Познавательные УУД. Умение доказывать.
Коротыч Н.И., учитель истории
высшей категории
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №104 г.Челябинска
Статья посвящена формированию умения доказывать на уроках истории. В статье рассмотрены типы доказательства, структура доказательства и представлены различные типы заданий на историческом материале 6-8 классов. Также предлагаются приемы по формированию умения доказывать.
Ключевые слова: доказательство, строгое(дедуктивное)доказательство, интуитивное доказательство, косвенное доказательство. тезис, аргумент, вывод.
Умение доказывать - необходимое умение в обычной нормальной жизни человека.
Умение доказывать- необходимое умение и в учебном процессе, и не только на уроках математики, но и на остальных предметах.
На первый взгляд, доказать свою точку зрения кажется самым простым для ученика: написал, что думаешь и всё. Однако за подобной лёгкостью скрывается одно из самых сложных общеучебных умений – умение доказывать.
Что такое доказательство? Доказа́тельство — рассуждение по определённым логическим правилам, обосновывающее истинность какого-либо предположения, утверждения, гипотезы или теории. Доказательство – способ познания, направленный на установление истинности какого-либо утверждения через приведение других утверждений, истинность которых уже доказана[1].
Структура доказательства. Любое доказательство состоит из 3-х частей.
1. Тезис.
2. Аргументы.
3. Вывод.
Тезис – мысль(высказывание), истинность которой(которого) надо доказать.
Аргументы – истинные мысли(суждения, факты, сведения, цифры и др.), которые доказывают тезис.
Вывод – логическая связь между тезисом и аргументом.
Но: аргумент = суждение(обобщенное) + факты, подтверждающие(конкретизирующие) это суждение.
Приемы и правила доказательства. В основу доказательства могут быть положены рассуждения от общего к частному или от частного к общему.
Правила доказательства. 1. Тезис и аргументы должны быть истинны, выражены в достоверных фактах, не вызывающих сомнений. 2. Тезис должен оставаться одним и тем же в ходе всего доказательства. Все аргументы должны быть направлены на доказательство одного тезиса. 3. Аргументы должны быть достаточными для доказательства.
Типы доказательств: 1.Строгое (дедуктивное) доказательство или так называемая «демонстрация» применяется в том случае, когда тезис возможно подтвердить неким набором положений, аргументов или оснований доказательства, которые признаются истинными. При таком методе утверждаемое по логической цепочке естественно следует из набора истинных положений в качестве вывода.
2.Интуитивное (или обратное) доказательство, как правило, применяется в тех случаях, когда строгое по каким-то причинам представляется невозможным. Тогда в качестве оснований доказательства приводятся некие факты, вытекающие из данного тезиса как его частные случаи.
3.Косвенное доказательство применяется как метод только в тех случаях, когда речь идёт только о правильности или ложности тезиса в принципе, а не об отсутствии возможности выбора между двумя противоположными тезисами. Тогда можно сделать попытку доказать нечто противоположное данному тезису или, напротив, опровергнуть нечто, применяемое в качестве основания для доказательства последнего[1].
Противоположностью доказательства является опровержение. Как правило, оно строится на фактах или аргументах, из которых утверждение или тезис не может быть выведен или доказан.
В математике есть аксиомы, которые и доказывать не требуется, они истинны по определению. Есть теоремы, которые доказываются, т.е. уже предполагается, что формулировка теоремы верна, путь даже она доказывается разными способами.
Совсем другое дело- история, в которой одно суждение может и верным и неверным. Только нужно подобрать убедительные аргументы и факты, подтверждающие данное суждение или аргументы и факты, опровергающие это суждение.
На этом построено задание в ЕГЭ( Из демоварианта 2023г): Задание 20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера. Ответ оформите в следующем виде. Тезис:__________________________________________________
Обоснования тезиса: 1) _____________________________
2)_____________________________________________________
Т.е. выпускник должен сам сформулировать тезис и привести аргументы в доказательство этого тезиса. Он должен уметь доказывать. Работа по формированию ведется во всех классах. Далее приведены примеры заданий в 6 -8 классах.
В 6 классе изучается тема«Борьба Руси с иноземными захватчиками». Обучающимся предлагаются задания: а)доказать, что на Руси было монголо- татарское иго (вариант задания: многие ученые считают, что на Руси в 13-15 вв. существовало монголо- татарское иго. Найдите факты, подтверждающие это суждение(тезис); б)доказать, что Москва с 14 века стала центром борьбы с монголо- татарами(за независимость).
В 8 класс по теме: «Эпоха Петра I» обучающиеся выполняли задание: доказать, что при Петре I государство играло большую роль в экономике(вариант задания: в литературе существует мнение, что при Петре Iгосударство играло большую роль в экономике. Найдите факты, подтверждающие это высказывание(тезис).
Разберем данное задание: Доказать, что при Петре I государство играло большую роль в экономике.
Тезис: при Петре I государство играло большую роль в экономике.
Так как по заданию нужно найти только факты, то находим эти факты в тексте параграфа:-43% предприятий были построены на государственные деньги,
-указы Петра предписывали, какие товары производить, из каких материалов, какое количество
-государство освободило заводчиков от службы, податей, пошлин
-по указу 1722г. мастеров- ремесленников объединили в цехи
-в 1719г. создана «Берг-привилегия» по которой любому желающему давалось право искать и перерабатывать полезные ископаемые.
Рассмотрим следующее задание. В литературе существует мнение, что Петр I создал мощную армию европейского образца. Сформируйте аргументы, подтверждающие это высказывание(тезис).
Дан перечень обобщенных суждений и конкретных фактов : была создана регулярная армия; за время царствования Петра I было построено 900 кораблей; была создана система подготовки офицерского состава; Петр ввел вместо стрелецкого войска полки «нового строя» с единообразным вооружением, единой формой, единой системой подготовки и единым принципом набора- рекрутской повинностью; были созданы навигацкая, артиллерийская инженерная, иностранных языков школы; созданы 50 специальных школ для подготовки унтер-офицеров; был создан военно-морской флот;
Решение .Вспомним задание: Петр I создал мощную армию европейского образца. Сформируйте аргументы, подтверждающие это высказывание(тезис).
Формируем аргументы, подтверждающие это высказывание (тезис), т.е. объединяем перечисленное выше в группы:
первый аргумент- была создана регулярная армия(обобщенное суждение): Петр ввел вместо стрелецкого войска полки «нового строя» с единообразным вооружением, единой формой, единой системой подготовки и единым принципом набора- рекрутской повинностью(факты, подтверждающие суждение);
второй аргумент- была создана система подготовки офицерского состава(обобщенное суждение):были созданы навигацкая, артиллерийская инженерная, иностранных языков школы; созданы 50 специальных школ для подготовки унтер-офицеров(факты, подтверждающие суждение);
третий аргумент- был создан военно-морской флот(обобщенное суждение):за время царствования Петра I было построено 900 кораблей (факты, подтверждающие суждение).
Какие можно использовать приемы для формирования умения доказывать? В 8 классе, например, были использован прием «регламентированная дискуссия»: «За» и «Против»: 1 группа. Суждение: положение дворян при ПетреI улучшилось. Доказать. Группа находит доказательства в тексте учебника или исторического источника:
1.Указ 1714г. О единонаследии уравнял вотчину и поместье и теперь дворянское поместье, как вотчину, можно было передавать по наследству и отчуждать.
2.Введение Табели о рангах в 1722г. позволял неродовитым дворян сделать карьеру.
3. Дворяне превратились в крупных владельцев крепостных крестьян: они получили от казны земли с 175 тыс. крестьян, которые считались собственностью помещиков. Помещики могли без суда конфисковать имущество крестьян за их провинности
2 группа. Положение дворян при Петре I ухудшилось. Доказать. Группа находит доказательства:
1.Дворяне обязаны были пожизненно служить в армии или на гражданской службе, т.е. превратились в «крепостное» сословие.
2. Дворянина могли выпороть за неявку в полк, за др. провинность отобрать имение.
3. Безграмотным дворянским недорослям запрещалось жениться
4. Лишь немногие из дворянского сословия могли выбиться в ряды правящей верхушки. Также использовались и другие приемы:
-«Твоя версия»(сформулируй свою точку зрения. Подбери доказательства для нее;
-карта Памяти(Интеллект-карта), строится по принципу все большей конкретизации, или прием «системный лифт»(для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта. Например, в 6 классе при изучении темы «Завоевание турками – османами Балканского полуострова» составляется Интеллект-карта «Завоевание турками – османами Балканского полуострова »(Приложение I).
- Прием «Кластер» Задание в 7 классе: сформулируйте тезис, аргументы и факты в системе доказательства(по заданному кластеру)(ПриложениеII).
-Прием дискуссии. «diskussio- «исследование», «рассмотрение»; обсуждение –спор, по каким –либо вопросам). Каков алгоритм дискуссии? Это заранее обговаривается и принимается обучающимися с помощью учителя:
1.Цель дискуссии?
а. принятие решения (если тема узкая);
б. сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование).
2. Формы дискуссии?
- диалоговая,- спор,- чаще – смешанная.
3.Правила проведения дискуссии?
-.информированность и компетентность ученика по проблеме(подготовленность), понимание и владение терминами; корректность поведения(внимательно слушать, не перебивать); регламент выступления; выступает каждый; процедура вопросов и ответов.
- Прием переноса. Использовался в 8 классе в моменте актуализации знаний и переход к планированию урока: 1.Интеллектуальная разминка. Работа с понятиями исторической эпохи и формулирование на основе обобщения этих понятий темы, проблемы, цели урока. Например: на доске записаны понятия: эпоха Просвещения, политика Просвещенного абсолютизма.
-задание: Сформулируйте определения этих понятий.
2.Обобщая смысл определений, подумайте какую тему, проблему, цель урока можно сформулировать для эпохи Екатерины II?(Возможны разные вариации)
3. Зная тему, проблему цель урока составьте(предложите) задачи ( план) урока.
(предполагается работа по поиску доказательств того, что эпоха Екатерины II- эпоха Просвещения) .
- Проблемный вопрос –в качестве темы урока. Например, в 7 классе: «17 век-век модернизации?». Варианты проблемного вопроса в других классах: оценка личности, сформулированная в виде проблемного вопроса и вынесенная в тему урока. Например: «ИванIV- «герой» или «тиран»?(7 класс), (Петр I – «чудо» или «чудовище»?(8 класс). Логика формулировки темы предопределяет логику и структуру урока. Урок выстраивается в логике задания «За» и «Против».
Таким образом, умение доказывать вполне возможно формировать на уроках истории. Когда обучающиеся понимают, как это делать, и научаются это делать, то такая работа на уроке превращается в увлекательную интеллектуальную задачку.
Литература
1.Доказательство.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)
2. Прием кластер на уроках истории&https://yandex.ru/images/search?source=serp&text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8&pos=6&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Falllessons.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Ffiles%2Fhello_html_m2662e43.jpg&lr=56
ПриложениеI
Интеллект-карта. Завоевание турками – османами Балканского полуострова
ПриложениеII
Задание в 7 классе.
Сформулировать тезис, аргументы и факты в системе доказательства
(по заданному кластеру)
[2]
Задание в 7 классе.
Сформулировать тезис, аргументы и факты в системе доказательства(по заданному кластеру)
[2]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.