Глава II. Активизация учебно-познавательной деятельности
§1. Дидактические основы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся
Обращение к личности в науках возможно только через деятельность, потому что личность формируется в деятельности, в ней она создает себя.
В учении студентов, основополагающей является учебно-познавательная деятельность.
В целях полной реализации принципа активности в обучении необходимо усовершенствование методов, содержания и форм обучения.
В последние годы в теории и практике обучения многое сделано для практической реализации принципа активности в обучении. Повышение научного уровня учебных программ, создание условий для изучения явлений и процессов не на уровне фактов, которые требуется запомнить, а на уровне проникновения в их сущность, что создает основу для активизации учения подростков.
Поиски путей совершенствования методов обучения связаны с усилением их активизирующего влияния на процесс учения подростков. Особое место в активизации учения студентов отводится самостоятельной работе обучающихся, особенно работе творческого характера.
Основная тенденция в совершенствовании организации форм обучения связана с индивидуальным подходом в обучении, в основе которого лежит учет реальных учебных возможностей обучающихся с целью организации их активной познавательной деятельности.
Различают два вида активности: внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (моторную).
В процессе учения имеет место как тот, так и другой вид активности. Однако, активизация познавательной деятельности обучающихся связана прежде всего с активностью мышления, внешняя (моторная) активность служит здесь главным образом средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающей контроль за ее протеканием.
«Внимательное слушание преподавателя, молчаливое сосредоточение на своих мыслях, пристальное наблюдение за опытом, несмотря на отсутствие внешних проявлений, в действительности является подлинной активностью. Внутренняя активность, сосредоточенность мысли студента могут не иметь внешних, ярких выражений».(Кулыгина Л.С.) [25] Целью обучения является не только овладение обучающимися знаний, умений и навыков, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств – познавательная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлением к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых умений на достижение учебно-познавательной цели. Здесь в комплекте проявляются эмоциональные, интеллектуальные и нравственно-волевые процессы.
Следует отметить, что активность, будучи условием познания, не является врожденной чертой личности - она сама формируется в процессе деятельности. Что касается активности учения, то она формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и проявлением нравственно-волевых качеств подростка, и в то же время сама активность влияет на качество деятельности.
Познавательная активность и ее уровни
2.1. Различные подходы к определению познавательной активности
В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению активности и познавательной активности в частности.
Так, психолог К.А. Альбуханова-Славская, исследуя активность и сознание личности как субъекта деятельности, следующим образом определяет это понятие: «В самом общем виде активность - это присущий личности способ объективизации, самовыражения ( и в деятельности, и в общении, и в жизненном и т.п … ) Личность посредством своей активности находит предметы, условия и ситуации удовлетворения потребностей, регулирует отдельные действия и поступки и определенным образом категорирует, моделирует, преобразует действительность.»(Лернер И.Я.) [27]
Активность в широком смысле слова - это присущий личности способ организации жизни, регуляции и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношения личности к жизни, с одной стороны, и требований к личности общества и обстоятельств – с другой».
Каджаспирова Г.М. и Каджаспиров А.Ю. в педагогическом словаре дают следующую трактовку этому понятию: «Активность личности – деятельностное отношение личности к миру, способность производить общественно – значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявлется в творческой деятельности, волевых актах, общении». (Педагогический энциклопедический словарь)[22]
По мнению Л.С Кулыгиной, активность в широком смысле слова – присущий личности способ организации жизни, регуляции и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны и требований к личности общества и обстоятельства с другой».(Кулыгина Л.С.) [25]
Кроме того, одни психологи и педагоги отождествляют понятия «активность» и «деятельность», и определяют одно понятие через второе. Другие с ними не согласны.
По мнение М.В. Деминой понятие «активность» шире понятия «деятельность», ибо оно присуще всему материальному миру, а деятельность характеризует лишь часть материального мира. Этого же мнения придерживаются Шамова Т.И., Абасов З.А. и др.(Абасов З.А..) [1]
В педагогической литературе можно встретить различные подходы к определению познавательной активности. Н.А. Половникова рассматривает познавательную активность как готовность (т.е. способность и стремление) к энергичному овладению знаниями. Л.П. Аристова – как проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлением. В.А. Низимов - как волевое состояние, характеризующее усиленную познавательную работу личности.
До сих пор нет единого понимания сущности, содержания и объема познавательной активности.
Одни рассматривают ее как деятельность (М.И. Лисицына, Г.М. Каджаспирова и А.Ю. Каджаспиров, Е.В. Коротаева, Р.С. Черкасов), а другие как качество, личностное образование (Г.И. Щукина, Л.С. Кулыгина, З.А. Абасов).
Существует еще один подход к определению сущности познавательной активности, о котором говорит Т.И. Шамова. Она считает, что эти два подхода нельзя отрывать друг от друга, познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат. Мы считаем, что её подход является наиболее общим и в дальнейшем будем придерживаться определения познавательной активности, данного Т.И. Шамовой.(ШамоваТ.И..) [24]
Познавательная активность - это:
- Во-первых, повышенная интеллектуальная ориентировочная
реакция к
изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности.
- Во-вторых, ряд последовательных
и взаимосвязанных умственных действий
обучающихся (или самостоятельных, или вслед за действиями педагога),
направленных на достижение определенного
познавательного результата.
Сущность познавательной активности.
Познавательная активность обучающихся обеспечивается тем, что развитие процесса учения удовлетворяет и закрепляет такие значимые для сучащихся потребности как:
• потребность в новых знаниях,
• потребность в творчестве,
• потребность в самоутверждении,
• потребность пережить чувство успеха,
• потребность в общении с товарищами и преподавателям.
Физиологической основой познавательной активности является
рассогласование между данной ситуацией и прошлым опытом.
В момент активного познания подросток ставит новые вопросы к содержанию изучаемого материала, формулирует проблему, настойчиво ищет новые способы ее решения. При этом для различных учеников характерна различная степень ее интенсивности в активном познании.
Но понять - еще не значит познать. Знание приобретает смысл, пройдя через деятельность.
В связи с этим выделяют следующие этапы познавательной активности:
• порождение проблемы,
• формулирование мыслительной задачи,
• ее решение,
• обоснование найденного решения.
Познавательная активность обусловливает интенсивность и характер протекания учения. Она формируется и проявляется в познавательной деятельности.
Познавательная активность всегда связана с получением нового познавательного результата. Она совершается на всех этапах познания, начиная с непосредственного восприятия конкретной действительности.
Само сознание неразрывно связано с действием; сознание - это определенное отношение к действительности, которое определяется в деятельности.
Познавательная активность выражается в психологической и практической готовности обучающегося к поиску цели учения, ситуации и действий, ведущих к её достижению.
Уровень активности отражает меру включенности подростка во взаимодействие с содержанием обучения, опосредованным взаимодействием с преподавателем.
Уровень активности, прежде всего, зависит от степени рассогласования между наличной ситуацией и прошлым опытом.
2.2.Уровни познавательной активности
Согласно Т.И. Шамовой, можно выделить следующие уровни познавательной активности учащихся.
1..Воспроизводящая
активность характеризуется
стремлением ученика
понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами их
применения по образцу.
Критерием этого уровня активности может служить стремление понять изучаемое явление, которое проявляется на занятии в обращении к преподавателю с вопросом; в практической деятельности по выполнению заданий педагога; систематическому выполнению домашних работ. Этот уровень активности отличается неустойчивостью волевых усилий студента. Характерным показателем первого уровня активности является отсутствие у обучающегося интереса к углублению знаний, проявляющееся в отсутствии вопросов типа «Почему?».
При организации воспроизводящей деятельности педагог пользуется объяснительно иллюстративным методом преподавания, что и обеспечивает воспроизводящую деятельность.
2.Интерпретирующая активность характеризуется в стремлении обучающихся к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явлений, желанием познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Критерием оценки сформированности этого уровня активности будет являться наличие у обучающегося стремления узнать у педагога или из других источников причину возникновения явления, проявляющегося в постановке вопросов типа «Почему?», умение объяснить самому природу возникновения явления, объяснить их взаимосвязь, умения применить знания в изменой ситуации, где образец нужно узнать, и для этой цели необходимо самому провести предварительные преобразования с учебным материалом.
Характерным показателем второго уровня познавательной активности является большая устойчивость полевых усилий, которая проявляется в том, что студент стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Сущность деятельности педагога, стремящегося развить познавательную активность на втором уровне, связана с использованием информационно-поисковых методов обучения, что и обеспечивает частично-поисковой характер деятельности обучающегося.
3.Творческий уровень активности характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязи, но и найти для этой цели новый способ. На этом уровне студенты проявляют стремление применить знания в новой ситуации, т.е. произвести перенос знаний и способов деятельности в условиях, которые до сих пор не были известны.
Критерием сформированности третьего уровня познавательной активности может служить интерес ученика к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и процессов, к самостоятельному поиску решения проблем, возникших в процессе познавательной и практической деятельности. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивости в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Третий уровень активности обеспечивает возбуждение высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, и новой информацией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.