Познавательно - творческий проект для детей средней группы «Дверь скорее открывай, принимай наш урожай и здоровье укрепляй!»
Оценка 5

Познавательно - творческий проект для детей средней группы «Дверь скорее открывай, принимай наш урожай и здоровье укрепляй!»

Оценка 5
docx
28.01.2023
Познавательно - творческий проект для детей средней группы «Дверь скорее открывай, принимай наш урожай и здоровье укрепляй!»
урожай.docx

Познавательно - творческий проект для детей средней группы «Дверь скорее открывай, принимай наш урожай и здоровье укрепляй!»

Разработала воспитатель  Т. А. Сироткина

Вид проекта: познавательно- творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный (10.10-16.12.2022)

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Актуальность:

    Дети среднего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться. Чтобы помочь детям классифицировать овощи и фрукты, познакомить их со свойствами и местом их произрастания, был выбран метод проектов. В игровом проекте дети знакомятся с такими свойствами: цвет, форма, величина, польза, место произрастания. Умение детей классифицировать, сравнивать и обобщать способствует умственному развитию детей. Дополнение и закрепление знаний детей о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах или фруктах.

Продукт проекта: оформление выставки поделок из овощей и фруктов, презентации.

Предполагаемый результат:

- Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.

- Расширение знаний о пользе овощей, фруктов, ягод.

- Становление речи.

- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

Цель: обобщить и расширить знания детей об овощах и фруктах через разные виды деятельности, формировать знания о витаминах, их пользе для здоровья человека и о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах.

Задачи проекта:

- Выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе;

- Расширить представления детей об овощах и фруктах, грибах, ягодах их полезных свойствах, развивать сенсорные навыки детей, их познавательный интерес, речь;

- Сформировать исследовательские способности в процессе изучения;

- Дать представление о пользе овощей и фруктов.

- Развивать творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки.

 

Этапы реализации:

1.Подготовительный:

Формулирование темы проекта, его актуальности, его целей, задач.

Подборка материалов, необходимых для создания и проведения проекта.

2. Основной:

2.1 Беседы на тему:

 «Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

«Огород-огород, очень много с ним хлопот»

Цель: расширять знания детей о смене времен года, формировать понятия "овощи", воспитывать уважение к труду взрослых.

«Осенний урожай»

Цель: развитие речевых навыков; расширение  знаний об овощах, фруктах, ягодах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность;

«Чем полезны овощи, ягоды и фрукты»

     Цель: систематизировать и расширить знания об овощах, фруктах, ягодах их разнообразии; познакомить детей с понятием « витамины», раскрыть их значение для здоровья человека;

«Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»

1.     «Овощи»

2.     «Ягоды и фрукты»

      Цель: формировать представление детей о наличии витаминов в овощах, фруктах и продуктах питания; закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов в жизни человека; воспитывать у детей заботу о своём здоровье

«Урожай земли Нижегородской-грибы»

       Цель: познакомить детей с лесными грибами, почему грибы называют съедобные и несъедобные, как надо обращаться с грибами.

«Урожай земли Нижегородской- злаковые»

       Цель: расширять знания детей о злаковых культурах, растущих в Нижегородском крае, о том какие продукты из них готовят и о их  пользе  для человека. Дать знания о том, как хлеб к нам на стол пришел. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей выращивающих хлеб.

«Урожай земли Нижегородской-овощи»

Цель: расширять знания детей о овощах, растущих в Нижегородском крае, о том какие блюда из них готовят и о их  пользе  для человека.

«Урожай земли Нижегородской- фрукты»

Цель: расширять знания детей о фруктах, растущих в Нижегородском крае, о том какие блюда из них готовят и о их  пользе  для человека.

«Урожай земли Нижегородской- ягоды»

Цель: расширять знания детей о ягодах, растущих в Нижегородском крае, о том какие блюда из них готовят и о их  пользе  для человека.

 

2.2 Дидактические игры:

«Грибная полянка»

Цель: Продолжать учить распознавать и называть грибы: подберёзовик, подосиновик, белый гриб, лисички, маслята, опята. Закреплять названия деревьев: дуб, осина, берёза, сосна, ель.

 

 

 «Какие части растений мы едим».

Цель: упражнять в классификации овощей (что съедобно – корень или плоды на стебле).

«Чудесный мешочек»

Цель: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь.

«Собираем урожай»

Цель: способствовать развитию умения детей классифицировать овощи, фрукты, ягоды и выделять их признаки.

«Фермерская ярмарка»

Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни посредством правильного, здорового питания. Способствовать формированию умения отбирать полезные продукты, готовые блюда  и составлять из них меню на завтрак, обед, ужин. Закрепить умение обосновывать свой выбор.

«Варим суп и компот»

      Цель: формировать знания детей о овощах, фруктах, ягодах и грибах, умение классифицировать и пользоваться обобщающими понятиями. Развивать навыки правильного питания, как составную часть здорового образа жизни.

«Зимние заготовки»

Цель: закреплять знания детей о дарах природы. Познакомить с разными видами заготовок овощей, ягод и грибов. Способствовать развитию творческих способностей, умения мыслить, анализировать.

«Назови одним словом»

      Цель: формировать умение классифицировать фрукты, овощи, ягоды и грибы;   

«Что где растёт»

      Цель: формировать знания детей о фруктах,  овощах, ягодах и грибах; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.

Домино «Фрукты и ягоды»

Цель: формировать знания названий фруктов и ягод; пополнять словарный запас; способствовать развитию внимания, памяти.

«Что лишнее»

       Цель: способствовать развитию мышления, зрительного внимания, формировать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

«Угадай по описанию»  

       Цель: расширять знания об овощах, фруктах, ягодах  грибах и злаковых растениях.

Разрезные картинки «Сложи правильно»

       Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

«Щи, да каша – пища наша!» (готовим национальные блюда)

        Цель: познакомить воспитанников с традиционной в русской кухней, детей потребность в рациональном питании,  культуру общения в процессе совместной деятельности

Игра – демонстрация «Из чего готовят соки»

     Цель: формировать знания детей из чего готовят соки и чем они полезны для здоровья.

2.3 Чтение художественной литературы

Стихи: Ю. Тувим «Овощи»э, «Тыква», «Морковка», «Лук»; Н. Носов «Огурцы», «Огородники»; В. Зотов «Царство грибов», Я. Тайц «По грибы», В. Катаев «Грибы», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», А. Ремизов «Хлебный колос», Л.Н. Толстой «Косточка»,    И. Беляков «Морковь», Э. Островская «Картошка», В. Шапунова «Подсолнух»; РНС «Пых», «Мужик и медведь».

Частушки «Витаминная радуга» - Разговор о здоровье и правильном питании стр71

2.4 Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

«За грибами в лес идем»

Цель: создание условий для активной, творческой, игровой деятельности.

«Магазин. Хлеб»

Цель: Учить творчески отражать в игре полученные знания. Продолжать учить развивать сюжет и замысел игры. Учить отражать в игре труд пекарей.

2.5 Продуктивная деятельность

Рисование: «Загадки с грядки», «Урожай осени», «Грибы на поляне».

Лепка: «Овощи и фрукты», «Грибная поляна»

Аппликация: «Яблоки и груши», «Помидор и огурец», «Подсолнухи».

Конструирование: «Дорога к урожаю», «Корзина для грибов», «Грузовая машина для урожая».

2.6 Рассматривание альбомов  «Как к нам хлеб на стол пришел», «Урожай земли Нижегородской- злаковые», «Урожай земли Нижегородской- овощи», «Урожай земли Нижегородской- фрукты», «Урожай земли Нижегородской- грибы»

Показ презентаций: «Овощи», «Фрукты», «Витамины с грядки», «Самые полезные продукты».

2.7Наблюдения

Наблюдения:

- за солнцем, цветами на клумбе (рассмотреть растения на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом, уточнить с детьми, почему цветущих растений почти не стало);

- за облаками, птицами, насекомыми, дождем, за листопадом.

- за деревьями и кустарниками. Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Подвести детей к выводу о том, что деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме.

 

2.8 Подвижные игры:

-«Овощи и фрукты»

-«Солнышко и дождик»

-«Кто быстрее соберёт урожай»

 

Взаимодействие с родителями:

1. Консультация для родителей «Правильное питание», «Овощи и фрукты в рационе ребенка»

2. Оформление выставки «Дары осени».

3. Оформление книжек- самоделок «Дары осени»

3. Заключительный:

Выставка детских работ, выставка поделок из овощей и фруктов, изготовленных родителями и детьми. Оформление стенгазеты «Вот она какая наша осень»

Результативность проекта

-в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;

-на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;

-появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;

-большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

-обогатились знания детей о витаминах содержащихся в овощах, ягодах и фруктах их пользе для здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по лепке в средней группе

«Овощи и фрукты»

  Программное содержание:

   Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки.
Закрепить прием приглаживания.
Лексическая работа: познакомить детей с понятием «ярмарка»; подбор относительных прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус овощей.
Воспитывать у детей уважение к труду, самостоятельность.

   Подготовка к занятию:

   Рассматривание с детьми разные овощи, пение песни «Собираем урожай»

    Материалы:

    Пластилин, дощечка, стека, овощи: огурец, помидор, капуста, морковь, свекла, репа

    Организация детей и методика проведения занятия:

     1 часть:

   - Ребята, наступило время, когда овощеводы и дачники собрали свой богатый урожай овощей. Излишки урожая они повезли на овощную ярмарку. Кстати, вы знаете, что такое «ярмарка»? Это специально отведенное место, куда съезжаются колхозники со своим урожаем. Ярмарка обычно проводится осенью, чтобы люди заготовили овощи на долгую зиму. - Мы с вами тоже должны заготовить овощи в детский сад на зиму, чтобы повара готовили нам вкусную еду, поэтому тоже отправляемся на ярмарку. - Но так как мы с вами еще не работаем, и у нас нет денег, то я думаю, что мы сможем приобрести овощи за интересные загадки, которые мы будем загадывать продавцам. Пожалуйста, начинайте загадывать.

 Загадки про овощи:

Круглый бок, желтый бок,                      

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(Репка)

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Внизу красно, вверху зелено,

В землю вросло.

(Свекла)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи.

(Капуста)

 - А теперь, ребята, давайте внимательно рассмотрим овощи, которые мы купили. Обведите их пальчиками по контуру, и скажите, какой формы ваши овощи?

 помидор, лук - круглые;

 огурец-овальный;

морковь – удлиненная.

   -Напомните, пожалуйста, какого цвета ваши овощи?

Помидор – красный;

огурец – зеленый;

морковь – оранжевая;

 лук - коричневый.

капуста - зеленая

   -Правильно вы все сказали, ребята, молодцы. Только этих овощей недостаточно для всего детского сада, зима ведь длинная. Как быть? /Слепить еще/.

Физминутка "Овощи"

Мы капусту рубим, рубим,                (движения ребром ладони вверх-вниз)

Мы морковку трем, трем.                  (движения ладонями вперед-назад)      

Мы морковку солим, солим,             (круговые движения пальцами)            

Мы морковку жмем, жмем.              (сжимание ладоней в кулачки)                  

 - А сейчас, ребята, давайте будем сажать наш огород

                          (самостоятельная деятельность детей)

  2 часть:

  Индивидуальная работа с детьми:

  Инд. Показ на материале педагога;

  Дополнительное рассматривание образцов.

  3 часть:                                                         

    - Теперь я предлагаю выставить ваши вылепленные овощи на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всех и почему?                                              

Спасибо вам за работу.

 

Загадки, используемые в работе над проектом.

Закадки о фруктах

Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его … .
(Лимон)

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран,
В тропиках растет … .
(Банан)

Он оранжевый, приятный,
Вкусный, запах ароматный.
Сходим быстро в магазин,
Купим круглый … .
(Апельсин)

Что за фрукт лежит на блюде?
Мы его все очень любим,
Очень важный господин,
Золотистый … .
(Мандарин)

Очень радует всех нас
С твердой кожей … .
(Ананас)

 

Все они растут на ветке,
Любят взрослые и детки!
С них запекают пироги…
И как зовут их? … .
(Яблоки)

Загадки об овощах

 

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … !
(Капуста)

 

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом … .
(Картошка)

 

Кругла да гладка,
Откусишь – сладка.
Засела крепко
На грядке … .
(Репка)

 

Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке … .
(Кабачок)

Кто в земле укрылся ловко?
Это рыжая … .
(Морковка)

 

Вот зеленый молодец.
Он зовется … .
(Огурец)

 

Он на солнце греет бок,
Дарит нам томатный сок.
Любят люди с давних пор
Красный, спелый … .
(Помидор)

 

В огороде вырастала,
Под дождями мокла,
Созревала-созревала
И созрела … .
(Свёкла)

 

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … .
(Лук)


 

Беседа «Чем полезны овощи и фрукты?»

Цель: формировать знания о пользе овощей и фруктов.
Ход беседы:

Овощи очень полезны, потому что в них много витаминов. Например, в моркови есть витамин А, который помогает детям расти и укрепляет зрение. В сладком перце есть витамин С, который оберегает детей от простуды. У человека, который съел мясо, прибывают силы, потому что в мясе много белка. Горох и фасоль называют растительным мясом — они тоже богаты белком. Чеснок и лук убивают вредных бактерий и помогают нам бороться с болезнями. Помидоры и огурцы можно встретить в любом доме, в них тоже много витаминов. Ну а картофель, конечно же, известен всем. Из него делают вкусное картофельное пюре. В картофеле много крахмала. А ещё есть на свете овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. Для того, чтобы увидеть и даже попробовать плоды этого растения, не надо отправляться в дальние страны и забираться в неведомые джунгли. Этот овощ знают все и его можно увидеть на любом огороде — это тыква. Любопытно ещё и то, что тыква — родственница арбузов и дынь. Они все вместе растут на бахче. В переводе с другого языка «бахча» означает сад, но сад этот необычный. Здесь не растут плодовые деревья и кустарники, зато всё огромное поле занято арбузами, дынями и тыквами, и они, развалившись, лежат прямо на земле, зреют и дожидаются своего часа — сбора урожая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей
«Овощи и фрукты в рационе ребёнка».

Свежие фрукты, ягоды, овощи и зелень выгодно отличаются от других продуктов. Они относительно бедны жирами (0,5—0,6%) и белками (1—5%), но содержат широкий комплекс витаминов и минеральных веществ, большое количество углеводов и ряд других соединений, необходимых для нормального роста и развития детского организма.

Еще одно из достоинств свежих овощей, фруктов и ягод — высокое содержание пектиновых веществ и пищевых волокон, нормализующих процессы пищеварения. Попадая в желудочно-кишечный тракт, они обволакивают вредные вещества и предохраняют слизистую оболочку от воздействия различных микробов и токсинов. А пищевые волокна (клетчатка) способствуют развитию полезной микрофлоры в кишечнике и регулируют продвижение пищи по пищеварительному тракту. Но все полезно в меру. При беспорядочном употреблении свежих фруктов, ягод и овощей организм получает избыточное количество пищевых волокон. В результате резко ускоряется прохождение пищи через кишечник и у ребенка может начаться диарея.

Лучше всего кормить малышей овощами и фруктами, выращенными в собственных садах и огородах. В этом случае можно быть уверенным, что они не содержат вредных для ребенка веществ. Но меню детского рациона нередко приходится пополнять и за счет продуктов, купленных на рынке. Для того, чтобы не ошибиться в выборе, хорошо бы иметь специальные тесты на наличие нитратов и бытовые приборы для проверки на радиацию. Известны случаи, когда даже на колхозных рынках обнаруживались зараженные продукты. Приобретая овощи или фрукты, нет смысла отдавать предпочтение самым отборным, красивым и крупным плодам. Прекрасный товарный вид может свидетельствовать как раз о том, что они выращены с использованием химических удобрений. Иной раз мелкие размеры и изъяны, придающие неприглядный вид, являются косвенным доказательствам их экологической чистоты. От плохой экологии никуда не денешься, в любой местности может оказаться зараженными и земля, и вода, и воздух.

Чем толще кожура у плодов, тем больше в них грубой клетчатки, которая очищает организм. Поэтому не всегда стоит обрезать их жесткую оболочку. Красивые заморские яблоки стоит почистить, потому что их для лучшей сохранности обрабатывают химическими средствами. А отечественные детям надо есть обязательно с кожурой.

Взрослые часто навязывают детям свои вкусовые пристрастия. Они привыкли к сладкому, и кислый плод кажется им невкусным. Ребятишки с неизвращенным вкусом с удовольствием едят смородину или крыжовник. Эти ягоды полезны в натуральном виде, со шкурками и семечками. Ребенку первого года они тоже не повредят, но надо отбирать самые спелые и мягкие плоды.

Лесные ягоды – черника, брусника и земляника – содержат целый букет полезных веществ. Они заслужено считаются лечебными и особенно полезны ослабленным детям, а также страдающим диабетом и ожирением. Какой бы сладкой ни была, скажем, черника, для диабетиков она не опасна, так как содержит фруктозу, которая хорошо усваивается при этом заболевании. А земляника вовсе не страшна для детей-аллергиков, как это принято считать. Просто каждый новый растительный продукт надо давать сначала маленькими порциями. С одного года до 3 лет по чайной ложке, потом – по столовой. Если на следующий день у малыша на коже не появилась сыпь, не расстроился желудок, нет тошноты, не покраснели щечки, нет шелушения на руках и ногах, то на следующий день можно дать порцию побольше, на третий день при отсутствии реакции добавить еще одну, а уже потом – сколько он захочет.

Обычно считается, что в свежевыжатых соках больше витаминов, чем в самих плодах. Действительно, в соках они содержатся в более концентрированном виде. Исключение составляет витамин С, который большей счастью разрушается под воздействием воздуха и света, как бы быстро ни готовились соки в домашних условиях.

В соках гораздо меньше и других полезных компонентов, необходимых для детей – минеральных веществ, пектинов, пищевых волокон. Они обычно содержатся в оболочке и прилегающей к ней мякоти. Поэтому в детском питании соки должны равномерно чередоваться с цельными плодами и ягодами.

Мамам всегда хочется продлить фруктово-ягодное изобилие, поэтому они консервируют для детей и фрукты, и ягоды, и овощи. У каждой имеется и свой рецепт, и свой секрет. В вареньях, пюре, ягодах, измельченных с сахаром, как правило, остается большинство витаминов и минеральных веществ, но витамин С сохранить полностью не удается. Надо избегать длительного воздействия на смесь трех вредных для витамина С факторов – света, воздуха и тепла.

Протирать плоды для консервирования надо быстро, маленькими порциями, обязательно в эмалированной посуде деревянной ложкой. Затем их следует сразу же переложить в стерилизованную банку, плотно ее закрыть и поместить в холодное темное место. Для ребенка полезней, если в пюре кладется как можно меньше сахара. В варенье максимум витамина. С сохраняется в пятиминутке. Самым лучшим способом сохранения компонентов в плодах остается глубокая заморозка. Нельзя лишать детей с аллергическими проблемами или каким-то неблагополучием в работе желудочно-кишечного тракта удовольствия есть свежие фрукты и ягоды. В этих случаях их надо слегка обработать, например, фрукты чуть запечь, а ягоды обдать кипятком.

Для ребенка можно приготовить кисель. Сначала нужно отжать ягоды и, закрыв их крышкой, поставить на холод. Затем отварить выжимки в кипятке, процедить и заварить в них крахмал. Не следует использовать готовый концентрат киселя, в котором есть добавки, способные вызвать дополнительные проблемы у малышей. Перед тем, как дать кисель ребенку, в готовую остывшую массу надо добавить отжатую мякоть плодов.

Также нужно использовать полноту ассортимента овощей и готовить из них для ребенка разнообразные салаты и всевозможные овощные блюда. Хорошо, если малыш постоянно грызет морковку или репку, которые укрепляют его жевательный аппарат и очищают его пищеварительный тракт. Но в этом их значительно превосходит капуста. Капуста активно освобождает организм от «мусора». Однако детям не стоит давать капустные кочерыжки и толстую, мясистую часть листьев, так как именно в этих частях накапливаются нитраты.

Помидоры, огурцы принесут больше пользы, если они выращены в огороде, а не на гидропонике. Детей раннего возраста не следует кормить помидорами. После 3 лет уже можно, но некоторое время надо счищать шкурку. Огурцы можно есть всем малышам вместе с кожицей.

Черная редька также обладает целебными свойствами. Она содержит грубую клетчатку, фитонциды, дезинфицирующие кишечник, и массу витамина С. В старину соком редьки лечили простудные заболевания. Однако у маленьких детей редька может вызвать повышенное газообразование, поэтому им лучше давать ее сок, и приучать к нему постепенно, начиная с 1 чайной ложки. Начиная с 5 лет, из натертой редьки можно делать салаты.

Для малышей должно стать привычкой есть как можно больше зелени. Она замечательно нормализует работу желудка и кишечника, помогает избавиться от метеоризма.  С 3 лет в детский рацион можно добавлять чеснок – сначала растолченный, потом мелко нарезанный. Репчатый лук, в отличии от чеснока, способен накапливать из почвы вредные вещества. Для детей надо выбирать тот, у которого хорошо сохранена плотная шелуха. В сыром виде малышам лучше давать зеленый лук, который надо очень тщательно мыть, особенно у основания, где скапливается грязь.

Перед приготовлением овощи следует тщательно вымыть (при сильном загрязнении их моют щеткой). Кожуру снимают тонким слоем, т.к. в наружных частях максимальное количество витаминов и минеральных веществ. Очищенные, а тем более нарезанные овощи нельзя оставлять на длительное время в воде (даже до 1 часа), происходит вымывание витаминов. Очищенные овощи лучше варить на пару. Варить следует под крышкой и только до готовности, не переваривая. Так картофель, капуста, морковь варятся не более 25-30 минут, свекла 1-1,5 часа. Овощное пюре протирают в горячем виде и доводят до кипения, масло добавляют после снятия с огня. Не используйте картофель с зеленоватой окраской, в нем содержится соланин - ядовитое вещество.

Что на грядке?

Помните, как в стихотворении Юлиана Тувима «Вот овощи спор завели на столе — кто лучше, вкусней и нужней на земле...» Как вы думаете, все ли дары огорода одинаково полезны? Давайте подробно рассмотрим некоторые овощи, фрукты и ягоды, наиболее популярные среди садоводов-огородников.

Морковь.

Источник провитамина А (бетакаротина). Также богата витамином. С, калием и железом. Детям с 4—5 месяцев дают морковный сок, а затем добавляют этот корнеплод в овощное пюре. Чтобы достичь максимального усвоения бетакаротина, морковное пюре желательно давать с растительным маслом или со сметаной.

Свекла.

Богата органическими кислотами, калием, магнием, кальцием и железом. Кроме того, она отличается высоким содержанием углеводов и клетчатки. Но из-за высокого содержания красящих веществ свекольные блюда следует очень осторожно вводить в детский рацион не ранее 9—10 месяцев.

Огурцы.

Эти овощи еще называют носителями экологически чистой жидкости. Ведь огурец на 95% состоит из воды и растворенных в ней минеральных веществ и витаминов. В них содержатся ферменты, способствующие усвоению белков животного происхождения. Поэтому салат из огурцов полезно сочетать с мясными блюдами. А с 6 месяцев ребенку можно давать полумалосольный ломтик свежего огурца (им удобно чесать зубки).

Томаты (помидоры).

Содержат мало клетчатки и много пектиновых веществ и органических кислот. Отличаются высоким содержанием железа, калия, витамина. С и провитамина А. Сок из свежих помидоров можно давать детям с 5—6 месяцев. А с 8—9 месяцев в овощное пюре можно добавлять свежие томаты, предварительно очищенные от кожицы.

Картофель.

Молодой картофель является ценным источником витаминов группы В, а также Р и С. Но из-за того, что содержит слишком много крахмала, особой пользы не приносит детям. С 4—5 месяцев ребенку можно давать картофельное пюре.

Капуста.

Богата солями фосфора, калия, железа, витаминами РР и С и содержит большое количество сахаров при относительно низком содержании крахмала. В детском питании, как правило, используется белокочанная и цветная капуста. С 6—7 месяцев ребенку можно давать пюре, сок и отвар из свежей капусты. Кроме того, квашеная белокочанная капуста хорошо сохраняет витамин С и уже с 1—1,5 лет ее можно вводить в детский рацион.

Зелень.

В зелени петрушки, укропа, зеленого лука, щавеля, сельдерея и чеснока содержатся фитонциды, обладающие антимикробными свойствами. Употребление в пищу таких продуктов показано для профилактики респираторных заболеваний и дезинфекции ротовой полости ребенка. Уже с 8—9 месяцев зелень необходимо добавлять в детскую еду. Лишь при употреблении щавеля нужно соблюдать осторожность. В нем содержится много щавелевой кислоты и давать его детям следует очень осторожно. То же самое касается и блюд, приготовленных с его содержанием: щи, рагу.

Смородина.

Отличается высоким содержанием минеральных солей, органических кислот и сахаров. Кроме того, эта ягода (особенно черная) — одна из самых богатых витамином С. Но до 8 месяцев давать ее детям в свежем виде не рекомендуется. А вот сок и компот из смородины можно предлагать малышам уже с 6—7 месяцев.

Слива.

Слива, алыча, вишня, черешня, крыжовник содержат довольно много легкоусвояемых сахаров, калия, каротина, железа, органических кислот, растительных волокон и пектиновых веществ. Сок и пюре из этих ягод можно давать детишкам начиная с 6—8 месяцев.

Клубника, малина.

Клубника, земляника, малина богаты витамином С, клетчаткой и содержат много сахаров. Но эти ягоды обладают выраженным аллергенным действием, поэтому давать их детям следует с большой осторожностью и потому вводить их в рацион малыша следует не ранее 9—10 месяцев.

Яблоки.

Содержат много сахаров, пектина, железа, витамина С и яблочной кислоты. Наиболее богаты витамином С и железом кислые сорта яблок (особенно антоновка). Яблочная кислота усиливает выделение пищеварительных соков, улучшает двигательную функцию кишечника и тем самым ускоряет процессы пищеварения. Кроме того, яблочная кислота благотворно действует на обмен жиров и уменьшает содержание холестерина в крови. 

Помните! Аллергическая реакция бывает не только врожденной, но и приобретенной. Ежегодно меняется состав почвы, воды, используемой для полива, экологическая обстановка и многие другие факторы. Даже если в прошлом году ребенок мог без ущерба для здоровья съесть целую тарелку смородины, в начале нового сезона будьте аккуратны.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Познавательно - творческий проект для детей средней группы «Дверь скорее открывай, принимай наш урожай и здоровье укрепляй!»

Познавательно - творческий проект для детей средней группы «Дверь скорее открывай, принимай наш урожай и здоровье укрепляй!»

Беседы на тему: « Осенние хлопоты человека »

Беседы на тему: « Осенние хлопоты человека »

Какие части растений мы едим»

Какие части растений мы едим»

Игра – демонстрация «Из чего готовят соки»

Игра – демонстрация «Из чего готовят соки»

Взаимодействие с родителями: 1

Взаимодействие с родителями: 1

Конспект занятия по лепке в средней группе «Овощи и фрукты»

Конспект занятия по лепке в средней группе «Овощи и фрукты»

Напомните, пожалуйста, какого цвета ваши овощи?

Напомните, пожалуйста, какого цвета ваши овощи?

Что за фрукт лежит на блюде?

Что за фрукт лежит на блюде?

Любят люди с давних пор Красный, спелый …

Любят люди с давних пор Красный, спелый …

Консультация для родителей «Овощи и фрукты в рационе ребёнка»

Консультация для родителей «Овощи и фрукты в рационе ребёнка»

Обычно считается, что в свежевыжатых соках больше витаминов, чем в самих плодах

Обычно считается, что в свежевыжатых соках больше витаминов, чем в самих плодах

Начиная с 5 лет, из натертой редьки можно делать салаты

Начиная с 5 лет, из натертой редьки можно делать салаты

Картофель. Молодой картофель является ценным источником витаминов группы

Картофель. Молодой картофель является ценным источником витаминов группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2023