Пояснительная записка
Оценка 4.7

Пояснительная записка

Оценка 4.7
Документация
doc
математика
1 кл—4 кл
30.05.2018
Пояснительная записка
Пояснительная записка к составлению рабочей программы по математике 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса учебника Моро, Степановой .ж В пояснительной записке имеются цели и задачи , которые соответствуют новым стандартам второго поколения , а так же планируемые результаты
Пояснительная записка по математике 1-4 кл..doc
Пояснительная записка Рабочая программа по математике для 1­4 классов разработана на основе: 1.Федерального закона № 273 –ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»;   2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо­ вания; 3.Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в об­ щеобразовательных учреждениях и санитарно – эпидемиологических правил и нормативов Санпин 2.4.2.2821   –   10(   Утверждены   постановлением   Главного   государственного   санитарного   врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189); 4.Учебного плана МКОУ СОШ №13 р.п.Дружинино; 5.Положение о рабочей программе. Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умствен­ ной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, ус­ танавливать причинно­следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рас­ суждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы дей­ ствий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются осно­ вой формирования универсальных  учебных действий.  Универсальные  учебные действия  обеспе­ чивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способ­ ность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов дей­ ствий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные   в   начальном   курсе   математики   знания   и   способы   действий   необходимы   не толькодля дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.  Основными целями начального обучения математике являются:    Математическое развитие младших школьников. Формирование системы начальных математических знаний.  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.      Общая характеристика курса Программа определяет ряд  задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: – формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладе­ ния несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавли­ вать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);  развитие основ логического, знаково­символического и алгоритмического мышления;  развитие пространственного воображения; развитие математической речи; – – – – формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно­познавательных и практических задач; – формирование умения вести поиск информации и работать с ней; – формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; – – – формирование критичности мышления; – развитие познавательных способностей; воспитание стремления к расширению математических знаний; развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оцени­ вать и принимать суждения других. Решение   названных   задач   обеспечит   осознание   младшими   школьниками   универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей ма­ тематики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также лично­ стную заинтересованность в расширении математических знаний. 1 Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифме­ тический, геометрический и алгебраический материал.  Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Ариф­ метические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фи­ гуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, ариф­ метических   действиях   (сложение,   вычитание,   умножение   и   деление).На   уроках   математики   у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о прин­ ципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выпол­ нять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату   действия;   усвоят   связи   между   сложением   и   вычитанием,   умножением   и   делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.  Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вмести­ мость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними. Важной   особенностью   программы   является   включение   в   неё   элементов   алгебраической пропедевтики   (выражения   с   буквой,   уравнения   и   их   решение).   Как   показывает   многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компо­ нентами и результатом арифметических действий,  расширяет основу для восприятия функцио­ нальной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики. Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмот­ рения. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного   вида   обеспечивают   благоприятные   условия   для   сопоставления,   сравнения,   противопос­ тавления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым,  и осознанно выбирать  правильное  действие  для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между дан­ ными и искомым. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осоз­ нанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического   мышления,   речи.   Решение   задач   укрепляет   связь   обучения   с   жизнью,   углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к ма­ тематике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с   разными   сторонами   окружающей   действительности;   способствует   их   духовно­нравственному 2 развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.  При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных матема­ тических понятий, отношений, взаимосвязей  и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических  действий  и математических  отношений, пони­ манию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.  Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, озна­ комление   с   различными   геометрическими   фигурами   и   геометрическими   величинами.   Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными   инструментами   (линейка,   чертёжный   угольник,   циркуль).   В   содержание   включено знакомство   с  простейшими   геометрическими   телами:   шаром,  кубом,   пирамидой.   Изучение   гео­ метрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений рабо­ тать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельно­ сти — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском,   обработкой,   представлением   новой   информации,   но   и   с   созданием   информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и уг­ лубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формиро­ вания   позитивной  самооценки,   навыков  совместной  деятельности  с   взрослыми   и  сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и от­ работку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.  Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математиче­ ские объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анали­ зировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметиче­ ских действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, де­ лать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия. Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное рас­ положение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную об­ ласть приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе.   Это   стимулирует   развитие   познавательного   интереса   школьников,   стремление   к   по­ стоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Изучение   математики   способствует   развитию   алгоритмического   мышления   младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий  и следовать  ему при решении учебных и практических  задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью. В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу   выполнения   заданий,   обосновывать   правильность   выполненных   действий,   характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета. 3 Овладение   математическим   языком,   усвоение   алгоритмов   выполнения   действий,   умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для фор­ мирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт   условия   для   повышения   логической   культуры   и   совершенствования   коммуникативной деятельности учащихся.  Содержание   программы   предоставляет   значительные   возможности   для   развития   умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудни­ чать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные дейст­ вия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.  Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин. Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах ле­ жат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти  знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы,  многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.  Обучение   младших   школьников   математике   на   основе   данной   программы   способствует развитию   и   совершенствованию   основных   познавательных   процессов   (включая   воображение   и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творче­ ских способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Содержание   курса   имеет   концентрическое   строение,   отражающее   последовательное   рас­ ширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в на­ растании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенст­ вования универсальных учебных действий. Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая   обеспечивает   не   только   формирование   осознанных   и   прочных,   во   многих   случаях доведённых   до   автоматизма   навыков   вычислений,   но   и   доступное   для   младших   школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изу­ чаемых   математических   фактов,   осознание   связей   между   рассматриваемыми   явлениями.   Сбли­ женное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.  Место предмета в  учебном плане В примерной программе общее число часов 540, из них в 1 классе­132 часа, во 2 классе­136 часов, в 3 классе­136 часов, в 4 классе­ 136 часов,  в каждом классе по 4 часа в неделю. В данной рабочей программе   количество   часов  –  540.  Количество   часов  примерной       программы     соответствует учебному  плану. В течение  учебного  года  при необходимости  будет  производиться  коррекция программы. 1  класс: в   изучении     предметов”,   „   Сравнение   предметов   по   размеру   и   форме”, „   Пространственные     предметов”,   „   Временные представления”,„   Сравнение     групп     предметов”,”Решение   задач”,   „Единица   длины:   сантиметр, дециметр”, „Единица массы: килограмм”,”Единица вместимости: литр”   представления,   взаимное     тем:   „   Счет     расположение   2 класс: 4 в   изучении   тем:   „Решение   задач”,     „Единицы   длины:   сантиметр,   дециметр,   миллиметр,метр”, „Единицы   времени:   час,   минута”,   „   Монеты”,   „Периметр   многоугольника”   ,   „Периметр прямоугольника / квадрата/, и т. д. 3 класс: в изучении  тем: „ Решение задач”, „Примеры взаимосвязей между величинами”,”Площадь. Единицы площади.Соотношения между ними.”, „ Единицы времени”, „Единицы массы” и т.д. 4 класс: в изучении   тем:”Решение задач”, „Единицы   длины” , „Единицы   площади” ,” Единицы массы”, „ Единицы  времени”, „Сложение и вычитание значений величин” , „ Умножение и деление значений величин”, „ Связь между величинами” и т.д. При изучении данных тем используется  материал по экономике Новосибирской области  и района, применяется     краеведческий     материал,   растительный   и   животный     мир   области   ,   полезные ископаемые, особенности  сельского  хозяйства.Дети знакомятся с местными  обычаями, стихами, считалками, пословицами, песнями . Форма   исследовательские. Отбор форм  организации  обучения  осуществляется с учетом  темы урока. Формы  контроля­ проверочные работы, тесты,  по  тетради  С.И.Волкова, Проверочные работы  по математике 1­4 кл, контрольные  работы  и тесты по  пройденным  темам, за триместры  и за год. Оценивание  проводится  в  соответствии с нормами  проверки и  оценки  знаний  по    математике в  начальных  классах. УМК Для   изучения   рабочей   учебной   программы   используется   учебно­методический   комплект М.И.Моро, С.И.Волкова:   обучения­игровые,   проблемно­поисковые,   обучения  традиционная,     методы    Учебник „Математика”часть 1 и 2­ 1, 2, 3, 4 классы  Рабочие тетради к учебникам „ Тетрадь  по  математике” часть 1 и 2по             классам  Тетрадь „Проверочные  работы  по  математике” С.И.Волкова  по классам.  Электронное приложение к учебнику М.И.Моро „Математика” (диск) 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Числа и величины Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).  Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и ре­ зультатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь ариф­ метических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). На­ хождение   неизвестного   компонента   арифметического   действия.   Деление   с   остатком.   Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и ум­ ножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. На­ хождение   значения   числового   выражения.   Использование   свойств   арифметических   действий   и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и   вычитания   многозначных   чисел,   умножения   и   деления   многозначных   чисел   на   однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).  5 Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обоб­ щений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором   значения   неизвестного,   на   основе   соотношений   между   целым   и   частью,   на   основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий). Работа с текстовыми задачами Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирова­ ние хода решения задач. Текстовые   задачи,   раскрывающие   смысл   арифметических   действий   (сложение,   вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые  задачи, содержащие  зависимости,  характеризующие  процесс  движения  (ско­ рость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость то­ вара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество пред­ метов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Решение задач разными способами. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чер­ тежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).  Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пя­ тиугольник и т. д.). Свойства сторон прямоугольника.  Виды   треугольников   по   углам:   прямоугольный,   тупоугольный,   остроугольный.   Виды   тре­ угольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).  Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).  Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения по­ строений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.  Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).  Площадь.   Площадь   геометрической   фигуры.   Единицы   площади   (квадратный   миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое   (с   помощью   палетки)   измерение   площади   геометрической   фигуры.   Вычисление площади прямоугольника (квадрата). Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение   простейших   логических   высказываний   с   помощью   логических   связок   и   слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.). Результаты изучения курса 6 Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личност­ ных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты – Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; – Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценно­ стям, бережное отношение к окружающему миру. – Целостное восприятие окружающего мира. – Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. – Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. – Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. – Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на ре­ зультат. – Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находитьсредства и Метапредметные результаты способы её осуществления. – Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. – Умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в   соответствии   с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. – Способность   использовать   знаково­символические   средства   представления   информации   для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно­познавательных и практических задач. – Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. – Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном ин­ формационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи ин­ формации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить  текст с помощью клавиатуры  компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио­, видео­ и графическим сопровождением. – Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. – Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существова­ ния   различных   точек   зрения   и   права   каждого   иметь   свою;   излагать   своё   мнение   и аргументировать свою точку зрения. – Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функ­ ций   и   ролей   в   совместной   деятельности,   осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. – Овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов   и   процессов   в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». – Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. – Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Матема­ тика». Предметные результаты 7 – Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. – Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображе­ ния и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата его оценки,  наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и  выполнения алгоритмов. – Приобретение   начального   опыта   применения   математических   знаний   для   решения   учебно­ познавательных и учебно­практических задач. – Умения   выполнять   устно   и   письменно   арифметические   действия   с   числами   и   числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схе­ мами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. 1 класс Обучающиеся должны знать: – – – – – названия и последовательность чисел от 0 до 20; названия и обозначение действий сложения и вычитания; таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка. Обучающиеся должны уметь: считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок); решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычита­ ния,   а   также   задачи   на   нахождение   числа,   которое   на   несколько   единиц   больше   (меньше) данного. 2 класс Обучающиеся должны знать: названия и последовательность чисел от 1 до 100; названия компонентов и результатов сложения и вычитания; – – – правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); названия и обозначение действий умножения и деления; таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка. Обучающиеся должны уметь: – – – – – – – – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более слож­ ных – письменно; находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрываю­ щие конкретный смысл умножения и деления; чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка; находить длину ломаной, состоящей из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника). 3 класс Обучающиеся должны знать: – названия и последовательность чисел до 1000; названия компонентов и результатов умножения и деления; – правила порядка выполнения действий в выражениях в 2—3 действия (со скобками и без них); – таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка. 8 Обучающиеся должны уметь: читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100; выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000; выполнять проверку вычислений; вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них); решать задачи в 1 – 3 действия; находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата). – – – – – 4 класс             Нумерация – – – Обучающиеся должны знать: названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); – как   образуется   каждая   следующая   счетная   единица (сколько единиц  в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), назва­ ния и последовательность классов. Обучающиеся должны уметь: читать,   записывать   и  сравнивать  числа  в   пределах миллиона; записывать результат сравне­ ния, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно); – представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых. Арифметические действия – понимать конкретный смысл каждого арифметического действия. – – – Обучающиеся должны знать: названия   и   обозначения   арифметических  действий, названия компонентов и результата каж­ дого действия; связь   между  компонентами   и   результатом   каждого действия; основные   свойства   арифметических   действий     (переместительное   и   сочетательное   свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения); – правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не со­ – держащих их; таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и  деления. Обучающиеся должны уметь: записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них); находить  числовые  значения  буквенных  выражений вида а ± 3, 8 • r, b :2, a ± b, c • d, k   : nпри заданных числовых значениях входящих в них букв; выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к дей­ ствиям в пределах 100; выполнять   письменные   вычисления   (сложение   и   вычитание   многозначных   чисел,   умножение   и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений; решать    уравнения    вида    х ± 60 = 320,     125 + х = 750, 2000 – х = 1450, х – 12 = 2400, х : 5 =  420,  600 : х = 25 на основ< взаимосвязи между компонентами и результатами действий решать  задачи в 1 – 3 действия. Величины – иметь   представление   о   таких   величинах,   как   длина,   площадь,   масса,   время,   и   способах   их измерений.  Обучающиеся должны знать: – единицы  названных величин,  общепринятые  их  обозначения, соотношения между  единицами каждой из этих величин; связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др. – Обучающиеся должны уметь: 9 – – – – находить  длину  отрезка,  ломаной,   периметр  многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); находить  площадь  прямоугольника  (квадрата),   зная длины его сторон; узнавать время по часам; выполнять   арифметические  действия   с   величинами (сложение и вычитание значений вели­ чин, умножение и деление значении величин на однозначное число); – применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами. Геометрические фигуры – иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отре­ зок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треуголь­ ник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус). Обучающиеся должны знать: – – – – – – виды углов: прямой, острый, тупой; виды треугольников:   прямоугольный,   остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равно­ бедренный, разносторонний; определение прямоугольника (квадрата); свойство противоположных сторон прямоугольника. Обучающиеся должны уметь: строить заданный отрезок; строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся Особенности организации контроля по математике Текущий контроль  по математике можно осуществлять как в  письменной, так и в  устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме  самостоятельной работы или  математического диктанта. Работы для текущего контроля   состоят  из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется все­ сторонняя   проверка   только   одного   определенного   умения   (например,   умения   сравнивать   нату­ ральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический  контроль по математике в начальной школе проводится в основном в  пись­ менной   форме.  Для   тематических   проверок   выбираются   узловые   вопросы   программы:   приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются   знания   табличных   случаев   сложения,   вычитания,   умножения   и   деления.   Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5­6 минут урока. Итоговый контроль по матема­ тике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифме­ тические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала от­ дельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем вы­ водится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Оценивание письменных работ В  основе  данного  оценивания   лежат  следующие  показатели:   правильность  выполнения   и объем выполненного задания. Ошибки: – вычислительные ошибки в примерах и задачах; 10 – – – – – – – ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий; неправильное   решение   задачи   (пропуск   действия,   неправильный   выбор   действий,   лишние действия); не решенная до конца задача или пример; невыполненное задание; незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимо­ стей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; неправильный выбор действий, операций; неверные вычисления  в случае, когда цель задания ­ проверка вычислительных умений и навы­ ков; – пропуск   части   математических   выкладок,   действий,   операций,   существенно   влияющих   на получение правильного ответа; несоответствие   пояснительного  текста, ответа  задания,  наименования  величин  выполненным действиям и полученным результатам; несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам. неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкла­ док; неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; – – – Недочеты: – – наличие записи действий; – нерациональный прием вычислений. – Не доведение до конца преобразований. – – неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; – Оценивание устных ответов отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:  правильность, обоснованность,  самостоятельность, полнота. неправильный ответ на поставленный вопрос; неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; Ошибки: – – – при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения. Недочеты: – – при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; его; неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; – – медленный  темп выполнения задания, не являющийся  индивидуальной  особенностью школь­ ника; неправильное произношение математических терминов. – За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За   неряшливо   оформленную   работу,   несоблюдение   правил   каллиграфии   оценка   по   математике снижается на один балл, но не ниже «3». Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо»)  – уровень выполнения  требований  выше удовлетворительного:  использо­ вание дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному 11 материалу;   незначительные   нарушения   логики   изложения   материала;   использование   нерацио­ нальных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно»)  – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учеб­ ному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному мате­ риалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному   материалу;   нарушение   логики;   неполнота,   нераскрытость   обсуждаемого   вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Оценка письменных работ по математике. Работа, состоящая из примеров «5» – без ошибок. «4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки. «3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки. «2» – 4 и более грубых ошибки. • • • • Работа, состоящая из задач «5» – без ошибок. «4» – 1 – 2 негрубые ошибки. «3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки. «2» – 2 и более грубых ошибки. Комбинированная работа • • • задаче. быть верным. • «5» – без ошибок. «4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в «3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен «2» –  4 грубых ошибки. • • • • • • • • Контрольный устный счет «5» – без ошибок. «4» – 1 – 2 ошибки. «3» – 3 – 4 ошибки. «2» – более 3 – 4 ошибок. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)   Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма   оценочного   суждения   позволяет   раскрыть   перед   учеником   динамику   результатов   его учебной  деятельности,  проанализировать  его возможности  и прилежание.  Особенностью сло­ весной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация ус­ пешных   результатов   и   раскрытие   причин   неудач.   Причем   эти   причины   не   должны   касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.  2. Магнитная доска.  3. Персональный компьютер.  4. Наборы счётных палочек.  5. Наборы муляжей овощей и фруктов.  6. Набор предметных картинок.  7. Наборное полотно.  12 8. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный  параллелепипед, пирамиду, цилиндр.  9. Демонстрационная оцифрованная линейка.  10. Демонстрационный чертёжный треугольник.  11. Демонстрационный циркуль.  12. Палетка 13. Моро М.И., Волкова С.И.,Степанова С.В. Математика. Комплект таблиц для начальной  школы: 1 класс. 14. Волкова С.И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 2 класс. 15. Волкова С.И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 3 класс. 16. Волкова С.И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 4 класс. 17. Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс (Диск CD­ROM), авторы С.И Волкова,  М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.   18. Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс (Диск CD­ROM), авторы  С.И Волкова, С.П. Максимова. Список литературы Литература для учащихся: 1.  Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика:  Учебник: 1 класс: В 2 ч.: Ч.1. /М.:  Просвещение, 2011 – 127с  2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч.: Ч.2. /М.:  Просвещение, 2011 ­ 118с 3. Моро М.И., Степанова С.В.,  Волкова С.И. Математика:  Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч.1. /М.:  Просвещение, 2012 – 96с 4. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч.2. /М.:  Просвещение, 2012 – 112с 5. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика:  Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч.1. /М.:  Просвещение, 2013 – 98с 6. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика:  Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч.2. /М.:  Просвещение, 2013 – 125с 7. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч.1. /М.:  Просвещение, 2014 – 96с 8. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч.2. /М.:  Просвещение, 2014 – 112с 9. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч.: Ч.1. /М.: Просве­ щение, 2011 – 80с   13 10. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч.: Ч.2. /М.: Просве­ щение, 2011 – 80с  11. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.: Ч.1. /М.: Про­ свещение, 2012 – 80с 12. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.: Ч.2. /М.: Просве­ щение, 2012 – 80с 13. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.: Ч.1. /М.: Просве­ щение, 2013 – 80с 14. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.: Ч.2. /М.: Просве­ щение, 2013 – 80с 15. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.: Ч.1. /М.: Просве­ щение, 2014 – 80с 16. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.: Ч.2. /М.: Просве­ щение, 2014 – 80с 17. Волкова С.И. Математика: Контрольно­измерительные материалы 1 класс.  ./М.:ВАКО,2011 – 96с. 18. Волкова С.И. Математика: Контрольно­измерительные материалы 2 класс./М.:ВАКО,2012 – 96с.           19. Волкова С.И. Математика: Контрольно­измерительные материалы 3 класс./М.:ВАКО,2013 – 96с. 20. Волкова С.И. Математика: Контрольно­измерительные материалы 4 класс.  ./М.:ВАКО,2014 – 96с. Пособия для учителя: 21. Ситникова Т.Н., Яценко И.В. Поурочные разработки по математике 1 класс «Школа Рос­ сии» /М .: «ВАКО», 2011 – 464с. 22. Ситникова Т.Н., Яценко И.В. Поурочные разработки по математике 2 класс «Школа Рос­ сии» /М .: «ВАКО», 2012 – 480с. 23. Ситникова Т.Н., Яценко И.В. Поурочные разработки по математике 3 класс «Школа Рос­ сии» /М .: «ВАКО», 2013 – 448с. 24. Ситникова Т.Н., Яценко И.В. Поурочные разработки по математике 4 класс «Школа Рос­ сии» /М .: «ВАКО», 2014 – 464с.                                                                                      14

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2018