Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей
Оценка 4.6

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
rtf
администрации
Взрослым
24.10.2017
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей
Современное развитие системы образования повышает требования к развитию профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения. Данная проблема особо рассматривается в связи с принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, определяющих необходимость пересмотра роли и места воспитателя в образовательном процессе, а также критериев и показателей профессионализма педагога дошкольного учреждения. Ценность любого исследования зависит от осмысления его базовых понятий. Базовым понятием профессиональной компетентности в работе с родителями является «профессия», «профессионализм», «компетентность».
статья.rtf
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей Современное   развитие   системы   образования   повышает   требования   к развитию   профессиональной   компетентности   педагога   дошкольного образовательного учреждения. Данная  проблема  особо   рассматривается   в  связи  с  принятием   новых Федеральных   государственных   образовательных   стандартов   дошкольного образования,   определяющих   необходимость   пересмотра   роли   и   места воспитателя в образовательном процессе, а также критериев и показателей профессионализма педагога дошкольного учреждения. Особую   актуальность   профессиональная   компетентность   педагога приобретает в работе с родителями.  По данным О. Л. Зверевой, Н. Н. Ганичевой взаимодействие педагогов с родителями   воспитанников   продолжает   оставаться   одним   из   наиболее сложных   направлений   в   деятельности   дошкольных   образовательных учреждений.  Исследователями был выделен ряд причин сложностей взаимодействия детского сада и семьи. Так, например, Н.П. Корниенко выделяет причину, как недооценка педагогами роли родителей в воспитании детей; А. Данилина, З.И. Теплова ­ отсутствие установки на сотрудничество со стороны педагогов и родителей; Е.К. Эльяшевич ­ различие  ценностных ориентации  и взаимных ожиданий; В.П. Дуброва ­ стихийность построения общения с родителями, неумение   педагогов   планировать   и   выстраивать   процесс   общения   с родителями. Т.В.   Кротова   считает,   что   установление   взаимодействия   педагогов   и родителей требует решения ряда проблем, таких как: устранение недоверия, знание   запросов   родителей   и   трудностей   семейного   воспитания,   опора   на семейные   ценности,   партнерское   общение,   использование   разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения. Анализ   других   источников   показал,   что   существующая   практика становления и формирования профессиональной компетентности воспитателя показывает   очевидное   несоответствие   между   запросами   общества, социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности воспитателя в работе с родителями.  Нами было выявлено противоречие между современными требованиями к педагогу ДОУ и недостаточностью методических разработок по внедрению системы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей на практике.  В   связи   с   этим   проблема   «Повышения   профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей» является актуальной. При написании статьи мы поставили ряд задач: 1 На   основе   анализа   базовых   понятий   раскрыть   понятие «профессиональная компетентность педагогов ДОУ в работе с родителями». 2 Выделить   критерии   и   показатели   профессиональной компетентности в работе с родителями.  3 Раскрыть   эффективные   формы   повышения   профессиональной компетентности   педагогов   в   процессе   активизации   работы   с   семьей   на практике. Раскроем   теоретические   положения   в   логике   решения   поставленых задач. Ценность   любого   исследования   зависит   от   осмысления   его   базовых понятий.  Базовым  понятием  профессиональной   компетентности   в работе  с родителями является «профессия», «профессионализм», «компетентность».  Поэтому анализ начнем с понятия «профессия». Профессия ­ род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом   специальных   теоретических   знаний   и   практических   навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессионализм, это  высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной   деятельности.   Профессионализм   дает   возможность достигать значительных качественных и количественных  результатов  труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий . В переводе с латинского  competentia  ­ это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.  В   словаре   И.Ожегова   компетентность   определяется   как «осведомленность, авторитетность в какой­либо области», а «компетенция» определяется, как  «круг  полномочий, прав какого­либо  лица,  органа,  круг вопросов, дел, находящихся в чьем­либо ведении».  Анализ   современных   исследований   позволяет   выделить   ряд   Под   ней   понимается   интегральная особенностей   компетентности. характеристика, деятельностный характер, личностное отношение, творческое решение на основе осуществленного выбора. Мы   согласны   с   точкой   зрения   А.   К.   Марковой   и   считаем,   что компетентность   это   индивидуальная   характеристика   личности   на   предмет соответствия степени требованиям профессии,  способность человека найти оптимальный   вариант   решения   проблемы   минимальными   затратами,   а компетенция – сфера, круг вопросов, которые человек уполномочен решать. Анализ   научной   литературы   показывает,   что   к   понятию профессиональной   компетентности   педагога   нет   единого   подхода.   Ученые, часто   используют   термин   «профессиональная   компетентность»   и «педагогическая компетентность» как два равнозначных понятия.  В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянов, понимают под данным понятием единство теоретической и практической готовности к осуществлению   педагогической   деятельности,   при   этом   основу   структуры компетентности   педагога   составляют   многочисленные   педагогические умения, характеризующие эту готовность. Исходя   из   представленных   в   научной   литературе   точек   зрения,   мы трактуем   профессиональную   компетентность   как   сложное   динамическое образование, характеризующееся  подготовленностью педагога к выполнению задач профессиональной педагогической деятельностью, в структуру которой входят   профессиональные   знания   и   умения   педагога,   индивидуально личностные ценностные ориентации и мотивы его деятельности, позволяющие максимально   эффективно   достигать   результатов   своей   профессиональной деятельности.  А.   К.   Маркова   считает,   что   в   структуру   профессиональной компетентности   входит:  специальная  компетентность  (владение   собственно профессиональной   деятельностью   на   достаточно   высоком   уровне, способность   проектировать   свое   дальнейшее   профессиональное   развитие); социальная компетентность (владение приемами профессионального общения; ответственность за результаты своего профессионального труда); личностная компетентность   (владение   приемами   профессионального   выгорания); индивидуальная   компетентность   (готовность   к   профессиональному   росту, владение научной организацией труда)[7]/ Таким   образом,   в   структуру   профессиональной   компетентности педагога   входит:   специальная,   социальная,   личностная   и   индивидуальная компетентность. Понятие   профессиональная   компетентность   в   работе   с   родителями нами не было найдено в литературе.  Анализ   литературы   показал,   что   современная   работа   с   родителями должна   строиться   на   основе   новой   философии   взаимодействия   семьи   и образовательного   учреждения.   Так   как  за   воспитание   детей   несут ответственность   родители,   а   все   другие   социальные   институты   призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Поэтому под понятием «профессиональная компетентность» в работе с родителями   мы   понимаем   готовность   педагога   осуществлять профессиональное взаимодействие с родителями, позволяющее  максимально эффективно   достигать   результатов   в   совместном   образовании   детей дошкольного возраста.  Считаем  важным   выделить  критерии  и  показатели   профессиональной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями. Для   этого   нами   были   проанализированы   квалификационные характеристики должностей работников образования. В должностные обязанности педагогов входит: помогать обучающимся, воспитанникам   решать   проблемы,   возникающие   в   общении   с   товарищами, учителями,   родителями   (лицами,   их   заменяющими);   работать   в   тесном контакте   с   учителями,   педагогом­психологом,   другими   педагогическими работниками,   родителями   (лицами,   их   заменяющими)   обучающихся, воспитанников. Кроме   того   воспитатель   (включая   старшего)   должен   знать:   методы убеждения,   аргументации   своей   позиции,   установления   контактов   с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими),   коллегами   по   работе;   технологии   диагностики   причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;  Таким образом, в квалификационных требованиях отражены требования к профессиональной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями. Проанализировав   исследования   Л.   Г.   Богославец,   И.А   Зимней,   В.   С.   нами   были   выделены   следующие   критерии Васильевой   и   др. профессиональной   компетентности   педагогов   ДОУ   во   взаимодействии   с родителями:  когнитивно­рефлексивный   критерий   включает   в   себя   знание   о сущности и роли профессиональной компетентности, умение анализировать промежуточные и итоговые результаты работы с родителями.  мотивационный   критерий   включает:   понимание   необходимости целенаправленного развития профессиональной компетентности; готовность педагога   к   профессиональному   совершенствованию   профессиональной компетентности во взаимодействии с родителями;  эмоционально­поведенческий критерий включает в себя: умение применять знания в своей практической деятельности;  способность решать различные проблемы, возникающие во взаимодействии с родителями; Таким   образом,   нами   были   выделены   следующие   критерии профессиональной   компетентности   педагогов   ДОУ   во   взаимодействии   с родителями:   когнитивно­рефлексивный,   мотивационный,   эмоционально­ поведенческий критерий. На основе данных критериев могут быть определены уровни:   высокий,   средний,   низкий,   которые   возможно   использовать   при определении уровней профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями. Е.П. Милошевич, Л.В Поздняк, О. Л. Зверева, Т. В. Кротова считают, что эффективней всего профессиональная компетентность педагога в работе с родителями развивается в рамках методической деятельности воспитателя. К.   Белая   считает,   что   методическая   работа ­   это   целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов,   система   мероприятий,   направленная   на   повышение   мастерства каждого   педагога,   на   обобщение   и   развитие   творческого   потенциала коллектива,   на   достижение   оптимальных   результатов   образования, воспитания и развития детей [1]. Анализ литературы показал, что у авторов существует   единая   точка   зрения   на   то   чтобы   в   детском   саду   должна проводиться   дифференцированная   подготовка   и   переподготовка   педагогов через   внедрение   разнообразных   форм   организации   повышения коммуникативной   компетентности   в   соответствии   с   их   уровнями. Эффективность   методической   работы   определяется   формами   организации методической   деятельности   в   дошкольном   образовательном   учреждении, которые так же могут способствовать повышению уровня профессиональной компетентности во взаимодействии с родителями. К наиболее эффективным формам   методической   работы,   по   мнению   К.Ю.   Белой,   Л.М.   Волобуевой, Л.М. Денякиной, Е.В. Коротаевой, Т.П. Колодяжной, Е.П. Милашевич, Л.В. Поздняк, относятся:  групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары,   практикумы,   консультации,   творческие   микрогруппы,   открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);   индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы. Объединяя   формы   и   методы   работы   с   кадрами   в   единую   систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. В Дуброва утверждает, что все формы методической работы (систематические и  эпизодические,  коллективные   и   индивидуальные)   для   повышения   уровня профессиональной   компетентности   организуются   и   проводятся   с   учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и   условий   организации   деятельности   дошкольного   образовательного учреждения [4]. По   мнению   Л.   Л.  Лашковой   эффективными   формами   формирования профессиональной   компетентности   являются   консультации,  педагогические тренинги, деловые игры, диспуты, дискуссии т. е. практико­ориентированные и   активные   формы,   которые   стимулируют  заниматься   педагогической деятельности, педагогической   деятельностью,   развивают   стремление   и   потребность   заниматься   формируют   понимание   педагогами повышения необходимости удовлетворенность трудом [6].     профессиональной   направленности, Так,   например,   педагогические   тренинги   позволяют   анализировать работу   педагогов,   осуществлять   самоанализ,   который   даёт   возможность увидеть   положительные   и   отрицательные   моменты   и   педагогической деятельности и скорректировать личностные качества в работе с родителями. В. П. Дуброва, Е. П. Милошевич выделяют круглый стол, как одну из   которая   позволяет   осознать   необходимость   формирования форм, профессиональной   компетентности   педагогов   ДОУ   во   взаимодействии   с родителями. Они же выделяют деловую игру. По их мнению, деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы в общении с родителями [4]. Таким   образом,   все   формы   методической   работы   могут   быть использованы   и   как   самостоятельные   формы,   и   как   методы   (приёмы), используемые   в   рамках   других   форм,   обеспечивающие   формирование профессиональной компетентности педагогов ДОО в работе с родителями. Необходимо   только   целенаправленно   вести   в   данном   направлении систематичную работу.  компетентность педагог дошкольник родитель Литература 1 Белая, К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении [Текст] / К.Ю. Белая. — М., 1991.­81 с. 2 Богославец,   Л.Г.,   Майер,   А.А.  Сопровождение   профессиональной успешности педагога ДОУ  [Текст]/  Л.Г. Богославец, А.А.Майер. М.: Сфера, 2012, 128 с. 3 Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья­единое пространство детского развития­М.: Линка­пресс,2001 4 Дуброва   В.П.,   Организация   методической   работы   в   дошкольном учреждении [Текст]/ В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. ­ М.: Новая школа, 1995. ­ 124 с. 5 Зверева,   О.   Л.   Общение   педагога   с   родителями   в   ДОУ   [Текст]: методический аспект / Зверева, О. Л., Кротова Т. В. ­ М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80 с. 6 Лашкова   Л.   Л.   Коммуникативная   компетентность   в   структуре профессиограммы   педагога   дошкольного   образования   [Текст]   /   Л.   Л. Лашкова// Педагогика. – 2008. ­ № 12. – С.49­55. 7 Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. М.,1996. – 143 с. 8 Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. М., 1998. ­130 с. Размещено на Allbest.ru

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.