Познавательное занятие для школьников "Рукотворный мир. Из чего сделаны предметы".
Оценка 4.8

Познавательное занятие для школьников "Рукотворный мир. Из чего сделаны предметы".

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
3 кл—4 кл
21.08.2019
Познавательное занятие для школьников "Рукотворный мир. Из чего сделаны предметы".
Познакомить детей с историей создания стекла и фарфора, их свойствами, применением их в жизни человека. Развивать у детей познавательную активность, внимание, тактильную память. Познакомить с профессиями людей, создающих стекло и фарфор. Воспитывать у детей умение видеть красоту окружающих их предметов.
Рукотворный мир. Из чего сделаны предметы.docx
Конспект познавательного занятия для младших школьников «Рукотворный мир. Из чего сделаны предметы?» Воспитатель высшей категории КГУ «Рудненский детский дом» Богданчикова Юлия Александровна Цель: Познакомить детей с историей создания стекла и фарфора, их свойствами,  применением их  в жизни человека. Развивать у детей познавательную активность,  внимание, тактильную память. Познакомить  с профессиями людей, создающих стекло и  фарфор. Воспитывать у детей умение видеть красоту окружающих их предметов.   Оборудование: Различные изделия из стекла и фарфора,посуда; фото и видеоматериал по  теме занятия; материал для проведения опыта: трубочки, сосуд с песком. Презентация.  Ход  занятия:  I. Организационный  момент.  Воспитатель обращает внимание детей на то, что в комнате темно. Почему? С помощью  чего в помещение попадает свет? А если стекло цветное, грязное? Какую роль играет  стекло в жизни человека? Предлагает детям высказать свои предположения.    Стекло очень широко применяется в жизни человека: ­стекло применяется в пищевой промышленности ­ стекло применяется в медицине ­стекло применяется в строительной промышленности ­стекло применяется в парфюмерии  II. 1.Воспитатель предлагает детям провести опыт: рассмотреть стеклянные предметы на  столе и определить  какими  качествами они обладают. (С помощью опытов дети  определяют свойства стекла: стекло прозрачное (опускают в стакан цветной шарик);  холодное, гладкое, тонкое, ребристое (ощупывают три стакана: тонкий, толстый,  хрустальный); издает звуки (ударяют карандашом по стеклу); хрупкое, может разбиться;  водонепроницаемое (наливают воду в стакан)). Дети делают выводы.                                                                                                                                                             2. Педагог  предлагает детям рассмотреть посуду из стекла.                                                                                                                                                                                                                  Предлагает детям послушать рассказ о том, как появилось стекло: «Человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели пять тысяч лет  назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и все это долго варили на  огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру­ стеклодуву /стекольщик,  стекольное производство/ очень помогала глиняная  трубочка. Одним концом трубочки он брал расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь,  как вы выдуваете мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму –  получались вазы, сосуды, флаконы, бусины. В древние времена еще не умели делать  оконное стекло. В домах, в замках и даже в королевских дворцах были маленькие окна.  Вместо стекла в них вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не  размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды  мастер­стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы –  образовалась труба – и, пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе. В  результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно  очень ценилось. Вначале стеклянные окна были только в домах богачей. Шло время, и люди придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в  виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали на части,  получался лист стекла. Сейчас существуют современные предприятия / стеклолитейное  производство/ для изготовления стекла. Посмотрите на эти изделия». Просмотр  презентации о производстве стекла. 3. Физкультурная пауза.  4. Воспитатель предлагает рассмотреть выставку посуды.                                                           ­ А знаете ли вы из чего сделаны ваша чашка или тарелка? Рассмотрите внимательно  столовую и чайную посуду и попробуйте угадать материал, из которого она сделана: что  это – пластмасса, стекло, глина, фарфор или фаянс?                                                                   Вот стоит  на столе самая обычная фарфоровая чашка!  И ничего в ней особого нет. Но это  так только кажется. На самом деле, у этой чашки такая интересная история, что можно  написать целую книгу приключений! И я  сегодня расскажу вам  одну главу из истории  чашки.                                                                                                                                                 Целых 500 лет понадобилось людям, чтобы как сделать фарфоровую чашку. И вот как это  было:  «Фарфор изобрели в Китае почти две тысячи лет назад. Вначале китайцы – гончары  делали посуду из желтой и красной глины, но она получалась очень тяжелой. Один  китайский мастер нашел белую глину, получил из нее тесто, сделал разные тарелки, чашки  и поставил в печь, а когда достал – все они были с трещинами. Долго думал китаец, как же  сделать тесто, которое не растрескается в печке. И придумал: взял белую глину, белый  песок и камень, растертый в порошок, все это старательно перемешал, чтобы получилась  однородная масса. Из нее догадливый мастер вылепил посуду и поставил в печь для  обжига. Этот способ оказался правильным: посуда получалась без трещин. Затем посуду  покрывали глазурью – жидким стеклом – и снова ставили в печь. Фарфоровая посуда,  покрытая глазурью, была очень красивой».  Дети рассматривают посуду, статуэтки, вазы  и выясняют, что фарфор белый, гладкий,  легкий, перламутровый; он не похож на стекло.  Педагог продолжает свой рассказ: «Секрет изготовления фарфоровой посуды китайцы держали в глубокой тайне. Изобретателям фарфора, удавалось хранить секрет извлечения  этого материала очень долгое время, с 6 по 18 века. За привычный для нас фарфоровый  сервиз многие воспринимали как чудо, до тех пор, пока европейцы не раскрыли секрет  изготовления. За посудой к ним приезжали купцы из разных стран; платили за китайский  фарфор очень дорого, отдавали за него столько разных золотых монет, сколько весила  чашка или ваза.                                                                                                                                 Целых 500 лет люди пытались разгадать секрет китайцев, и ничего у них не получалось.  Фарфор по­прежнему стоил очень дорого. А один король купил несколько фарфоровых  ваз, отдав за вазы целый полк солдат! В те далекие времена фарфоровые чашки и тарелки очень ценили. И не только за то, что их привозили издалека. Люди думали, что фарфоровая посуда может спасти своих хозяев от беды.   Считалось,   что   если   в   фарфоровую   чашку   добавить   яд,   то   фарфор   потемнеет. Поэтому всем очень   хотелось иметь такую чашку. И в те времена фарфоровая чашка стоила дороже, чем чашка из настоящего золота! Поэтому   дорогая,   роскошная   фарфоровая   посуда   украшала   только   царские   столы. Однажды российская императрица получила в подарок от саксонского князя сервиз. Он так ей понравился, что она издала указ: пусть в России мастера тоже научатся делать фарфор. Многие люди хотели открыть секрет фарфора, пытались, бились, но у них ничего не  получалось!   Пытались  и   смешивать   морские   раковины  с   яичной   скорлупой,   и  даже делали смеси, которые закапывали в землю на 90 лет! Были люди, которые делали посуду из белого стекла и выдавали ее за фарфор. Но обман быстро раскрылся. Пока пытались раскрыть секрет фарфора, изобрели фаянс – но он не звенел и не пропускал солнечный свет. Понадобилось много времени, чтобы наладить в России производство фарфора. Первый  фарфоровый завод построили недалеко от Петербурга. Мастером первого русского  фарфора был Д. И. Виноградов».  5. Так в  чем же секрет изготовления фарфора? Секретов не один, а много. Первый секрет ­ взять не обыкновенную, а самую белую и чистую глину.  Второй секрет в том, чтобы найти чистый белый песок и хорошую слюду или полевой шпат. Песок нужен, как и в гончарном деле, чтобы глина при высыхании не трескалась, а слюду  или шпат кладут, чтобы глина легче плавилась. Третий секрет такой: и песок, и слюду, и шпат надо как следует размолоть и отделить от  крупных частичек отмучиванием. Что сядет на дно, то не нужно. А нужен только самый  тонкий ил, который садится на дно медленно. Глину тоже отмучивают ­ ведь и в ней могут  быть крупные примеси.Тонкие частички глины, песка и шпата смешивают в тесто. А из  теста формуют изделие на гончарном станке. В формовке и в сушке особенной хитрости  нет. Зато обжиг фарфора это не то, что обжиг горшка. Тут нужно большое умение. Обжигают  фарфор два раза: сначала только слегка, потом покрывают его глазурью и обжигают снова.  Во втором обжиге и есть самый главный секрет фарфорового дела. Весь секрет в том, что фарфор надо обжечь как можно сильнее, чтобы он почти что  расплавился. А знаете ли вы, что это значит? Чашка, которую с трудом отформовали, начинает в печи от сильного жара оседать,  скашивается набок, становится уродливой. Вот тут­то и приходится изобретать всякие  футляры и подпорки, которые, словно костыли, должны помочь чашке устоять и не  покоситься. И все­таки много товара в печи портится. Есть еще и другой секрет, который надо знать. Если не счистить глазури с нижнего ободка,  которым донышко касается подставки, получится большая неприятность: глазурь  расплавится и приклеит чашку к подставке. Зачем же фарфор обжигают так сильно? Не лучше ли обжигать полегче? В том­то и дело, что слабый обжиг не годится. Если обжигать слабо, получится не фарфор, а фаянс.  III.  Итог.  На   этом  история   фарфоровой   чашки  и   путешествие   в   ее   прошлое закончились. Понравилось ли Вам  это путешествие? Вот, как долго делается одна чашечка из фарфора и стакан из стекла   и какую интересную историю могут рассказать обычные предметы.

Познавательное занятие для школьников "Рукотворный мир. Из чего сделаны предметы".

Познавательное занятие для школьников "Рукотворный мир. Из чего сделаны предметы".

Познавательное занятие для школьников "Рукотворный мир. Из чего сделаны предметы".

Познавательное занятие для школьников "Рукотворный мир. Из чего сделаны предметы".

Познавательное занятие для школьников "Рукотворный мир. Из чего сделаны предметы".

Познавательное занятие для школьников "Рукотворный мир. Из чего сделаны предметы".

Познавательное занятие для школьников "Рукотворный мир. Из чего сделаны предметы".

Познавательное занятие для школьников "Рукотворный мир. Из чего сделаны предметы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2019