Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
- рекомендациями ПМПК и ИПРА (при наличии) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Психолого-педагогической диагностики, которая проводится на начальном и завершающем этапе работы.
- Программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», Удалова Э.Я., Матиева Л.А. для учащихся 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2009
Цель
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
Задачи коррекционной работы:
― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
― реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации психокоррекционной работы с обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Психокоррекционная работа с обучающимися с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) проводится:
- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий.
Педагог с учетом рекомендаций ПМПК, в зависимости от характера психологических, интеллектуальных, речевых и характерологических особенностей детей, комплектует группы. Количество обучающихся в группе варьируется от 4 до 6.
Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 15-20 минут.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики основных разделов программы в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, дидактические и ролевые игры, расширяются понятия, усложняются формы социального взаимодействия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В рамках реализации программы коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» определены следующие направления работы:
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.
2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.
3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.
4. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами
5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающихся.
6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
― психолого-педагогический эксперимент,
― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
― беседы с учащимися, учителями и родителями,
― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
― игры, упражнения, этюды,
― психокоррекционные методики и технологии,
― беседы с учащимися,
― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг, анкетирование педагогов, родителей,
разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
― лекции для родителей,
― анкетирование педагогов, родителей,
― разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
См. АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), с.7 .
Механизм реализации программы
Программа строится на основе дифференцированного обучения. Состав подгрупп имеет подвижный характер, определяется степенью подготовленности детей.
В структуре занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного и моторного развития детей.
Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
В основе программы лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционный курс «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана. Программа психокоррекционных занятий носит долгосрочный характер и предусматривает работу с 1 по 4 классы. Всего на коррекционно-развивающую область по учебному плану отводится 6 часов в неделю, из них в I классе 1 час в неделю, 33 ч в год - на психокоррекционные занятия. Во 2 – 3 классах предусмотрено для реализации программы 1 час и составляет 34 часа в год в каждом классе, в 4 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется в КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Арбаж самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Диагностическая и консультативная работа проводится в рабочее время.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»
Оценка эффективности коррекционной программы: осуществляется на протяжении всего учебного года и всего периода обучения. Оценка результатов проводится на начальном и заключительном этапе работы, промежуточные результаты оцениваются по результатам работы в каждом классе.
Определены следующие обязательные документы:
- Дневник наблюдения за развитием обучающихся
- Дневник психолого-педагогического сопровождения
- Разрабатывается «Карта оценки сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», так как согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.
I -IV классы
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
Учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- выделять из текста предложений на заданную тему;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- анализировать и сравнивать предметы, выполнять классификацию по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
- различать и называть основные цвета;
- составлять предмет из 2 – 3 частей;
- определять на ощупь и зрительно величину хорошо знакомые предметы, называть отличительные и общие признаки двух предметов;
- различать речевые и неречевые звуки, звуки музыкальных инструментов;
- ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
- выделять времена года, части суток;
- понимать проявление основных эмоций;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с индивидуальными личностными и речевыми возможностями;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
- участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- выполнять правила организации рабочего места по инструкции учителя;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства с помощью учителя;
- использовать в работе доступные материалы (глина и пластили, бумага и картон, конструировать из пластмассового конструктора);
Достаточный уровень:
- читать текст после предварительного анализа вслух по слогам и целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
- списывать с рукописного и печатного текста слоги и слова простой слоговой структуры с орфографическим проговариванием;
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
- выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- ориентироваться на сенсорные эталоны; узнавать предметы по заданным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- ориентироваться в пространстве относительно себя;
- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем и учителем;
- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу;
- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя;
- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- выполнять поручения по уборке класса после урока.
2 класс
Учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
- целенаправленно и точно выполнять действия по двух-трехзвенной инструкции педагога;
- согласовывать движения руки и глаза, обеих рук, рисовать и обводить по трафарету, штриховать, правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
- пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам учителя, выделять из текста предложения на заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста, в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- определять различия между предметами по форме, величине, цвету, анализировать их и обозначать их словом;
- различать и называть основные цвета и их оттенки;
- узнавать предмет по его части, конструировать предметы из 3-4 геометрических фигур;
- определять на ощупь величину и разные свойства предметов (поверхность, вес, температура) и называть их, сравнивать изменение объемов сыпучих веществ и жидкостей;
- находить с помощью различия и сходство в двух близких предметах, аналогичных сюжетных картинках;
- выполнять элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений, классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;
- различать речевые и неречевые звуки, звуки музыкальных инструментов, характер мелодий и направление звука в пространстве;
- ориентироваться относительно себя и в помещении, двигаться в заданном направлении в пространстве;
- соотносить времена года с названием месяцев, выделять части суток и определять порядок дней недели;
- понимать проявление основных эмоций; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с личностными и речевыми возможностями;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
- участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, ответчать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
- знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, прибегая к помощи учителя;
- анализировать объект с опорой на картинный и графический план подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
- использовать в работе доступные материалы;
Достаточный уровень:
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам);
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
- списывать с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- понимать содержание небольших по объему рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;
- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; классифицировать предметы по форме, цвету, величине, по функциональному назначению и составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- давать описание объектов и явлений с опорой на план с помощью учителя;
- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;
- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей
- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя;
- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец), устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами с помощью учителя;
- выполнять поручения по уборке класса после урока.
3 класс
Учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
- целенаправленно и точно выполнять действия по трёх- и четырехзвенной инструкции педагога, выполнять выразительные движения;
- рисовать и обводить по трафарету, штриховать, копировать простые изображения, дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение их словом;
- составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
- зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам, конструировать предметы из 5 – 6 деталей, геометрических фигур;
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами, пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам;
- узнавать предмет по его части, конструировать предметы из геометрических фигур;
- выполнять обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений, классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, обобщающим понятиям;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
- определять время по часам с точностью до одного часа;
- понимать проявление основных эмоций, участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- использовать в речи выразительные свойства речи;
- участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных текстов, видеофрагментов;
- знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- анализировать объект подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
Достаточный уровень:
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
- списывать с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;
- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций, участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;
- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей
- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнять поручения по уборке класса после урока.
4 класс
Учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень: - целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий в знакомой ситуации;
- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
- конструировать сложные формы из 6 – 8 элементов
- проводить зрительный анализ наглядного материала, находить нереальные элементы «нелепых» картинок;
- определять противоположные качества и свойства предметов смешивать цвета, называть их;
- самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
- пользоваться календарём;
- определять возраст людей;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- выполнять простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, группировать и составлять сериационные ряды предметов по заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение их словом;
- конструировать предметы из 5 – 6 деталей, геометрических фигур;
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами, пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам, выделять из текста предложений на заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему, в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план;
- определять на ощупь величину и разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве, пространственные отношения с помощью предлогов, определять возраст людей по внешним признакам и данным возраста, определять время по часам.
- понимать проявление основных эмоций;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
- участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, ответчать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
- знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- анализировать объект подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
- использовать в работе доступные материалы (глина и пластилин; природный материал; бумага и картон; нитки и ткань; проволока; конструировать из металлоконструктора);
Достаточный уровень:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; опосредовать свою деятельность речью;
- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- выделять тему текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;
- знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;
- пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
- определение времени по часам (одним способом), использование в речи временной терминологии;
- решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
- решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнять поручения по уборке класса после урока;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.