Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для четвёртого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010 год, приказ № 373 от 6 октября 2009 г.), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа /(сост. Е.С. Савинов - 2 изд. перераб.- М.: Просвещение, 2010 г.) - Стандарты второго поколения, Программы общеобразовательных учреждений .Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект "Планета знаний": авторской программы Э.Э. Кац "Литературное чтение" (2 изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель,2011), с учётом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
В соответствии с Образовательной программой школы (учебным планом ОУ), на освоение программы курса «Литературное чтение» в четвертом классе выделено 136 часов в год (4 часа в неделю).
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника.
Художественная литература может оказывать комплексное воздействие на все стороны личности человека. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора, можно сформулировать следующие задачи курса:
1) формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
2) формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
3) развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
4) формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
5) формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
6) развитие воображения, творческих способностей;
7) формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
8) обогащение представлений об окружающем мире.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни. Вводятся произведения о военном времени. Это способствует формированию ценностных ориентиров, решению проблемы достижения заложенных в новом стандарте личностных результатов обучения, обогащается опыт литературного анализа текстов, составления отзывов, рекомендаций.
Внеклассное чтение способствует пробуждению желания прочитать полностью то произведение, фрагмент которого приведен в учебнике, либо глубже ознакомиться с творчеством того или иного автора. В учебнике четвертого класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Учащиеся получают также специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Больше внимания уделяется оформлению книг, выходным данным, сравнению различных изданий одного произведения, чтобы научить детей ориентироваться в выборе литературы. Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.