Познавательные УУД. Умение доказывать
Оценка 4.8

Познавательные УУД. Умение доказывать

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
история
6 кл—11 кл
30.05.2024
Познавательные УУД. Умение доказывать
Статья посвящена формированию умения доказывать на уроках истории. В статье рассмотрены типы доказательства, структура доказательства и представлены различные типы заданий на историческом материале 6-8 классов. Также предлагаются приемы по формированию умения доказывать.
СтатьяПознавательные УУД. Умение доказывать. Microsoft Office Word (2).docx

Познавательные УУД. Умение доказывать.

 

                                                                                                 Коротыч Н.И., учитель истории

                                                                                                                          высшей категории

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных  предметов №104 г.Челябинска

Статья посвящена формированию умения доказывать на уроках  истории. В статье рассмотрены типы доказательства, структура доказательства и представлены различные типы заданий на историческом материале 6-8 классов. Также предлагаются приемы по формированию умения доказывать. 

Ключевые слова: доказательство, строгое(дедуктивное)доказательство,  интуитивное доказательство,  косвенное доказательство.  тезис,  аргумент,  вывод.

 

Умение доказывать  - необходимое умение в обычной нормальной жизни человека.

Умение доказывать-  необходимое умение и в учебном процессе,  и не только на уроках математики,  но и на остальных предметах.

     На первый взгляд, доказать свою точку зрения кажется самым простым для ученика: написал, что думаешь и всё. Однако за подобной лёгкостью скрывается одно из самых сложных общеучебных умений – умение доказывать.

Что такое доказательство? Доказа́тельство — рассуждение по определённым логическим правилам, обосновывающее истинность какого-либо предположения, утверждения, гипотезы или теории.    Доказательство – способ познания, направленный на установление истинности какого-либо утверждения через приведение других утверждений, истинность которых уже доказана[1].

Структура доказательства. Любое доказательство состоит из 3-х частей.

1. Тезис.

2. Аргументы.

3. Вывод.

Тезис – мысль(высказывание), истинность которой(которого) надо доказать.

Аргументы – истинные мысли(суждения, факты, сведения, цифры и др.), которые доказывают тезис.

Вывод – логическая связь между тезисом и аргументом.

Но: аргумент = суждение(обобщенное) + факты,  подтверждающие(конкретизирующие) это суждение.

Приемы и правила доказательства. В основу доказательства могут быть положены рассуждения от общего к частному или от частного к общему.

Правила доказательства.  1. Тезис и аргументы должны быть истинны, выражены в достоверных фактах, не вызывающих сомнений.  2. Тезис должен оставаться одним и тем же в ходе всего доказательства. Все аргументы должны быть направлены на доказательство одного тезиса.  3. Аргументы должны быть достаточными для доказательства.

Типы доказательств: 1.Строгое (дедуктивное) доказательство или так называемая «демонстрация» применяется в том случае, когда тезис возможно подтвердить неким набором положений, аргументов или оснований доказательства, которые признаются истинными. При таком методе утверждаемое по логической цепочке естественно следует из набора истинных положений в качестве вывода.

2.Интуитивное (или обратное) доказательство, как правило, применяется в тех случаях, когда строгое по каким-то причинам представляется невозможным. Тогда в качестве оснований доказательства приводятся некие факты, вытекающие из данного тезиса как его частные случаи.

3.Косвенное доказательство применяется как метод только в тех случаях, когда речь идёт только о правильности или ложности тезиса в принципе, а не об отсутствии возможности выбора между двумя противоположными тезисами. Тогда можно сделать попытку доказать нечто противоположное данному тезису или, напротив, опровергнуть нечто, применяемое в качестве основания для доказательства последнего[1].

Противоположностью доказательства является опровержение.  Как правило, оно строится на фактах или аргументах, из которых утверждение или тезис не может быть выведен или доказан.

 В математике есть аксиомы,  которые и доказывать не требуется,  они истинны по определению. Есть теоремы,  которые доказываются, т.е. уже предполагается,  что формулировка   теоремы верна,  путь даже она доказывается разными способами.

  Совсем другое дело-  история,  в которой одно суждение может и верным и неверным. Только нужно  подобрать убедительные аргументы и факты,  подтверждающие данное суждение или аргументы и факты,  опровергающие это суждение.

На этом построено задание в ЕГЭ( Из демоварианта 2023г): Задание 20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам).  Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.  Ответ оформите в следующем виде.  Тезис:__________________________________________________ 

Обоснования тезиса: 1) _____________________________

 2)_____________________________________________________

Т.е. выпускник должен сам сформулировать  тезис и привести аргументы  в доказательство этого тезиса. Он должен уметь доказывать. Работа по формированию ведется во всех классах. Далее приведены примеры заданий в 6 -8 классах.

В 6 классе изучается тема«Борьба Руси с иноземными захватчиками». Обучающимся предлагаются  задания: а)доказать,  что на Руси было монголо- татарское иго (вариант задания: многие ученые считают,  что на Руси в 13-15 вв. существовало монголо- татарское иго. Найдите факты,  подтверждающие это суждение(тезис); б)доказать,  что Москва с 14 века стала центром борьбы с монголо- татарами(за независимость).

В 8 класс по теме: «Эпоха Петра I» обучающиеся выполняли  задание: доказать,  что при Петре I государство играло большую роль в экономике(вариант задания: в литературе существует  мнение,  что при Петре Iгосударство играло большую роль в экономике. Найдите факты,  подтверждающие это высказывание(тезис). 

Разберем  данное задание: Доказать,  что при Петре I государство играло большую роль в экономике.

Тезис: при Петре I государство играло большую роль в экономике.

Так как по заданию нужно найти только факты,  то находим эти факты в тексте параграфа:-43% предприятий были построены на государственные деньги,

-указы Петра предписывали, какие товары производить,  из каких материалов,  какое количество

-государство освободило заводчиков от службы,  податей,  пошлин

-по указу 1722г. мастеров- ремесленников объединили в цехи

-в 1719г. создана «Берг-привилегия» по которой  любому желающему давалось право  искать и перерабатывать полезные ископаемые.

Рассмотрим следующее задание. В литературе существует  мнение,  что  Петр I создал мощную армию европейского образца.  Сформируйте аргументы,  подтверждающие это высказывание(тезис).

Дан перечень обобщенных суждений и конкретных  фактов : была создана регулярная армия; за время царствования Петра I было построено 900 кораблей; была создана система подготовки офицерского состава; Петр ввел вместо стрелецкого войска  полки «нового строя» с единообразным вооружением,  единой формой,  единой системой подготовки и единым принципом набора- рекрутской повинностью; были созданы навигацкая, артиллерийская инженерная, иностранных языков  школы; созданы 50 специальных школ для подготовки  унтер-офицеров; был создан военно-морской флот;

Решение .Вспомним задание:  Петр I создал мощную армию европейского образца.  Сформируйте аргументы,  подтверждающие это высказывание(тезис).

Формируем аргументы,  подтверждающие это высказывание (тезис), т.е. объединяем перечисленное выше в группы:

    первый аргумент- была создана регулярная армия(обобщенное суждение): Петр ввел вместо стрелецкого войска  полки «нового строя» с единообразным вооружением,  единой формой,  единой системой подготовки и единым принципом набора- рекрутской повинностью(факты,  подтверждающие суждение);

    второй аргумент-  была создана система подготовки офицерского состава(обобщенное суждение):были созданы навигацкая, артиллерийская инженерная, иностранных языков  школы; созданы 50 специальных школ для подготовки  унтер-офицеров(факты,  подтверждающие суждение);

     третий аргумент- был создан военно-морской флот(обобщенное суждение):за время царствования Петра I было построено 900 кораблей (факты,  подтверждающие суждение).

Какие можно использовать приемы для формирования умения доказывать? В 8 классе,  например, были использован прием «регламентированная дискуссия»: «За» и «Против»: 1 группа. Суждение: положение дворян при ПетреI улучшилось. Доказать. Группа находит доказательства в тексте учебника или исторического источника:

1.Указ 1714г. О единонаследии уравнял вотчину и поместье и теперь дворянское поместье, как вотчину, можно было передавать по наследству и отчуждать.

2.Введение Табели о рангах в 1722г. позволял неродовитым  дворян сделать карьеру.

3. Дворяне превратились в крупных  владельцев крепостных крестьян: они получили от казны земли с  175 тыс.  крестьян, которые считались собственностью помещиков. Помещики  могли без суда конфисковать имущество крестьян за их провинности

2 группа. Положение дворян при Петре I ухудшилось. Доказать. Группа находит доказательства:

1.Дворяне обязаны были пожизненно служить в армии или  на гражданской службе,  т.е. превратились в «крепостное» сословие.

2. Дворянина могли выпороть за неявку в полк,  за др. провинность отобрать имение.

3. Безграмотным дворянским недорослям запрещалось жениться

4. Лишь немногие из дворянского сословия могли выбиться в ряды правящей верхушки. Также  использовались и другие приемы:

Твоя версия»(сформулируй свою точку зрения. Подбери доказательства для  нее;

-карта Памяти(Интеллект-карта),  строится по принципу все большей конкретизации, или прием «системный лифт»(для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта. Например,  в 6 классе при изучении темы «Завоевание турками – османами Балканского полуострова» составляется Интеллект-карта «Завоевание турками – османами Балканского полуострова »(Приложение I).

- Прием «Кластер» Задание в 7 классе: сформулируйте  тезис,  аргументы и факты в системе доказательства(по заданному кластеру)(ПриложениеII).

-Прием  дискуссии. «diskussio- «исследование», «рассмотрение»; обсуждение –спор, по каким –либо вопросам). Каков алгоритм дискуссии? Это  заранее обговаривается и принимается обучающимися с помощью  учителя:

1.Цель дискуссии?

а. принятие решения (если тема узкая);

б. сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое  обоснование).

2. Формы дискуссии?

-          диалоговая,- спор,- чаще – смешанная.

3.Правила проведения дискуссии?

-.информированность и компетентность  ученика по   проблеме(подготовленность), понимание и владение терминами; корректность поведения(внимательно слушать, не перебивать);  регламент выступления;  выступает каждый; процедура вопросов и ответов.

 

- Прием переноса. Использовался в 8 классе в моменте актуализации знаний и переход к планированию  урока: 1.Интеллектуальная разминка. Работа  с понятиями  исторической эпохи  и формулирование на основе обобщения этих понятий темы, проблемы, цели урока. Например:  на доске записаны понятия: эпоха Просвещения, политика Просвещенного абсолютизма.

-задание:  Сформулируйте определения этих понятий.

2.Обобщая  смысл определений,  подумайте какую тему, проблему, цель урока можно сформулировать для эпохи Екатерины  II?(Возможны разные вариации)

3. Зная тему, проблему цель урока составьте(предложите) задачи ( план) урока.

(предполагается работа по поиску доказательств того,  что эпоха Екатерины II- эпоха Просвещения) .

 

- Проблемный вопрос –в качестве темы урока. Например, в 7 классе:  «17 век-век модернизации?».  Варианты  проблемного вопроса в других  классах: оценка личности, сформулированная в виде проблемного вопроса и вынесенная  в тему урока.   Например:  «ИванIV-  «герой» или «тиран»?(7 класс), (Петр I – «чудо» или «чудовище»?(8 класс).  Логика формулировки темы предопределяет  логику и структуру  урока. Урок выстраивается в логике  задания «За» и «Против».

 Таким образом,  умение доказывать вполне возможно  формировать на уроках  истории. Когда обучающиеся понимают,  как это делать,  и научаются это делать,  то такая работа на уроке превращается в увлекательную  интеллектуальную задачку.

 

Литература

1.Доказательство.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)

2. Прием кластер на уроках истории&https://yandex.ru/images/search?source=serp&text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8&pos=6&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Falllessons.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Ffiles%2Fhello_html_m2662e43.jpg&lr=56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПриложениеI

 Интеллект-карта. Завоевание турками – османами Балканского полуострова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПриложениеII                

Задание в 7 классе.

Сформулировать   тезис,  аргументы и факты в системе доказательства

(по заданному кластеру)

 

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza18/2536903843983.files/image003.png [2]

 

Задание в 7 классе.

Сформулировать   тезис,  аргументы и факты в системе доказательства(по заданному кластеру)

 

               https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_m2662e43.jpg     [2]


 

Познавательные УУД. Умение доказывать

Познавательные УУД. Умение доказывать

Типы доказательств: 1.Строгое (дедуктивное ) доказательство или так называемая «демонстрация» применяется в том случае , когда тезис возможно подтвердить неким набором положений, аргументов или оснований…

Типы доказательств: 1.Строгое (дедуктивное ) доказательство или так называемая «демонстрация» применяется в том случае , когда тезис возможно подтвердить неким набором положений, аргументов или оснований…

Тезис: при Петре I государство играло большую роль в экономике

Тезис: при Петре I государство играло большую роль в экономике

Дворяне обязаны были пожизненно служить в армии или на гражданской службе, т

Дворяне обязаны были пожизненно служить в армии или на гражданской службе, т

Таким образом, умение доказывать вполне возможно формировать на уроках истории

Таким образом, умение доказывать вполне возможно формировать на уроках истории

Приложение I Интеллект-карта

Приложение I Интеллект-карта

Приложение II

Приложение II
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2024