Пояснительная записка
Цели.
Учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Задачи:
коррекция и развитие познавательной деятельности;
личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
формированием умений планировать свою деятельность;
осуществлять контроль и самоконтроль.
Общая характеристика учебного курса.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся
к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются
абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные
части и другие предметнопрактические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся учатся оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с
предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами
предметов, но и с числами, поэтому уроки математики оснащаются как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для
каждого ученика.
76
В младших классах формируется у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и
чисел, измерению величин. Это осуществляется при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании
увлекательных для детей ситуаций. Одним из важных приемов обучения математике используются сравнения, так как большинство
математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Его усвоение возможно только при условии овладения способами
нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации
и дифференциации, установлении причинноследственных связей, между понятиями. Используется не менее важный прием — материализация,
т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными используемыми
методами обучения применяются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся.
Поэтому на уроках математики в младших классах учим детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводим
хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметнопрактической деятельности и действий с числами.
Базисный учебный план по программе составляет 172 часов в год, 5 часов в неделю, согласно календарному планированию на 20162017 уч.
Место учебного предмета в учебном плане
1я четверть 41ч, 2я четверть 39ч , 3я четверть 51ч , 4я четверть 41ч
Нумерация
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток(повторение)
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток(повторение)
Сложение
Вычитание
Умножение и деление
Сотня
Сложение и вычитание без перехода через десяток
77
Числа, полученные при счёте и при измерении
Деление на равные части. Деление по содержанию.
Взаимное положение геометрических фигур на плоскости
Порядок арифметических действий.
Повторение Личностные результаты :
Результаты освоения математики и система оценки
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
78
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты: Минимальный уровень усвоения учебного материала
: знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке;
понимать смысла арифметических действий сложения и вычитания, знать названия компонентов
сложения, вычитания ; знать переместительное свойство сложения ; знать порядок действий в примерах в
два арифметических действия; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени
,стоимости и их соотношения; называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года; знать
различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур; откладывать, используя счетный
материал, любые числа в пределах 100; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания
чисел в пределах 100; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные
при измерении одной мерой; определять время по часам хотя бы одним способом; пользоваться
календарем для установления порядка месяцев в году; решать, составлять, иллюстрировать изученные
простые арифметические задачи; решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью
учителя); различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, узнавать, называть, чертить,
моделировать взаимное положение фигур без вычерчивания; чертить прямоугольник (квадрат) с помощью
чертежного треугольника на бумаге (с помощью учителя).
Достаточный уровень
: знать числовой ряд 1—20 в прямом и обратном порядке; усвоить смысл арифметических действий сложения и
79
вычитания; знать переместительное свойство сложения ; знать порядок действий в примерах в 2х арифметических действия; знать
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; знать порядок месяцев в году, номера
месяцев от начала года; знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур; знать названия элементов
четырехугольников. считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 3, 4, в пределах 20;
откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 20; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания
чисел в пределах 20, таблицу умножения и деления . Система оценки
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и
итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов
Отметка «5» ставится ученику, если он:
дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметнопрактическими
действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в
пространстве;
80
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить
последовательность работы.
«4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но:
при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух,
опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи,
объяснению выбора действий; с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в
пространстве, по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающего внимание ученика на существенных
особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет
допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
«3» ставится ученику, если он:
при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их
применять;
производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя
или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов
выполнения.
«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя,
других учащихся.
81
Письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных
контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение
геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными – это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: во втором полугодии I класса до 2535 минут,
во IIIII классах до 25 – 40 минут При оценке письменных работ учащихся по математике грубой ошибкой следует считать: неверное
выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение
правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур. Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе
списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи,
правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний,
которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
«5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
«4» ставится, если в работе имеются 23 негрубые ошибки.
«3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы с негрубыми ошибками,
правильно выполнена большая часть других заданий.
«2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
«5» ставится, если все задания выполнены правильно.
«4» ставится, если допущены 12 негрубые ошибки.
«3» ставится, если допущены 12 грубые ошибки или 34 негрубые.
82
«2» ставится, если допущены 34 грубые ошибки и ряд негрубых.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей,
объемов и т.д., задач на измерение и построение и др.):
«5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
«4» ставится, если допущены 12 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно
точно. «3» ставится, если не решена одна из двухтрех задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение
выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур
буквами.
«2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность
построения геометрических фигур.
«1» ставится, если не решены задачи на вычисление, получены неверные результаты при измерениях, не построены заданные геометрические
фигуры.
2. Итоговая оценка умений и навыков
1. За учебную четверть (кроме первой четверти первого класса) и за год знания. Умения и навыки учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.
3. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика,
устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений
больше (>), меньше (<), равно
Содержание учебного предмета
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование
при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное
свойство сложения (практическое использование).
Нумерация чисел в пределах 100.получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Разложение полных
двузначных чисел на десятки и единицы .Числовой ряд 1100. присчитывание , отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4.Срвнение
в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда
.Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков , единиц.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряди соответствующие случаи вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Таблица умножения числа
2.Деление на равные части .Таблица деления на 2.Название компонентов и результата деления в речи учителя. Таблица умножения чисел 3,4,5,6
и деления на 3,на 4. на 5, на 6 равных частей в пределах 20.Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
83
вычитания.
Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи
Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена
Скобки .Действия 1 и 2й ступени .Соотношение : 1р.=100к.
Простые арифметические задачи нахождение суммы и остатка.
Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа
Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины. Соотношение
Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.
Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели. Единицы времени минута, месяц, год.
Овал.
бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.
1м=100см Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного.
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
№ Содержательные линии
Колво
час
Тематическое планирование
Коррекционноразвивающие задачи
Педагогические средства,
технологии решений
коррекционных задач
1
Нумерация в пределах 100
Развитие зрительного и слухового гнозиса.
Метод повтора с применением
Формирование зрительно простр.ориентировки на
основе числового ряда..
предметных ассоциаций
Сложение и вычитание в пределах
20
Формирование логического сочетания практических
действий с умственными.
Индивидуальный подход
к учащимся
84
Развитие зрительного восприятия.
Развитие долговременной памяти
Формирование зрительного гнозиса
Умножение и деление в пределах
20
Единицы измерения длины, весы,
времени
Текстовые задачи( простые и
составные)
Развитие долговременной памяти
Элементы игровых технологий
Формирование зрительного гнозиса
Развитие долговременной и образной памяти.
Упражнения на развитие высших психических функций
Развитие зрительного восприятия
Развитие образного мышления.
Элементы игровых технологий
Развитие речи.
2
3
4
5 6
7
Геометрический материал
Развитие зрительного гнозиса
Элементы дифференцированного подхода
Развитие слухового и зрительного восприятия
Сложение и вычитание в пределах
100
Развитие мелкой моторики
Развитие слуховой памяти.
формирование слухового восприятия
Развитие долговременной памяти
Элементы игровых технологий
85 Учебно методическое и материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
В.В.Эк Математика, учебник для 3го класса издательство "Просвещение". 2016г.
М. Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике», Москва «Просвещение», 1997 год.
Материальнотехническое обеспечение учебного предмета «Математика» предполагает использование:
учебнометодических комплексов
дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного
обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, и
другие средства;
демонстрационного материала
―
измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, циркули,
транспортиры, наборы угольников, мерки);
демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел;
видеофрагментов и другие информационные объекты (изображения, аудио и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики;
настольных развивающих игр;
игры развивающего характера.
•
•
•
•
•
•
•
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.