Познакомить детей с историей создания стекла и фарфора, их свойствами, применением их в жизни человека. Развивать у детей познавательную активность, внимание, тактильную память. Познакомить с профессиями людей, создающих стекло и фарфор. Воспитывать у детей умение видеть красоту окружающих их предметов.
Конспект познавательного занятия для младших школьников
«Рукотворный мир. Из чего сделаны предметы?»
Воспитатель высшей категории
КГУ «Рудненский детский дом»
Богданчикова Юлия Александровна
Цель: Познакомить детей с историей создания стекла и фарфора, их свойствами,
применением их в жизни человека. Развивать у детей познавательную активность,
внимание, тактильную память. Познакомить с профессиями людей, создающих стекло и
фарфор. Воспитывать у детей умение видеть красоту окружающих их предметов.
Оборудование: Различные изделия из стекла и фарфора,посуда; фото и видеоматериал по
теме занятия; материал для проведения опыта: трубочки, сосуд с песком. Презентация.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в комнате темно. Почему? С помощью
чего в помещение попадает свет? А если стекло цветное, грязное? Какую роль играет
стекло в жизни человека? Предлагает детям высказать свои предположения.
Стекло очень широко применяется в жизни человека:
стекло применяется в пищевой промышленности
стекло применяется в медицине
стекло применяется в строительной промышленности
стекло применяется в парфюмерии
II. 1.Воспитатель предлагает детям провести опыт: рассмотреть стеклянные предметы на
столе и определить какими качествами они обладают. (С помощью опытов дети
определяют свойства стекла: стекло прозрачное (опускают в стакан цветной шарик);
холодное, гладкое, тонкое, ребристое (ощупывают три стакана: тонкий, толстый,
хрустальный); издает звуки (ударяют карандашом по стеклу); хрупкое, может разбиться;
водонепроницаемое (наливают воду в стакан)). Дети делают выводы.
2. Педагог предлагает детям рассмотреть посуду из стекла.
Предлагает детям послушать рассказ о том, как появилось стекло:«Человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели пять тысяч лет
назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и все это долго варили на
огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру стеклодуву /стекольщик,
стекольное производство/ очень помогала глиняная трубочка. Одним концом трубочки он
брал расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь,
как вы выдуваете мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму –
получались вазы, сосуды, флаконы, бусины. В древние времена еще не умели делать
оконное стекло. В домах, в замках и даже в королевских дворцах были маленькие окна.
Вместо стекла в них вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не
размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды
мастерстекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы –
образовалась труба – и, пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе. В
результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно
очень ценилось. Вначале стеклянные окна были только в домах богачей. Шло время, и люди
придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в
виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали на части,
получался лист стекла. Сейчас существуют современные предприятия / стеклолитейное
производство/ для изготовления стекла. Посмотрите на эти изделия». Просмотр
презентации о производстве стекла.
3. Физкультурная пауза.
4. Воспитатель предлагает рассмотреть выставку посуды.
А знаете ли вы из чего сделаны ваша чашка или тарелка? Рассмотрите внимательно
столовую и чайную посуду и попробуйте угадать материал, из которого она сделана: что
это – пластмасса, стекло, глина, фарфор или фаянс?
Вот стоит на столе самая обычная фарфоровая чашка! И ничего в ней особого нет. Но это
так только кажется. На самом деле, у этой чашки такая интересная история, что можно
написать целую книгу приключений! И я сегодня расскажу вам одну главу из истории
чашки.
Целых 500 лет понадобилось людям, чтобы как сделать фарфоровую чашку. И вот как это
было:
«Фарфор изобрели в Китае почти две тысячи лет назад. Вначале китайцы – гончары
делали посуду из желтой и красной глины, но она получалась очень тяжелой. Один
китайский мастер нашел белую глину, получил из нее тесто, сделал разные тарелки, чашки
и поставил в печь, а когда достал – все они были с трещинами. Долго думал китаец, как же
сделать тесто, которое не растрескается в печке. И придумал: взял белую глину, белый
песок и камень, растертый в порошок, все это старательно перемешал, чтобы получилась
однородная масса. Из нее догадливый мастер вылепил посуду и поставил в печь для
обжига. Этот способ оказался правильным: посуда получалась без трещин. Затем посуду
покрывали глазурью – жидким стеклом – и снова ставили в печь. Фарфоровая посуда,
покрытая глазурью, была очень красивой».
Дети рассматривают посуду, статуэтки, вазы и выясняют, что фарфор белый, гладкий,
легкий, перламутровый; он не похож на стекло.
Педагог продолжает свой рассказ: «Секрет изготовления фарфоровой посуды китайцыдержали в глубокой тайне. Изобретателям фарфора, удавалось хранить секрет извлечения
этого материала очень долгое время, с 6 по 18 века. За привычный для нас фарфоровый
сервиз многие воспринимали как чудо, до тех пор, пока европейцы не раскрыли секрет
изготовления. За посудой к ним приезжали купцы из разных стран; платили за китайский
фарфор очень дорого, отдавали за него столько разных золотых монет, сколько весила
чашка или ваза.
Целых 500 лет люди пытались разгадать секрет китайцев, и ничего у них не получалось.
Фарфор попрежнему стоил очень дорого. А один король купил несколько фарфоровых
ваз, отдав за вазы целый полк солдат!
В те далекие времена фарфоровые чашки и тарелки очень ценили. И не только за то, что их
привозили издалека. Люди думали, что фарфоровая посуда может спасти своих хозяев от
беды. Считалось, что если в фарфоровую чашку добавить яд, то фарфор потемнеет.
Поэтому всем очень хотелось иметь такую чашку. И в те времена фарфоровая чашка
стоила дороже, чем чашка из настоящего золота!
Поэтому дорогая, роскошная фарфоровая посуда украшала только царские столы.
Однажды российская императрица получила в подарок от саксонского князя сервиз. Он
так ей понравился, что она издала указ: пусть в России мастера тоже научатся делать
фарфор. Многие люди хотели открыть секрет фарфора, пытались, бились, но у них ничего
не получалось! Пытались и смешивать морские раковины с яичной скорлупой, и даже
делали смеси, которые закапывали в землю на 90 лет! Были люди, которые делали посуду
из белого стекла и выдавали ее за фарфор. Но обман быстро раскрылся. Пока пытались
раскрыть секрет фарфора, изобрели фаянс – но он не звенел и не пропускал солнечный
свет.
Понадобилось много времени, чтобы наладить в России производство фарфора. Первый
фарфоровый завод построили недалеко от Петербурга. Мастером первого русского
фарфора был Д. И. Виноградов».
5. Так в чем же секрет изготовления фарфора? Секретов не один, а много.
Первый секрет взять не обыкновенную, а самую белую и чистую глину.
Второй секрет в том, чтобы найти чистый белый песок и хорошую слюду или полевой шпат.
Песок нужен, как и в гончарном деле, чтобы глина при высыхании не трескалась, а слюду
или шпат кладут, чтобы глина легче плавилась.
Третий секрет такой: и песок, и слюду, и шпат надо как следует размолоть и отделить от
крупных частичек отмучиванием. Что сядет на дно, то не нужно. А нужен только самый
тонкий ил, который садится на дно медленно. Глину тоже отмучивают ведь и в ней могут
быть крупные примеси.Тонкие частички глины, песка и шпата смешивают в тесто. А из
теста формуют изделие на гончарном станке. В формовке и в сушке особенной хитрости
нет.
Зато обжиг фарфора это не то, что обжиг горшка. Тут нужно большое умение. Обжигают
фарфор два раза: сначала только слегка, потом покрывают его глазурью и обжигают снова.
Во втором обжиге и есть самый главный секрет фарфорового дела.Весь секрет в том, что фарфор надо обжечь как можно сильнее, чтобы он почти что
расплавился. А знаете ли вы, что это значит?
Чашка, которую с трудом отформовали, начинает в печи от сильного жара оседать,
скашивается набок, становится уродливой. Вот тутто и приходится изобретать всякие
футляры и подпорки, которые, словно костыли, должны помочь чашке устоять и не
покоситься. И всетаки много товара в печи портится.
Есть еще и другой секрет, который надо знать. Если не счистить глазури с нижнего ободка,
которым донышко касается подставки, получится большая неприятность: глазурь
расплавится и приклеит чашку к подставке.
Зачем же фарфор обжигают так сильно? Не лучше ли обжигать полегче? В томто и дело,
что слабый обжиг не годится. Если обжигать слабо, получится не фарфор, а фаянс.
III. Итог. На этом история фарфоровой чашки и путешествие в ее прошлое
закончились. Понравилось ли Вам это путешествие? Вот, как долго делается одна чашечка
из фарфора и стакан из стекла и какую интересную историю могут рассказать обычные
предметы.