Одним из важнейших направлений государственной политики страны в современных условиях является патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. История волгоградской земли богата различными примерами служения Отечеству, гражданского долга, проявления мужества. Знание истории своего края, его героического прошлого способствует воспитанию у дошкольников чувства ответственности за свои поступки и за будущее своей малой Родины и страны в целом. Краеведение расширяет кругозор дошкольников, повышает общую культуру детей, приобщает к творческой деятельности.Познавательно-исследовательский проект для дошкольников по воспитанию патриотизма и любви к Родине
Познавательнотворческий проект «Моя Родина Россия»
Автор работы: Калинина Марина Николаевна, воспитатель МОУ д/с №
310
Мы не мыслим себя без России.
Мы живём с ней судьбою одной.
И вдыхаем и веру, и силу,
От земли, нам навеки родной.
От земли, неподвластной забвенью,
В наших песнях и радость, и грусть.
И обязаны мы вдохновеньем
Лишь тебе, наша матушкаРусь.
Л. Глебов
Одним из важнейших направлений государственной политики страны в
современных условиях является патриотическое воспитание. Основные цели,
задачи и направления этой деятельности были сформулированы в программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 2021
годы».
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь
к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с
окружающим, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Это сложное чувство, которое возникает еще в дошкольном детстве, и именно
тогда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и
формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим
ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.История волгоградской земли богата различными примерами служения
Отечеству, гражданского долга, проявления мужества. Знание истории своего
края, его героического прошлого способствует воспитанию у дошкольников
чувства ответственности за свои поступки и за будущее своей малой Родины и
страны в целом. Краеведение расширяет кругозор дошкольников, повышает
общую культуру детей, приобщает к творческой деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ
Цели работы:
Закрепить знания детей о природе России, символике, о русском
национальном костюме, о русских народных сказках, потешках.
Воспитывать в детях любовь к своей Родине. Вызвать чувство
восхищения красотой русской природы, талантом русского народа.
Задачи:
Воспитывать чувство любви, гордости за свою Родину. Прививать
любовь к малой родине. Расширять знания о родном городе Волгограде, его
достопримечательностях.
Воспитать гражданскопатриотические чувства через изучение
государственной символики России;
Формировать нравственнопатриотические качества воспитание
храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
Вид проекта:
По характеру содержания: детский сад, ребёнок и его семья.
По деятельности доминирующей в проекте: информационный,
творческий.
По количеству участников: групповой.По продолжительности: долгосрочный.
Гипотеза: Информационная, творческая деятельность даёт
возможность активизировать самостоятельную и познавательную
деятельность детей, способствует развитию умственной и речевой активности.
Перспектива:
Продолжать данный вид деятельности в
подготовительной группе
Поэтапное развитие проект «Моя Родина Россия»
Этапы реализации проекта
Этап
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
проекта:
Мероприятия
Разработка
подобрать
методическую, художественную литературу
и иллюстрационный материал по тематике
проекта; подобрать и продумать сюжетно –
ролевые, дидактические, коммуникативные
игры, подбор сценария итогового продукта,
оформление информации для родителей.
Мотивирование детей и их родителей к
данному проекту
Реализации проекта
1.Организация предметноразвивающей
среды;
2. изготовление дидактических игр;
3. разучивание стихов, потешек и танцев;
4. чтение художественной литературы;
5. просмотр мультфильмов по теме
6. Художественное творчество;
7. Экскурсии по достопримечательным
местам города;
8. Помощь родителей в организации уголка
«Моя Россия».
Анализ деятельности по реализации проекта;
Оформление выставки рисунков и поделок;
фотоотчет; диагностика эффективности
образовательной работы
Сроки
Апрельмай
Сентябрь
Октябрь –
Май
Апрель5 этап
презентация результатов деятельности –
Вечер развлечений
Июнь
Образовательные блоки
Блок
Родная страна
Я живу в Волгограде
Народные герои
Народные праздники
Задачи
Формировать представления о родном городе и
других городах, формировать первоначальные
представления об истории России,
о
государственной символике;
знакомить с русской традиционной культурой:
(быт, одежда, традиции, промыслы)
воспитывать чувство сопричастности к своему
народу.
Знакомить с бытом и традициями нашего города
Знакомить с известными деятелями культуры, с
общественнозначимыми событиями города.
Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание
защищать тех, кто нуждается в помощи. Поддерживать
в мальчиках желание быть похожими на русских воинов
– защитников. Способствовать развитию духовно
православного отношения к миру, пониманию защиты
малых и слабых как долга.
Развивать эмоциональную готовность к созданию
выразительных образов при помощи музыки,
ритмопластики. Разучивание песен о героях Родины.
Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России,
вызвать у них интерес к народному искусству.
Развивать внимание, речь, умение анализировать.
Вызвать в детях чувство восхищения талантом
русского народа и гордость за свой народ.
Разучивание колядок, частушек, песен, народных игр и
танцев. Знакомить детей с обычаями и историей
народных праздников.
Оценка эффективности работыЭффективность работы по реализации проекта
можно оценить по
качественным изменениям в личностной и познавательной сферах
воспитанников, и изменениям в межличностных отношениях детей.
Диагностика личностной сферы направлена на исследование особенностей
проявления личностных механизмов поведения и социальных эмоций в
средней группе дошкольного возраста под воздействием русской культурной
традиции
выявление особенностей ценностных ориентации, способностей
выходить из конфликтных ситуаций и умения объяснить правила игры
(методика «Игровая комната»);
определение уровня развития общения со сверстниками и критериев
симпатий и антипатий (методика «Популярная личность»);
выявление особенностей потребностномотивационной сферы детей
дошкольного возраста (методики «Три желания» и «Шапканевидимка»)
Диагностика познавательной сферы направлена на изучение уровня
знаний, освоенных в ходе реализации проекта о России и родном городе
Волгограде, о государственной символике, выдающихся личностях, о
достопримечательностях нашего
(оценивается методом
анкетирования, беседы).
города
Формы взаимодействия с детьми и их родителями
Формы взаимодействия с детьми:
непосредственная образовательная деятельность;
совместная деятельность детей и педагогов;
экскурсии и целевые прогулки;
рассказы о великих людях России;
чтение художественной литературы;
беседы, ситуативные разговоры;
слушание музыки;
Художественное творчество;
игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и др.);
праздники и развлечения.
Формы взаимодействия с родителями:
родительские собрания;
совместные праздники и досуги;
совместные экскурсии и целевые прогулки; консультации по проблемам воспитания детей;
стендовая информация «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах
наших предков».
Литература
1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.
2.
М.: ЛинкаПресс, 2003. 200с
.Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: Патриотическое
воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2007. – 128 –
(Растим патриотов России).
3. Соловьева Е.В., Царенко Л.И. Наследие. И быль, и сказка…: пособие по
нравственнопатриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего
школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры. –
М.: Обруч, 2011. – 144с.
4. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф.
Воспитание ребёнка в русских
традициях. – М.: Айриспресс, 2003. – 208
5. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей.
Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурноисторических
традиций Отечества, 2011. 2008с.
Интернетресурс
1. http://zanimatika.narod.ru Знаем и любим Россию
2. http://archives.ru Портал «Архив»
3. http:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября»
4. http:// solnet/ru Детский портал «Солнышко».
7. http://www.sisp.nkras.ru/ Электронный научный журнал «Современные
исследования социальных проблем»