пояснительные записки

  • Документация
  • docx
  • 05.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

календарно-тематический план

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала пояснительная по кор.docx
Пояснительная записка Цель: коррекция и развитие познавательных процессов детей: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, устной речи, мелкой моторики. Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых : обогащение чувственного познавательного опыта на основе   формирования   умений   наблюдать,   сравнивать,   выделять   существенные   признаки   предметов   и   явлений   и   отражать   их   в   речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти. мышления, речи. воображения. задачи: ­формирование положительного отношения к школе, к учёбе; ­расширение общего кругозора; ­совершенствование   различных   характеристик   произвольного   внимания­объёма,   устойчивости,   переключения   и   распределения   ­для формирования умения внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, безошибочно действовать по образцу; ­развитие   зрительной   и   слуховой   памяти   для   формирования   умения   удерживать   определённое   количество   условий   в   процессе деятельности при зрительном и слуховом восприятии; ­развитие логического мышления ­интеллектуальных  операций сравнения, анализа, синтеза, ­а также более сложных мыслительных операций: умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку; ­развитие умения формулировать свои суждения , умозаключения, доказательства, расширения словарного запаса; ­развитие мелкой моторики.Общая характеристика учебного курса Коррекционные возможности предмета, как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития у учащихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; исправления недостатков двигательной сферы; воспитания у учащихся учебной мотивации. Младший   школьный   возраст   ­важнейший   период   формирования   жизненного   ресурса   ребёнка,   этап   становления   его   социальности, освоения общественных отношений. обогащение мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей,   имеющих   отклонения   в   умственном   развитии,   поскольку   большая   часть   из   них   в   настоящее   время,   что   подтверждается статистическими данными, не является охваченным дошкольным воспитанием. а значит до школы ребёнок не получил квалифицированную коррекционную   поддержку.   Современные   требования   общества   к   развитию   личности   детей,   имеющих   отклонения   в   развитии,   диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состоянием здоровья, индивидуально­типологические особенности. Основными принципами построения предлагаемого курса являются: ­сочетаемость с действующим курсом учебных предметов( математики, русского языка, чтения, развития устной речи, рисование, СБО) ­расширение и обогащение этого курса системой содержательно­логических заданий, ограничено связанных с программой , возрастом и особенностями детей и направленных на развитие внимания, восприятия, воображения, памяти. мышления; ­использование форм и методов, адекватных новому, расширенному содержанию курса. В   курс   включены   задания,   отобранные   из   педагогической   и   психологической   литературы   отечественных   и   зарубежных   авторов   и переработанные с учётом особенностей и возможностей детей. Основной вид деятельности на развивающих занятиях ­ игра. Это вызвано тем, что игра остаётся ведущей деятельностью для данной категории детей. У умственно­отсталых детей часто не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.Предлагаемые детям задания выполняются лучше и быстрее под влиянием игровой мотивации. Кроме того, игра снимает психическое и физические перегрузки, что очень важно, учитывая быструю утомляемость умственно­отсталых детей.Место учебного предмета в учебном плане. Базисный учебный план по программе  68  часа в год, 2 часа в неделю, но  согласно календарному графику на 2016­2017уч.год получается      68 часов. 1­я четверть ­  17ч,          2­я четверть ­  16 ч,        3­я четверть  20 ч.             4­я четверть ­   ч        Азбука здоровья Азбука культуры Будь внимательным  Пиши красиво Геометрическая форма Как решить задачу? Число и цифра Читай и запоминай Путешествие в страну словЛичностные результаты освоения отражают : Результаты освоения учебного предмета и система оценки. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;   формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;   формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;   развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;   овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;   владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;  способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно­пространственной организации;  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;  принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других  людей;   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному  отношению к материальным и духовным ценностям.Минимальный уровень: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представления о назначении  объектов изучения;  относить изученные объекты к определенным группам (лошадь ­ домашнее животное);  называть сходные объекты,  отнесенные к одной и той же изучаемой            группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);  знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость   его выполнения; знать  основные правила личной гигиены; иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;  выполнять  здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;   знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать  на приглашение (давать согласие или отказываться); владеть несложными  санитарно­гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.); владеть навыками самообслуживания (чистить  одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);  ухаживать за комнатными растениями;  подкармливать птиц, живущих около школы; составлять повествовательный или описательный рассказ из 3­5 предложений об изученных  объектах по предложенному плану; адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;  адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.  Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представления о  взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире  относить изученные объекты к определенным группам с учетом  различных оснований для классификации (волк   дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);  знать отличительные  существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и  обществе с учетом возрастных особенностей; быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно­бытовых и  учебно­трудовых задач.  ― проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке; применять сформированные знания и умения при решении  новых учебных, учебно­бытовых и учебно­трудовых задач развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам отвечать  и задавать вопросы учителя по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения,  заинтересовавшем объекте; выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля),  качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать  замечания, адекватно воспринимать похвалу; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения сдетьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; совершать действия по соблюдению санитарно­гигиенических  норм; выполнять Содержание учебного предмета. В 1­м классе занятия строятся по принципу сюжетных игр, разыгрывания сказочных ситуаций. Постепенно, начиная  уже с 3­го класса.  сюжетных игр становится меньше, большее место занимает самостоятельное выполнение детьми игровых , занимательных заданий с  последующей поверкой и рассуждением вслух. Очень важно , чтобы предлагаемая деятельность осуществляется с интересом и  эмоциональным подъёмом. Для этого проводятся занятия с использованием яркого дидактического материала, в свободных условиях. Проведение коррекционных занятий отличается рядом специфических особенностей: ­каждое задание должно предваряться объяснением; ­если задание не под силу ребёнку. необходимо оказать помощь; ­с наиболее "трудными" учениками задания можно выполнять повторно через небольшие промежутки времени. Содержание занятий и методы работы содействуют формированию и развитию тех или иных познавательных процессов детей, положительно  влияют на качество знаний учащихся. Подбор упражнений , заданий и задач осуществляется таким образом, что в процессе их выполнения  формируется произвольное внимание. расширяется его объём и концентрация. учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для их  приёмами зрительного и слухового запоминания, а также сохранения увиденного и услышанного в памяти. Значительно обогащается  словарный запас, формируется умение оформлять в словесной форме свои рассуждения. объяснения, доказательства. Кроме того.  закладываются предпосылки для формирования таких черт характера, как усидчивость, любознательность, самостоятельность.№ Содержательные линии Кол­во  час 1 2 Диагностика Азбука здоровья 3 Азбука культуры 4 Будь внимательным. Число и  цифра Тематическое планирование Коррекционно­развивающие задачи Педагогические средства,  Формирование мотивационной сферы  гигиенического поведения, безопасной жизни,  коррекция и развитие устной речи, расширение  словаря Коррекция и развитие эмоциональной и  двигательных сфер, формирование этических  представлений, развитие, воображения, творческих  способностей Коррекция и развитие внимания, слуховой памяти,  мелкой моторики технологии решений  коррекционных задач Метод повтора с применением  предметных ассоциаций Индивидуальный подход  к учащимся Элементы игровых технологий Беседа о прочитанном. Пересказ5 6 7 Узнай меня .Звук и буква Как решить задачу Путешествие в страну слов 8. Читай и запоминай .Слово 9. Пиши красиво 10. Геометрическая форма предметов Коррекция и развитие зрительного и слухового  восприятия, фонематических представлений ,  звукового анализа и синтеза Элементы игровых технологий Коррекция и развитие наглядно­образного и  словесно­логического мышления, развития памяти,  внимания Метод повтора с применением  предметных ассоциаций . Коррекция и развитие  усттной речи, расширение  активного и пассивного словаря, грамматического  строя, слухового внимания. памяти, мышления Элементы игровых технологий Коррекция и развитие оперативной и логической  памяти, словесно­логического мышления, внимания,  устной речи Беседа о прочитанном. Пересказ Коррекция и развитие зрительного восприятия,  графических навыков, мелкой моторики кистей рук,  пространственной ориентации Коррекция и развитие зрительного, слухового и  тактильного восприятия пространственной  ориентации, воображения, произвольного внимания,  мелкой моторики Метод повтора с применением  предметных ассоциаций Беседа о прочитанномУчебно­методическое и материально­техническое обеспечение образовательного процесса Комплекс учебной литературы для учащихся и справочные материалы  для развития психических процессов. Материально­техническое обеспечение учебного предмета «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предполагает  использование:  печатных пособий: комплект наглядных материалов для организации  фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися в 3  классе; учебно­методического комплекса:  комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин,  динамических картин и схем по разделам программы; технических средств обучения; экранно­звуковые пособия: аудиозаписи звуков  окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;  учебно ­ практическое  оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и  элементарных опытов; оборудование для проведения предметно­практических упражнений ; модели и натуральный ряд: муляжи  фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;  конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные  растения, плоды с/х культур и пр.;  ― ―  модель фигуры человека, животных, птиц, рыб;    муляжи фруктов и овощей (комплект);