Повышение учебной мотивации школьников
Оценка 4.9

Повышение учебной мотивации школьников

Оценка 4.9
Научные работы
docx
математика
Взрослым
25.01.2018
Повышение учебной мотивации школьников
В педагогическую теорию и практику в последнее время стало активно входить проблемное обучение. Основу такого обучения, которое обеспечивает творческое усвоение знаний, составляют проблемные ситуации, систематически и преднамеренно создаваемые учителем путем постановки проблемных вопросов, задач и заданий. При этом важно иметь в виду, чтобы проблемная ситуация создавалась на основе жизненных фактов и явлений, так как чем более естественную форму принимает эта ситуация, тем больше возможности активизировать учащихся и привлечь их к участию в решении поставленной проблемы.
статья.docx
Повышение учебной мотивации школьников учитель математики Романова Ирина Сергеевна МБОУ «Лицей №9» г. Воронеж Учебный   процесс   складывается   из   определённых   структурных   звеньев,   которые взаимосвязаны и в то же время обладают некоторой самостоятельностью. На   основе   исследований   и   обобщений   передового   опыта   дидактика   вычленяет следующие звенья учебного процесса: 1. Выдвижение   учителем   познавательной   задачи   в   целях   мобилизации   внимания, мышления и подведения таким образом к активному восприятию учебного материала. 2. Процесс передачи знаний, учителем и восприятие учащимися нового материала. 3. Процесс   обобщения   и   формирования   научных   понятий,   закрепления   и совершенствования знаний, умений и навыков учащихся. 4. Применение знаний, умений и навыков учащихся в сходных и новых ситуациях. 5. Проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Каждое из этих звеньев, являясь составной частью учебного процесса, выполняет как общие задачи обучения, так и свои специфические функции. Выдвижение учителем познавательной задачи имеет очень важное значение. Цели и задачи его вытекают из основных требований к современному процессу обучения. В на­ стоящее   время   учебный   процесс   направлен   на   развитие   познавательной   активности   и самостоятельности учащихся, на формирование их творческого мышления. Здесь очень важна   активная   деятельность   самих   учащихся.   Это   важнейшее   условие   их   развития. Процесс обучения складывается из совокупности последовательных действий учителя и руководимых им учеников. При этом успех деятельности учащихся находится в прямой зависимости от разумного руководства и направляющих действий учителя. Эти действия должны быть обусловлены современными требованиями к учебному процессу, умением мо­ билизовать   внимание   учащихся,   возбудить   интерес   к   изучаемому   материалу   и активизировать   познавательную   деятельность   каждого.   Только   в   этом   случае   можно привести   в   движение   умственные   и   моральные   силы   ученика.   Нельзя   рассчитывать   на глубокое   и   осознанное   восприятие   учебного   материала   при   пассивном   отношении   к процессу познания.  Решающая роль в  этом принадлежит учителю,  его умению глубоко продумать   и   отобрать   средства,   оживляющие   учебный   процесс.   Такой   учитель   сумеет сформировать   у   учащихся   потребность   в   знаниях   и   стремление   к   их   углублению. Познавательный интерес достигается путем создания проблемной ситуации, постановкой проблемных вопросов, путем показа практической значимости изучаемой темы, создания эмоционального фона, вычленения основных научных идей, заключенных в изучаемой теме. В педагогическую теорию и практику в последнее время стало активно входить проблемное обучение. Основу такого обучения, которое обеспечивает творческое усвоение знаний, составляют проблемные ситуации, систематически и преднамеренно создаваемые учителем путем постановки проблемных вопросов, задач и заданий. При этом важно иметь в виду, чтобы проблемная ситуация создавалась на основе жизненных фактов и явлений, так как чем более естественную форму принимает эта ситуация, тем больше возможности активизировать учащихся и привлечь их к участию в решении поставленной проблемы. Цель   введения   проблемного   подхода   в   обучении   заключается   в   том,   чтобы   дополнить современный процесс обучения такими методами и приемами, которые способствовали бы активному   развитию   творческого   мышления   учащихся.   Учитель   не   просто   излагает материал и сообщает учащимся готовые выгоды, а привлекает мысль ученика к изучаемому объекту, открывает в нем проблему и стимулирует учащихся к самостоятельному видению проблемы в изучаемом. Учитель создает проблемные ситуации, с тем чтобы мобилизовать внимание  учащихся,  активизировать   их  мышление,  преодолеть  пассивность в  обучении. Учить наблюдать, воображать, запоминать, развивать творческие способности — значит учить своих воспитанников соотносить полученные знания с наблюдаемыми жизненными фактами и явлениями и на этой основе делать правильные выводы и обобщения. Этот путь не так­то уж нов в педагогической практике. Вот пример из опыта работы К.   Э.   Циолковского.   Константин   Эдуардович   входит   в   класс   и   направляется   к учительскому   месту.   Под   мышкой   у   него   портфель.   Вдруг   портфель   выпал.   Ученики подумали:   «Старенький».   Один   из   них   поднял   портфель   и   вежливо   подал   учителю. Константин Эдуардович поблагодарил и тут же задал вопрос классу: «Как вы думаете, почему мой портфель упал вниз, а не полетел вверх?» Тема урока была «Сила земного притяжения». На фоне данной ситуации поставленный вопрос как бы вызывает у учащихся недоумение и в то же время возбуждает интерес: в самом деле, почему все падает вниз, а не летит вверх? Как объяснить? В данном примере проблемная ситуация преднамеренно создана учителем, чтобы мобилизовать   внимание   своих   воспитанников,   направить   его   на   саму   проблему   и активизировать  мышление.  Обычно  в  таких  случаях   формулирует   и  рассматривает  эту проблему сам учитель. Ученики усваивают логику проблемного мышления, следуя образцу рассуждений учителя. Это характерно для начального этапа проблемного изложения. Но уровни проблемности могут быть различны и не только на каком­то определенном этапе урока. Для проблемного изложения нового материала характерен и такой уровень, когда учитель создает проблемную ситуацию и вовлекает учащихся в совместный поиск путей её решения. Умение учителя ярко выразить целевую установку темы также является важным стимулом активизации познавательной деятельности учащихся. Но проблемный подход не всегда уместен и не решает всех сложностей учебного процесса. Поэтому его нельзя рассматривать как единственное, универсальное средство активизации   познавательной   деятельности   учащихся.   Другой   путь   постановки познавательной задачи ­ показ практической значимости изучаемой темы, так же вызвать познавательный интерес помогает создание эмоционального фона. Таким образом постановка познавательной задачи достигается различными путями. Разумеется,   помимо   указанных   могут   быть   и   другие   эффективные   пути.   Это свидетельствует о громадных потенциальных возможностях в активизации познавательной деятельности учащихся.

Повышение учебной мотивации школьников

Повышение учебной мотивации школьников

Повышение учебной мотивации школьников

Повышение учебной мотивации школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018