ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ПРЕДМЕТУ
«МАТЕМАТИКА»
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
·Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
·Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
·Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы МОУ СШ № 111, учебного плана МОУ СШ № 111, Положения о рабочей программе, учебного курса, модуля, дисциплины МОУ СШ № 111.
·Рабочая программа разработана на основе авторской программы В. Н. Рудницкой «Математика» и «Сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2018.
УМК «Начальная школа XXI века» (ФГОС)
1. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: учебник для 3 кл. в 2 частях – М.: Вента-Граф, 2018.
2. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: рабочая тетрадь 3 класс: в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2019.
3. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: тетрадь для контрольных работ 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2019.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (общеобразовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение на уровне НОО выделяется 136 ч. (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Элементы арифметики.
Тысяча.
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «<» и «>».
Сложение и вычитание в пределах 1000.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые равенства и неравенства.
Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств. Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000.
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения). Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000
Умножение вида 23-40.
Умножение и деление на двузначное число.
Величины.
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм. Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм. Вычисление длины ломаной.
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г. Вместимость и ее единица литр.
Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век =100 лет, 1 год =12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами.
Логические понятия.
Примеры верных и неверных высказываний.
Геометрические понятия.
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной. Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Учебно-тематический план
№ |
Содержание программного материала |
Количество часов |
1. |
Тысяча |
47 |
2. |
Величины и их измерения |
21 |
3. |
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 |
33 |
4. |
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000 |
17 |
5. |
Геометрические фигуры |
9 |
6. |
Контрольные уроки |
9 |
|
ИТОГО |
136 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами обучения учащихся являются:
‒самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
‒готовность и способность к саморазвитию;
‒сформированность мотивации к обучению;
‒способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
‒заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
‒умение использовать получаемую математическую подготовку как в учебной деятельности, так и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
‒способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
‒способность к самоорганизованности;
‒готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
‒владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса ( при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
‒владение основными методами познания окружающего мира ( наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
‒понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
‒планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
‒выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работы с моделями и др.);
‒создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
‒понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
‒адекватное оценивание результатов своей деятельности;
‒активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
‒готовность слушать собеседника, вести диалог;
‒умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
‒овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
‒умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
‒овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
‒умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности и т. д.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учитель ориентируется на два уровня математической подготовки: обязательный и повышенный.
Обязательный уровень
Ученик должен:
- знать названия и последовательность натуральных чисел до 1000 (включительно), уметь записывать их цифрами и сравнивать;
- знать названия и обозначения действий умножения и деления;
- знать наизусть таблицу умножения однозначных чисел и результаты соответствующих случаев деления;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 20 и 100;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, используя письменные приемы вычислений;
- знать названия компонентов четырех арифметических действий;
- знать правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них, уметь находить их значения, выполняя два-три арифметических действия;
- уметь решать арифметические текстовые задачи в три действия в различных комбинациях;
- уметь вычислять: периметр многоугольника, периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Повышенный уровень
Ученик может:
- выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число в случаях, когда результат действия не превышает 1000, используя письменные приемы выполнения действий;
- различать числовые равенства и неравенства, знаки «<» и «>»;
- называть единицы длины, массы, вместимости, времени, площади;
- приводить примеры верных и неверных высказываний;
- называть фигуру, изображенную на рисунке (ломаная, прямая);
- вычислять длину ломаной;
- изображать ломаную, обозначать ее буквами и читать обозначение;
- изображать прямую с помощью линейки, обозначать ее буквами и читать обозначение;
- различать луч и прямую;
- делить окружность на 6 равных частей с помощью циркуля;
- строить точку, симметричную данной, на клетчатом фоне.
К концу обучения в третьем классе ученик научится: называть:
- любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
- компоненты действия деления с остатком;
- единицы массы, времени, длины;
- геометрическую фигуру (ломаная); сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах; различать:
- знаки > и <;
- числовые равенства и неравенства; читать:
- записи вида: 120 < 365, 900 > 850; воспроизводить:
- соотношения между единицами массы, длины, времени;
- устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000; приводить примеры:
- числовых равенств и неравенств; моделировать:
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
- способ деления с остатком с помощью фишек; упорядочивать:
- натуральные числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах; анализировать:
- структуру числового выражения;
- текст арифметической (в том числе логической) задачи; классифицировать:
- числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные); конструировать:
- план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи; контролировать:
- свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи:
- читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
- читать и составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
- выполнять деление с остатком;
- определять время по часам;
- изображать ломаные линии разных видов;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок);
- решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу обучения в третьем классе ученик может научиться: формулировать:
- сочетательное свойство умножения;
- распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); читать:
- обозначения прямой, ломаной;
приводить примеры:
- высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
- верных и неверных высказываний; различать:
- числовое и буквенное выражение;
- прямую и луч, прямую и отрезок;
- замкнутую и незамкнутую ломаную линии; характеризовать:
- ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
- взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости; конструировать:
- буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными; воспроизводить:
- способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей; решать учебные и практические задачи:
- вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
- проводить прямую через одну и через две точки;
- строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.