В разработке Цели урока:
Формировать знания учащихся о обитателях леса.
Задачи:
Расширить знания учащихся о разновидностях растений.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Корригировать связную речь.
Оборудование: учебник, ИКТ , наглядность.
Словарная работа:.
Ход урока
1. Организационный момент.
а) рапорт дежурного
б) упражнения на дыхание, упражнение на внимание
II. Повторение.
пояснит записка 4 класс.docx
Рабочая программа
Математика
( 204ч, 6 ч в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит
учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессиональнотрудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической
задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида —
коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств
ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою
деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению
профессиональнотрудовыми знаниями и навыками, учить
использованию
математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у
учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части
множества, разделение множеств на равные части и другие предметнопрактические
действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных
математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны
учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами
переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить
отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами,
поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными
пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к
количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению
величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых
приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций. Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как
большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный
характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами
нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения
от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации,
установлении причинноследственных связей между понятиями. Не менее важный
прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное
понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными
ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение,
упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения
к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в
младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая
является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное
комментирование предметнопрактической деятельности и действий с числами.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
числовой ряд 1 100 в прямом и обратном порядке;
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по
содержанию), различие двух видов деления на уровне практических
действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное
свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
порядок действий в примерах в 23 арифметических действия;
единицы (меры) изучения стоимости, длинны, массы, времени,
соотношения изученных мер;
порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Учащиеся должны уметь:
выполнять устные и письменные вычисления в пределах 100 сложение и
вычитания;
практически пользоваться умножением;
определять время по часам тремя способами с точностью до 1 минуты;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные арифметические задачи;
самостоятельно кратно записывать, моделировать содержание, решать
составные арифметические задачи в 2 действия;
вычислять длину ломаной линии; чертить
Примечания.
1. Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с
переходом через десяток с подробной записью.
2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от
деления на 2 путём использования таблицы умножения.
3. Достаточно умения определять время по часам только одним способом,
пользоваться календарём для установления порядка месяцев в году, количества
суток в месяцах, месяцев в году.
4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых
умножение или деление.
План составлен на основании примерной программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс,
14 классы.
Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.
Москва «Просвещение» 2010 «Математика» автором М.Н. Перова, В. В. Эк.
Таблица тематического распределения количества часов
Количество часов
Государственная
программа
Рабочая
программа
№ п\п
Разделы, темы
1
2
3
4
5
6
7
Нумерация. Сложение и вычитание
в пределах 100 без перехода через
разряд.
Умножение и деление (повторение).
Сложение и вычитание в пределах
100 с переходом через разряд.
Умножение и деление.
Геометрический материал
Единицы измерения и их
соотношения
Повторение пройденного за год
Итого
204
Учебник Математика М. Н.Перова Москва
«Просвещение» 2016
11
5
30
87
28
36
7
204 Согласовано Согласовано
Протокол заседания №1 заместитель директора по УВР
методического объединения «___» __________ 201 года
учителей и воспитателей начальных классов
школыинтерната №2 г.Абинска ___________/ Е.Д. Золотарева
_________________ / Н.А.Даник
«___» __________ 201 года Рабочая программа
Письмо и развитие речи
(170ч., 5ч в неделю)
Пояснительная записка
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые
элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для
выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.
Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для
приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования
основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к
родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области
фонетики, морфологии и синтаксиса.
Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между
изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже
элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны
способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности
школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы:
«Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Звуки и буквы.
Фонетикофонематические нарушения умственно отсталых
школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие
этого в коррекционных образовательных учреждениях УШ вида на всех годах
обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу.
Во 2—4 классах звукобуквенный анализ является основой формирования
фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и
буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о
гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких,
непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи,
пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их
варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях, по коррекции
имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение
правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова
осуществляется па уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного
состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в
конце и середине слова с согласными перед гласными
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах
изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4
классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных
слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки
умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале
в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов.
Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по
опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу,
восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны
осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова
расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно
установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и
овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и
восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что
важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса — имени
существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию
у школьников навыков связной устной и письменной речи,
так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно
весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного
произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению
предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной
и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на
последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по
тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки,
трудности, формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают
связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их
координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и
прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме
графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу при послоговом проговаривании;
списывать рукописный и печатный тексты целыми словами;
писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;
с помощью вопроса различать и подбирать слова, являющиеся различными частями
речи;
составлять и распространять предложения, устанавливать связь между
словами по вопросам, ставить знаки в конце предложения;
выделять тему и главную мысль в тексте;
использовать текстовые и смысловые синонимы для связи
предложений в тексте.
Учащиеся должны знать:
алфавит. Тематическое распределение количества часов
№
Разделы, темы
I
II
III
IV
I
Повторение
Звуки и буквы
Слово
Предложение
Повторение
Итого
Количество часов
Рабочая
программа
Примерна
я
программ
а
10
84
49
21
6
170
170
План составлен на основании примерной программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс,
14 классы.
Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой.
Москва «Просвещение» 2010, «Русский язык» В. В. Воронковой
Учебник Русский язык. А.К. Аксёнова, Н. Галунчикова Москва «Просвещение»
2009.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания №1 заместитель директора по УВР
методического объединения «___» __________ 201 года
учителей и воспитателей начальных классов
школыинтерната №2 г.Абинска ___________/ Е.Д. Золотарева
_________________ /Даник Н.А
«___» __________ 201 года Рабочая программа
Чтение и развитие речи
(136ч, 4ч в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить детей
читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать
прочитанное.
У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской
и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В
процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с
помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений,
определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов,
совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития
познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания
нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и
настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом
году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка
правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей
психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание
содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух,
формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно
переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения
совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя.
Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2
классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения
начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа
произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно
следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет
огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с
иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования
познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию
связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и
последовательным пересказом в процессе систематической работы,
направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение
словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе
упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в
зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно
составленный план, картинный план. Внеклассное чтение ставит задачу начала
формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса
к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями
детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг,
читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами в слух с
соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
читать про «себя»;
отвечать на вопросы по прочитанному;
выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;
определять главную мысль произведения;
пересказывать прочитанное полностью и выборочно;
читать отрывки по ролям;
отличать сказку от рассказа.
Учащиеся должны знать: наизусть 78стихотворений и 2 басни.
План составлен на основании примерной программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс,
1 4 классы.
Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой,
Москва «Просвещение» 2010, «Чтение» автором В.В. Воронковой.
Тематическое распределение количества часов
№ п\п
Количество часов
Разделы, темы
1
2
3
4
5
6
7
8
Листья пожелтелые по ветру летят
Раз, два – начинается игра!
Будем делать хорошо и не будем –
плохо
Зимние узоры
Никогда не будет скучно, если
трудимся мы дружно!
В окно повеяло весною…
На пользу и славу Отечества
Видно, люди не напрасно называют
лето красным
Государственная
программа
Рабочая
программа
15
10
20
21
25
20
11
17
Итого
136
136
Согласовано Согласовано
Протокол заседания №1 заместитель директора по УВР
методического объединения «___» __________ 201 года
учителей и воспитателей начальных классов
школыинтерната №2 г.Абинска ___________/ Е.Д. Золотарева
_________________ /Даник Н.А
«___» __________ 201 года Рабочая программа
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности
(68ч, 2ч в неделю)
Пояснительная записка
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших
умственно отсталых школьников. Занятия поэтому учебному предмету имеют
интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является
направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их
познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия,
необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и
обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают
некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного
опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать,
делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные
связи и закономерности способствует развитию аналитико
синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления В связи с
расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях
окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся
соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель—
ствол, трава— куст— дерево), показывается различие между видовым и родовым
понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном
сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе
непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь
учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова
включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов
и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит
речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки,
учит
сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно
наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в
словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся
закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления,
рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной
обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных
восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие,
делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают
закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными
изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают
внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать,
устанавливать общие и отличительные свойства; участвовать в беседе, отвечать
на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные
предложения, правильно используя формы знакомых слов;
ухаживать за одеждой и обувью;
поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов;
изученные правила дорожного движения.
План составлен на основании примерной программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 4 классы. Под
редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Москва «Просвещение»
2010, «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности («Окружающий мир»)» В. В. Воронковой. Тематическое распределение количества часов
Разделы, темы
№
п/
п
Количество часов
Примерная
программа
Рабочая программа
Сезонные изменения в природе
Семена цветковых растений
Одежда
Город, село, деревня.
Овощи, фрукты, ягоды.
Растения осенью и их плоды: орехи
Обувь
Птицы перелетные и зимующие
Домашние животные
Дикие животные
Дикие птицы
Домашние птицы
Квартира, комната
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 Мебель
15
Посуда
16
Комнатные растения
17
Деревья.
18
Полевые растения.
19
Грибы
20
Насекомые вредные и полезные
21
Рыбы
Охрана здоровья.
22
Итого:
17
1
6
5
1
2
2
4
3
3
1
1
2
2
3
4
4
1
1
2
1
2
68 Согласовано Согласовано
Протокол заседания №1 заместитель директора по УВР
методического объединения «___» __________ 201 года
учителей и воспитателей начальных классов
школыинтерната №2 г.Абинска ___________/ Е.Д. Золотарева
_________________ /Даник Н.А
«___» __________ 201 года
Рабочая программа
Трудовое обучение
(102ч; 3 ч в неделю)
Пояснительная записка
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика
(трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых
качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде,
привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на
занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем
месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по
окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной
работы, санитарногигиенические требования.
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности
учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К
основным из них относятся:
выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом
обучении;
воспитание организационных умений и привычек, необходимых для
продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
обучение простейшим техникотехнологическим знаниям и практическим
умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей
трудовой подготовке.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой
учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского
персонала в школе.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с
металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным
уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования
оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в
зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с
(предметных и комбинированных)
использованием демонстрационных
технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится
самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы)
среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а
также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоя
тельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются
как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
План составлен на основании примерной программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VII вида. Подготовительный класс, 14 классы. Под
редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой.
Москва «Просвещение» 2009
В рабочей программе 2 вида сокращено количество часов согласно учебному плану
(примерная программа 136ч, 4ч. в неделю, рабочая программа 2 вида 102 ч. 3ч. в
неделю)
Разделы, темы
№
п/п
1
2 Работа с тканью
3 Работа с металлом и древесиной
Работа с бумагой и картоном
4
Работа с пластическими материалами
и растворами (пропедевтика
штукатурномалярного дела)
Итого:
Количество часов
Примерная
программа
Рабочая
программа
38
28
25
11
102 Согласовано Согласовано
Протокол заседания №1 заместитель директора по УВР
методического объединения «___» __________ 201 года
учителей и воспитателей начальных классов
школыинтерната №2 г.Абинска ___________/ Е.Д. Золотарева
_________________ /Даник Н.А
«___» __________ 201 года
Рабочая программа
Изобразительное искусство и художественный труд
(34 ч, 1ч в неделю)
Пояснительная записка
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное
Уроки изобразительного искусства при
коррекционноразвивающее значение.
правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллек
туальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию
личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков
и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные
задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной
деятельности
школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у
них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и
различие;
содействовать развитию у учащихся аналитикосинтетической деятельности,
умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу,
намечать
последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную
координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся
графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка,
формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного,
воспитывать активное
декоративноприкладного и народного искусства,
эмоциональноэстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к
изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:
декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об
изобразительном искусстве.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами
декоративноприкладного искусства. Демонстрация произведений народных
мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность ис
пользования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о
применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с
художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими пред
метами быта.
Краткие беседы о декоративноприкладном искусстве с показом изделий
народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной
степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать
урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные
умения учащихся.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого
объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их
взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся
передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего
оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить
детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся
потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали
рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей
умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими
вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки
правильности
рисунка.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений
окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи:
правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в
рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания
одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какуюлибо тему, раскрыть
сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текстописание,
учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла,
активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают,
что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно
эстетического воспитания школьников.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке
рекомендуется показывать не более трехчетырех произведений живописи,
скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно
прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного
искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным
материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли
узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует
забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа
бумаги;
передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических
предметов в несложном пространственном положении;
использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь
различной штриховкой (косой, по форме);
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной
карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам
учителя);
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и
пространственные отношения предметов;
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения
изобразительного искусства
План составлен на основании примерной программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 14 классы.
Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.
Москва «Просвещение» 2006
Тематическое распределение количества часов
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
Примерная
программа
Рабочая
программа
1 Декоративное рисование
2
3
Рисование с натуры
Рисование на темы
Беседы об изобразительном
искусстве
Работа с картоном и бумагой
4
5
2
8
3
4
4 6
7
8
Работа с тканью
Работа с металлом и древесиной
Работа с пластическими
материалами
Итого:
4
5
4
34
Согласовано Согласовано
Протокол заседания №1 заместитель директора по УВР
методического объединения «___» __________ 201 года
учителей и воспитателей начальных классов
школыинтерната №2 г.Абинска ___________/ Е.Д. Золотарева
_________________ /Даник Н.А
«___» __________ 201 года
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Пояснительная математ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.