Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в создании условий мотивации самостоятельности студентов средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. Из неё вытекают соответствующие задачи:
-повысить мотивацию студентов к активному и равномерному освоению программы;
-повысить уровень организации образовательного процесса;
-получить дифференцированную и разностороннюю информацию о качестве и результативности обучения, а также о персональных учебных достижениях студентов для их поощрения.
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ
СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Дорофеева Марина Владимировна,
«Верещагинский многопрофильный техникум», г.Верещагино
преподаватель ГБПОУ
В последние годы в системе образования происходят серьёзные
изменения, связанные с введением ФГОС: меняется содержание обучения,
на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной
мыслительной деятельности студентов, с помощью которых формируются
умения анализировать,
видеть проблемы,
сравнивать,
обобщать,
формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать
полученные результаты, а при необходимости повторять поиск.
Системно деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС,
предполагает: ориентацию на результаты. В связи с этим одной из
важнейших составляющих образовательного процесса является система
оценки качества знаний студентов. Одной из таких систем является
рейтинговая система оценивания
Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний
состоит в создании условий мотивации самостоятельности студентов
средствами современной и систематической оценки результатов их работы
в соответствии с реальными достижениями.
соответствующие задачи:
Из неё
вытекают
повысить мотивацию студентов к активному и равномерному
освоению программы;
повысить уровень организации образовательного процесса;
1получить дифференцированную и разностороннюю информацию о
качестве и результативности обучения, а также о персональных учебных
достижениях студентов для их поощрения.
Рейтинговая система оценивания знаний позволяет:
создать максимально комфортную среду обучения и воспитания;
перевести учебную деятельность студентов из необходимости во
внутреннюю потребность;
осуществлять выбор студентов в соответствии с индивидуальными
особенностями обучающихся, используя возможные варианты и формы
овладения дисциплиной;
расширить общение преподавателя, лучше ориентироваться в интересах и
потребностях студентов;
знать и учитывать индивидуальные особенности студентов.
Фактором, стимулирующим учебную деятельность в этом случае,
является информационная открытость системы, что даёт возможность
студентам сопоставлять результаты своей деятельности с результатами
сокурсников. Она максимально мотивирует работу студентов и
преподавателя.
Следует заметить, что рейтинговую систему контроля знаний особенно
важно применять в группах с низким уровнем знаний.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся
основана на учете накапливаемых баллов за текущие результаты обучения.
Для обеспечения непрерывного контроля учебной деятельности студентов
я выбрала простую модель рейтингового оценивания. Каждый вид
деятельности учащихся оценивается соответствующими баллами по
разработанной рейтинговой шкале, т.е. вместе с привычной пятибалльной
системой, работа ученика оценивается еще и по системе "рейтинг".
2Рейтинг индивидуальный коэффициент студента определяется по
результатам всех видов занятий, вариантов контроля, подсчитывается как
общая сумма баллов на этапе рубежного, итогового контроля. При этом
весь курс разбивается на тематические модули. В каждом модуле
планируется система текущего контроля, определяется количество баллов
за выполняемое задание, максимальное и минимальное число баллов по
каждому виду деятельности, количество и формы рубежного контроля. На
первом уроке знакомлю учащихся с рейтинговой системой, ее условиями,
шкалой перевода рейтинговых баллов в традиционную систему оценивания.
Разработка оценочной шкалы по теме (модулю) с учетом требований к
знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и
учебником.
Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и
родителей. Изучение материала по теме, занесение результатов в
рейтинговую таблицу. Перевод суммы баллов в оценку и выставление в
журнал.
При разработке оценочной шкалы применяются следующие виды
рейтинга:
текущий рейтинг включает оценку работы ученика на уроках;
дисциплинарный рейтинг включает текущий, промежуточный, итоговый
контроль;
творческий рейтинг это самостоятельная работа ученика во внеурочное
время.
Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные
баллы. Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных,
контрольных работ, тестов, сдача зачетов, решение задач и т.д.
Дополнительные баллы используются для поощрения учащихся при
3выполнении ими творческих заданий (написание рефератов, выполнение
проектов), за участие в олимпиадах, конкурсах.
Если ученик отсутствовал на уроке, то за пропущенную работу
получает "0" баллов. Если учащийся набирает не удовлетворяющее его
количество баллов, он имеет право "добрать" недостающие баллы (закрыть
пробелы в знаниях). Такие работы ученик может выполнить в специально
отведенное время. Общее количество баллов по каждому модулю
определяется в зависимости от часов, отведенных на его изучение, а также
значимости данной темы по сравнению с другими.
Рейтинговый балл по изученному модулю переводится в оценку и
выставляется в журнал. Студенты, имеющие 90100% от общей суммы
баллов, получают оценку "отлично", 75 89% оценку "хорошо", а 60 74%
оценку "удовлетворительно".
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Мотивация – это один из основных факторов успешного обучения
учащихся на уроках.
Использование в учебной деятельности методов и приемов современных
педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей,
развитию основных мыслительных операций,
способствует
коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
4