ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 1-4 классов
Тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2005) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Она разделена на три программы: программа для 1-4 классов, 5-9 классов и 9-10 классов.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 68 или 102 часов в год.
Для прохождения программы по физическому воспитанию в учебном процессе в начальной школе предлагается использовать следующие учебники.
Уровень программы |
Программа |
Тип классов |
Кол-во часов |
Учебники |
Базовый |
Авторская |
1-4 |
2 |
Лях, В. И. Мой друг физкультура: 1-4 кл. - М.: Просвещение, 2005 |
Углубленный |
Авторская |
1-4 |
3 |
Лях, В. И. Мой друг физкультура: 1-4 кл. - М.: Просвещение, 2005 |
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго полугодия второго класса (или раньше в соответствии с решением педагогического совета школы). Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.
По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре в 1-4 классах
№ п/п |
Вид программного материала |
Количество часов (уроков) |
|||
Класс |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
Базовая часть |
78 |
78 |
78 |
78 |
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока |
|||
1.2 |
Подвижные игры |
18 |
18 |
18 |
18 |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
18 |
18 |
18 |
1.4 |
Легкоатлетические упражнения |
21 |
21 |
21 |
21 |
1.5 |
Кроссовая подготовка |
21 |
21 |
21 |
21 |
2 |
Вариативная часть |
24 |
24 |
24 |
24 |
2.1 |
Подвижные игры с элементами баскетбола |
24 |
24 |
24 |
24 |
Уровень подготовки обучающихся
В результате освоения содержания программного материала учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть предусмотренного образовательным минимумом уровня развития физической культуры.
Учащиеся должны знать:
- об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
- о способах и особенностях движений, передвижений;
- о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
- о причинах травматизма на занятиях физической культуры. Учащиеся должны уметь:
- выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;
- выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;
- взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физической культурой.
По окончании начальной школы обучающиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания,
способы саморегуляции и самоконтроля
Естественные основы
1-2 классы. Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.
1-4 классы. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
Социально-психологические основы
1-2 классы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.
3-4 классы. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с изменением амплитуды.
Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования физических качеств.
Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля
1-2 классы. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения.
Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений.
Тестирование физических способностей.
Подвижные игры
1—4 классы. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность.
Гимнастика с элементами акробатики
1-4 классы. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц.
Легкоатлетические упражнения
1-2 классы. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость. Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.
3-4 классы. Понятия: эстафета, темп, длительность бега; команды «Старт», «Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на уроках.
Учащиеся должны уметь демонстрировать:
Физические способности |
Физические упражнения |
Мальчики |
Девочки |
Скоростные |
Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с |
6,5 |
7,0 |
Силовые |
Прыжок в длину с места, см |
130 |
125 |
Сгибание рук в висе лежа, кол-во раз |
5 |
4 |
|
К выносливости |
Бег 1000 м |
Без учета времени |
|
К координации |
Челночный бег 3 х 10 м, с |
11,0 |
11,5 |
Аттестация учащихся планируется по четвертям с учетом результатов текущих оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы.
Задачи
физического воспитания учащихся 1—4 классов направлены:
- на укрепление здоровья учащихся, улучшение осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выработку устойчивости, приспособленности организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
- овладение школой движений;
- развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей;
- выработку представлений об основных видах спорта;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к одноклассникам, умения взаимодействовать с ними в процессе общения, занятий.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре в 1-4 классах Вариант II
№ п/п |
Вид .программного материала |
Количество часов (уроков) |
|||
Класс |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
Базовая часть |
52 |
52 |
52 |
52 |
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока |
|||
1.2 |
Подвижные игры |
14 |
14 |
14 |
14 |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
12 |
12 |
12 |
12 |
1.4 |
Легкоатлетические упражнения |
14 |
14 |
14 |
14 |
1.5 |
Плавание |
12 |
12 |
12 |
12 |
2 |
Вариативная часть |
16 |
16 |
16 |
16 |
2.1 |
Подвижные игры |
6 |
6 |
6 |
6 |
2.2 |
Гимнастика с элементами акробатики |
2 |
2 |
2 |
2 |
2.3 |
Легкоатлетические упражнения |
6 |
6 |
6 |
6 |
2.4 |
Плавание |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Всего: |
68 |
68 |
68 |
68 |
1 |
Подвижные игры |
20 |
20 |
20 |
20 |
2 |
Гимнастика с элементами акробатики |
14 |
14 |
14 |
14 |
3 |
Легкоатлетические упражнения |
20 |
20 |
20 |
20 |
4 |
Плавание |
14 |
14 |
14 |
14 |
1-4 классы. Плавательные упражнения для освоения в водной среде. Техника движений рук, нок при плавании способом кроль на груди, кроль на спине. Согласование работы рук, ног с дыханием при плавании кролем на груди, кролем на спине. Плавание одним из способов 25 метров.
Игры на воде. Знания о физической культуре: названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов обучения, влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.