ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
Взрослым
18.02.2018
В данной публикации раскрываются основы формирования социальной активности личности студента вуза. Формирование социальной активности понимается как создание стройной системы педагогических ситуаций в рамках процесса обучения и воспитания, которые включают в себя определённые цели, оптимальные формы и методы, что предполагает создание определённых организационно-педагогических условий.
Статья Повышение социальной активности студентов.doc
ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ
Кузнецова Е.В., ФГБОУ ВО «Кировский
государственный медицинский университет»
Аннотация. В статье раскрываются основы формирования
социальной активности личности студента вуза. Формирование социальной
активности понимается как создание стройной системы педагогических
ситуаций в рамках процесса обучения и воспитания, которые включают в
себя определённые цели, оптимальные формы и методы, что предполагает
создание определённых организационнопедагогических условий.
В современном образовательном пространстве возникла
необходимость в подготовке профессионально компетентных, социально
активных и конкурентоспособных специалистов, готовых обеспечить
обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие, так как общество
ставит перед человеком все более усложняющиеся задачи на
самоопределение и самореализацию, с которыми под силу справиться
только лишь свободной, самостоятельной, социально активной личности.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования
на 2016 2020 годы говорится, что развивающемуся обществу нужны
современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые
могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации
выбора,
сотрудничеству,
прогнозируя их возможные последствия,
отличаются
мобильностью,
способы к
динамизмом,
конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за
судьбу страны.
В связи с этим всё большее значение приобретает социальная активность личности, проявляющиеся в различной общественнозначимой
деятельности, такая личность сознательно ориентирована на решение задач,
стоящих перед обществом, классом, социальной группой.
Следовательно, большую роль в жизни общества играет студенческая
молодёжь, так как она представляет собой ту социальную группу, которая
несёт в себе огромные потенциальные возможности будущего.
Формирование социальной активности студенческой молодёжи
должно осуществляться с учетом, с одной стороны, особенностей
изменяющейся социальной и образовательной среды, с другой – специфики
этой социальнодемографической группы, её внутренней дифференциации,
места и роли в обществе, а также необходимости разрешения сложившегося
противоречия между потребностями молодёжи в становлении её в качестве
социального субъекта и возможностями их реализации.
Факторами, способствующие формированию социальной активности
студенческой молодёжи,
стремление молодёжи к
самореализации, эффективная государственная молодёжная политика, а
являются:
также интересные и авторитетные для молодёжи люди.
Проблема формирования социальной активности личности имеет
достаточно продолжительную историю своего осознания и разработки в
аспекте общественной, культурной и педагогической значимости.
Решающим условием формирования социальной активности личности
выступает целенаправленная структурнорасширяющаяся общественно
полезная деятельность молодого человека, его готовность к подобного рода
поведению, его желание и умение действовать, проявляя ответственность,
инициативу, самостоятельность.
Среди субъектов формирования социальной активности студенческой
молодежи можно выделить: государство, общественные объединения, преподавателей, кураторов, средства массовой информации и др. Каждый
субъект осуществляет формирование социальной активности студенческой
молодежи в рамках своих функций и реализует взаимосвязанный комплекс
мер, направленный на формирование активной осознанной деятельности.
Процесс формирования должен осуществляться поэтапно:
I этап – целеустановочный, заключается в разработке общей
программы развития студенческого самоуправления при активной
консультативной помощи преподавателейкураторов и с учетом
инициативных предложений студентовактивистов, зарекомендовавших
себя в качестве лидеров в студенческой группе, в процессе участия в
воспитательных мероприятиях.
II этап – мотивационный, на котором происходит работа куратора
по стимулированию мотивации участия студенческой молодежи во
внеучебной деятельности.
III этап – формирования структуры органов студенческого
самоуправления и распределения полномочий логически вытекает из двух
предыдущих и заключается в организации демократических процедур
выбора подлинных студенческих лидеров.
Формирование социальной активности в педагогическом аспекте
понимается как создание стройной системы педагогических ситуаций в
рамках процесса обучения и воспитания, которые включают в себя
определённые цели, оптимальные формы и методы, что предполагает
создание определённых организационнопедагогических условий.
Процесс формирования социальной активности личности студента
Вуза будет осуществляться с большей эффективностью, если:
– актуализированы ситуации ответственного поведения студенческой
молодежи; – осуществлено социальноролевое обогащение индивидуальной
жизнедеятельности личности;
– усилена эмпатическая направленность образовательного процесса.
Для развития социальной активности студентов особо важно
включение их в общественно значимую деятельность и переход от методов
воздействия к методам сотрудничества и методам саморазвития,
побуждающим их самообразовательную активность.
Эффективному развитию социальной активности способствует
вовлечение студентов в беседы и организация диспутов о социальной и
личной значимости выбранной профессии, о представляемых ею
социальных проблемах, жизненных ситуациях и др.
Возникновению и закреплению положительных эмоций относительно
социально значимой деятельности способствует общий морально
психологический климат в коллективе (группе),
обоснование
преподавателемкуратором необходимости для социального развития
выполняемых поручений и осознание студентами их личной значимости.
Технология развития социальной активности студентов в
воспитательной среде вуза включает 3 этапа:
адаптационный,
содержательный, интеграционный. Каждый этап развития социальной
активности представлен массовыми, групповыми и индивидуальными
формами деятельности, это важно, так как в процессе деятельности
необходимо развивать как умения работы в коллективе, так и
индивидуальную технологию деятельности каждого студента.
Реализация технологии развития социальной активности студентов в
воспитательной системе вуза включает:
активизацию научно
исследовательской, учебной, практической социально ориентированной
деятельности студентов; перевод студента в позицию субъекта социально ориентированной деятельности; повышение уровня сформированности
умений, соответствующих различным компонентам социальной активности
и профессионально значимых качеств студентов; их самореализацию в
социально ориентированной деятельности.
Развитию эмпатийности, ответственности и самостоятельности
способствуют мероприятия, направленные на реализацию социально
значимой деятельности. Развитию творческого потенциала и рефлексии
способствуют участие во внутри вузовских мероприятиях. Значимым для
развития социальной активности может стать участие в молодежных
фестивалях и конкурсах, например «Студенческая весна», «Созвездие
талантов» и др., что позволяет студентам проявить собственную позицию
по важным социальным проблемам и получить опыт взаимодействия и
профессионального подхода в их решении.
Таким образом, технология развития социальной активности
студентов в воспитательной системе вуза представляет собой
организованный поэтапный процесс, что позволяет своевременно дать
оценку социальному развитию личности студента и при необходимости
вносить корректировки в воспитательную систему вуза.
Характер, направленность, цели становления студентов как активных
субъектов общественных отношений, как будущих специалистов, в
значительной степени влияют на качественные характеристики перспектив
развития нашего общества. Преобразование социума будет успешным, если
оно обеспечивается активным, творческим включением молодого
поколения в процесс создания материальных и духовных благ.
Технология развития социальной активности студента в
воспитательной системе вуза характеризуется наличием диагностически
заданной цели
(развитие социальной активности студента); последовательностью действий преподавателя, куратора и учащихся,
направленных на достижение намеченных результатов; обоснованным
выбором средств и методов взаимодействия, форм организации
воспитательного процесса и предусматривающая осуществление обратных
связей с целью коррекции и координации совместной деятельности
преподавателя, куратора и студентов.
ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ
ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ
ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ
ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ
ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ
ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.