Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубровская №2 средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей начальных классов __________ Т.В.Рассоленко Протокол № 1 от « 27 » 08. 2020 г. |
РАССМОТРЕНО на заседании педсовета Протокол №1 от 28. 08.2020 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________ Е.А. Лёвкина «28» августа 2020 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________К.Н.Василенко Приказ № 61-6 от «28» августа 2020 г.
|
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
4 б класс
Автор: Рассоленко Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
2020 год
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана для обучающихся 4 б класса общеобразовательной школы с учетом:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357, от 18 декабря 2012 года №1060, от 29 декабря 2014 года № 1643, от 18 мая 2015 года №507, от 31 декабря 2015года№ 1576);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 года №1/15).
Сведения об авторской программе
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» соответствует авторской программе: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкина Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват . организаций/[В. П. Канакина, В. Г . Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014.
Сведения об используемом учебнике
Русский язык,4 класс /В.П. Канакина, В.Горецкий/ М.: Просвещение, 2016г
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный план начального общего образования отводит 153 часа для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 4 классе на этапе начального общего образования, первое полугодие 4 часа в неделю, второе полугодие 5 часов в неделю (34 учебные рабочие недели). Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы учебного предмета «Русский язык», соответствует учебному плану МБОУ Дубровской №2 СОШ на 2020-2021 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
•принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
•осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
•восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
•понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
•способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
•основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину , российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
•уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
•понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
•этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
•навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
•развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
•установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Ученик научится:
•принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
•планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
•выполнять действия по намеченному плану , а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату , адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
•понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Выпускник научится:
•использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
•записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
•ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
•владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
•осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Выпускник научится:
•слушать и слышать собеседника, вести диалог;
•ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
•понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
•строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
•признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
•стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог , устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
•строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
•активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
•первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
•осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
•представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
•позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку , понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании
•овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
•освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
•овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
•овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
•владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
•выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
•оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту ,со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
•владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
•работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
•составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку , по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану , опорным словам, на свободную тему , по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
•письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку , письмо, поздравление, объявление);
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему .
Обучающийся получит возможность научиться:
•подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
•различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
•создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
•анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
•оформлять результаты исследовательской работы;
•редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
•различать звуки и буквы;
•классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
•знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
•выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
•выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
•распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
•подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
•понимать этимологию мотивированных слов-названий;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
•оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
•работать с разными словарями;
•приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
•находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку , суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.),выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
•сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
•понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
•образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
•понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
•понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
•узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
•разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
•определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
•пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
•выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
•определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
•определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
•распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род
(в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
•распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
•различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
•понимать роль союзов и частицы не в речи;
•подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
•разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
•сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
•различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
•склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
•различать родовые и личные окончания глагола;
•наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
•проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму , оценивать правильность проведения морфологического разбора;
•находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными
местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
•находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
•выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
•распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
•составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
•находить в предложении обращение;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
•раздельное написание слов;
•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•сочетания чк, чн, чт , нч, щн и др.;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
•безударные падежные окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
•мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
•мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
•безударные личные окончания глаголов;
•раздельное написание предлогов с другими словами;
•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст , находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах -ек, -ик;
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Содержание учебного предмета, курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е,е,ю, я;в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[1]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши[2], ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.
Повторение (9ч.)
Наша речь и наш язык. Текст и его план. Обучающее изложение. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Контрольный диктант №1 по теме «Повторение».
Предложение (10ч.).
Предложение с однородными членами. Однородные подлежащие; однородные сказуемые; однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.
Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но. Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Слово в языке и речи (15ч.)
Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Состав слова. Значимые части слова. Образование однокоренных слов. Разбор слова по составу. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание приставок и суффиксов. Разделительные твердый и мягкий знаки. Обучающее изложение. Части речи. Грамматические признаки частей речи. Наречие как часть речи. Правописание наречий. Сочинение-отзыв по репродукции картины «Иван-царевич на сером волке».
Имя существительное (36ч.).
Изменение имен существительных по падежам. Признаки падежных форм имен существительных. Изменение имен существительных по падежам. Изменение имен существительных по падежам. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных. 1-е склонение им. сущ-ных. Падежные окончания имен существительных 1-го склонения. Сочинение-описание по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег». 2-е склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.
3-е склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Обучающее изложение. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. Именительный и винительный падежи. Родительный падеж. Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных. Дательный падеж.
Творительный падеж. Предложный падеж. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. Проверочный диктант. Склонение имен существительных во множественном числе. Именительный падеж имен существительных множественного числа. Родительный падеж имен существительных множественного числа. Винительный падеж одушевленных имен существительных. Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. Обучающее изложение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Наши проекты «Говорите правильно».
Имя прилагательное (30 ч.) Значение и употребление имен прилагательных в речи. Род и число имен прилагательных. Контрольное списывание. Сочинение-описание «Моя любимая игрушка» Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.А. Серова «Мика Морозов». Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Именительный, винительный, родительный падежи. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. Изложение описательного текста. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости». Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. Закрепление пройденного материала. Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Местоимение (8 ч.) Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. Изменение личных местоимений по падежам. Изложение повествовательного текста с элементами описания. Обобщение знаний.
Глагол(31ч.) Роль глаголов в языке. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам. Изложение повествовательного текста. Спряжение глаголов. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.
I и II спряжение глаголов настоящего времени. I и II спряжение глаголов будущего времени. Наши проекты. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Возвратные глаголы.
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. Закрепление пройденного материала. Составление рассказа по серии картинок. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Изложение повествовательного текста. Закрепление пройденного материала. Обобщение знаний по теме «Глагол». Проверка знаний по теме «Глагол». Контрольное изложение повествовательного текста. Анализ изложения, тестовой работы.
Повторение (14ч.) Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь». Состав слова. Контрольное списывание текста. Части речи. Выполнение итоговой комплексной работы. Части речи. Звуки и буквы. Обобщение пройденного материала.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Дата |
Наименование разделов, тем отдельных уроков |
Коли-чество часов |
|
по плану |
фактически |
|||
|
|
|
Повторение |
9ч. |
Урок 1 (1) |
|
|
Наша речь и наш язык Упр.1-4 |
1 ч |
Урок 2 (2) |
|
|
Текст и его план. Признаки текста. Упр.5-7 |
1 ч |
Урок 3 (3) |
|
|
Типы текстов. Упр.9-11 |
1 ч |
Урок 4 (4) |
|
|
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Упр.8 |
1 ч |
Урок 5 (5) |
|
|
Анализ изложения. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Упр.12-17 |
1 ч |
Урок 6 (6) |
|
|
Диалог. Обращение. Упр.19-22 |
1 ч |
Урок 7 (7) |
|
|
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения Упр.23-27 |
1 ч |
Урок 8 (8) |
|
|
Контрольный диктант «Предложение» |
1 ч |
Урок 9 (9) |
|
|
Работа над ошибками. Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Упр.28-31 |
1 ч |
|
|
|
Предложение |
10ч. |
Урок 10(1) |
|
|
Однородные члены предложения (общее понятие) Упр.32-36 |
1 ч |
Урок 11 (2) |
|
|
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант. Упр.37-43 |
1 ч |
Урок 12 (3) |
|
|
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Упр.44-46 |
1 ч |
Урок 13(4) |
|
|
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».Упр.48 |
1 ч |
Урок 14(5) |
|
|
Работа над ошибками. Наши проекты. «Знаки препинания» Стр.35 |
1 ч |
Урок) 15(6) |
|
|
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.Упр.49-52 |
1 ч |
Урок 16(7) |
|
|
Сложное предложение и предложение с однородными членами. Упр.53-55 |
1 ч |
Урок 17(8) |
|
|
Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Упр.56 |
1 ч |
Урок 18(9) |
|
|
Анализ изложения. Сложное предложение и предложение с однородными членами.Стр.40 |
1 ч |
Урок 19 (10) |
|
|
Контрольный диктант «Простые и сложные предложения.» |
1 ч |
|
|
|
Слово в языке и в речи |
15 ч |
Урок 20(1) |
|
|
Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Упр.57-60 |
1 ч. |
Урок 21(2) |
|
|
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Упр.61-68 |
1 ч |
Урок 22(3) |
|
|
Синонимы, антонимы, омонимы. Работа с лингвистическими словарями. Упр.69-73 |
1 ч |
Урок 23 (4) |
|
|
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Упр.74-75 |
1 ч |
Урок 24 (5) |
|
|
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Упр.77-82 |
1 ч |
Урок 25 (6) |
|
|
Состав слова. Разбор слова по составу. Упр.83-88 |
1 ч |
Урок 26 (7) |
|
|
Правописание гласных и согласных в корнях слов. Упр.89-93 |
1 ч |
Урок 27 (8) |
|
|
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. Словарный диктант. Упр.94-99 |
1 ч |
Урок 28(9) |
|
|
Правописание приставок и суффиксов Упр.100-105 |
1 ч |
Урок 29(10) |
|
|
Разделительные твёрдый и мягкий знаки Упр.106-110 |
1 ч |
Урок 30(11) |
|
|
Части речи. Морфологические признаки частей речи Упр.111-114 |
1 ч |
Урок 31 (12) |
|
|
Склонение имён существительных и имён прилагательныхУпр.115-120 |
1 ч |
Урок 32 (13)
|
|
|
Имя числительное. Глагол Упр.121-123 |
1 ч |
Урок 33 (14) |
|
|
Наречие как часть речи Упр.124-132 |
1 ч |
Урок 34 (15) |
|
|
Контрольный диктант «Части речи» |
1 ч |
|
|
|
Имя существительное |
36ч. |
Урок 35(1) |
|
|
Работа над ошибками. Распознавание падежей имён существительных Упр.135-140 |
1 ч |
Урок 36(2) |
|
|
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных Упр.141-143 |
1 ч |
Урок 37(3) |
|
|
Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. Упр.144-146 |
1 ч |
Урок 38(4) |
|
|
Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах. Упр.147-150 |
1 ч |
Урок 39(5) |
|
|
Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.Упр.151-152 |
1 ч |
Урок 40(6) |
|
|
Три склонения имён существительных (общее представление). 1‑е склонение имён существительных. Упр.153-156 |
1 ч |
Урок 41(7) |
|
|
Упражнение в распознавании имён существительных 1‑го склонения Упр.157-160 |
1 ч |
Урок 42(8) |
|
|
Развитие речи. Сочинение-описание по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег». Упр.161 |
1 ч |
Урок 43(9) |
|
|
Анализ сочинения. 2‑е склонение имён существительных.Упр.162-168 |
1 ч |
Урок 44(10) |
|
|
3‑е склонение имён существительных.Упр.169-173 |
1 ч |
Урок 45(11) |
|
|
Падежные окончания имён существительных 3‑го склонения. Упр.174-176 |
1 ч |
Урок 46(12) |
|
|
Упражнение в распознавании имён существительных 3‑го склонения.Упр.177-179 |
1 ч |
Урок 47(13) |
|
|
Развитие речи. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.Упр.180 |
1 ч |
Урок 48(14) |
|
|
Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3‑го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Упр181-184 |
1 ч |
Урок 49(15) |
|
|
Именительный и винительный падежи Упр.185-190 |
1 ч |
Урок 50(16) |
|
|
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже Упр.191-200 |
1 ч |
Урок 51(17) |
|
|
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. Упр.201-207 |
1 ч |
Урок 52(18) |
|
|
Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже Упр.208-211 |
1 ч |
Урок 53(19) |
|
|
Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. Упр.212-215 |
1 ч |
Урок 54(20) |
|
|
Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах Упр.216-218 |
1 ч |
Урок 55(21) |
|
|
Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. Упр219-226 |
1 ч |
Урок 56(22) |
|
|
Контрольное списывание |
1 ч |
Урок 57(23) |
|
|
Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. Упр.227-233 |
1 ч |
Урок 58(24) |
|
|
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Упр234-240 |
1 ч |
Урок 59(25) |
|
|
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Упр.241-245 |
1 ч |
Урок 60(26) |
|
|
Развитие речи. Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница». Упр.247 |
1 ч |
Урок 61(27) |
|
|
Контрольный диктант «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» |
1 ч |
Урок 62(28) |
|
|
Работа над ошибками. Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. Упр.248-252 |
1 ч |
Урок 63(29) |
|
|
Именительный падеж имён существительных множественного числа. Упр.253-256 |
1 ч |
Урок 64(30) |
|
|
Родительный падеж имён существительных множественного числа Упр.257-261 |
1 ч |
Урок 65(31) |
|
|
Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. Упр.262-268 |
1 ч |
Урок 66(32) |
|
|
Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. Упр.269-272 |
1 ч |
Урок 67(33) |
|
|
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.Упр.273 |
1 ч |
Урок 68(34) |
|
|
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Упр.274-275 |
1 ч |
Урок 69(35) |
|
|
Контрольный диктант «Имя существительное» |
1 ч |
Урок 70 (36) |
|
|
Работа над ошибками. Наши проекты. «Говорите правильно!» Стр.144 |
1 ч |
|
|
|
Имя прилагательное |
30ч. |
Урок 71(1) |
|
|
Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Упр.1-7 |
1 ч |
Урок 72(2) |
|
|
Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе) Упр.8-12 |
1 ч |
Урок 73(3) |
|
|
Начальная форма имён прилагательных. Сочинение-описание «Моя любимая игрушка» Упр.13-15 |
1 ч |
Урок 74(4) |
|
|
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Упр.16-21 |
1 ч |
Урок 75(5) |
|
|
Развитие речи.Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.А. Серова «Мика Морозов».Упр.22 |
1 ч |
Урок 76(6) |
|
|
Анализ сочинения. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Упр.23-28 |
1 ч |
Урок 77(7) |
|
|
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Упр 29-32 |
1 ч |
Урок 78(8) |
|
|
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже Упр.33-37 |
1 ч |
Урок 79(9) |
|
|
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже Упр.38-41 |
1 ч |
Урок 80(10) |
|
|
Именительный, винительный, родительный падежи. Упр.42-49 |
1 ч |
Урок 81(11) |
|
|
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах Упр. 50-56 |
1 ч |
Урок 82(12) |
|
|
Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Стр.28 |
1 ч |
Урок 83(13) |
|
|
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Упр.57 |
1 ч |
Урок 84(14) |
|
|
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе.Упр.58-59 Словарный диктант. |
1 ч |
Урок 85(15) |
|
|
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода Упр.60-64 |
1 ч |
Урок 86(16) |
|
|
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода Упр.65-70 |
1 ч |
Урок 87(17) |
|
|
Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода Упр.71-74 |
1 ч |
Урок 88(18) |
|
|
Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных Упр.75-76 |
1 ч |
Урок 89(19) |
|
|
Развитие речи. Контрольное изложение Упр.77 |
1 ч |
Урок 90(20) |
|
|
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных Упр.78-79 |
1 ч |
Урок 91(21) |
|
|
Склонение имён прилагательных во множественном числе Упр.80-84 |
1 ч |
Урок 92(22) |
|
|
Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости». Упр.85 |
1 ч |
Урок 93(23) |
|
|
Анализ сочинения. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа Упр.86-89 |
1 ч |
Урок 94(24) |
|
|
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа Упр.90-94 |
1 ч |
Урок 95(25) |
|
|
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.Упр.95-98 Словарный диктант. |
1 ч |
Урок 96(26) |
|
|
Обобщение по теме «Имя прилагательное» Упр.100-106 |
1 ч |
Урок 97(27) |
|
|
Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Упр.107 |
1 ч |
Урок 98(28) |
|
|
Анализ сочинения. Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний. Стр.50 |
1 ч |
Урок 99(29) |
|
|
Контрольный диктант «Имя прилагательное» |
1 ч |
Урок 100(30) |
|
|
Работа над ошибками.
|
1 ч |
|
|
|
Местоимение |
8ч. |
Урок 101(31) |
|
|
Местоимение как часть речи. Роль личных местоимений в речи. Упр.108-117 |
1 ч |
Урок 102(32) |
|
|
Склонение личных местоимений 1‑го и 2‑го лица по падежам Упр.118-125 |
1 ч |
Урок 103(33) |
|
|
Склонение личных местоимений 3‑го лица единственного и множественного числа по падежам Упр.126-129 |
1 ч |
Урок 104(34) |
|
|
Изменение личных местоимений по падежам. Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. Упр.130-133 |
1 ч |
Урок 105(35) |
|
|
Развитие речи. Изложение повествовательного текста с элементами описания |
1 ч |
Урок 106(36) |
|
|
Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение». Упр.134-136 |
1 ч |
Урок 107(37) |
|
|
Контрольный диктант «Местоимение» |
1 ч |
Урок 108(38) |
|
|
Работа над ошибками. Морфологический разбор личных местоимений.Стр.66 |
1 ч |
|
|
|
Глагол |
31ч. |
Урок 109(1) |
|
|
Значение глаголов в языке и в речи. Упр.139-145 |
1 ч |
Урок 110(2) |
|
|
Изменение глаголов по временам Упр.146-147 |
1 ч |
Урок 111(3) |
|
|
Неопределённая форма глагола Упр.148-156 |
1 ч |
Урок 112(4) |
|
|
Изменение глаголов по временам. Упр.157-161 |
1 ч |
Урок 113(5) |
|
|
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Упр.162 |
1 ч |
Урок 114(6) |
|
|
Анализ изложения. Спряжение глаголов Упр.163-165 |
1 ч |
Урок 115(7) |
|
|
Спряжение глаголов. Лицо и число глаголов.Упр.166-170 |
1 ч |
Урок 116(8) |
|
|
2‑е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе Упр.171-177 |
1 ч |
Урок 117(9) |
|
|
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода» Упр.178-179 |
1 ч |
Урок 118(10) |
|
|
Анализ сочинения. I и II спряжение глаголов настоящего времени Упр.180-182 |
1 ч |
Урок 119(11) |
|
|
I и II спряжение глаголов будущего времени Упр.183-188 |
1 ч |
Урок 120(12) |
|
|
Наши проекты. Пословицы и поговорки.Стр.92 |
1 ч |
Урок 121(13) |
|
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени Упр.189-195 |
1 ч |
Урок 122(14) |
|
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени Упр.196-201 |
1 ч |
Урок 123(15) |
|
|
Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Упр.202-209 |
1 ч |
Урок 124(16) |
|
|
Контрольное списывание. |
1 ч |
Урок 125(17) |
|
|
Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Упр.210-215 |
1 ч |
Урок 126(18) |
|
|
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах Упр.216-220 |
1 ч |
Урок 127(19) |
|
|
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах Упр.221-227 |
1 ч |
Урок 128(20) |
|
|
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста. |
1 ч |
Урок 129(21) |
|
|
Правописание глаголов в прошедшем времени Упр.229-233 |
1 ч |
Урок 130(22) |
|
|
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.Упр.234-237 Словарный диктант. |
1 ч |
Урок 131(23) |
|
|
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени Упр.238-240 |
1 ч |
Урок 132(24) |
|
|
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам Упр.253 |
1 ч |
Урок 133 (25) |
|
|
Обобщение по теме «Глагол» Упр.243-247 |
1 ч |
Урок 134 (26) |
|
|
Контрольный диктант «Глагол» |
1 ч |
Урок 135 (27) |
|
|
Работа над ошибками.
|
1 ч |
Урок 136 (28) |
|
|
Морфологический разбор глаголов. Упр.248-252. Формирование уважения к обычаям, принятым в нашей стране и в других странах. |
1 ч |
Урок 137 (29) |
|
|
Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.Упр.242 |
1 ч |
Урок 138 (30) |
|
|
Проверка знаний по теме «Глагол» Стр.120 |
1 ч |
Урок 139 (31) |
|
|
Анализ тестовой работы. Формирование представлений о значении спорта в жизни людей и страны. |
1 ч |
|
|
|
Повторение |
14ч. |
Урок 140(1) |
|
|
Язык. Речь. Текст Упр.254-260 |
1 ч |
Урок 141-142 (2-3) |
|
|
Предложение и словосочетание Упр.261-273 |
1 ч |
Урок 143(4) |
|
|
Лексическое значение слова Упр.274-277 |
1 ч |
Урок 144(5) |
|
|
Развитие речи.Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И. И Шишкина “Рожь”». Упр.278 |
1 ч |
Урок 145(6) |
|
|
Анализ сочинения. Состав слова Упр.279-286 |
1 ч |
Урок 146(7) |
|
|
Состав слова УпУпр.287-294 |
1 ч |
Урок 147(8) |
|
|
Части речи Упр.295-302 |
1 ч |
Урок 148(9) |
|
|
Части речи Упр.302-310 Изложение повествовательного текста по цитатному плану Упр.310 |
1 ч |
Урок 149(10) |
|
|
Анализ изложения. Части речи Упр.302-309 |
1 ч |
Урок 150(11) |
|
|
Части речи(закрепление) Упр.311- 322 Итоговая комплексная работа. |
1 ч |
Урок 151(12) |
|
|
Звуки и буквы. Упр.323-326 |
1 ч |
Урок 152(13) |
|
|
Итоговая контрольная работа |
1 ч |
Урок 153(14) |
|
|
Работа над ошибками Обобщение пройденного материала. Игра «По галактике Частей Речи» |
1 ч |
Скачано с www.znanio.ru
[1] Изучается во всех разделах курса.
Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.