Пояснительная записка
по развитию устной речи
Цели:
Направленное исправление дефекта общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи.
Расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Обогащение словарный запас.
Упражнение в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Развитие устной речи» является специфическим для обучения школьников. Занятия по развитию устной речи имеют
интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия,
необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они
получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть,
сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и
закономерности, способствует развитию аналитикосинтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и
уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся
соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель— ствол, трава— куст— дерево), показывается различиемежду видовым и родовым понятием (роза— цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих
предметы, их признаки и действия» В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся,
при организации беседы он активизируется, т, е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный
вид речевой деятельности, Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и
впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе
имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее,
исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать
связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется
умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На
экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках
на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать
простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и
сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность,
чувственное восприятие.
Базисный учебный план по программе составляет 68 часов в год, 2 часа в неделю, согласно календарному планированию на 20162017 уч.год
1я четверть ч, 2я четверть ч. 3я четверть ч, 4я четверть ч
получается 68 часов.
Место учебного предмета.Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух
предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом.
Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Времена года
Растительный и животный мир
Мой дом
Одежда
Охрана здоровья
Тематика
Содержание учебного предмета.
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и
животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод,
снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение
фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья,
кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на
зеленый свет светофора.Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки.
Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями
(смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, матьимачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание,
мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног .Повторение.Экскурсии, наблюдения и практические работыпо темам.Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и
животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для
наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки
птиц.
Результаты освоения конкретного учебного курса и системы их оценки.
Личностные результаты освоения отражают :
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Минимальный уровень усвоения учебного материала: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь
представления о назначении объектов изучения; относить изученные объекты к определенным группам (корова домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); знать требования к режиму дня
школьника и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены; иметь представления об элементарных
правилах безопасного поведения в природе и обществе; выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу,
проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога; знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на
приглашение (давать согласие или отказываться); владеть несложными санитарногигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы,
расчесывать волосы и т. п.); владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь,
мыть посуду после еды и т. п.); ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы; составлять
повествовательный или описательный рассказ из 35 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватно
взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представления о
взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (волк
дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса); знать отличительные
―существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных особенностей; быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебнобытовых и
учебнотрудовых задач. проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке; применять сформированные знания и умения
при решении новых учебных, учебнобытовых и учебнотрудовых задач развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам
отвечать и задавать вопросы учителя по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте; выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля),
качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания,
адекватно воспринимать похвалу; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно
взаимодействовать с объектами окружающего мира; совершать действия по соблюдению санитарногигиенических норм; выполнять
доступные природоохранительные действия; быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых
и учебнотрудовых задач в объеме программы.
Система оценки.
Проверка знаний проводится на основе повседневных наблюдений за пониманием рассказанного учителем.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися правильность и содержанием прослушанного, выделение главной
мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса , пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по развитию речи .
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в
основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (34 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной
работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть
мотивированной.
Задача проверки заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания
индивидуальной коррекционной помощи.3 класс:
«5» ставится ученику, если он:
правильно и самостоятельно отвечает на вопрос;
отвечает на вопросы по содержанию ;
рассказывает полно, правильно, последовательно;
«4» ставится ученику, если он:
затрудняется в формулировке ответов;
допускает неточности в ответах на вопросы , но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
«3» ставится ученику, если он:
затрудняется в самостоятельном изложении ;
допускает ошибки ;
отвечает на вопросы и пересказывает материал с помощью наводящих слов учителя;
обнаруживает нетвердое усвоение текста.
«2» ставится ученику, если он:
отвечает на вопросы и пересказывает содержание , искажая основной смысл, не использует помощь учителя.
Тематическое планирование№ Содержательные линии
Колво
час
Коррекционноразвивающие задачи
Педагогические средства,
технологии решений
коррекционных задач
Времена года
Развитие слухового восприятия и памяти .
Метод повтора с применением
Растительный и животный мир
Развитие образного мышления..Расширение
кругозора и познавательных интересов детей.
1
2
3 Мой дом
4
5
Одежда
Охрана здоровья
предметных ассоциаций
Индивидуальный подход
к учащимся
Элементы игровых технологий
Индивидуальный и дифференцированный
подход
Формирование образного мышления
самостоятельно разгадывая загадки, соотнеся ответы
с картинками .
Развитие умений пересказывать текст, правильно
передавать содержание прочитанного
.Расширение кругозора и познавательных интересов
детей.
Элементы игровых технологийУчебнометодическое и материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
Е.А.Худенко, Е.С.Останина .Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии, Издательство"Школа".1992
г.
Материальнотехническое обеспечение учебного предмета «Развитие устной речи» предполагает использование:
печатных пособий: комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися ;
мультимедийных программ для обучающих комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем
по разделам программы; технических средств обучения; аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и
презентации по темам учебного предмета; учебно практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр;
оборудование для проведения практических занятий ; оборудование для проведения предметнопрактических упражнений (ножницы, бумага
и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.); модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и
овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.; конструкторы: учебные
принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;