пояснительные записки

  • Документация
  • docx
  • 05.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

календарно-тематический план

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала пояснительная по развитию речи.docx
Пояснительная записка по развитию устной речи Цели: Направленное исправление дефекта общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Задачи. Расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Обогащение  словарный запас. Упражнение в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. Общая характеристика учебного предмета. Учебный предмет «Развитие устной речи» является специфическим для обучения школьников. Занятия по развитию устной речи имеют интегративный   характер,   рассматриваются   как   коррекционные.   У   учащихся   формируются   элементарные   представления   и   понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают   некоторые   представления   о   мире,   который   находится   вне   поля   их   чувствительного   опыта.   Обучение   способности   видеть, сравнивать,   обобщать,   конкретизировать,   делать   элементарные   выводы,   устанавливать   несложные   причинно­следственные   связи   и закономерности, способствует развитию аналитико­синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель— ствол, трава— куст­— дерево), показывается различиемежду видовым и родовым понятием (роза— цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия» В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т, е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности, Она включает  в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным   компонентом   беседы   является   речь   самих   учащихся.   Учитель   руководит   речевой   деятельностью   детей,   активизирует   ее, исправляет ошибки, учит  сосредоточивать внимание  на определенных предметах и явлениях, правильно  наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях   учащиеся   знакомятся   с   предметами   и   явлениями   в   естественной   обстановке;   на   предметных   уроках   ­ на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети  учатся анализировать, находить сходство и  различие,  делать простейшие выводы и обобщения.  Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными   изменениями   в   природе  расширяют   представления   об   окружающем   мире,   развивают   внимание,   наблюдательность, чувственное восприятие.                                  Базисный учебный план по программе составляет  68 часов в год, 2 часа в неделю,   согласно календарному планированию на 2016­2017 уч.год 1­я четверть ­  ч,         2­я четверть     ч.          3­я четверть   ч,          4­я четверть ­     ч получается  68 часов.  Место учебного предмета.Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы. Времена года Растительный и животный мир Мой дом Одежда Охрана здоровья Тематика Содержание учебного предмета. Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев. Школа, пришкольный участок.  Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр. Дом, квартира, домашний адрес. Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье. Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение). Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука. Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Овощи и фрукты. Сравнение. Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения. Комнатные растения.  Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив). Раннецветущие растения. Медуница, мать­и­мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения. Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения. Домашние и дикие животные. Сравнение. Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку. Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. Птицы и насекомые. Сравнение. Охрана здоровья.  Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног .Повторение.Экскурсии, наблюдения и практические работыпо   темам.Ежедневные   наблюдения   за   погодой.   Систематические   наблюдения   за   сезонными   изменениями   в   природе,   жизни   растений   и животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы. Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных. Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц. Результаты освоения конкретного учебного курса и системы их оценки. Личностные результаты освоения отражают : осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;   формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;   формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;   развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;   овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;   владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;  способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно­пространственной организации;  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных  ролей;принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей;   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,  бережному отношению к материальным и духовным ценностям.  Минимальный уровень усвоения учебного материала: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представления о назначении объектов изучения;   относить изученные объекты к определенным группам (корова ­ домашнее животное); называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);  знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены; иметь представления об элементарных правилах   безопасного  поведения   в  природе   и  обществе;     выполнять  здания  под  контролем  учителя,   адекватно  оценивать  свою   работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;   знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать   на приглашение   (давать   согласие   или   отказываться);   владеть   несложными   санитарно­гигиеническими   навыками   (мыть   руки,   чистить   зубы, расчесывать волосы и т. п.); владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть   посуду   после   еды   и   т.   п.);     ухаживать   за   комнатными   растениями;   подкармливать   птиц,   живущих   около   школы;   составлять повествовательный   или   описательный   рассказ   из   3­5   предложений   об   изученных   объектах   по   предложенному   плану;   адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.  Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире  относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк   дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);  знать отличительные ―существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; быть готовыми использовать полученные знания  при решении учебных, учебно­бытовых и учебно­трудовых задач. проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке; применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебно­бытовых и учебно­трудовых задач развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам отвечать   и   задавать   вопросы   учителя   по  содержанию   изученного,   проявлять  желание   рассказать  о   предмете   изучения   или   наблюдения, заинтересовавшем   объекте;   выполнять   задания   без   текущего   контроля   учителя   (при   наличии   предваряющего   и   итогового   контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать   с   объектами   окружающего   мира;   совершать   действия   по   соблюдению   санитарно­гигиенических   норм;   выполнять доступные природоохранительные действия; быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно­бытовых и учебно­трудовых задач в объеме программы.  Система оценки. Проверка знаний  проводится на основе повседневных наблюдений за пониманием рассказанного учителем. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися   правильность и содержанием прослушанного, выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка выставляется на основе специального опроса , пересказу или комбинированного опроса. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по развитию речи . Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3­4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы   вызываются   чаще   других   учащихся   класса,   их   ответы   должны   быть   более   полными.   Каждая   такая   оценка   должна   быть мотивированной. Задача проверки  заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.3  класс:  «5» ставится ученику, если он: ­  правильно  и  самостоятельно отвечает на вопрос; ­ отвечает на вопросы по содержанию ; ­ рассказывает  полно, правильно, последовательно; «4» ставится ученику, если он: ­  затрудняется в формулировке  ответов;  ­ допускает неточности в ответах на вопросы , но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; «3» ставится ученику, если он:  ­ затрудняется в самостоятельном изложении ; ­ допускает ошибки ; ­ отвечает на вопросы и пересказывает материал  с помощью наводящих слов учителя;  ­ обнаруживает нетвердое усвоение текста. «2» ставится ученику, если он: ­ отвечает на вопросы и пересказывает содержание , искажая основной смысл, не использует помощь учителя. Тематическое планирование№ Содержательные линии Кол­во  час Коррекционно­развивающие задачи Педагогические средства,  технологии решений  коррекционных задач Времена года Развитие слухового восприятия и памяти . Метод повтора с применением  Растительный и животный мир Развитие образного мышления..Расширение  кругозора и познавательных интересов детей. 1 2 3 Мой дом 4 5 Одежда Охрана здоровья предметных ассоциаций Индивидуальный подход  к учащимся Элементы игровых технологий Индивидуальный и дифференцированный  подход   Формирование образного мышления  самостоятельно разгадывая загадки, соотнеся ответы с картинками .  Развитие умений пересказывать текст, правильно  передавать содержание прочитанного .Расширение кругозора и познавательных интересов  детей. Элементы игровых технологийУчебно­методическое и материально­техническое обеспечение образовательного процесса Е.А.Худенко, Е.С.Останина .Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии, Издательство"Школа".1992 г. Материально­техническое обеспечение учебного предмета «Развитие устной речи» предполагает использование:  печатных пособий: комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися ; мультимедийных программ для  обучающих комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы; технических  средств обучения;   аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации   по   темам   учебного   предмета;     учебно   ­   практическое   оборудование:   игровой   материал   для   сюжетных   дидактических   игр; оборудование для проведения практических занятий ; оборудование для проведения предметно­практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.); модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей;   гербарии;   модели   фигур   человека,   животных,   растений,   посуды,   бытовых   приборов,   мебели   и   пр.;   конструкторы:   учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;