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их   длина   различна   и   зависит   от   роста   учащихся.   На   концах   ленточек прикреплены   прищепки   с   колечками.   В   них   –   задания   в   виде   капелек, снежинок   и   т.д.   Учитель   приглашает   учащегося   к   доске   для   выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание. Сенсорный   круг   способствует   правильной   осанки   и   стимулирует развитие спинных мышц. В   качестве   сенсорного   круга   можно   использовать   и   любой   другой предмет. 7. «Цветок здоровья» Цветок   здоровья   сделан   из   цветного   картона.   В   нём   7   лепестков: жёлтый,   фиолетовый,   синий,   красный,   коричневый,   зелёный,   розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло­ зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся   в   течении   года:   «Живу   в   семье»,   «Думаю»,   «Пою   и   говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь». С   помощью   подобных   офтальмотренажёров   (цветы,   пирамидки, тарелки)   развиваются   зрительно­моторная   реакция,   стереоскопическое зрение,   чувство   локализации   в пространстве.   различительно­цветовая   функция, На   уроках   необходимо   использовать   элементы   светотерапии:   доска зелёного   цвета,   записи   жёлтым   цветом   по   волнистым   линиям.   Это способствует   лучшему   усвоению   и   запоминанию   материала,   понижению утомляемости. Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы ­ это  рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого­ педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.  Как это сделать? 1.Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать  норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и  доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых  раздражителей). 2.Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный  эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов: ­использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все  получится» и др.) ­умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись  другу», «Улыбнись самому себе»). ­ психологический настрой на работу: Например: Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. или Мы умные, мы дружные, мы внимательные, мы старательные. Мы в первом классе учимся, всё у нас получится. и другие. 3.Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким  чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу  возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3­5 минут урока  идет «врабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10­ 15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить  тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения  преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического  напряжения, я провожу физкультминутки, минутки релаксации, гимнастику  для глаз. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным  сопровождением. Обязательное условие эффективного проведения  физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение  упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю,  желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Зрительная гимнастика  помогает восстановить функциональное состояние аккомодационного  аппарата глаза и предупреждает его переутомление. Своим ученикам 4­го класса задала вопрос: «Физкультминутки на  уроках мешают или помогают?» Ответы были такие: Помогают преодолевать сонливость и однообразность урока ­22 % Повышают работоспособность ­ 22% Создают хорошее настроение ­ 38% Мешают уроку ­ 6% Ограничивают время урока ­ 6% Способствуют общению – 6% В состав упражнений для физкультминуток я включаю: ­упражнения по формированию осанки, ­укреплению зрения, ­укреплению мышц рук, ­отдых позвоночника, ­упражнения для ног, ­потягивание, ­массаж груди, лица, рук, ног, ­упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать  во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях  относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к  нарушению деятельности сердечно ­ сосудистой и дыхательной систем,  снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ,  поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку  мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности,  а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную  нагрузку. В 1­2 классах физкультминутки проводила я сама, а в 3­4 классах  их проводили уже дети. 4.Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на технологию  личностно ­ ориентированного обучения. В результате использования этого  метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою  собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы  деятельности. Активизируя деятельность учащихся, я использую  нестандартные формы проведения учебных занятий: урок­практикум; урок­исследование; урок ­ творческая мастерская; урок­конкурс; урок ­ творческая игра; урок­путешествие. урок­викторина. Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.              5.На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые  соответствовали бы видам работы. Администрация нашей школы уделяет  проблеме сохранения здоровья обучающихся первостепенное значение.  Учебные кабинеты для начальных классов оборудованы регулируемыми  столами и стульями. Правильный подбор мебели обеспечивает ученику  наиболее прямую посадку. Один раз в четверть меняю местами учеников, если забываю об этом, то ученики всегда напомнят мне. Такая смена мест  исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно  доски. 6.При повторении, обобщении и контроле часто применяю методику  свободного выбора детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики  оценивают ответ товарища, дают самооценку своего ответа. 7.Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и  творческий характер заданий. Объем домашних заданий и степень их  сложности я соразмеряю с возможностями каждого ребенка. Предлагаю детям самим выбрать вариант задания.  Например: И. Бунин «Листопад»  1) выразительное чтение,  2) наизусть отрывок,  3) иллюстрирование стихотворении. 8.На уроках при подведении итога проходит минутка рефлексии, где ученики  показывают карточки с изображением «мордашки человечка». Настроению  ребенка соответствует определенное выражение лица. Ученик говорит, какое задание понравилось больше, почему, что не удалось  выполнить сразу, с каким настроением заканчиваем урок. Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач  сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни  внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного  развития личности. Важнейшая черта этой технологии ­ приоритет воспитания над обучением ­ позволяет в рамках формирования общей культуры личности  последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я  использую такие приемы организации деятельности: ­работа в группах, ­работа в парах сменного состава, ­деятельность с элементами соревнования, ­взаимооценка, ­ребенок­консультант и др. В 1­2 классах я часто применяла сказкотерапию, где дети учились вместе со  сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и  справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья  имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным  направлением , которое используют в лечебных и оздоровительных целях.  Экспериментально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять  иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает  обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую  веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую  при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства,  литературного чтения, технологии и др. Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс  важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их  потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим  телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие  способности. Игры провожу на всех этапах урока, а именно игры на : ­развитие внимания; ­развитие памяти и восприятия, наблюдательности; ­развитие произвольных движений и самоконтроля; ­развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации; ­развитие мышления и речи. Технология развивающего обучения. Ориентация на «зону ближайшего  развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы  развития, влияние окружающей среды и условий. Например, когда мы начали  изучать умножение, я спросила детей: ­Как вы думаете, что такое умножение? ­С каким арифметическим действием оно связано? ­Для чего нам нужно умножение? В результате обсуждения выстроилась программа изучения, которая  дала возможность прогнозировать предстоящую работу, следовательно,  активно участвовать в выборе способа учения, в выборе заданий. Свои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей  детей, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы.  У меня есть возможность помогать слабому ученику и уделять внимание  сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики  активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь,  слабые ­ меньше ощущают свое отставание от сильных учеников. Они  стремятся их догнать. Все шире в учебный процесс входят информационные технологии.  Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том,  что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее  более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность  изменять темп и формы изучения материала, его образно­художественное  представление ­ все это делает компьютер незаменимым помощником  учителя. Я люблю работать с компьютером. Его я применяю на всех уроках,  учитывая при этом требования СанПиНа. Ребята, имеющие дома компьютер,  получают задания с его использованием. Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических   приёмов   и   средств   в   значительной   степени   обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Предлагаю   рассмотреть   один   из   методических   приёмов:   вставки   о здоровье на уроках. Русский язык Вставка 1. Вежливые слова и здоровье. Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список. ­ Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые.   Такими   становятся   и   люди,   которые   их   говорят   и   которые   их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают   здоровья,   а   желания   рано   или   поздно   исполняются.   Давайте   все вместе скажем: ­ Я хочу быть здоровым! ­ Я могу быть здоровым! ­ Я буду здоровым! Вставка 2. Списывание текста о здоровье. Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски   текст:    «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут». Или такой текст:  «Чистота­ залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».   Русские   народные   пословицы   –   кладовая   мудрости   народа.   Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.  После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе. Вставка 3. Разбор слова по составу. Пясть­ пястные кости­ запястье. Перст – персты – перстень  ­перстенёк. Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши. Пальцы – пяльцы – пялить глаза. Ухо – подушка – заушница – заушная область. Изучая   русский   язык,   школьники   познают   смысловое   значение   и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных   косточек,   формирующих   основу   ладони.   Кости   пясти называются   пястными.     Запястье   –   часть   кисти,   соединяющая   её   с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».     Перст   –   старинное   название   пальца   руки.   «Перст»   ­   корень   слов второго ряда.  « Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин )    Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.    Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово  «заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое   название   болезни  –  свинка.   Заболевание   заразное,  передаётся   через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты   можно   заразиться   не   только   свинкой,   но   и   корью,   дифтерией, гриппом   и   даже   туберкулёзом.   Но   никто   не   заболеет,   если   мы   будем   на каждой перемене выходить  из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.   Вставка   4.  Чтение   и   обсуждение   прочитанного   с   выводами   о правильной жизни и здоровье.        Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют  делать обобщённые   выводы   о   здоровом   образе   жизни,   безопасном   поведении. Приведу несколько примеров.     « Колобок».   Дети легко и охотно приходят к заключению: ­ Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.  « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ­   Для   питья   можно   использовать   только   чистую   воду.   В   открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить. ­ Если вода прозрачная, красивая, она чистая? ­ Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.     Учащиеся   вспоминают   пословицы,   подходящие   к   данному   случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций: ­ Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот. Вставка 1. Задачи по анатомии. Математика Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.   Вопрос 1 : На сколько костей в скелете взрослого  человека  меньше, чем у новорождённого?     Ответ:   с   ростом   человека   количество   костей   в   его   скелете уменьшается на 90.   350 – 260 = 90. ­ Куда деваются эти кости? ­ Они срастаются.     Вопрос   2.   На   сколько   костей   у   новорождённого   больше,   чем   у взрослого.      Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.    Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни?      Ответ: 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.    Задача 2. Картофель, сваренный в кожуре,  сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?    Ответ: в 2 раза. ­ Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина  С   и калия. Они укрепляют  сердце, делают  человека энергичным, защищают от инфекций. Применение здоровьесберегающих технологий  во внеурочной деятельности Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о  необходимости решать эти проблемы комплексно. С родителями своих  обучающихся провела цикл бесед «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие  технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим  дня школьника». Помогла мне в данной работе медсестра школы, которая  дала родителям много полезных рекомендаций. Родители принимали активное участие в физкультурно­оздоровительной работе (веселые старты, дни  здоровья), в классных мероприятиях («Витамины круглый год», «Вперёд,  мужчины и мальчишки», праздник осени «Наше здоровье в наших руках»). На одном из классных часов был проведен опрос обучающихся с целью  выявления их уровня информированности о том, что такое здоровый образ  жизни. Получены были следующие данные: отказ от вредных привычек – 57% гигиена человека – 36% спорт, зарядка – 36% прогулки на свежем воздухе, закаливание – 36% здоровое питание – 21% безопасное поведение – 21% режим – 14% отсутствие болезней – 14% По итогам опроса, стало видно, что ребята хорошо информированы в  Традиционными в нашей школе являются Дни здоровья. В этот день  вопросах и проблемах сохранности здоровья, большое значение придают  отказу от вредных привычек, занятию спортом, зарядке. А понимание этого  уже играет большую роль в формировании здорового образа жизни среди  обучающихся начальных классов школы.   ребята соревнуются в умении быстро бегать, прыгать, метать мячи,  проводятся различные игры, конкурсы, эстафеты. Перед началом праздника  выдаются командирам класса путевые листы, где расписан путь движения и  график проведения того или иного состязания. В конце недели на итоговой  линейке награждают ребят – призеров и команды – победителей. Такие  праздники способствуют тому, что спорт станет такой же необходимостью  как знания математики и иностранного языка.       Здоровьесберегающие   технологии   являются   составной   частью   и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится   к   образовательному   учреждению   –   характер   обучения   и воспитания,   уровень   культуры   педагогов,   содержание   образовательных программ,   условия   проведения   учебного   процесса   и   т.д.   –   имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть   эту   связь.   Внедрение   в   учебный   процесс   здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. Процент простудных заболеваний снижался.   Чтобы сохранение   и   укрепление   здоровья   обучающих   в   начальной   школе   при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:  выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;  правильно   организовывать   место   и   время   учебной   деятельности (например, проводить смену динамических поз);  применять   здоровьесберегающие   технологии,   приемлемые   в   данного   образовательного   учреждения образовательном   процессе   (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);       Основной   целью  моей  работы   в  русле  педагогики   здоровья   стало формирование   здоровьесберегающего   образовательного   пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!» Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки   и   усталость   у   школьников,   а   также   помогает   детям   осознать важность сохранения здоровья.  Заключение   В   заключение,   вслед   за   великим   педагогом   Ж.­Ж.   Руссо,   хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».    Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и  укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать  здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально,  духовно, но и физически. Опыт работы по здоровьесбережению показывает, что без участия  самого ребенка, без его желания невозможно добиться необходимой культуры отношения к своему здоровью. Можно уже подвести некоторые итоги. Дети  стали гораздо меньше болеть, поэтому улучшается качество знаний учащихся. На уроках постепенно увеличивается объём работы, как следствие  повышается внимание и хорошая работоспособность детей, усиливается  стремление к творческой активности. Улучшается и общий психологический  климат на уроках: дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с  удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важен тот факт,  что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою,  посильную ему ступеньку. Процесс обучения протекает в атмосфере  доброжелательности, уважения, доверия.  И если бы меня спросили: «Всего ли ты достигла, каков результат твоей работы, каким ты его хотела видеть?» Наверно, нет. Не все удалось  выполнить, где­то жизнь внесла свои коррективы, но я знаю, что мои ученики  многого достигли. Повысился приоритет здорового образа жизни (активное  участие в спортивной жизни школы), повышение роста физического развития  и физической подготовленности. А самое главное­ это дружный сплоченный  коллектив. Литература 1. 2. 3. 4. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и  технологии).­М.,2002. Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках. // Начальная школа. ­  1997. № 6.­ с. 38­40. Ермакова И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.//  Начальная школа плюс до и после.­2006.­№12. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1­4 классы. М.: «ВАКО», 2004. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе:  Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. —  М. : Вентана­Граф, 2008. http://comp­doctor.ru http://festival. 1 september.ru http://pedsovet.org http://www.shkolnymir.info/. http://www.ychitel.com Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся //  Завуч начальной школы. 2004. №1. Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной  школе. М.: АПК ПРО. 2002.

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»

«Повышение качества урока через здоровьесберегающие технологии в учебном процессе»

«Повышение качества урока  через здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2018