Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 5 класса
Оценка 4.8

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 5 класса

Оценка 4.8
docx
09.07.2021
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 5 класса
ПЗ 5 кл РЯ.docx

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по русскому языку и рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9  классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2015).

 

Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Изменения, внесённые в Примерную программу основного общего образования по русскому языку и Рабочую программу по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9  классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2015), обусловлены сложностью обучения и усвоения отдельных тем и выражены в распределении часов по темам, в выборе образовательных технологий, формах и видах деятельности учащихся.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Срок реализации программы – 1 год.

 

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

 

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

 

Цели обучения

    Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

    развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечи­вающих свободное владение русским литератур­ным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодейст­вию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

    освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуа­циях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расши­рение круга используемых грамматических средств;

    формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информацион­ный поиск, извлекать и преобразовывать необхо­димую информацию;

    применение полученных знаний и умений в собст­венной речевой практике.

 

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

    Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

    формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

    формирование прочных орфографических и пунк­туационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словар­ного запаса и грамматического строя речи учащихся.

 

     В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

    - коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

    - интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

    - информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

    - организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного об­учения, развития исследовательских навыков, информа­ционно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы,  и другие.

 

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся в 5 классе

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения  личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио учащихся.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

 

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

 

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:                    входной контроль в на­чале  четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных дик­тантов, предупредительных, объяснительных, комментированных, выбо­рочных, графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Про­веряю себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ, лабораторных работ, практических работ (практикумов), контрольных изложений, контрольных сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися, различных видов разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический), наблюдения за речью окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде); итоговый -  контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

   

 Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане

На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 210 часов за учебный год (из Федерального базисного (образовательного) учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации –  5 часов в неделю  и 1 час в неделю из школьного компонента).

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к нему, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики закрепляют  представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.   Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

·         чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

·         любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

·         устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

·         интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

·         интерес к изучению языка;

·         осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·         самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

·         самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

·         самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

·         работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

·         в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 

Познавательные УУД:

·         самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

·         пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

·         извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

·         владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

·         перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·         излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

·         пользоваться словарями, справочниками;

·         осуществлять анализ и синтез;

·         устанавливать причинно-следственные связи;

·         строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

 

Коммуникативные УУД:

·         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·         уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

·         уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·         уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·         уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·         осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

·         оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

·         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·         слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·         выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·         задавать вопросы.

 

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

 по фонетике и графике:

  • производить фонетический разбор слова;
  • соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
  • свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
  • не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии:

  • правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
  • пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике:

  • пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
  • толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
  • давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
  • выделять основу слова;
  • образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов,  с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
  • производить морфемный разбор;
  • производить словообразовательный разбор;

по морфологии:

  • различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
  • производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису:

  • выделять словосочетание в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
  • определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
  • определять грамматическую основу предложения;
  • определять вид предложения по количеству грамматических основ;
  • определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
  • определять однородные члены; 
  • определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно);
  • различать простое и сложное предложение;
  • производить синтаксический разбор предложения;

по орфографии:

  • находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • обосновывать выбор написания;
  • находить и исправлять орфографические ошибки;
  • правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации:

  • находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
  • обосновывать место и выбор знака препинания;
  • находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

по связной речи, чтению и работе с информацией:

  • читать учебно-научный текст изучающим чтением;
  • владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
  • определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
  • понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
  • определять стиль текста;
  • письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
  • пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
  • озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

 

Содержание тем учебного курса

5 КЛАСС    (210 часов)

Язык – важнейшее средство общения (5а -3ч, 5б-3ч, 5в-3ч, 5г -3ч)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Стили речи. Планируемые результаты: УМЕТЬ работать с учебником, находить единицы языка при анализе текста, разграничивать понятия «язык» и «речь»,

читать текст, анализировать его структуру,

различать стили речи, определять стилистические признаки, строить монологические высказывания

Вспоминаем, повторяем, изучаем (5а-28ч, 5б-28ч, 5в-29ч, 5г -28 ч)

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в сло­вах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя су­ществительное: три склонения, род, падеж, число. Право­писание гласных в падежных окончаниях существитель­ных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правопи­сание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Наречие (ознакомление).

     Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем вре­мени); правописание гласных в личных окончаниях наи­более употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописа­ние -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Предлоги и союзы. Раздельное написание предло­гов со словами.

Развитие речи: Текст. Тема текста. Стили.

Р/Р Обучающее изложение (подробное, по плану).

Р/Р Обучающее сочинение по впечатлениям.

Входной  контроль. К/д №1

Планируемые результаты: УМЕТЬ различать буквенный и звуковой состав слов, выполнять транскрипцию; находить орфограммы в словах, применять орфографические правила, решать орфографические задачи; различать самостоятельные и служебные части речи, совершенствовать речевую грамотность; разделительные Ъ и Ь,  уметь применять изученное правило на письме; применять полученные знания на практике.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (5а-33ч, 5б-33ч, 5в-31ч, 5г -33 ч)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в сло­восочетании.

Предложение. Простое предложение; виды про­стых предложений по цели высказывания: повество­вательные, вопросительные, побудительные. Воскли­цательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные пред­ложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; за­пятая между однородными членами без союзов и с сою­зами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предло­жения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грам­матических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в слож­ном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Р/Р Сжатое изложение по рассказу В.П. Катаева.

Р/Р Обучащее сочинение-повествование. Устный отзыв о сочинении товарища.

К/д №2 «Синтаксис простого предложения».

Р/Р Контрольное сочинение №1.

Р/Р Контрольное изложение №1.

К/д №3 с грамматическим заданием.

 Планируемые результаты: УМЕТЬ находить основу предложения, выписывать словосочетания, разбирать их; находить грамматическую основу предложения, составлять предложения, применять полученные знания на практике; сокращать текст, отбирая главное для написания краткого изложения; выполнять синтаксический разбор простого предложения,  применять полученные знания на практике; излагать свои мысли на письме, описывать сюжет картины.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Куль­тура речи (5а-17ч, 5б-17ч, 5в-17ч,   5г - 17ч)

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как еди­ница языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твер­дые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие соглас­ные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печат­ные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мяг­кости согласных. Мягкий знак для обозначения мягко­сти согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Р/Р Подробное обучающее изложение повествовательного текста.

Контрольный тест №1 «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Планируемые результаты: УМЕТЬ различать звуки и буквы, гласные и согласные, использовать элементы транскрипции,  различать твёрдые и мягкие согласные, звонкие  и глухие согласные, соблюдать орфоэпические нормы; распределять слова на группы согласно виду орфограмм, проводить фонетический анализ слов, анализировать и оценивать речь, моделировать диалог, выполнять устные и письменные разборы, анализировать и оценивать речь с орфоэпической точки зрения.

Лексика. Культура речи (5а-17ч, 5б-18ч, 5в-18ч, 5г -18 ч)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как еди­ница языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые сло­вари.

P.P. Создание текста на основе исходного (подроб­ное изложение), членение его на части. Описание изо­браженного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Р/Р Контрольное сочинение №2 по картине.

Р/Р Подробное изложение от 3-го лица.

Контрольный тест №2 «Лексика. Культура речи».

Промежуточная аттестация. К/д №4

Планируемые результаты: УМЕТЬ пользоваться толковым словарем, составлять предложения с однозначными и многозначными словами, опознавать омонимы, синонимы, антонимы.

Морфемика. Орфография. Культура речи (5а-32ч, 5б-30ч, 5в-33ч, 5г - 30ч)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окон­чание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфогра­фическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередую­щихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Р/Р Обучающее сочинение по личным впечатлениям в форме письма-повествования.

К/д №5 «Морфемика. Орфография».

Планируемые результаты: УМЕТЬ выполнять морфемный разбор слова, различать однокоренные слова и формы слова, выделять основу слова; находить корень слова, подбирать однокоренные слова; выбирать правильное написание слов с изученными орфограммам.

Морфология. Орфография. Культура речи  (5а-69ч, 5б-68ч, 5в-68ч, 5г -68ч)

Имя существительное  (5а-23ч, 5б-22ч, 5в-22ч, 5г - 22ч)

Имя существительное как часть речи. Синтакси­ческая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевлен­ные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названи­ях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спек­таклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

Род существительных. Три склонения имен суще­ствительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Пра­вописание гласных в падежных окончаниях имен су­ществительных.

P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Р/Р. Обучающее сочинение по картине (Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»).

         К/д № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

Планируемые результаты: УМЕТЬ распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные собственные и нарицательные, имена существительные, имеющие форму только множественного числа; имена существительные, имеющие форму только единственного числа, три склонения имён существительных, падеж имён существительных, правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе, множественное число имён существительных

         Имя прилагательное  (5а-15ч, 5б-15ч, 5в-15ч, 5г -15ч)

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксиче­ская роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с ос­новой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, па­дежам и числам, а кратких — по родам и числам.

P.P. Описание животного. Структура текста данно­го жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Р/Р. Подробное изложение (А. И. Куприн «Ю-ю»)

К/д № 7 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Планируемые результаты: УМЕТЬ распознавать полные и краткие формы имен прилагательных, характеризовать имя прилагательное по его морфологическим признакам.

Глагол  (5а-31ч, 5б-31ч, 5в-31ч, 5г -31ч)

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глаго­ла в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е – и  в кор­нях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его струк­туры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Р/Р. Обучающее устное изложение.

Контрольное изложение № 2.

Итоговая аттестация. К/д№8

К/д №9 по теме «Глагол».

Планируемые результаты: УМЕТЬ определять глагол как часть речи, его морфологические признаки;  распознавать глаголы сов. и несов. вида, выполнять упражнения, руководствуясь  усвоенными правилами; анализировать приведенное в упражнение изложение ученика, указывать на недочеты, записывать исправленный вариант; характеризовать глаголы по его морфологическим признакам и синтаксической роли, выполнять упражнения, руководствуясь  усвоенными правилами.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе (5а-11ч, 5б-13ч, 5в-11ч, 5г - 13ч)

Планируемые результаты: УМЕТЬ отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела, работать со словарем, списывать текст, обозначать орфограммы.

 

Учебно-тематическое планирование

 

№ п/п

Разделы и темы

Содержание учебного материала

Всего часов

Теория

Практика

всего

Контрольные работы

Д

И

С

Т

1.

Раздел№1

Язык и общение

 

Язык как основное средство общения. Свободное владение родным языком – признак культуры человека. Элементы языка, разделы лингвистики.Беседа по вопросам, элементы лингвистического анализа текста, словарная работа, письменная работа.Речь как деятельность. Речевая ситуация. Виды речевой деятельности. Устная и письменная форма речи.

5а – 3

5б – 3

5в – 3

5г – 3

 

2

1

 

 

 

 

2

Раздел№2

Вспоминаем, повторяем, изучаем

Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Понятие орфограммы. Опознавательные признаки орфограммы. Правописание проверяемых гласных в корне слова. Многообразие орфограмм-гласных, их опознавательные признаки Общее значение имени прилагательного и его роль в словосочетании и предложении.

Склонение имен прилагательных: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Основная мысль текста. Композиционные части текста. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста.

5а–28

5б–28

5в–29

5г– 28

 

9

9

9

9

19

19

20

19

 

1

 

 

 

3

Раздел №3 Синтаксис.

Пунктуация. Культура речи.

Синтаксис как раздел грамматики.

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как система правил правописания предложений.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания, смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании.

Сочинительные словосочетания, их особенности. Виды  простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: Обобщающие слова. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Смысловая емкость и эмоциональная окраска предложений с разными способами соединения однородных членов. Обращение, его роль. Знаки препинания при обращении. Способы выражения вводных слов и словосочетаний, пунктуация при них. Порядок синтаксического разбора простого предложения. устный и письменный синтаксически разбор.Порядок  пункту-ационного разбора простого предложения (устно, письменно). Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Признаки сложного предложения. Порядок  синтаксического разбора сложного предложения. Прямая речь как способ передачи чужой речи; знаки препинания при прямой речи. Цитирование. Диалог. Тире в начале реплик диалога. Отработка навыков постановки знаков препинания в простом и сложном предложении.

5а–33

5б–33

5в–31

5г –33

 

10

10

10

10

23

23

21

23

2

1

1

 

4

Раздел №4 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура 7речи.

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как еди­ница языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твер­дые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие соглас­ные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печат­ные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мяг­кости согласных. Мягкий знак для обозначения мягко­сти согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

5а–17

5б–17

5в–17

5г –17

 

5

12

 

 

 

1

5

Раздел №5 Лексика. Культура речи

Лексика как раздел науки о языке. Слово как еди­ница языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые сло­вари.

P.P. Создание текста на основе исходного (подроб­ное изложение), членение его на части. Описание изо­браженного на картине с использованием необхо-димых языковых средств.

5а–17

5б–18

5в–18

5г –18

 

6

6

6

6

11

12

12

12

 

 

1

 

1

1

6

Раздел №6 Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окон­чание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфогра­фическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередую­щихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

5а–32

5б–30

5в–33

5г– 30

 

7

7

7

7

25

23

26

23

1

 

 

 

7

Раздел№7

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное как часть речи. Синтакси­ческая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевлен­ные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названи­ях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спек­таклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

Род существительных. Три склонения имен суще­ствительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Пра­вописание гласных в падежных окончаниях имен су­ществительных.

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксиче­ская роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с ос­новой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, па­дежам и числам, а кратких — по родам и числам.

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глаго­ла в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е – и  в кор­нях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-Правописание не с глаголами.

5а-69

5б–68

5в–68

5г –68

 

20

20

20

20

49

48

48

48

4

1

 

 

8

Раздел №8.

Повторение и систематизация изученного

Повторение и систематизация изученного

5а–11

5б–13

5в–11

5г –13

 

2

2

2

2

9

11

9

11

 

 

 

 

 

Всего уроков / контрольных работ

210

624

146

9

2

2

2

 

Распределение учебных часов по разделам программы

 

п/п

 

         Раздел

 

Кол-во

часов

Из них

                 В том числе контрольных

Развитие

речи

Диктантов

 

 Тестов

Изложений

Сочинений

1.

Язык и общение

5а-3

5б-3

5в-3

5г-3

1

 

 

 

 

2.

Вспоминаем, повторяем, изучаем

5а-28

5б-28

5в-29

5г-28

4

1

 

 

 

3.

Синтаксис.

Пунктуация.

Культура речи.

5а-33

5б-33

5в-31

5г-33

6

2

 

1

1

4.

Фонетика.

Орфоэпия.

Графика.

Орфография.

Культура речи.

5а-17

5б-17

5в-17

5г-17

5

 

1

 

 

 

5.

 

Лексика.

Культура речи.

5а-17

5б-18

5в-18

5г-18

4

1

 

 

 

6.

Морфемика.

Орфография.

Культура речи.

5а-32

5б-30

5в-33

5г-30

5

1

 

 

 

7.

Морфология.

Орфография.

Культура речи.

5а-69

5б-68

5в-68

5г-68

14

4

 

1

 

 

Имя

существительное

5а-23

5б-22

5в-22

5г-22

5

1

 

 

 

 

Имя

 прилагательное

5а-15

5б-15

5в-15

5г-15

4

1

 

 

 

 

Глагол

 

5а-31

5б-31

5в-31

5г-31

5

2

 

1

 

8.

Повторение и

систематизация

 изученного

 

5а-11

5б-13

5в-11

5г-13

 

 

 

 

 

Всего

210

41

9

2

2

2

 

Таблица тематического распределения часов на уровень обучения

 

№ п/п

Тема разделов

Тема и содержание урока

Класс/кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

 

 

1.

Раздел№1

Язык и общение

 

Язык как основное средство общения. Свободное владение родным языком – признак культуры человека. Элементы языка, разделы лингвистики.Беседа по вопросам, элементы лингвистического анализа текста, словарная работа, письменная работа.Речь как деятельность. Речевая ситуация. Виды речевой деятельности. Устная и письменная форма речи.

5а-3

5б-3

5в-3

5г-3

Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную

Познавательные: давать определение понятиям.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

 

 

2.

Раздел№2

Вспоминаем, повторяем, изучаем

Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Понятие орфограммы. Опознавательные признаки орфограммы. Правописание проверяемых гласных в корне слова. Многообразие орфограмм-гласных, их опознавательные признаки Общее значение имени прилагательного и его роль в словосочетании и предложении.

Склонение имен прилагательных: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Основная мысль текста. Композиционные части текста. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста.

5а-28

5б-28

5в-29

5г-28

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем,  классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

принимать и сохранять учебную задачу,  соответствующую этапу

обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

 

Познавательные:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

владеть основами смыслового чтения текста,

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.

вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в    сотрудничестве.

Задавать вопросы, адекватно использовать средства  устного общения для решения коммуникативных задач.

строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге,

аргументировать свою точку зрения.

 

 

3.

Раздел №3 Синтаксис.

Пунктуация. Культура речи.

Синтаксис как раздел грамматики.

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как система правил правописания предложений.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания, смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании.

Сочинительные словосочетания, их особенности. Виды  простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: Обобщающие слова. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Смысловая емкость и эмоциональная окраска предложений с разными способами соединения однородных членов. Обращение, его роль. Знаки препинания при обращении. Способы выражения вводных слов и словосочетаний, пунктуация при них. Порядок синтаксического разбора простого предложения. устный и письменный синтаксически разбор.Порядок  пункту-ационного разбора простого предложения (устно, письменно). Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Признаки сложного предложения. Порядок  синтаксического разбора сложного предложения. Прямая речь как способ передачи чужой речи; знаки препинания при прямой речи. Цитирование. Диалог. Тире в начале реплик диалога. Отработка навыков постановки знаков препинания в простом и сложном предложении.

5а-33

5б-33

5в-31

5г-33

Регулятивные:

создавать ал­горитмы деятельности при решении проблем различного характера.

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

прогнозировать результат, делать выводы на основе наблюдений

организовывать своё рабочее место и работу; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать  её по критериям, выработанным в классе.

Познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ.

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

 

Коммуникативные:

договариваться, приходить к общему решению.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

инициативное сотрудничество в поиске и сборе.

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

умение выполнять логические операции

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

 ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, уметь задавать уточняющие вопросы

 

 

4.

Раздел №4 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как еди­ница языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твер­дые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие соглас­ные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печат­ные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мяг­кости согласных. Мягкий знак для обозначения мягко­сти согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

5а-17

5б-17

5в-17

5г-17

Регулятивные:

руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;

создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

в сотрудничестве с учителем,  классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные:

классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ.

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре.

договариваться, приходить к общему решению

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

 

 

5.

Раздел №5 Лексика. Культура речи

Лексика как раздел науки о языке. Слово как еди­ница языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые сло­вари.

P.P. Создание текста на основе исходного (подроб­ное изложение), членение его на части. Описание изо­браженного на картине с использованием необходимых языковых средств.

5а-17

5б-18

5в-18

5г-18

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

строить сообщения в устной и письменной форме.

осуществлять рефлексию способов и условий действия;

выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

 

6.

Раздел №6 Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окон­чание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфогра­фическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередую­щихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

5а-32

5б-30

5в-33

5г-30

Регулятивные:

следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника)

осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

Познавательные:

классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану

использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию 

владеть диалоговой формой речи.

 

 

 

7.

Раздел№7

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное как часть речи. Синтакси­ческая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевлен­ные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названи­ях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спек­таклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

Род существительных. Три склонения имен суще­ствительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Пра­вописание гласных в падежных окончаниях имен су­ществительных.

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксиче­ская роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с ос­новой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, па­дежам и числам, а кратких — по родам и числам.

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глаго­ла в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е – и  в кор­нях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-Правописание не с глаголами.

5а-69

5б-68

5в-68

5г-68

Регулятивные:

выделять учебную задачу на основе соотнесения

известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою

оценку с оценкой другого человека

определять цель учебной деятельности и самостоятельно искать средства ее осуществления

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик

Познавательные:

самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ

действия;

уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

поиск и выделение необходимой информации

умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение

Коммуникативные:

строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге.

слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками

умение с полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

инициативное сотрудничество в поиске и сборе.

определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

формулировать понятные для партнёра высказывания;  согласовывать позиции и находить общее решение.

 

 

8

Раздел №8.

Повторение и систематизация изученного

Повторение и систематизация изученного

5а-11

5б-13

5в-11

5г-13

·         Регулятивные:

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные:

вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

уметь ориентироваться  на образец и правило выполнения задания

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, форму­лировать собственное мнение.

 

 

 

Всего уроков/ контрольных работ

240

 

 

 

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

 по фонетике и графике:

  • производить фонетический разбор слова;
  • соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
  • свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
  • не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии:

  • правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
  • пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике:

  • пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
  • толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
  • давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
  • выделять основу слова;
  • образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов,  с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
  • производить морфемный разбор;
  • производить словообразовательный разбор;

по морфологии:

  • различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
  • производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису:

  • выделять словосочетание в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
  • определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
  • определять грамматическую основу предложения;
  • определять вид предложения по количеству грамматических основ;
  • определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
  • определять однородные члены; 
  • определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно);
  • различать простое и сложное предложение;
  • производить синтаксический разбор предложения;

по орфографии:

  • находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • обосновывать выбор написания;
  • находить и исправлять орфографические ошибки;
  • правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации:

  • находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
  • обосновывать место и выбор знака препинания;
  • находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

по связной речи, чтению и работе с информацией:

  • читать учебно-научный текст изучающим чтением;
  • владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
  • определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
  • понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
  • определять стиль текста;
  • письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
  • пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
  • озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

 

 

 

 

Используемый учебно-методический комплекс  и средства обучения

Учебник

Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразо­вательных учреждений. –  М.: Просвещение, 2015.

Рабочие тетради

ü  Антонова С.В.,. Гулякова Т.И. Русский язык. 5 класс. Контрольные работы тестовой формы. – М: Вентана-Граф, 2014.

ü  Влодавская Е.А.. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. – М: Экзамен, 2014.

ü  Колыхалова Е.П.. Практические задания по русскому языку. Для подготовки к урокам и ГИА. 5 класс. (К учебнику Т.А. Ладыженской.) – М: Астрель, 2014.

 

Методические пособия

Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников.

Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. – М: Просвещение, 2014.

Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2014.

Бройде, М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М., 1991.

Канафьева, А.В., Леденева В.В. Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2014.

Костяева,    Т. А.    Проверочные    и    контрольные    работы    по    русскому   языку: 5 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2014.

Ладыженская, Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.

Тростенцова, Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич. –  М.: Просвещение, 2014.

Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  – М.: Просвещение, 2014.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2014.

Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2014.

Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2014.

 

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
  2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  3. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
  9. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
  10. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
  11. Мир слова русского http://www.rusword.org
  12. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
  13. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
  14. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
  15. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
  16. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
  17. http://rusolimp.kopeisk.ru/
  18.  http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
  19.  http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
  20.  http://www.informika.ru /- сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
  21. http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
  22. http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
  23. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
  24. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
  25. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей

Учебные таблицы VXI классы по русскому языку. / Составитель А.Б. Малюшкин. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.

Лингвистические словари

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: • - коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной…

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: • - коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной…

Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане

Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане

Средством формирования регулятивных

Средством формирования регулятивных

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим…

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим…

Содержание тем учебного курса 5

Содержание тем учебного курса 5

Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа предложения

P . P . Создание текста на основе исходного (подроб­ное изложение), членение его на части

P . P . Создание текста на основе исходного (подроб­ное изложение), членение его на части

Изменение полных прилагательных по родам, па­дежам и числам, а кратких — по родам и числам

Изменение полных прилагательных по родам, па­дежам и числам, а кратких — по родам и числам

Отличие морфемы от других языковых единиц

Отличие морфемы от других языковых единиц

Сочинительные словосочетания, их особенности

Сочинительные словосочетания, их особенности

Графика. Орфография. Культура 7речи

Графика. Орфография. Культура 7речи

Чередование гласных и согласных в слове

Чередование гласных и согласных в слове

Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное как часть речи

Диктантов Тестов Изложений

Диктантов Тестов Изложений

Раздел№1 Язык и общение Язык как основное средство общения

Раздел№1 Язык и общение Язык как основное средство общения

Пунктуация. Культура речи. Синтаксис как раздел грамматики

Пунктуация. Культура речи. Синтаксис как раздел грамматики

Порядок синтаксического разбора сложного предложения

Порядок синтаксического разбора сложного предложения

Раздел №5 Лексика. Культура речи

Раздел №5 Лексика. Культура речи

Раздел№7 Морфология. Орфография

Раздел№7 Морфология. Орфография

Раздел№7 Морфология. Орфография

Раздел№7 Морфология. Орфография

правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового…

правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового…

Используемый учебно-методический комплекс и средства обучения

Используемый учебно-методический комплекс и средства обучения

Российский образовательный портал http://www

Российский образовательный портал http://www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2021