Пояснительная записка
по развитию устной речи
Цели:
Направленное исправление дефекта общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи.
Расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Обогащение словарный запас.
Упражнение в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Развитие устной речи» является специфическим для обучения школьников. Занятия по развитию устной речи имеют
интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия,
необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они
получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть,
сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и
закономерности, способствует развитию аналитикосинтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и
уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся
соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель— ствол, трава— куст— дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза— цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих
предметы, их признаки и действия» В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся,
при организации беседы он активизируется, т, е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный
вид речевой деятельности, Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и
впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе
имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее,
исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать
связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется
умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На
экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках
на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать
простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и
сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность,
чувственное восприятие.
Базисный учебный план по программе составляет 68 часов в год, 2 часа в неделю, согласно календарному планированию на 20162017 уч.год
1я четверть ч, 2я четверть ч. 3я четверть ч, 4я четверть ч
получается 68 часов.
Место учебного предмета. Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух
предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом.
Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Времена года
Растительный и животный мир
Мой дом
Одежда
Охрана здоровья
Тематика
Содержание учебного предмета.
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и
животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод,
снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение
фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья,
кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на
зеленый свет светофора. Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки.
Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями
(смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, матьимачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание,
мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног .Повторение.Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и
животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для
наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки
птиц.
Результаты освоения конкретного учебного курса и системы их оценки.
Личностные результаты освоения отражают :
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Минимальный уровень усвоения учебного материала: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь
представления о назначении объектов изучения; относить изученные объекты к определенным группам (корова домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); знать требования к режиму дня
школьника и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены; иметь представления об элементарных
правилах безопасного поведения в природе и обществе; выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу,
проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога; знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на
приглашение (давать согласие или отказываться); владеть несложными санитарногигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы,
расчесывать волосы и т. п.); владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь,
мыть посуду после еды и т. п.); ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы; составлять
повествовательный или описательный рассказ из 35 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватно
взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представления о
взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (волк
дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса); знать отличительные
― существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных особенностей; быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебнобытовых и
учебнотрудовых задач. проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке; применять сформированные знания и умения
при решении новых учебных, учебнобытовых и учебнотрудовых задач развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам
отвечать и задавать вопросы учителя по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте; выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля),
качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания,
адекватно воспринимать похвалу; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно
взаимодействовать с объектами окружающего мира; совершать действия по соблюдению санитарногигиенических норм; выполнять
доступные природоохранительные действия; быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых
и учебнотрудовых задач в объеме программы.
Система оценки.
Проверка знаний проводится на основе повседневных наблюдений за пониманием рассказанного учителем.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися правильность и содержанием прослушанного, выделение главной
мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса , пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по развитию речи .
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в
основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (34 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной
работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть
мотивированной.
Задача проверки заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания
индивидуальной коррекционной помощи. 3 класс:
«5» ставится ученику, если он:
правильно и самостоятельно отвечает на вопрос;
отвечает на вопросы по содержанию ;
рассказывает полно, правильно, последовательно;
«4» ставится ученику, если он:
затрудняется в формулировке ответов;
допускает неточности в ответах на вопросы , но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
«3» ставится ученику, если он:
затрудняется в самостоятельном изложении ;
допускает ошибки ;
отвечает на вопросы и пересказывает материал с помощью наводящих слов учителя;
обнаруживает нетвердое усвоение текста.
«2» ставится ученику, если он:
отвечает на вопросы и пересказывает содержание , искажая основной смысл, не использует помощь учителя.
Тематическое планирование № Содержательные линии
Колво
час
Коррекционноразвивающие задачи
Педагогические средства,
технологии решений
коррекционных задач
Времена года
Развитие слухового восприятия и памяти .
Метод повтора с применением
Растительный и животный мир
Развитие образного мышления..Расширение
кругозора и познавательных интересов детей.
1
2
3 Мой дом
4
5
Одежда
Охрана здоровья
предметных ассоциаций
Индивидуальный подход
к учащимся
Элементы игровых технологий
Индивидуальный и дифференцированный
подход
Формирование образного мышления
самостоятельно разгадывая загадки, соотнеся ответы
с картинками .
Развитие умений пересказывать текст, правильно
передавать содержание прочитанного
.Расширение кругозора и познавательных интересов
детей.
Элементы игровых технологий Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
Е.А.Худенко, Е.С.Останина .Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии, Издательство"Школа".1992
г.
Материальнотехническое обеспечение учебного предмета «Развитие устной речи» предполагает использование:
печатных пособий: комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися ;
мультимедийных программ для обучающих комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем
по разделам программы; технических средств обучения; аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и
презентации по темам учебного предмета; учебно практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр;
оборудование для проведения практических занятий ; оборудование для проведения предметнопрактических упражнений (ножницы, бумага
и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.); модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и
овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.; конструкторы: учебные
принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.