УРОК: |
Школа: ГУ «СШ № 23 им.М.Козыбаева отдела образования города Костаная» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: |
Имя учителя: Голуб Елена Михайловна |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КЛАСС: 3 «Г» |
Количество |
Количество отсутствующих: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сквозная тема: |
Выдающиеся личности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подраздел: |
Исторические корни Казахстана |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок |
№ 22 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока: |
Мои предки – кипчаки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока: |
- знать, где жили и чем занимались кипчаки; - какой образ жизни они вели; - сравнивать образ жизни, занятия, одежду, язык, внешний облик казахов и кипчаков, находить общее и различное; - образно представлять жизнь кипчаков в форме сценария или ролевой игры. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха |
- Строят высказывания, используя опорные слова. -Представляют полученную информацию. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Языковая |
Учащиеся могут: на основе изучения различных материалов определять образ жизни кипчаков. Предметная лексика и терминология: кипчаки, Кипчакская степь. Серия полезных фраз для диалога/письма. Кипчаки – крупное тюркское племя. Кипчаки – одни из предков казахов. Казахский язык возник на основе кипчакского языка. Обсуждение. Где жили кипчаки? Чем они занимались? Какие виды скота разводили кипчаки? Почему кипчакские лошади высоко ценились в других странах? Какие культуры выращивали кипчаки? Что можно было приготовить из проса? Письмо. Выполнить задание: «Напишите предложенный текст другими словами». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Взаимосвязь с предметами посредством деятельности и содержания: – самопознание – естествознание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
На данном занятии ИКТ не используется.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания
|
Тюрки и их образ жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Временное планирование |
Планируемые мероприятия |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока |
-Сәлеметсізбе балалар! Good morning dear children! I’m glad to see you Здравствуйте дорогие ребята, я рада вас всех видеть. Создание положительного эмоционального настроя: тренинг «Шанырак». Учащиеся становятся в круг под шанырак (кольцо с лентами). Говорят пожелания друг другу. Настрой на работу: Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами Проверка д/з Беседа. На предыдущих уроках мы исследовали страницы истории казахского народа. Что вы узнали о предках казахского народа, изучая различные источники? ( О саках, гуннах, тюрках, их образе жизни, занятиях) Давайте вспомним о роде занятий тюрков. Чем они занимались? Как слово земледелие звучит на каз. и англ. языках? Переведите слово ремесло на каз. и англ. языки. Ok. Very good. - Чтобы определить тему и цели нашего урока, нужно разгадать кроссворд.
1. Название представителя потомков гуннов и предков казахов. 2. Название океана, до которого простирались земли тюрков на востоке. 3. Броня, которая защищала тюркских воинов в бою. 4. Название моря, до берегов которого простирались земли тюрков на западе. 5. Переносное разборное жилище, изобретенное тюрками. 6. Тюркский ремесленник – мастер ковки из металлов. 7. Предшественники тюрков и гуннов, населявших земли современного Казахстана. - Прочитайте ключевое слово. Сформулируйте тему нашего урока. (Наши предки – кипчаки.) По-казахски их называют также кыпшаки. Целеполагание. · Определите цели урока: Учащиеся: - Мы узнаем, как жили кипчаки и чем они занимались. -Мы научимся сравнивать язык, одежду, внешний облик казахов и кипчаков. - Мы узнаем, как жили кипчаки и чем они занимались. ФО «Похвала со стороны учителя» - Откройте учебники на стр. 58. Прочитатйте, совпала ли наша цель с той, которую ставят перед нами авторы учебника? Прочитайте 2-ю цель нашего исследования. Прочитайте ключевые слова нашего урока на русском, казахском и английском языках. - Как вы думаете, какие источники помогут нам достичь цели урока? ( Слово учителя, учебник, компьютер, архивные документы, видеофильмы, карты) Перед вами, ребята, древо казахского народа. Найдите на нем род кыпшаков. ( Показывает ученик) К какому жузу относится род кыпшаков? ( К Среднему) На территории которого мы проживаем. ФО «Приятные слова» - Молодец, отличный ответ; Сегодня ты меня просто удивил.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока |
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ( сопровождается презентацией) Рассмотрите на карте Кипчакскую степь. Она простиралась от Алтайских гор до Дуная. На этой территории сейчас проживает множество народов: казахи, татары, башкиры, кумыки, балкарцы, карачаевцы и др. Все они своими предками считают кипчаков. Рассмотри иллюстрации казахов и кипчаков. Что вы находите общего в одежде кипчаков и в казахском национальном костюме? Есть ли общие черты в облике кипчаков и казахов? (Ответы учащихся.) - Обратимся к следующему источнику знаний – архивным документам. В учебнике – статья, написанная по материалам архивных документов. Изучите её методом инсёрт.
(П) Изучаем документ. Историк пишет: «Лошади кипчаков высоко ценились в других странах. В Индии хороший конь из кипчакской степи стоил 500 динаров – золотых монет». Подумайте, какие качества были у кипчакской лошади, если за нее платили такую высокую цену. Учащиеся. Степные лошади были необычайно выносливыми, неприхотливыми, быстроногими. Путешественник пишет о кипчаках: «Чаще всего у них встречается просо. Им они питаются, в нем заключается их главная еда». Вспомните, какие кушанья можно приготовить из проса. Учащиеся. Из проса казахи готовили пшено, из него – пшенную похлебку. Жареное пшено – тары ели с молоком, маслом. Из пшена мололась мука, приготавливались пресные просяные лепешки – тары табанан. Тары перемалывали и делали толокно – талкан. Одним из изысканных лакомств у казахов считается жент из талкана с сахаром и маслом. Выполнение заданий: Чтобы проверить себя, насколько вы хорошо изучили документ , выполним работу в группах. (ФО) Стратегия «Изучи документ и исправь» ( в группах ) Я вам раздам информационные листы о культуре древних тюрков, в тексте есть 3 фактологические ошибки. Вам нужно прочесть текст, найти ошибки и отметить их. Выполним взаимопроверку. Кто закончил, передайте свой лист другой группе для проверки. Сверьте с правильным текстом. Критерии оценивания: - найдут 3фактологические ошибки в тексте про культуру древних тюрков – отлично Найдут 2 ошибки – хорошо Найдут 1 ошибку – удовлетворительно Не найдут ошибку – плохо (П) Казахский язык возник на основе кипчакского. Сравни слова в таблице и сделай выводы об особенностях кипчакского языка.
В кипчакском языке вместо «с» в словах типа «тас», «бес» произносили «ш»: «таш», «беш». в начале слова вместо «ж» употребляли «й». Проверить, насколько вы хорошо исследовали материал о достижениях тюрков нам поможет тест. Вы ответите на вопросы, а затем сами оцените свои ответы по критериям. 9-10 верно выполненных задания – молодец, отлично 7-8 верно выполненных заданий – хорошо 4-5-6 верно выполненных заданий – удовлетворительно, повтори материал 0--3 верно выполненных заданий – материал усвоен слабо, плохо Тест. 1.Самое многочисленное среди тюркских племён А) саки б) гунны в) кипчаки 2. Где расселялись кипчаки в 11-12 веках? А) Между Тихим океаном и Черным морем Б) Между Алтаем и Дунаем В) Между Азией и Европой 3. Чем занимались кипчаки? А) скотоводством Б) ремеслом В) рыболовстовом 4.Что выращивали кипчаки-земледельцы? А) Рожь, овёс, гречиху Б) Ячмень, пшеницу, просо В) Пшеницу, горох, чечевицу 5. Сколько видов скота разводили кипчаки? А) 3 Б) 2 В) 4 6. В какой стране кипчакские лошади стоили 500 динаров? А) Китай Б) Россия В) Индия 7. Название цифры 7 на кипчакском языке: А) жеті Б) Беш В) Йети 8. Главная еда кипчаков А) просо Б) кумыс В) пшеница 9. Как называется Кипчакская степь? А) Кипчакский каганат Б) Кипчакское ханство В) Дешт – и Кипчак 10. В состав какого жуза вошли кипчакские племена? А) Младшего Б) Среднего В) Старшего ФО – «Карусель» |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока |
Итог урока. Рефлексия. Обратите внимание на доску (на доске изображение лошади). Из урока мы узнали, что кыпчакских коней высоко ценили в других странах за их выносливость неприхотливость, быстроту. У вас на парте картинка война, вам необходимо расположить война так, как они усвоили материал На лошади - все усвоил, могу рассказать соседу. Возле лошади - было понятно, но остались вопросы, которые бы я хотел еще узнать Вдалеке от лошади - не понял, ничего не узнал
Дифференцированное домашнее задание 1. Составить стихотворение. Приём «Диаманта»
2.Составить закрытые и открытые вопросы по изученной теме 3.Нарисовать афишу к спектаклю «Мои предки – кипчаки» |
|
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение
техники безопасности |
Дифференциация осуществляется по сложности заданий, по темпу их выполнения, по поддержке учителя, по домашнему заданию |
В течение урока планируется формативное оценивание по критериям и дескрипторам. Наблюдение учителем и «Словесное оценивание» |
Использование музыкальной физминутки.
|
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|
Цели обучения на уроке были реалистичны. Все учащиеся достигли цели обучения. Этому способствовала правильно проведенная дифференциация. Временные этапы урока были выдержаны должным образом. Отступления от плана урока не было. |
||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: Работа с дополнительными источниками информации.
2: Групповая работа способствовала сплочению коллектива. Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: Установка временных рамок. Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? 1. Этот урок помог увидеть способных учащихся, которые легко выполняют задания учителя; 2. Учащиеся хорошо понимают и анализируют задания.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.