«Земля – наш общий дом»
Программные задачи.
1.Закреплять знания о многообразии природных объектов, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
2.Продолжать формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.
3.Активизировать речь детей.
4.Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.
5.Закрепить знания о временах года: характерных признаках зимы, весны, сезонных изменениях в природе.
6.Развивать логическое мышление. Учить сравнивать времена года.
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня речь мы поведём о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Где мы с рождения живём,
Что мы наш дом должны беречь.
Как вы думаете, дети, можем ли мы сделать чистой всю нашу планету?
Дети. Всю планету чистой мы сделать не можем. Она очень большая.
Воспитатель. Можем ли мы сделать чистыми двор, в котором живём, улицу, по которой гуляем, территорию нашего детского сада? Что для этого надо делать?
Дети. Не бросать мусор, а убирать его. Не ломать ветки, а сажать кусты и деревья. Не рвать цветы, а выращивать и поливать их. Не пугать птиц, а подкармливать их, мастерить для них домики.
Воспитатель. Если каждый будет выполнять эти нехитрые правила, наш родной город станет чистым и красивым.
Воспитатель. Сегодня к нам пришёл гость. Вы узнаете, кто это, если отгадаете загадку.
Кто же в шубе меховой
Спит холодною зимой?
Он большой, но вот беда –
Лапу в рот кладёт всегда.
(Медведь.)
Верно, это медведь. А вот и он !
(Выставляет.)
Медвежонок. Здравствуйте, дети! Я не взрослый медведь, я медвежонок. Вы знаете , откуда я к вам пришёл, где я живу? (В лесу.)
Правильно. В моём лесу живёт сорока. Она рассказала мне, что есть животные, которые живут рядом с человеком. Он заботиться о них, строит им жилища. Вы знаете, что это за животные?
Воспитатель. Ответим на вопросы медвежонка ? (Да)
( Загадывает загадки и по ходу отгадывания выставляет картинки с изображением домашних животных.)
Воспитатель.
Кто в жару и на морозе
Малышей по кругу возит
И у дома своего
Ржёт негромко:
« И- го- го ? « (лошадь).
Кто гуляет на лужайке
Без панамки и без майки,
Отгоняя вредных мух,
И мычит протяжно: «Му-у-у»? (корова).
Кто под жарким солнцем мая,
Тёплой шубы не снимая,
Не спеша, идёт к тебе
И тихонько блеет: «Хрю – хрю»? (свинья).
Кто у двери нас встречает,
В будке целый день проспав,
И от счастья начинает
Громко лаять: «Гав – гав – гав»? (собака).
Кто на завтрак ждёт сметану
И не хочет пить какао,
Любит бегать по дивану
И мяукать: «Мяу – мяу»? (кошка).
Молодцы, ребята, все загадки разгадали!
Где живут эти животные?
Дети. Они живут не в лесу, а рядом с людьми. Они живут у бабушки в деревне. Некоторые из них живут в доме.
Воспитатель. Правильно, все эти животные живут рядом с домом или в доме человека, и поэтому их называют «домашние животные».
Медвежонок. Спасибо, ребята. Я пришёл к вам с подарочком, принёс вам свои рисунки. На одном я нарисовал зиму, а на втором – другое время года. А какое, вы сейчас узнаете.
(Воспитатель помогает медвежонку выставить картинки на доске).
Как вы думаете, где здесь зимняя картинка?
(Двое – трое детей показывают, где по их мнению, нарисована зима).
Воспитатель. Давайте вспомним, что бывает зимой. (Ответы детей).
Правильно, зимой идёт снег, кругом сугробы, деревья все в снегу, дует холодный ветер. Что же нарисовано на другой картинке? (Ответы детей
Верно, ярко светит солнышко, тают сосульки, тает снег, появляются проталины, на ветках деревьев набухают почки.
Медвежонок. Так какое время года я здесь нарисовал?
Дети. Весну.
Медвежонок. Да, весну. Вы знаете, почему весной тает снег?
(Дети высказывают предположения).
Воспитатель. Снег весной тает потому, что солнце не только светит, но и греет
Опыт «Таяние снега».
На столе стоит лампа, пусть она будет нашим солнцем. Поднесите руку к лампе. Чувствуете тепло? (Да). Давайте поставим чашку со снегом под лампу и потом посмотрим, что будет. А пока займите свои места.
Медвежонок. Спасибо, ребята. Теперь я знаю, кто такие домашние животные, и почему весной тает снег. Пойду в лес и расскажу об этом своим лесным соседям. Ой – ой – ой ! (Плачет). Я не знаю, как попасть в лес. Мне дали вот карту, но я не могу понять как идти, чтоб попасть в лес.
Воспитатель. Милый, добрый медвежонок, мы тебе поможем. Правда, ребята?
Дети. Да, поможем.
Воспитатель. Дети, вы готовы отправиться в путь? (Да)
Наш путь неблизкий, мы пойдём осторожно и тихо, не тронем мухоморы и муравейники, по- доброму отнесёмся к животным и растениям.
(Под спокойную музыку дети идут по ортопедической дорожке и попадают на полянку.)
Воспитатель. Ребята, мы попали с вами на полянку. Посмотрите, как здесь красиво, как много цветов! Назовите их. (Дети называют луговые цветы).
Воспитатель. Бывает фиолетовый или голубой,
Часто на опушке встречает нас с тобой.
Звонким названием он наделён,
Но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик).
Правильно, это колокольчик. Он вам нравится? (Да). А вы хотели бы превратиться в цветы? Закройте глаза и представьте, что вы – колокольчики.
Раннее утро. Колокольчики спят. Их головки опущены. (Дети сидят на корточках, прижав голову к коленям).
Но вот поляну осветили первые лучи солнца. (Осветить фонариком).
Колокольчики просыпаются, расправляют листья, тянутся к солнышку.
Тепло, хорошо, цветы радуются солнечному утру. (Встают, тянутся на носках вверх, вытягивают шеи).
На листьях – роса. Цветы стряхнули её. Осмотрелись по сторонам, увидели соседей – колокольчиков. Покивали головками, поздоровались. (Встряхивают руками, медленно поворачивают голову вправо – влево, раскланиваются).
С озера подул лёгкий ветерок. Закачались колокольчики, зазвенели: «Динь- динь- динь». Но их звон так тих, что его никто не слышит. (Поднимают руки над головой. Наклоняют корпус вправо- влево).
Но вот солнышко садится. Наступил вечер. Колокольчики засыпают. Опустили головки, уснули. (Садятся на корточки, опускают голову, закрывают глаза).
Откройте глаза. Встаньте. Вы снова превратились в детей. Посмотрите на карту. Теперь мы должны идти через болото. Болото можно пройти по кочкам. Будьте внимательны, не ошибитесь, чтобы не увязнуть в трясине. (Дети выполняют задание, проходят по кочкам).
Болото позади. Посмотрите на карту (показывает), перед нами ручей. Переправиться через него сможет только тот, кто сыграет в игру « Кто где живёт».
Игра «Кто где живёт».
В белом обруче лежат картинки с изображением животных и растений (бабочка, дуб, гриб, ель, жаворонок, кабан, камыши, кувшинка, кузнечик, кукушка, лось, лягушка, орешник, пчела, одуванчик, ромашка, сом, черника, щука и т.п.) В стороне лежат три обруча: синий – озеро, зелёный – лес, желтый – луг. (Звучит запись спокойной музыки). Дети берут по одной картинке и свободно передвигаются по комнате. По команде «Найди свой дом!» каждый ребёнок занимает место в обруче, соответствующем месту обитания животного или растения, изображенного на его картинке. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель. Молодцы, теперь вы можете пройти через ручей. (Дети проходят по ребристой доске).
Воспитатель. Молодцы, вот перед нами лес. Что такое лес? Как мы можем ответить на этот вопрос? (Лес – это множество разных деревьев, кустарников. Лес – это общий дом для растений и животных). (Звучит музыка леса, пение птиц).
Ну вот и пришли, медвежонок, тебе пора в берлогу. До свидания!
Медвежонок. Спасибо, друзья!
Берегите лес, наш дом,
Всё живое в доме том:
И берёзки, и осинки,
И зелёные травинки.
Обещайте нам, ребята,
В лесу ветки не ломать,
Птичьих гнёзд не разорять.
Дети. (хором) Обещаем!
Птиц, зверей не пугать
И костров не разжигать!
Дети. (хором) Обещаем!
Медвежонок. До свидания, друзья!
Дети. До свиданья, медвежонок!
Воспитатель. Как вы думаете, где воздух чище: в городе или в лесу?
Дети. Воздух в лесу чище, чем в городе
Воспитатель. Почему?
Дети. В лесу нет машин, заводов. Там много деревьев, которые очищают воздух от пыли и грязи, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Немного отдохнём в лесу.
Проводится разминка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями, (Ставят ноги на ширине плеч,
Сильными, большими. Руки на поясе).
Ноги – это корни,
Их расставим шире.
Чтоб держали дерево, (Ставят один кулак на другой)
Падать не давали, (Наклоняются, складывают
Из глубин подземных ладони чашечкой)
Воду доставали.
Наше тело – прочный ствол. (Разгибаются, проводят
Ладонями сверху вниз).
Он чуть-чуть качается (Покачиваются из стороны в
сторону).
И своей верхушкой (Складывают ладони шалашиком)
В небо упирается. (Поднимают соединенные руки над
головой).
Наши руки – ветви (Раскрывают ладони, разводят
Пальцы в стороны).
Крону образуют. (Смыкают пальцы)
Вместе им не страшно, (Качают головой)
Если ветры дуют. (Качают поднятыми руками).
Воспитатель. Молодцы, справились. Мы поиграли, отдохнули, пора возвращаться в д/сад.
Слышите? Паровозик зовёт нас в обратный путь. Отправляемся!
(Дети встают друг за другом, изображают движение поезда, произносят: «Чух-чух-чух»)
Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам путешествие?
Дети. Да.
Пусть Земля родная наша
Год от года будет краше.
Мы не гости на планете,
Помните об этом, дети.
Научитесь мир беречь!
Счастья вам! До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.