Пояснительная записка
Цель: коррекция и развитие познавательных процессов детей: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, устной речи,
мелкой моторики.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых : обогащение чувственного познавательного опыта на
основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи,
нацеленное на развитие психических процессов памяти. мышления, речи. воображения.
задачи:
формирование положительного отношения к школе, к учёбе;
расширение общего кругозора;
совершенствование различных характеристик произвольного вниманияобъёма, устойчивости, переключения и распределения для
формирования умения внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, безошибочно действовать по образцу;
развитие зрительной и слуховой памяти для формирования умения удерживать определённое количество условий в процессе
деятельности при зрительном и слуховом восприятии;
развитие логического мышления интеллектуальных операций сравнения, анализа, синтеза, а также более сложных мыслительных
операций: умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;
развитие умения формулировать свои суждения , умозаключения, доказательства, расширения словарного запаса;
развитие мелкой моторики.Общая характеристика учебного курса
Коррекционные возможности предмета, как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития у учащихся процессов
анализа, синтеза, сравнения, обобщения; исправления недостатков двигательной сферы; воспитания у учащихся учебной мотивации.
Младший школьный возраст важнейший период формирования жизненного ресурса ребёнка, этап становления его социальности,
освоения общественных отношений. обогащение мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для
детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается
статистическими данными, не является охваченным дошкольным воспитанием. а значит до школы ребёнок не получил квалифицированную
коррекционную поддержку. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют
необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их
дефекта, состоянием здоровья, индивидуальнотипологические особенности.
Основными принципами построения предлагаемого курса являются:
сочетаемость с действующим курсом учебных предметов( математики, русского языка, чтения, развития устной речи, рисование, СБО)
расширение и обогащение этого курса системой содержательнологических заданий, ограничено связанных с программой , возрастом и
особенностями детей и направленных на развитие внимания, восприятия, воображения, памяти. мышления;
использование форм и методов, адекватных новому, расширенному содержанию курса.
В курс включены задания, отобранные из педагогической и психологической литературы отечественных и зарубежных авторов и
переработанные с учётом особенностей и возможностей детей. Основной вид деятельности на развивающих занятиях игра. Это вызвано тем,
что игра остаётся ведущей деятельностью для данной категории детей. У умственноотсталых детей часто не наблюдается положительного
отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.Предлагаемые детям задания выполняются лучше и быстрее
под влиянием игровой мотивации. Кроме того, игра снимает психическое и физические перегрузки, что очень важно, учитывая быструю
утомляемость умственноотсталых детей.Место учебного предмета в учебном плане.
Базисный учебный план по программе 68 часа в год, 2 часа в неделю, но согласно календарному графику на 20162017уч.год получается
68 часов.
1я четверть 17ч, 2я четверть 16 ч, 3я четверть 20 ч. 4я четверть ч
Азбука здоровья
Азбука культуры
Будь внимательным
Пиши красиво
Геометрическая форма
Как решить задачу?
Число и цифра
Читай и запоминай
Путешествие в страну словЛичностные результаты освоения отражают :
Результаты освоения учебного предмета и система оценки.
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.Минимальный уровень: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представления о назначении
объектов изучения; относить изученные объекты к определенным группам (лошадь домашнее животное); называть сходные объекты,
отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; знать
основные правила личной гигиены; иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; выполнять
здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;
знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться); владеть несложными
санитарногигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.); владеть навыками самообслуживания (чистить
одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.); ухаживать за комнатными растениями;
подкармливать птиц, живущих около школы; составлять повествовательный или описательный рассказ из 35 предложений об изученных
объектах по предложенному плану; адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представления о
взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (волк
дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса); знать отличительные
существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных особенностей; быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебнобытовых и
учебнотрудовых задач.
―
проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке; применять сформированные знания и умения при решении
новых учебных, учебнобытовых и учебнотрудовых задач развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам отвечать
и задавать вопросы учителя по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте; выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля),
качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать
замечания, адекватно воспринимать похвалу; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения сдетьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; совершать действия по соблюдению санитарногигиенических
норм; выполнять
Содержание учебного предмета.
В 1м классе занятия строятся по принципу сюжетных игр, разыгрывания сказочных ситуаций. Постепенно, начиная уже с 3го класса.
сюжетных игр становится меньше, большее место занимает самостоятельное выполнение детьми игровых , занимательных заданий с
последующей поверкой и рассуждением вслух. Очень важно , чтобы предлагаемая деятельность осуществляется с интересом и
эмоциональным подъёмом. Для этого проводятся занятия с использованием яркого дидактического материала, в свободных условиях.
Проведение коррекционных занятий отличается рядом специфических особенностей:
каждое задание должно предваряться объяснением;
если задание не под силу ребёнку. необходимо оказать помощь;
с наиболее "трудными" учениками задания можно выполнять повторно через небольшие промежутки времени.
Содержание занятий и методы работы содействуют формированию и развитию тех или иных познавательных процессов детей, положительно
влияют на качество знаний учащихся. Подбор упражнений , заданий и задач осуществляется таким образом, что в процессе их выполнения
формируется произвольное внимание. расширяется его объём и концентрация. учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для их
приёмами зрительного и слухового запоминания, а также сохранения увиденного и услышанного в памяти. Значительно обогащается
словарный запас, формируется умение оформлять в словесной форме свои рассуждения. объяснения, доказательства. Кроме того.
закладываются предпосылки для формирования таких черт характера, как усидчивость, любознательность, самостоятельность.№ Содержательные линии
Колво
час
1
2
Диагностика
Азбука здоровья
3
Азбука культуры
4
Будь внимательным. Число и
цифра
Тематическое планирование
Коррекционноразвивающие задачи
Педагогические средства,
Формирование мотивационной сферы
гигиенического поведения, безопасной жизни,
коррекция и развитие устной речи, расширение
словаря
Коррекция и развитие эмоциональной и
двигательных сфер, формирование этических
представлений, развитие, воображения, творческих
способностей
Коррекция и развитие внимания, слуховой памяти,
мелкой моторики
технологии решений
коррекционных задач
Метод повтора с применением
предметных ассоциаций
Индивидуальный подход
к учащимся
Элементы игровых технологий
Беседа о прочитанном.
Пересказ5
6
7
Узнай меня .Звук и буква
Как решить задачу
Путешествие в страну слов
8.
Читай и запоминай .Слово
9.
Пиши красиво
10. Геометрическая форма предметов
Коррекция и развитие зрительного и слухового
восприятия, фонематических представлений ,
звукового анализа и синтеза
Элементы игровых технологий
Коррекция и развитие нагляднообразного и
словеснологического мышления, развития памяти,
внимания
Метод повтора с применением
предметных ассоциаций
. Коррекция и развитие усттной речи, расширение
активного и пассивного словаря, грамматического
строя, слухового внимания. памяти, мышления
Элементы игровых технологий
Коррекция и развитие оперативной и логической
памяти, словеснологического мышления, внимания,
устной речи
Беседа о прочитанном.
Пересказ
Коррекция и развитие зрительного восприятия,
графических навыков, мелкой моторики кистей рук,
пространственной ориентации
Коррекция и развитие зрительного, слухового и
тактильного восприятия пространственной
ориентации, воображения, произвольного внимания,
мелкой моторики
Метод повтора с применением
предметных ассоциаций
Беседа о прочитанномУчебнометодическое и материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
Комплекс учебной литературы для учащихся и справочные материалы для развития психических процессов.
Материальнотехническое обеспечение учебного предмета «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предполагает
использование:
печатных пособий: комплект наглядных материалов для организации
фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися в 3 классе; учебнометодического комплекса:
комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин,
динамических картин и схем по разделам программы; технических средств обучения; экраннозвуковые пособия: аудиозаписи звуков
окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета; учебно практическое
оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и
элементарных опытов; оборудование для проведения предметнопрактических упражнений ; модели и натуральный ряд: муляжи
фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;
конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные
растения, плоды с/х культур и пр.;
―
―
модель фигуры человека, животных, птиц, рыб;
муляжи фруктов и овощей (комплект);