Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
rtf
администрации
Взрослым
24.10.2017
Современное развитие системы образования повышает требования к развитию профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения.
Данная проблема особо рассматривается в связи с принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, определяющих необходимость пересмотра роли и места воспитателя в образовательном процессе, а также критериев и показателей профессионализма педагога дошкольного учреждения.
Ценность любого исследования зависит от осмысления его базовых понятий. Базовым понятием профессиональной компетентности в работе с родителями является «профессия», «профессионализм», «компетентность».
статья.rtf
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе
активизации работы с семьей Современное развитие системы образования повышает требования к
развитию профессиональной компетентности педагога дошкольного
образовательного учреждения.
Данная проблема особо рассматривается в связи с принятием новых
Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования, определяющих необходимость пересмотра роли и места
воспитателя в образовательном процессе, а также критериев и показателей
профессионализма педагога дошкольного учреждения.
Особую актуальность профессиональная компетентность педагога
приобретает в работе с родителями.
По данным О. Л. Зверевой, Н. Н. Ганичевой взаимодействие педагогов с
родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее
сложных направлений в деятельности дошкольных образовательных
учреждений.
Исследователями был выделен ряд причин сложностей взаимодействия
детского сада и семьи. Так, например, Н.П. Корниенко выделяет причину, как
недооценка педагогами роли родителей в воспитании детей; А. Данилина, З.И.
Теплова отсутствие установки на сотрудничество со стороны педагогов и
родителей; Е.К. Эльяшевич различие ценностных ориентации и взаимных
ожиданий; В.П. Дуброва стихийность построения общения с родителями,
неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с
родителями.
Т.В. Кротова считает, что установление взаимодействия педагогов и
родителей требует решения ряда проблем, таких как: устранение недоверия,
знание запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опора на
семейные ценности, партнерское общение, использование разнообразных
форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической
рефлексии и развитие навыков общения. Анализ других источников показал, что существующая практика
становления и формирования профессиональной компетентности воспитателя
показывает очевидное несоответствие между запросами общества,
социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности
воспитателя в работе с родителями.
Нами было выявлено противоречие между современными требованиями
к педагогу ДОУ и недостаточностью методических разработок по внедрению
системы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов
в процессе активизации работы с семьей на практике.
В связи с этим проблема «Повышения профессиональной
компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей» является
актуальной.
При написании статьи мы поставили ряд задач:
1
На основе анализа базовых понятий раскрыть понятие
«профессиональная компетентность педагогов ДОУ в работе с родителями».
2
Выделить критерии и показатели профессиональной
компетентности в работе с родителями.
3
Раскрыть эффективные формы повышения профессиональной
компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей на
практике.
Раскроем теоретические положения в логике решения поставленых
задач.
Ценность любого исследования зависит от осмысления его базовых
понятий. Базовым понятием профессиональной компетентности в работе с
родителями является «профессия», «профессионализм», «компетентность».
Поэтому анализ начнем с понятия «профессия».
Профессия род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего
комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков,
приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессионализм, это высокая подготовленность к выполнению задач
профессиональной деятельности. Профессионализм дает возможность
достигать значительных качественных и количественных результатов труда
при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования
рациональных приемов выполнения рабочих заданий .
В переводе с латинского competentia это круг вопросов, в которых
человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
В словаре И.Ожегова компетентность определяется как
«осведомленность, авторитетность в какойлибо области», а «компетенция»
определяется, как «круг полномочий, прав какоголибо лица, органа, круг
вопросов, дел, находящихся в чьемлибо ведении».
Анализ современных исследований позволяет выделить ряд
Под ней понимается интегральная
особенностей компетентности.
характеристика, деятельностный характер, личностное отношение, творческое
решение на основе осуществленного выбора.
Мы согласны с точкой зрения А. К. Марковой и считаем, что
компетентность это индивидуальная характеристика личности на предмет
соответствия степени требованиям профессии, способность человека найти
оптимальный вариант решения проблемы минимальными затратами, а
компетенция – сфера, круг вопросов, которые человек уполномочен решать.
Анализ научной литературы показывает,
что к понятию
профессиональной компетентности педагога нет единого подхода. Ученые,
часто используют термин «профессиональная компетентность» и
«педагогическая компетентность» как два равнозначных понятия.
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянов, понимают
под данным понятием единство теоретической и практической готовности к
осуществлению педагогической деятельности, при этом основу структуры
компетентности педагога составляют многочисленные педагогические
умения, характеризующие эту готовность. Исходя из представленных в научной литературе точек зрения, мы
трактуем профессиональную компетентность как сложное динамическое
образование, характеризующееся подготовленностью педагога к выполнению
задач профессиональной педагогической деятельностью, в структуру которой
входят профессиональные знания и умения педагога, индивидуально
личностные ценностные ориентации и мотивы его деятельности, позволяющие
максимально эффективно достигать результатов своей профессиональной
деятельности.
А. К. Маркова считает, что в структуру профессиональной
компетентности входит: специальная компетентность (владение собственно
профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне,
способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие);
социальная компетентность (владение приемами профессионального общения;
ответственность за результаты своего профессионального труда); личностная
компетентность (владение приемами профессионального выгорания);
индивидуальная компетентность (готовность к профессиональному росту,
владение научной организацией труда)[7]/
Таким образом, в структуру профессиональной компетентности
педагога входит: специальная, социальная, личностная и индивидуальная
компетентность.
Понятие профессиональная компетентность в работе с родителями
нами не было найдено в литературе.
Анализ литературы показал, что современная работа с родителями
должна строиться на основе новой философии взаимодействия семьи и
образовательного учреждения. Так как за воспитание детей несут
ответственность родители, а все другие социальные институты призваны
помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных
отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений
определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Поэтому под понятием «профессиональная компетентность» в работе с
родителями мы понимаем готовность педагога осуществлять
профессиональное взаимодействие с родителями, позволяющее максимально
эффективно достигать результатов в совместном образовании детей
дошкольного возраста.
Считаем важным выделить критерии и показатели профессиональной
компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями.
Для этого нами были проанализированы квалификационные
характеристики должностей работников образования.
В должностные обязанности педагогов входит: помогать обучающимся,
воспитанникам решать проблемы, возникающие в общении с товарищами,
учителями, родителями (лицами, их заменяющими); работать в тесном
контакте с учителями, педагогомпсихологом, другими педагогическими
работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся,
воспитанников.
Кроме того воспитатель (включая старшего) должен знать: методы
убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с
обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их
заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин
конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
Таким образом, в квалификационных требованиях отражены требования
к профессиональной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями.
Проанализировав исследования Л. Г. Богославец, И.А Зимней, В. С.
нами были выделены следующие критерии
Васильевой и др.
профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с
родителями:
когнитивнорефлексивный критерий включает в себя знание о
сущности и роли профессиональной компетентности, умение анализировать
промежуточные и итоговые результаты работы с родителями.
мотивационный критерий включает: понимание необходимости
целенаправленного развития профессиональной компетентности; готовность
педагога к профессиональному совершенствованию профессиональной
компетентности во взаимодействии с родителями;
эмоциональноповеденческий критерий включает в себя: умение
применять знания в своей практической деятельности; способность решать
различные проблемы, возникающие во взаимодействии с родителями;
Таким образом, нами были выделены следующие критерии
профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с
родителями: когнитивнорефлексивный, мотивационный, эмоционально
поведенческий критерий. На основе данных критериев могут быть определены
уровни: высокий, средний, низкий, которые возможно использовать при
определении уровней профессиональной компетентности педагогов ДОУ во
взаимодействии с родителями.
Е.П. Милошевич, Л.В Поздняк, О. Л. Зверева, Т. В. Кротова считают,
что эффективней всего профессиональная компетентность педагога в работе
с родителями развивается в рамках методической деятельности воспитателя.
К. Белая считает, что методическая работа это целостная,
основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений
педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства
каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала
коллектива,
на достижение оптимальных результатов образования,
воспитания и развития детей [1]. Анализ литературы показал, что у авторов
существует единая точка зрения на то чтобы в детском саду должна
проводиться дифференцированная подготовка и переподготовка педагогов
через внедрение разнообразных форм организации повышения коммуникативной компетентности в соответствии с их уровнями.
Эффективность методической работы определяется формами организации
методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении,
которые так же могут способствовать повышению уровня профессиональной
компетентности во взаимодействии с родителями. К наиболее эффективным
формам методической работы, по мнению К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой,
Л.М. Денякиной, Е.В. Коротаевой, Т.П. Колодяжной, Е.П. Милашевич, Л.В.
Поздняк, относятся:
групповые формы методической работы (педагогические советы,
семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые
просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);
индивидуальные формы методической работы (самообразование,
индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и
т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы.
Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему,
руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. В
Дуброва утверждает, что все формы методической работы (систематические
и эпизодические, коллективные и индивидуальные) для повышения уровня
профессиональной компетентности организуются и проводятся с учетом
категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования
и условий организации деятельности дошкольного образовательного
учреждения [4].
По мнению Л. Л. Лашковой эффективными формами формирования
профессиональной компетентности являются консультации, педагогические
тренинги, деловые игры, диспуты, дискуссии т. е. практикоориентированные
и активные формы, которые стимулируют заниматься педагогической
деятельности,
педагогической деятельностью,
развивают стремление и потребность заниматься
формируют понимание педагогами повышения
необходимости
удовлетворенность трудом [6].
профессиональной
направленности,
Так, например, педагогические тренинги позволяют анализировать
работу педагогов, осуществлять самоанализ, который даёт возможность
увидеть положительные и отрицательные моменты и педагогической
деятельности и скорректировать личностные качества в работе с родителями.
В. П. Дуброва, Е. П. Милошевич выделяют круглый стол, как одну из
которая позволяет осознать необходимость формирования
форм,
профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с
родителями. Они же выделяют деловую игру. По их мнению, деловая игра
учит анализировать и решать сложные проблемы в общении с родителями [4].
Таким образом, все формы методической работы могут быть
использованы и как самостоятельные формы, и как методы (приёмы),
используемые в рамках других форм, обеспечивающие формирование
профессиональной компетентности педагогов ДОО в работе с родителями.
Необходимо только целенаправленно вести в данном направлении
систематичную работу.
компетентность педагог дошкольник родитель Литература
1
Белая, К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении [Текст] /
К.Ю. Белая. — М., 1991.81 с.
2
Богославец, Л.Г., Майер, А.А. Сопровождение профессиональной
успешности педагога ДОУ [Текст]/ Л.Г. Богославец, А.А.Майер. М.: Сфера,
2012, 128 с.
3
Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семьяединое пространство
детского развитияМ.: Линкапресс,2001
4
Дуброва В.П., Организация методической работы в дошкольном
учреждении [Текст]/ В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. М.: Новая школа, 1995.
124 с.
5
Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст]:
методический аспект / Зверева, О. Л., Кротова Т. В. М. : ТЦ Сфера, 2005. –
80 с.
6
Лашкова Л. Л. Коммуникативная компетентность в структуре
профессиограммы педагога дошкольного образования [Текст] / Л. Л.
Лашкова// Педагогика. – 2008. № 12. – С.4955.
7
Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова.
М.,1996. – 143 с.
8
Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст]
/ Л.М. Митина. М., 1998. 130 с.
Размещено на Allbest.ru
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.