Повышение учебной мотивации школьников

  • Научные работы
  • docx
  • 25.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В педагогическую теорию и практику в последнее время стало активно входить проблемное обучение. Основу такого обучения, которое обеспечивает творческое усвоение знаний, составляют проблемные ситуации, систематически и преднамеренно создаваемые учителем путем постановки проблемных вопросов, задач и заданий. При этом важно иметь в виду, чтобы проблемная ситуация создавалась на основе жизненных фактов и явлений, так как чем более естественную форму принимает эта ситуация, тем больше возможности активизировать учащихся и привлечь их к участию в решении поставленной проблемы.
Иконка файла материала статья.docx
Повышение учебной мотивации школьников учитель математики Романова Ирина Сергеевна МБОУ «Лицей №9» г. Воронеж Учебный   процесс   складывается   из   определённых   структурных   звеньев,   которые взаимосвязаны и в то же время обладают некоторой самостоятельностью. На   основе   исследований   и   обобщений   передового   опыта   дидактика   вычленяет следующие звенья учебного процесса: 1. Выдвижение   учителем   познавательной   задачи   в   целях   мобилизации   внимания, мышления и подведения таким образом к активному восприятию учебного материала. 2. Процесс передачи знаний, учителем и восприятие учащимися нового материала. 3. Процесс   обобщения   и   формирования   научных   понятий,   закрепления   и совершенствования знаний, умений и навыков учащихся. 4. Применение знаний, умений и навыков учащихся в сходных и новых ситуациях. 5. Проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Каждое из этих звеньев, являясь составной частью учебного процесса, выполняет как общие задачи обучения, так и свои специфические функции. Выдвижение учителем познавательной задачи имеет очень важное значение. Цели и задачи его вытекают из основных требований к современному процессу обучения. В на­ стоящее   время   учебный   процесс   направлен   на   развитие   познавательной   активности   и самостоятельности учащихся, на формирование их творческого мышления. Здесь очень важна   активная   деятельность   самих   учащихся.   Это   важнейшее   условие   их   развития. Процесс обучения складывается из совокупности последовательных действий учителя и руководимых им учеников. При этом успех деятельности учащихся находится в прямой зависимости от разумного руководства и направляющих действий учителя. Эти действия должны быть обусловлены современными требованиями к учебному процессу, умением мо­ билизовать   внимание   учащихся,   возбудить   интерес   к   изучаемому   материалу   и активизировать   познавательную   деятельность   каждого.   Только   в   этом   случае   можно привести   в   движение   умственные   и   моральные   силы   ученика.   Нельзя   рассчитывать   на глубокое   и   осознанное   восприятие   учебного   материала   при   пассивном   отношении   к процессу познания.  Решающая роль в  этом принадлежит учителю,  его умению глубоко продумать   и   отобрать   средства,   оживляющие   учебный   процесс.   Такой   учитель   сумеет сформировать   у   учащихся   потребность   в   знаниях   и   стремление   к   их   углублению. Познавательный интерес достигается путем создания проблемной ситуации, постановкой проблемных вопросов, путем показа практической значимости изучаемой темы, создания эмоционального фона, вычленения основных научных идей, заключенных в изучаемой теме. В педагогическую теорию и практику в последнее время стало активно входить проблемное обучение. Основу такого обучения, которое обеспечивает творческое усвоение знаний, составляют проблемные ситуации, систематически и преднамеренно создаваемые учителем путем постановки проблемных вопросов, задач и заданий. При этом важно иметь в виду, чтобы проблемная ситуация создавалась на основе жизненных фактов и явлений, так как чем более естественную форму принимает эта ситуация, тем больше возможности активизировать учащихся и привлечь их к участию в решении поставленной проблемы. Цель   введения   проблемного   подхода   в   обучении   заключается   в   том,   чтобы   дополнить современный процесс обучения такими методами и приемами, которые способствовали быактивному   развитию   творческого   мышления   учащихся.   Учитель   не   просто   излагает материал и сообщает учащимся готовые выгоды, а привлекает мысль ученика к изучаемому объекту, открывает в нем проблему и стимулирует учащихся к самостоятельному видению проблемы в изучаемом. Учитель создает проблемные ситуации, с тем чтобы мобилизовать внимание  учащихся,  активизировать   их  мышление,  преодолеть  пассивность в  обучении. Учить наблюдать, воображать, запоминать, развивать творческие способности — значит учить своих воспитанников соотносить полученные знания с наблюдаемыми жизненными фактами и явлениями и на этой основе делать правильные выводы и обобщения. Этот путь не так­то уж нов в педагогической практике. Вот пример из опыта работы К.   Э.   Циолковского.   Константин   Эдуардович   входит   в   класс   и   направляется   к учительскому   месту.   Под   мышкой   у   него   портфель.   Вдруг   портфель   выпал.   Ученики подумали:   «Старенький».   Один   из   них   поднял   портфель   и   вежливо   подал   учителю. Константин Эдуардович поблагодарил и тут же задал вопрос классу: «Как вы думаете, почему мой портфель упал вниз, а не полетел вверх?» Тема урока была «Сила земного притяжения». На фоне данной ситуации поставленный вопрос как бы вызывает у учащихся недоумение и в то же время возбуждает интерес: в самом деле, почему все падает вниз, а не летит вверх? Как объяснить? В данном примере проблемная ситуация преднамеренно создана учителем, чтобы мобилизовать   внимание   своих   воспитанников,   направить   его   на   саму   проблему   и активизировать  мышление.  Обычно  в  таких  случаях   формулирует   и  рассматривает  эту проблему сам учитель. Ученики усваивают логику проблемного мышления, следуя образцу рассуждений учителя. Это характерно для начального этапа проблемного изложения. Но уровни проблемности могут быть различны и не только на каком­то определенном этапе урока. Для проблемного изложения нового материала характерен и такой уровень, когда учитель создает проблемную ситуацию и вовлекает учащихся в совместный поиск путей её решения. Умение учителя ярко выразить целевую установку темы также является важным стимулом активизации познавательной деятельности учащихся. Но проблемный подход не всегда уместен и не решает всех сложностей учебного процесса. Поэтому его нельзя рассматривать как единственное, универсальное средство активизации   познавательной   деятельности   учащихся.   Другой   путь   постановки познавательной задачи ­ показ практической значимости изучаемой темы, так же вызвать познавательный интерес помогает создание эмоционального фона. Таким образом постановка познавательной задачи достигается различными путями. Разумеется,   помимо   указанных   могут   быть   и   другие   эффективные   пути.   Это свидетельствует о громадных потенциальных возможностях в активизации познавательной деятельности учащихся.