пояснительная математ

  • Особые потребности
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В разработке Цели урока: Формировать знания учащихся о обитателях леса. Задачи: Расширить знания учащихся о разновидностях растений. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Корригировать связную речь. Оборудование: учебник, ИКТ , наглядность. Словарная работа:. Ход урока 1. Организационный момент. а) рапорт дежурного б) упражнения на дыхание, упражнение на внимание II. Повторение.
Иконка файла материала пояснит записка 4 класс.docx
Рабочая программа  Математика ( 204ч, 6 ч в неделю) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся   с   отклонениями   в   интеллектуальном   развитии   к   жизни   и  овладению доступными профессионально­трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением  специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII  вида — коррекцией   и   развитием   познавательной  деятельности,   личностных   качеств ребенка,   а   также   воспитанием   трудолюбия,  самостоятельности,   терпеливости, настойчивости,   любознательности,  формированием   умений   планировать   свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально­трудовыми   знаниями   и   навыками,   учить  использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия   числа,   величины,  геометрической   фигуры,  которые   формируются   у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно­практические действия,   позволяют   подготовить   школьников   к   усвоению  абстрактных математических понятий. Практические   действия   с   предметами,   их   заменителями   учащиеся   должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят   во   внутренний   план.   У   детей   формируется   способность  мыслить отвлеченно,   действовать   не   только   с   множествами   предметов,   но   и   с  числами, поэтому   уроки   математики   необходимо   оснастить   как  демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика. В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и  чисел, измерению величин.  Это   возможно   только   при   использовании  дидактических  игр,  игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство   математических   представлений   и   понятий   носит   взаимообратный характер.   Их   усвоение   возможно   только   при   условии  овладения   способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от   несущественных,   использовании   приемов  классификации   и   дифференциации, установлении причинно­следственных  связей между понятиями. Не менее важный прием   —   материализация,   т.   е.   умение   конкретизировать   любое   отвлеченное понятие,   использовать   его   в  жизненных   ситуациях.   Наряду   с   вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к   формированию   и   развитию   речи   учащихся.   Поэтому   на   уроках  математики   в младших   классах   учитель   учит   детей   повторять   собственную  речь,   которая является   образцом   для   учащихся,   вводит   хоровое,   а   затем  индивидуальное комментирование предметно­практической деятельности и действий с числами. Основные требования к знаниям и умениям учащихся  Учащиеся должны знать: ­ числовой ряд 1 ­100 в прямом и обратном порядке; ­ смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по  содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; ­ таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления; ­ порядок действий в примерах в 2­3 арифметических действия; ­ единицы (меры) изучения стоимости, длинны, массы, времени, ­ соотношения изученных мер; ­ порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года. Учащиеся должны уметь: ­выполнять устные и письменные вычисления в пределах 100 сложение и вычитания; ­практически пользоваться умножением; ­определять время по часам тремя способами с точностью до 1 минуты; ­решать, составлять, иллюстрировать все изученные арифметические задачи; ­самостоятельно кратно записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в 2 действия; ­вычислять длину ломаной линии;­чертить Примечания. 1. Продолжать   решать   примеры   на   сложение   и   вычитание   в   пределах   20   с переходом через десяток с подробной записью. 2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путём использования таблицы умножения. 3. Достаточно   умения   определять   время   по   часам   только   одним   способом, пользоваться календарём для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году. 4. Исключаются   арифметические   задачи   в   два   действия,   одно   из   которых ­умножение или деление. План   составлен   на   основании   примерной   программы       специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1­4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва «Просвещение» 2010 «Математика» автором М.Н. Перова, В. В. Эк.  Таблица тематического распределения количества часов  Количество часов Государственная программа Рабочая программа № п\п Разделы, темы 1 2 3 4 5 6 7 Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Умножение и деление (повторение). Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. Умножение и деление. Геометрический материал Единицы   измерения   и   их соотношения Повторение пройденного за год Итого 204 Учебник Математика М. Н.Перова Москва  «Просвещение» 2016 11 5 30 87 28 36 7 204Согласовано                                                                                              Согласовано Протокол заседания №1                                                                 заместитель директора по УВР методического объединения                                                                «___» __________ 201  года учителей и воспитателей начальных классов школы­интерната №2 г.Абинска                                                    ___________/ Е.Д. Золотарева        _________________ / Н.А.Даник                                                                                                                    «___» __________ 201  годаРабочая программа  Письмо и развитие речи (170ч., 5ч в неделю) Пояснительная записка        В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего  необходимо для приобретения   практических   навыков   устной   и   письменной  речи,   формирования основных орфографических и пунктуационных навыков,  в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.    Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи  между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения   анализировать,   обобщать,   группировать,   систематизировать   даже элементарный   языковой   материал,   давать   простейшие   объяснения   должны способствовать   коррекции   мышления,   развитию   познавательной   деятельности школьников. Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает  разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Звуки   и   буквы.  Фонетико­фонематические   нарушения   умственно   отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого   в   коррекционных   образовательных   учреждениях   УШ   вида   на  всех   годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу. Во   2—4   классах   звукобуквенный   анализ   является   основой   формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах,   о   гласных  и   согласных,  об   алфавите,   о   слоге   и   переносе  по  слогам,   о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др. Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое  является нефонетическим,   а   фонематическим,   т.   е.   передающим   основные  звуки,   а   не   их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях, по коррекции имеющихся   у   них   отклонений   психофизического  развития.   Овладение правописанием   безударных   гласных,   звонких   и   глухих   согласных   в   конце   слова осуществляется па уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед   гласными Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются  гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень. Предложение.  Изучение предложения имеет особое значение для  подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным   словам,   распространяя  предложения   по   вопросам,   по   смыслу, восстанавливая   нарушенный   порядок  слов   в   предложении,   учащиеся   должны осознать,   что   в   предложении  выражается   мысль   в   законченном   виде,   слова расположены в определенном  порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. В 3  классе  дети  учатся  составлять  и различать  предложения по   интонации  и овладевают   пунктуационными   навыками   постановки   точки,   вопросительного  и восклицательного знаков. В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно   для   усвоения   основной   грамматической   темы   5   класса   —   имени существительного (различение именительного и винительного падежей). Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма  ограниченны. Работа  по  развитию  фонематического  слуха   и   правильного произношения,   обогащению   и   уточнению   словаря,   обучению   построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. Во   2—4   классах   проводятся   подготовительные   упражнения:   ответы   на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа сдеформированным текстом и др. письменных   высказываний:   сочинений   и   изложений,   доступных   учащимся  по тематике, словарю и грамматическому строю. Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки,  трудности, формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают  связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их  координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и  прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме  графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста Основные требования к знаниям и умениям учащихся  Учащиеся должны уметь: ­анализировать слова по звуковому составу при послоговом проговаривании;  ­списывать рукописный и печатный тексты целыми словами;  ­писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами; ­с помощью вопроса различать и подбирать слова, являющиеся различными частями речи; ­составлять и распространять предложения, устанавливать связь между  словами по вопросам, ставить знаки в конце предложения;  ­выделять тему и главную мысль в тексте; ­ использовать текстовые и смысловые синонимы для связи  предложений в тексте.  Учащиеся должны знать: алфавит.Тематическое распределение количества часов № Разделы, темы  I  II III  IV I Повторение Звуки и буквы Слово Предложение Повторение Итого Количество часов Рабочая  программа Примерна я  программ а 10 84 49 21 6 170 170 План составлен на основании примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1­4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. Москва «Просвещение» 2010, «Русский язык» В. В. Воронковой Учебник   Русский язык. А.К. Аксёнова, Н. Галунчикова  Москва «Просвещение»  2009. Согласовано                                                                                                            Согласовано Протокол заседания №1                                                                 заместитель директора по УВР методического объединения                                                                «___» __________ 201  года учителей и воспитателей начальных классов школы­интерната №2 г.Абинска                                                    ___________/ Е.Д. Золотарева        _________________ /Даник Н.А                                                                                                                                                                                                                      «___» __________ 201  годаРабочая программа  Чтение и развитие речи (136ч, 4ч в неделю) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У   учащихся   формируется   навык   сознательного,   правильного,   беглого   и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и  журналов.  В процессе обучения чтению у учащихся последовательно  формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется   уровень   требований   к   технике   чтения,   анализу  текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных   интересов   детей,   расширения   их   кругозора,   воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году   обучения.   Постоянное   внимание   следует   уделять   формированию   навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу  особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что  затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое   чтение,   т.   е.   плавное,   в   темпе   разговорной   речи   чтение   вслух, формируется   постепенно.   Во   2   классе   учащиеся   читают   по   слогам,   постепенно переходя   к   чтению   целыми   словами.   В   дальнейшем   навык   беглого   чтения совершенствуется.Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про  себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса. С   выразительностью   речи   умственно   отсталые   учащиеся   знакомятся   в   1   и   2 классах.   Однако   систематическое   формирование   выразительного   чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами. Усвоение   содержания   читаемого   осуществляется   в   процессе   анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению  причинно­ следственных   связей  и  закономерностей,  так  как   этот   вид   деятельности   имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе  с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию  связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и  последовательным    пересказом    в    процессе    систематической    работы,  направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение  словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе  упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в  зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно  составленный план, картинный план. Внеклассное чтение ставит задачу начала  формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями  детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг,  читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу  Основные требования к знаниям и умениям учащихся  Учащиеся должны уметь: ­ осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами в слух с  соблюдением пауз и соответствующей интонацией;  ­ читать про «себя»;  ­ отвечать на вопросы по прочитанному; ­ выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение; ­ определять главную мысль произведения; ­ пересказывать прочитанное полностью и выборочно; ­ читать отрывки по ролям; ­ отличать сказку от рассказа. Учащиеся должны знать:­ наизусть 7­8стихотворений и 2 басни. План составлен на основании примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный класс,  1 ­4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой,  Москва «Просвещение» 2010,  «Чтение» автором В.В. Воронковой.  Тематическое распределение количества часов № п\п Количество часов Разделы, темы 1 2 3 4 5 6 7 8 Листья пожелтелые по ветру летят Раз, два – начинается игра! Будем делать хорошо и не будем – плохо Зимние узоры Никогда   не   будет   скучно,   если трудимся мы дружно! В окно повеяло весною… На пользу и славу Отечества Видно, люди не напрасно называют лето красным Государственная программа Рабочая программа 15 10 20 21 25 20 11 17 Итого 136 136 Согласовано                                                                                                            Согласовано Протокол заседания №1                                                                 заместитель директора по УВР методического объединения                                                                «___» __________ 201  года учителей и воспитателей начальных классов школы­интерната №2 г.Абинска                                                    ___________/ Е.Д. Золотарева        _________________ /Даник Н.А                                                                                                                                                                                                                      «___» __________ 201  годаРабочая программа    Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности  (68ч, 2ч в неделю) Пояснительная записка Данный   учебный   предмет   является   специфическим   для   обучения   младших умственно   отсталых   школьников.  Занятия   поэтому   учебному   предмету   имеют интегративный характер, рассматриваются как  коррекционные. Их целью является направленное   исправление   дефектов  общего   и   речевого   развития   детей,   их познавательной деятельности. У   учащихся   формируются   элементарные   представления   и   понятия, необходимые   при   обучении   другим   учебным   предметам,   расширяется   и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они  получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно­следственные  связи и закономерности способствует развитию аналитико­ синтетической   деятельности   учащихся,   коррекции   их   мышления  В   связи   с расширением   и   уточнением   круга   представлений   о   предметах   и  явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас  учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется  значение слов  (стебель— ствол, трава—  куст—  дерево),  показывается различие  между видовым и родовым понятием  (роза  —  цветок),  ученики упражняются в  адекватном и более точном сочетании   слов,   обозначающих   предметы,   их  признаки   и   действия.   В   процессе непосредственных   наблюдений   реальной  действительности   обогащается   словарь учащихся,   при   организации   беседы   он  активизируется,   т.   е.   усвоенные   слова включаются в речь. Разговорная   устная   речь   представляет   собой   сложный   вид   речевойдеятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой   деятельностью   детей,   активизирует   ее,   исправляет   ошибки,  учит сосредоточивать   внимание   на   определенных   предметах   и   явлениях,  правильно наблюдать   и   устанавливать   связи,   выражать   свои   впечатления   и  суждения   в словесной   форме.   При   формулировании   ответов   на   вопросы   у  учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся  анализировать, находить сходство и различие, делать   простейшие   выводы   и  обобщения.   Практические   работы   помогают закреплению полученных знаний  и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: ­ называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать,  устанавливать общие и отличительные свойства;       участвовать в беседе, отвечать  на вопросы, дополнять высказывания товарищей; ­ связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов; ­ ухаживать за одеждой и обувью; ­ поддерживать порядок в классе, интернате, дома; ­ соблюдать правила личной гигиены; ­ соблюдать правила уличного движения. Учащиеся должны знать: ­ названия и свойства изученных предметов; ­ изученные правила дорожного движения. План составлен на основании примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 ­4 классы.  Под  редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Москва «Просвещение»  2010, «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями  окружающей действительности («Окружающий мир»)» В. В. Воронковой.Тематическое распределение количества часов Разделы, темы №  п/ п Количество часов Примерная  программа Рабочая программа Сезонные изменения в природе Семена цветковых растений Одежда Город, село, деревня. Овощи, фрукты, ягоды. Растения осенью и их плоды: орехи Обувь Птицы перелетные и зимующие Домашние животные Дикие животные Дикие птицы Домашние птицы Квартира, комната 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Мебель 15 Посуда 16 Комнатные растения 17 Деревья. 18 Полевые растения. 19 Грибы 20 Насекомые вредные и полезные 21 Рыбы Охрана здоровья. 22 Итого: 17   1 6 5 1 2 2 4 3 3 1 1 2 2 3 4 4 1 1 2 1 2 68Согласовано                                                                                                            Согласовано Протокол заседания №1                                                                 заместитель директора по УВР методического объединения                                                                «___» __________ 201  года учителей и воспитателей начальных классов школы­интерната №2 г.Абинска                                                    ___________/ Е.Д. Золотарева        _________________ /Даник Н.А                                                                                                                                                                                                                      «___» __________ 201  года                                                          Рабочая программа                                           Трудовое обучение                                             (102ч; 3 ч в неделю) Пояснительная записка Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач: воспитание   положительных   качеств   личности   ученика  (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.); уважение к людям труда; сообщение   элементарных   знаний   по   видам   труда,   формирование   трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; формирование   организационных   умений   в   труде   —   вовремя   приходить   на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте,   правильно   располагать   на   нем   материалы   и   инструменты,   убирать   их  по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно­гигиенические требования. На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития  трудовой деятельности учащихся и непосредственной их  подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся: выявление   актуальных   и   потенциальных   способностей  учащихся   в   трудовом обучении; воспитание   организационных   умений   и   привычек,   необходимых   для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских; обучение   простейшим   технико­технологическим   знаниям   и   практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке. Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществленияпредстоящей   профессиональной  подготовки.   Она   решается   совместной   работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе. Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами. Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками. Помощь   в   планировании   работы   осуществляется   в   групповой   беседе   с (предметных   и   комбинированных) использованием   демонстрационных   технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная   работа   учащихся.   Учитель   подбирает   изделие  (вид   работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также   планирование  действий   осуществляется   учащимися   полностью   самостоя­ тельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей. План составлен на основании примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. Подготовительный класс, 1­4 классы. Под  редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. Москва «Просвещение» 2009 В рабочей программе 2 вида сокращено количество часов согласно учебному плану (примерная программа 136ч, 4ч.  в неделю, рабочая программа 2 вида 102 ч. 3ч. в  неделю) Разделы, темы № п/п 1   2 Работа с тканью 3 Работа с металлом и древесиной Работа с бумагой и картоном 4 Работа с пластическими материалами  и растворами (пропедевтика  штукатурно­малярного дела) Итого: Количество часов Примерная программа Рабочая программа  38 28 25 11 102Согласовано                                                                                                            Согласовано Протокол заседания №1                                                                 заместитель директора по УВР методического объединения                                                                «___» __________ 201  года учителей и воспитателей начальных классов школы­интерната №2 г.Абинска                                                    ___________/ Е.Д. Золотарева        _________________ /Даник Н.А                                                                                                                                                                                                                      «___» __________ 201  года Рабочая  программа  Изобразительное искусство и художественный труд (34 ч, 1ч в неделю) Пояснительная записка Изобразительное   искусство   как   школьный   учебный   предмет   имеет   важное  Уроки   изобразительного   искусства   при коррекционно­развивающее   значение. правильной   их   постановке   оказывают   существенное   воздействие   на   интеллек­ туальную,   эмоциональную   и   двигательную   сферы,   способствуют   формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Школьный   курс   по   изобразительному   искусству   ставит  следующие   основные задачи: способствовать   коррекции   недостатков   познавательной  деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; находить   в   изображаемом   существенные   признаки,   устанавливать   сходство   и различие; содействовать   развитию   у   учащихся   аналитико­синтетической   деятельности, умения сравнивать, обобщать; ориентироваться   в   задании   и   планировать   свою   работу,  намечать последовательность выполнения рисунка; исправлять   недостатки   моторики   и   совершенствовать   зрительно­двигательную координацию   путем   использования  вариативных   и   многократно   повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;дать   учащимся   знания   элементарных   основ   реалистического   рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; знакомить   учащихся   с   отдельными   произведениями   изобразительного,   воспитывать   активное декоративно­прикладного   и   народного   искусства, эмоционально­эстетическое отношение к ним; развивать   у   учащихся   речь,   художественный   вкус,   интерес   и   любовь   к изобразительной деятельности. Для   решения   этих   задач   программой   предусмотрены   четыре   вида   занятий: декоративное   рисование,   рисование   с   натуры,   рисование   на   темы,   беседы   об изобразительном искусстве. Декоративное рисование На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно­прикладного   искусства.   Демонстрация   произведений   народных мастеров   позволяет   детям   понять   красоту   изделий   и   целесообразность   ис­ пользования   их   в   быту.   В   процессе   занятий   школьники   получают   сведения   о применении   узоров   на   коврах,   тканях,   обоях,   посуде,   игрушках,   знакомятся   с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими пред­ метами быта. Краткие   беседы   о   декоративно­прикладном   искусстве   с  показом   изделий народных   умельцев,   учебных   таблиц   и   репродукций   помогают   в   определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса. Занятия   по   декоративному   рисованию   должны,   как   правило,   предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся. Рисование с натуры Рисованию   с   натуры   обязательно   предшествует   наблюдение   изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного  расположения.   После   всестороннего   изучения   предмета   учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места. Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей. Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей   рисовать,   передавая   в   рисунке  соотношения   ширины   и   высоты,   частей   ицелого, а также конструкцию предметов. На   занятиях   по   рисованию   с   натуры   очень   важно   выработать   у   учащихся потребность   постоянно   сравнивать   свой  рисунок   с   натурой   и   отдельные   детали рисунка между собой.  Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения  применять  среднюю (осевую)  линию,  а  также  пользоваться   простейшими вспомогательными   (дополнительными)  линиями   для   проверки     правильности рисунка. Рисование на темы Содержанием   уроков   рисования   на   темы   являются   изображение   явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно   передавать   зрительное  соотношение   величин   предметов,   учитывать   в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими. Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую­либо тему, раскрыть сюжет   отрывка   литературного   произведения,   проиллюстрировать   текст­описание, учитель   должен   сосредоточить   свои   усилия   на   формировании   у   них   замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности. Беседы об изобразительном искусстве Беседы   об   искусстве   —   важное   средство   нравственного   и  художественно­ эстетического воспитания школьников. В   4   классе   для   бесед   выделяются   специальные   уроки:   на   одном   уроке рекомендуется   показывать   не   более   трех­четырех   произведений   живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно­ прикладного искусства. Для   подготовки   учащихся   к   пониманию   произведений  изобразительного искусства   важное   значение   имеет   систематическая   работа   с   иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекциинедостатков произношения. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; передавать   в   рисунке   форму   прямоугольных,   цилиндрических,   конических предметов в несложном пространственном положении; использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы; передавать   объемную   форму   предметов   элементарной   светотенью,   пользуясь различной штриховкой (косой, по форме); подбирать   и   передавать   в   рисунке   цвета   изображаемых  предметов   (цветной карандаш, гуашь); пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров); анализировать   свой   рисунок   и   рисунок   товарища   (по   отдельным   вопросам учителя); употреблять   в   речи   слова,   обозначающие   пространственные   признаки   и пространственные отношения предметов; рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения  изобразительного искусства План составлен на основании примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1­4 классы.  Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва «Просвещение» 2006 Тематическое распределение количества часов № п/п Разделы, темы Количество часов Примерная программа Рабочая программа  1 Декоративное рисование 2 3 Рисование с натуры Рисование на темы Беседы об изобразительном  искусстве Работа с картоном и бумагой 4 5 2 8 3 4 46 7 8 Работа с тканью Работа с металлом и древесиной  Работа с пластическими  материалами Итого: 4 5 4 34 Согласовано                                                                                                            Согласовано Протокол заседания №1                                                                 заместитель директора по УВР методического объединения                                                                «___» __________ 201  года учителей и воспитателей начальных классов школы­интерната №2 г.Абинска                                                    ___________/ Е.Д. Золотарева        _________________ /Даник Н.А                                                                                                                                                                                                                      «___» __________ 201  года