Пояснительная записка к программе коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Оценка 4.7

Пояснительная записка к программе коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл—4 кл
13.02.2020
Пояснительная записка к программе коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Коррекционный курс в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная записка.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»  разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” 

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1) Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)

- рекомендациями ПМПК и ИПРА (при наличии) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Психолого-педагогической диагностики, которая проводится на начальном и завершающем этапе работы.

- Программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», Удалова Э.Я., Матиева Л.А. для учащихся 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2009                                                               

Цель

Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.

Задачи коррекционной работы:

― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педа­го­ги­чес­кой помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей пси­хо­физического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

 реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной от­с­та­ло­стью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, со­ци­аль­ным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обу­че­ни­ем.

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет от­но­ше­ние работников организации, которые призваны оказывать каждому обу­ча­ю­щемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов кор­рек­ци­онной работы: цели и задач, направлений осуществления и со­держания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ кор­ре­к­ци­он­ной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и воз­мо­ж­но­с­тей психофизического развития.

    Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обе­с­пе­чи­ва­ю­щий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в де­ятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.                                                                                             Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важ­ного уча­с­т­ни­ка коррекционной работы, оказывающего существенное вли­яние на процесс раз­ви­тия ребенка и успешность его интеграции в общество.

 

Специфика организации психокоррекционной работы с обучающимися

 с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Психокоррекционная  работа с обучающимися с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) проводится:

- в рамках образовательного процесса через содержание и ор­га­ни­зацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

-  в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий.  

Педагог  с учетом  рекомендаций ПМПК, в  зависимости  от  характера  психологических, интеллектуальных, речевых  и  характерологических  особенностей  детей,  комплектует группы. Количество  обучающихся в группе  варьируется  от  4  до  6.

Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 15-20 минут. 

 Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики основных разделов программы в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, дидактические и ролевые игры, расширяются понятия, усложняются формы социального взаимодействия.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В рамках реализации программы коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» определены следующие направления работы:

 

1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная  на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.

2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.

3.  Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.

4.  Групповые и индивидуальные консультации с педагогами  

5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающихся.

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов  деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

― психолого-педагогический эксперимент,

― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

― беседы с учащимися, учителями и родителями,

― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

― игры, упражнения, этюды,

― психокоррекционные методики и технологии,                                                                                                      

― беседы с учащимися,

― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг, анкетирование педагогов, родителей,

             разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы    используются следующие формы и методы работы:

― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,

― лекции для родителей,

― анкетирование педагогов, родителей,

― разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

 

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

См. АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), с.7 .

Механизм реализации программы

Программа строится на основе дифференцированного обучения. Состав подгрупп имеет подвижный характер, определяется  степенью подготовленности детей.

В структуре занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного и моторного развития детей.

Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.

В основе программы лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.

 

МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Коррекционный курс «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» входит в  коррекционно-развивающую область учебного плана.  Программа психокоррекционных занятий носит долгосрочный характер и предусматривает работу с   1 по 4 классы. Всего на коррекционно-развивающую область по учебному плану отводится 6 часов в неделю, из них в    I классе 1 час в неделю, 33 ч в год - на психокоррекционные занятия. Во 2 –  3 классах предусмотрено для реализации программы 1 час и составляет 34 часа в год в каждом классе, в 4 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется в КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Арбаж самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида.

Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.

Диагностическая и консультативная работа проводится в рабочее время.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»

Оценка эффективности коррекционной программы: осуществляется на протяжении всего учебного года и всего периода обучения. Оценка результатов проводится на начальном и заключительном этапе работы, промежуточные результаты оцениваются по результатам работы в каждом классе.

Определены следующие обязательные документы:

-   Дневник наблюдения за развитием обучающихся

-   Дневник психолого-педагогического сопровождения

- Разрабатывается «Карта оценки сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», так как согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

 I -IV классы

 

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

  

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей; понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

- использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

 

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

 

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать; писать; выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1 класс

Учащиеся  должны уметь:

Минимальный уровень:

-   целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

-  правильно пользоваться письменными принадлежностями;

-   осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

-  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

-  выделять из текста предложений на заданную тему;

-  участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

- анализировать и сравнивать предметы, выполнять классификацию по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

-   различать и называть основные цвета;

-   составлять предмет из 2 – 3 частей;

- определять на ощупь и зрительно величину хорошо знакомые предметы, называть отличительные и общие признаки двух предметов;

-   различать речевые и неречевые звуки, звуки музыкальных инструментов;

-   ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

-   выделять времена года, части суток;

-   понимать проявление основных эмоций;

-   участвовать в ролевых играх в соответствии с индивидуальными личностными и речевыми возможностями;

-  выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;

-   участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

- выполнять правила организации рабочего места по инструкции учителя;

- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства с помощью учителя;

- использовать в работе доступные материалы (глина и пластили, бумага и картон, конструировать из пластмассового конструктора);

 

Достаточный уровень:

- читать текст после предварительного анализа вслух по слогам и целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;

- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

- списывать с рукописного и печатного текста слоги и слова простой слоговой структуры с орфографическим проговариванием;

- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;

- выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

- ориентироваться на сенсорные эталоны; узнавать предметы по заданным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- ориентироваться в пространстве относительно себя;

- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем и учителем;

- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу;

- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя;

- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- выполнять поручения по уборке класса после урока.

 

2  класс

Учащиеся  должны уметь:

Минимальный уровень:

-   целенаправленно и точно выполнять действия по двух-трехзвенной инструкции педагога;

- согласовывать движения руки и глаза, обеих рук, рисовать и обводить по трафарету, штриховать, правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

-   осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

-   пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам учителя, выделять из текста предложения на заданную тему;

-  участвовать в обсуждении темы текста, в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

- определять различия между предметами по форме, величине, цвету, анализировать их и обозначать их словом;

-  различать и называть основные цвета и их оттенки;

-  узнавать предмет по его части, конструировать предметы из 3-4 геометрических фигур;

-   определять на ощупь величину и разные свойства предметов (поверхность, вес, температура) и называть их, сравнивать изменение объемов сыпучих веществ и жидкостей;

-   находить с помощью различия и сходство в двух близких предметах, аналогичных сюжетных картинках;

-  выполнять элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений, классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;

-   различать речевые и неречевые звуки, звуки музыкальных инструментов, характер мелодий и направление звука в пространстве;

-  ориентироваться относительно себя и в помещении, двигаться в заданном направлении в пространстве;

-  соотносить времена года с названием месяцев, выделять части суток и определять порядок дней недели;

- понимать проявление основных эмоций; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

-  формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;

-   участвовать в ролевых играх в соответствии с личностными и речевыми возможностями;

-  выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;

-   участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, ответчать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

- знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, прибегая к помощи учителя;

- анализировать объект с опорой на картинный и графический план подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;

- использовать в работе доступные материалы;

 

Достаточный уровень:

- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам);

- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа;

- списывать с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- понимать содержание небольших по объему рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;

- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; классифицировать предметы по форме, цвету, величине, по функциональному назначению и составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- давать описание объектов и явлений с опорой на план с помощью учителя;

- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;

- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей

- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя;

- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец), устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами с помощью учителя;

- выполнять поручения по уборке класса после урока.

 

3 класс

Учащиеся должны уметь:

Минимальный уровень:

-   целенаправленно и точно выполнять действия по трёх- и четырехзвенной инструкции педагога, выполнять выразительные движения;

-  рисовать и обводить по трафарету, штриховать, копировать простые изображения, дорисовывать незаконченные изображения;

-  группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение их словом;

-   составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

-   зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам, конструировать предметы из 5 – 6 деталей, геометрических фигур;

-   осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами, пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам;

-   узнавать предмет по его части, конструировать предметы из геометрических фигур;

-   выполнять обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений, классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, обобщающим понятиям;

-  адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

-   определять время по часам с точностью до одного часа;

-   понимать проявление основных эмоций, участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

- использовать в речи выразительные свойства речи;

-   участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных текстов, видеофрагментов;

- знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

- анализировать объект подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;

 

Достаточный уровень:

- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа;

- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

- списывать с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;

- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций, участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

- высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;

- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей

- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

- выполнять поручения по уборке класса после урока.

4 класс

Учащиеся должны уметь:

Минимальный уровень:                                                                                                                         - целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий в знакомой ситуации;

- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным  признакам, обозначать их словом;

- конструировать сложные формы из 6 – 8 элементов

- проводить зрительный анализ наглядного материала, находить нереальные элементы «нелепых» картинок;

- определять противоположные качества и свойства предметов смешивать цвета, называть их;

- самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;

-  распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

- пользоваться календарём;

- определять возраст людей;

- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

- выполнять простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, группировать и составлять сериационные ряды предметов по заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение их словом;

-   конструировать предметы из 5 – 6 деталей, геометрических фигур;

-   осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами, пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам, выделять из текста предложений на заданную тему;

-  участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему, в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план;

-  определять на ощупь величину и разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;

- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве, пространственные отношения с помощью предлогов, определять возраст людей по внешним признакам и данным возраста, определять время по часам.

-   понимать проявление основных эмоций;

-  участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

-  формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;

-   участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

-  выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;

- участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, ответчать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

- знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

- анализировать объект подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;

- использовать в работе доступные материалы (глина и пластилин; природный материал; бумага и картон; нитки и ткань; проволока; конструировать из металлоконструктора);

 

Достаточный уровень:

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; опосредовать свою деятельность речью;

- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа;

текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- выделять тему текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;

- знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;

- пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;

- определение времени по часам (одним способом), использование в речи временной терминологии;

- решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;

- решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);

- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей

- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

- выполнять поручения по уборке класса после урока;

- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа коррекционного курса «

Пояснительная записка Рабочая программа коррекционного курса «

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важ­ного уча­с­т­ни­ка коррекционной работы, оказывающего существенное вли­яние на процесс раз­ви­тия ребенка и успешность его интеграции в…

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важ­ного уча­с­т­ни­ка коррекционной работы, оказывающего существенное вли­яние на процесс раз­ви­тия ребенка и успешность его интеграции в…

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: ― игры, упражнения, этюды, ― психокоррекционные методики и технологии, ― беседы с учащимися, ― организация…

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: ― игры, упражнения, этюды, ― психокоррекционные методики и технологии, ― беседы с учащимися, ― организация…

Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования

Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия:

Достаточный уровень: - читать текст после предварительного анализа вслух по слогам и целыми словами; - отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; - читать диалоги…

Достаточный уровень: - читать текст после предварительного анализа вслух по слогам и целыми словами; - отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; - читать диалоги…

Достаточный уровень: - читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам); - отвечать на вопросы учителя…

Достаточный уровень: - читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам); - отвечать на вопросы учителя…

Учащиеся должны уметь: Минимальный уровень: - целенаправленно и точно выполнять действия по трёх- и четырехзвенной инструкции педагога, выполнять выразительные движения; - рисовать и обводить по…

Учащиеся должны уметь: Минимальный уровень: - целенаправленно и точно выполнять действия по трёх- и четырехзвенной инструкции педагога, выполнять выразительные движения; - рисовать и обводить по…

Учащиеся должны уметь: Минимальный уровень: - целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий в знакомой ситуации; - группировать предметы по двум самостоятельно…

Учащиеся должны уметь: Минимальный уровень: - целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий в знакомой ситуации; - группировать предметы по двум самостоятельно…

Достаточный уровень: - целенаправленно выполнять действия по инструкции; - самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; опосредовать свою деятельность речью; - иметь представления о взаимосвязях между…

Достаточный уровень: - целенаправленно выполнять действия по инструкции; - самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; опосредовать свою деятельность речью; - иметь представления о взаимосвязях между…

- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей - осуществлять текущий самоконтроль…

- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей - осуществлять текущий самоконтроль…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020