ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ПРЕДМЕТУ
«МУЗЫКА»
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
·Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
·Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
·Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы МОУ СШ № 111, учебного плана МОУ СШ № 111, Положения о рабочей программе, учебного курса, модуля, дисциплины МОУ СШ № 111.
· Рабочая программа разработана на основе авторской программы Усачевой В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. и «Сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2018.
УМК «Начальная школа XXI века» (ФГОС)
1. Усачёва, В. О. Музыка. 3 класс: учебник / В. О. Усачёва. — М.: Вентана-Граф, 2018.
Дополнительная литература.
1. Кузьмина, О. В. Музыкальное искусство. 3 класс: блокнот / О. В. Кузьмина, В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. — М.: Вентана-Граф, 2018.
2. Усачёва, В. О. Музыкальное искусство. 3 класс: методическое пособие / В. О. Усачёва, Л. В. Школяр, В. А. Школяр. — М.: Вентана-Граф, 2018
3. Усачёва, В. О. Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия. 3 класс: методика для учителя / В. О. Усачёва. — М.: Вентана-Граф, 2018.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Музыка» в начальной школе выделяется в 3 классе 34 ч. (1 ч. в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка – искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.
Таким образом, программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.
В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.
Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа».
Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).
В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача – постепенно сделать для учеников общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное – приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.
Учебно-тематический план
№ |
Содержание программного материала. |
Количество часов |
1 |
Характерные черты русской музыки |
8 |
2 |
Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности |
12 |
3 |
Истоки русского классического романса |
4 |
4 |
Композиторская музыка для церкви |
2 |
5 |
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре |
8 |
|
Итого |
34 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение курса музыки в 3 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
‒готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
‒стремление реализовать свой творческий потенциал;
‒осознание жизненного смысла музыкальных образов, триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя; выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества;
‒усвоение социальных функций музыки в жизни человека, общества. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их самобытными музыкальными традициями.
‒опираться в процессе познания музыки на имеющий жизненно-музыкальный опыт;
‒работать над исполнением сочинения на основе исполнительского плана;
‒оценивать воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей, собственные переживания;
Учащиеся получат возможность научиться:
‒осознавать то, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
Учащиеся научатся:
‒осознание музыки как "искусстве интонируемого смысла" по Б.В.Асафьеву;
‒усвоение особенностей музыкального жанра, стилей, языка как средств создания музыкального образа;
‒структурирование и обобщение знаний о различных явлениях музыкального искусства;
‒умение осознанно строить речевое высказывание-размышление о музыке в форме монолога и диалога;
Учащиеся получат возможность научиться:
‒оценке восприятия и исполнения музыкального произведения.
‒приобщаться к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному, духовному музыкальному творчеству;
‒формировать целостную художественную картину мира
‒представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
‒наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения;
‒различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
‒различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
‒описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
‒классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
‒структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки;
‒осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;
‒уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях;
‒использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;
‒развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
‒воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
‒слушать и анализировать музыкальные сочинений с последующим их обсуждением;
‒уважать мнение других; учитывать позицию одноклассников, вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений.
Учащиеся получат возможность научиться:
‒стремиться к самостоятельному общению с высоко- художественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
‒проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;
‒понимать условность языка различных видов музыкального искусства;
‒применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.
У обучающихся должна сформироваться готовность применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.