Познавательные игры на уроке информатики

  • Работа в классе
  • docx
  • 03.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из звеньев в возбуждении познавательной деятельности обучающихся является игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. В данной работе представлены познавательные игры, которые я применяю на своих уроках информатики.Текстовый файл с иллюстрациями
Иконка файла материала Познавательные игры на уроке информатики.docx
Познавательные игры на уроке информатики Попова Наталия Леонидовна, учитель информатики и ИКТ МБОУ Лицей №15 города Сарова Нижегородской обл. Учебный   процесс   достаточно   сложен   и   многообразен,   в   книгах   по дидактике определение этого процесса представлено в нескольких вариантах, но все они сводятся к мысли о том, что обучение – это деятельность, значит процесс обучения – это смена состояний системы деятельности. Какой бы вид деятельности мы ни взяли, в ней так или иначе отражается отношение   к   вызывающим   эту   деятельность   побудительным   причинам   и   ее результатам. В одних случаях человек с радостью и удовольствием выполняет ту или иную работу – и тогда он трудится с воодушевлением; в других же случаях побудительные причины деятельности вызывают у него негативизм – и тогда он работает без всякой охоты.  Отсюда вывод: нужно вызвать у школьников положительное эмоциональное переживание,   непосредственно   связанное   со   стремлением   к   познавательной деятельности. Одним из звеньев в возбуждении познавательной деятельности учащихся является   игра.  Огромную   роль   игры   в   жизни   и   развитии   ребенка   осознавали   и отмечали  во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» ­ писал В.А. Сухомлинский.  Учебная игра выполняет несколько функций: ­   обучающую,   воспитательную   (оказывает   воздействие   на   личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор); ­   ориентационную   (учит   ориентироваться   в   конкретной   ситуации   и применять знания для решения нестандартной учебной задачи); ­   мотивационно­побудительную   (мотивирует   и   стимулирует познавательную  деятельность   учащихся,   способствует   развитию   познавательногоинтереса. Игровая   деятельность   может   быть   организована   в   коллективных   и групповых   формах,   а   также   индивидуально.   Её   используют   при  закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Приведем примеры познавательных игр, применяемых на практике. Игры­упражнения Для   проведения   таких   игр   не   требуется   специального   оборудования,   они занимают мало времени, но дают хорошие результаты. 1. Пятый лишний Смысл   игры:   Учащимся   предлагается   найти   в   данном   наборе   терминов (единицы   измерения   информации,   названия   устройств   ввода   информации, примеры   операционных   систем,   названия   информационных   процессов   и   т.п.), один случайно попавший в этот список.   Перфолента, Примеры:   1).   перфокарта,  монитор,   дискета,                                      винчестер.                                         2).   Лексикон,   Слово   и   дело,  CorelDrow  ,                                      WordPad, Word. 2. Я ­ компилятор        Смысл игры: эта игра используется при изучении темы “Программирование” (9­10   класс).   По   ходу   объяснения   нового   материала   учитель   делает целенаправленную   ошибку   в   тех   операторах,   которые   были   изучены   ранее, ожидая верный ответ от обучающихся.         Примеры: 1). If a>b then a:=5; else b:=5;                             2). Writln. Сюжетно­ролевые игры. 1. Пресс­коференция               Смысл:   Один   ученик   исполняет   роль   ученого   в   какой­либо   области информатики, в зависимости от изучаемой темы, а остальные ученики исполняютроль журналистов, интересующихся данной областью. Такая игра помогает при опросе часто болеющих или слабо успевающих учеников.       Известно,   что   познавательная   инициатива   ученика   проявляется   в   вопросе, появление которого говорит о формирующейся точке зрения, поэтому за эту игру отметки получают и “ученый” и наиболее активные “журналисты”. 2. Гость на пороге Часто используется такой прием, как «приход» в класс несведущего человека.  Известной певице рассказать порядок   загрузки DOS Своей прабабушке объяснить понятие  «файл» Игры­соревнования. Название “Домино”. Эта игра появилась как развитие игры “Пресс­коференция”. По   окончании   изучения   темы   ученикам   предлагается   такое   домашнее задание: придумать по 3 вопроса (с ответами). Из них отбирается 12 наиболее четких, грамотно сформулированных и отражающих основные термины, понятия пройденной   темы   вопросов.   Они   составляют   основу   игры   “домино”.   Идея простая: карточка разделена на две части. В правой половине карточки написан вопрос, а в левой – ответ к вопросу с другой карточки. Смысл игры состоит в том, чтобы сложить все карточки в круг: вопрос – ответ – вопрос – ответ. Таких наборов   в   кабинете   несколько.   Вот   пример   домино   на   тему   «Оборудование компьютера» для 6 класса.