Конспект открытого занятия НОД (экспериментирование)
«Крахмал и его свойства; приготовление киселя»
Задачи образовательной области «Познание»:
Развивать познавательные интересы детей в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности. Познакомить детей со способом выделения крахмала из картофеля. С лечебными свойствами картофеля. С некоторыми свойствами крахмала. Способствовать развитию диалогической речи, развивать умение формулировать выводы. Закрепить счет до 10. Образование относительных прилагательных.
Словарная работа: выделить, крахмал, кисель, сироп, йод, картофельный, кукурузный, соевый, рисовый.
Материалы и оборудование: разрезная картинка с изображением картофеля, пластиковые контейнеры, пластиковые стаканы, глубокая чашка, одноразовые ложки, марля, крахмал, варенье без ягод, вода, чайник, терка, цветная тарелка, прозрачная емкость, бутылки с водой, картофель цельный, картофельные ломтики, колбаса вареная пластики, йод, пипетка, крышки из под контейнеров.
Предварительная работа: (на утренней беседе) я вам сегодня принесла разрезную картинку, соберите ее и назовите, что на ней изображено.
(2 человека собирают картинку и называют, что на ней нарисован картофель)
Да, это картофель. Для чего нам нужен картофель?
Правильно, его употребляют в пищу, а еще из него можно выделить крахмал. Крахмал это такое вещество, которое содержится в картофеле. Мы с вами попробуем сейчас получить крахмал.
(Натираю картофель на мелкой терке в чашку, затем откидываю полученную массу на марлю и отжимаю сок. Обратить внимание детей, что сок из картофеля, тут же начал темнеть).
- Что я сделала?
А сейчас мы оставим на некоторое время сок, полученный из картофеля, и после посмотрим, что получилось.
Ребята, вот этой кашицей из тертого картофеля можно вылечить ожоги и незаживающие раны, а водичкой (соком) полощут полость рта и глотку при воспалительных процессах.
Ход деятельности:
(дети стоят около воспитателя)
- Ребята, что мы с вами делали сегодня до завтрака?
Давайте посмотрим, что получилось (аккуратно сливаю сок из тарелки)
- Что вы видите на дне тарелки?
- Это серое вещество и есть крахмал, давайте поставим его около батареи, чтобы он быстрее высох.
- Из чего мы получили крахмал? Значит он какой? (картофельный крахмал), а если из кукурузы? Из риса? Из сои?
- Мы с вами сейчас будем проводить опыты, исследовать крахмал, определять его свойства, но сначала помойте тщательно руки и пройдите за свои места.
Опыт № 1: не имеет вкуса
- У вас на столах в контейнерах насыпан крахмал, макните пальчик и попробуйте на вкус. Какой вкус у крахмала? (не имеет вкуса)
- Правильно, крахмал не имеет вкуса (выставляю карточку)
Опыт № 2: не имеет запаха
- Возьмите немного крахмала в руку и понюхайте его, имеет запах? (не имеет)
- Правильно, крахмал не имеет запаха (выставляю карточку)
Опыт № 3: при нажатии скрипит
- Потрите крахмал пальчиками, что вы чувствуете? (скрипит при надавливании) (выставляю карточку)
Опыт № 4: не растворяется в воде
- Налейте из бутылок воду в стакан, положите ложку крахмала и размешайте, что вы видите? (вода стала мутной). Как вы думаете, растворится крахмал в воде?
- Чтобы это узнать отодвиньте стаканы в сторону и в течение работы будем наблюдать.
- А скажите-ка мне ребята, какие напитки дают вам в детском саду(…)
Мы сейчас попробуем приготовить кисель в группе. (Опыт проводит воспитатель). Для этого нужно развести ложку крахмала в холодной воде (развожу). Затем приготовить сироп из варенья (навожу сироп). Сироп наливаем в чайник и включаем. Вода закипела, наливаем ее в крахмал и тщательно размешиваем. Посмотрите, что произошло? (крахмал загустел).
Вот так наши повара готовят нам вкусный, сладкий кисель. Кисель немного остынет, и мы попробуем его на вкус.
- Сейчас посмотрите на стаканы, в которых размешивали крахмал, что вы видите? (крахмал не растворился), (выставляю карточку)
- Сейчас я вам покажу, как можно определить есть ли крахмал в продуктах. Возьмите ломтики картофеля, а я капну на них по капельке йода (капаю).
- Какого цвета йод (коричневый). Понаблюдайте минутку и скажите, что же произошло (йод сменил цвет, стал темно-фиолетовый).
- Как вы думаете, почему йод изменил цвет? (йод сменил цвет, потому что в картофеле есть крахмал)
- Сейчас возьмите по ломтику колбасы, я капну на нее капельку йода, понаблюдайте что произойдет? (…). Что можно сказать? (…)
Рефлексия: Вам понравилось наше занятие? Чем? Что мы нового узнали сегодня?
- А сейчас попробуем на вкус наш кисель.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.