Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем интереснее и разнообразнее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Проводя эти опыты, вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, в том числе и свой организм
Познавательные опыты
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и
развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на
познание окружающего мира. Чем интереснее и разнообразнее данная
деятельность, чем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и
полноценнее он развивается.
Проводя эти опыты, вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды.
Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в
себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности
водных организмов, в том числе и свой организм.
Свойства воды
Цель: Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской
деятельности. Знакомить детей с некоторыми свойствами воды. Формировать
умения детей делать выводы на основе практического опыта.
Название опыта
Вода жидкая, может
течь.
Вода не имеет
формы.
У воды нет вкуса.
У воды нет запаха.
Вода прозрачная.
Методические рекомендации
Дайте детям два стаканчика – один с водой, другой –
пустой и предложите аккуратно перелить воду из одного в
другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Пусть дети нальют воду в стакан, кружку, тарелку,
формочку, на поверхность стола. Что произойдёт? Вода
примет форму того предмета, в котором находится, а на
ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не
имеет формы.
Предложить детям попробовать через соломинку воду.
Есть ли у неё вкус? Для сравнения дать им попробовать
молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё
попробуют воду.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она
пахнет или совсем не пахнет. Для сравнения можно
предложить понюхать ароматическую воду, в которую
добавили духи, соль для ванн.
Возьмите два стаканчика: один с водой другой с молоком.
В оба стаканчика положите ложечки. В стакане с водой мы
видим ложечку, а в стакане с молоком – нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них положитеВ воде одни
вещества
растворяются,
другие не
растворяются.
Вода бывает тёплой,
холодной, горячей.
«Рукам своим не
верю».
обычный песок и попробуйте размешать его ложкой. Что
получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой
стаканчик и насыпьте в него ложку сахарного песка,
размешайте его. Что теперь произошло? В каком из стаканов
песок растворился? Предложите детям размешать
акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала
разноцветной? (Краска в ней растворилась).
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры.
Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком
стаканчике вода самая холодная, самая тёплая.
Приготовьте три мисочки с водой: одну – с холодной,
другую – с комнатной, третью – с горячей. Попросите
ребёнка опустить одну руку в миску с холодной водой,
вторую – с горячей водой. Через несколько минут пусть он
погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Горячей
или горячей она ему кажется? Почему есть разница в
ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?
Вода в жизни растений
Цель: Закреплять знания детей о значении воды в жизни растений.
Всасывание воды.
У растений внутри
есть вода.
Растения дышат.
Животворное
свойство воды.
Вода нужна всем.
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду, Через
некоторое время стебли цветов тоже окрасятся.
Вывод: растения «пьют» воду. Объясните, что стебель
имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается
к цветку и окрашивает его. Такое явление называется
осмосом.
Для доказательства этого утверждения возьмите один
цветок из букета и оставьте его без воды. Через некоторое
время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы,
и засушенный цветок. Вода «ушла» из засушенного цветка,
испарилась.
Накройте большой лист растения полиэтиленовым
пакетом так, чтобы в него не проникал воздух. Через
некоторое время на стенках пакета появятся капельки
воды. Вода испаряется с поверхности листа растения.
Вывод: растения дышат.
Заранее срежьте веточки быстро распускающихся
деревьев. Поставьте веточки в воду на видное место.
Пройдёт время и они «оживут», появятся почки, листочки.
Вывод: вода даёт жизнь всему живому.
Дайте каждому ребёнку две фасоли. Одну он положит на
блюдце в намоченную ватку и будет постоянно
поддерживать её во влажном состоянии. Вторую поместитна другое блюдце в сухую вату и не будет её смачивать
вовсе. Блюдца должны находиться в одинаковых условиях.
В какой из фасоли появится росточек, а в какой нет?
Почему?
Вода в твёрдом состоянии
Цель: Формировать представления детей о воде в твёрдом состоянии. Подвести к
пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха, защитным
свойствам снега. Дать детям понятие о загрязнении снега и воды.
Лёд – твёрдая вода
Лёд легче воды.
Определение
прозрачности.
Защитные
свойства снега.
Иней.
Снежные цветы.
Загрязнение снега
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в
отдельную посуду, чтобы ребёнок наблюдал за своей
сосулькой. Вместо сосулек можно взять шарики со льдом.
Дети должны следить за состоянием сосулек в тёплом
помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно
уменьшаются сосульки. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
Опустите кубик льда в стаканчик с водой, до краёв
наполненный водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды,
поэтому и не тонет. Оставьте лёд в стаканчике и посмотрите,
что с ним произойдёт. Лёд растает, но вода не перельётся
через край. Вывод: вода, в которую превратился лёд,
занимает меньше места, чем лёд, то есть она тяжелее.
Положите под кусочек льда и комочек снега цветную
картинку. Сравните где видно картинку, а где – нет. Под
снегом картинку не видно. Вывод: значит лёд прозрачный, а
снег – непрозрачный.
В сильный мороз налейте одинаковое количество воды в
три бутылки и заройте их в снег на разной глубине. Вода
замёрзнет в бутылке, лежащей на снегу; покроется коркой
льда в середине сугроба и не замёрзнет на дне сугроба.
Вывод: снег защищает растения от холода.
Вынесите на мороз очень горячую воду и держите над ней
ветку. Она покрылась снегом, а снег не идёт. Ветка всё
больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
В сильный мороз выйдите на улицу и выдуйте мыльный
пузырь, с помощью соломинки и мыльного раствора. Тотчас
же в тонкой плёнке воды появятся ледяные иголочки; они
будут у вас на глазах собираться в чудесные снежные
звёздочки и цветы.
Внесите снег в помещение и положите на бумажный
фильтр, которым покрыт стакан. Через некоторое время снег
растает, на бумажном фильтре останутся следы.
Вывод: снег грязный.Вода – это пар
Цель: Подвести детей к выводу, что вода испаряется. Знакомить с круговоротом
воды в природе.
Пар – это тоже
вода.
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети
видели пар. Поместите над паром зеркальце. На нём
выступят капли воды. Вывод: пар это тоже вода.
Испарение воды.
Налейте в неглубокую мисочку подкрашенную воду и
оставьте на несколько дней. Следы краски останутся на
стенках посуды и будут указывать на изменение уровня воды.
Вывод: вода постепенно испаряется.
Где быстрее
испаряется вода.
Куда девалась
вода?
Круговорот воды
в природе.
Поставьте мисочки с одинаковым количеством воды в
разных местах: в тёплом и холодном. Через некоторое время
проверить количество воды в мисочках. Вода в тёплом месте
испаряется быстрее, чем в холодном.
Растворите в стакане с водой соль и сахар. Оставьте на
некоторое время. Вода испарится, на дне стакана останутся
следы соли и сахара.
Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце,
накрыв плёнкой. Солнце нагреет воду, она начнёт испаряться
и, поднимаясь концентрироваться на прохладной плёнке, а
затем капать в банку.Занимательные опыты
Цель: Знакомить с формированием облаков. Учить добывать пресную воду из
солёной воды. Формировать представления о расщеплении солнечного света на
отдельные цвета. Учить детей делать выводы на основе практического опыта и
применять в самостоятельной деятельности.
Делаем облако.
Добываем
питьевую воду.
Фильтрование
воды.
Оборудование: банка, вода, кубики льда.
Налейте в трёхлитровую банку горячей воды (примерно
2,5см). Положите на противень несколько кубиков льда и
поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь
вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар
будет конденсироваться, образуя облако.
Оборудование: таз с водой, соль, стаканчик, плёнка,
галька.
Налейте в глубокий таз воды, добавьте туда две столовые
ложки соли, перемешайте, пока соль не раствориться. На дно
пустого пластикового стакана положите промытую гальку,
чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня
воды в тазу. Сверху натяните плёнку. Завязав её вокруг таза.
Положите на плёнку над стаканчиком камешек. Поставьте
таз на солнце. Через несколько часов в стакане накопится
несолёная, чистая питьевая вода. Объясняется это тем, что
вода на солнце испаряется, конденсат оседает на плёнку и
стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остаётся в
тазу.
воронка, крахмал, тряпочка, речной песок, ёмкости.
Замутите воду крахмалом, а затем очистите её разными
способами: через бумажные фильтры, тряпочку и песок.
Выясните, какой фильтр лучше очищает воду (бумажный).
Оборудование: стакан с водой, бумажные фильтры,Может ли «кипеть
холодная вода?
Водяная мельница.
Помощница – вода
Соломинка –
пипетка.
Спичечные бега.
Живая рыбка.
Оборудование: стакан, вода, носовой платок, резинка.
Намочите и выжмите носовой платок. Налейте полный стакан
холодной воды. Накройте стакан платком и закрепите его на
стакане аптечной резинкой. Продавите пальцем середину
платка так, чтобы он на 23см погрузился в воду.
Переверните стакан над раковиной вверх дном. Одной рукой
держите стакан, другой слегка ударьте по его дну. Вода в
стакане начнёт бурлить («кипеть»).
Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по
стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой
платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом.
Эти пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода
«кипит».
Оборудование: схема и материал для изготовления
вертушки, ёмкость с водой, таз.
Изготовьте вертушку по принципу мельницы. Лейте воду на
вертушку, наблюдая за её вращением, выясните, почему
вертушка вращается. Что надо сделать, чтобы вертушка
вращалась? Вывод: падающая вода обладает силой. Чтобы
вращение было быстрее, нужно увеличить поток воды.
Оборудование: банка с мелкими лёгкими предметами,
ёмкость с водой, стаканчики.
Достаньте из банки предметы, не прикасаясь к ним руками.
Вливайте воду в банку, пока она не польётся через край.
Вывод: вода, заполняя ёмкость, выталкивает находящиеся
внутри неё предметы.
Оборудование: соломинка для коктейля, два стакана.
Поставьте рядом два стакана: один с водой, другой пустой.
Опустите соломинку в воду. Зажмите указательным пальцем
соломинку сверху и перенесите к пустому стакану. Снимите
палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав
то же самое несколько раз, вы сможете перенести всю воду из
одного стакана в другой.
Оборудование: спички, тарелка с водой, кусок сахара,
мыло.
Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут
лежать, не двигаясь. Положите кусок сахара на середину:
спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать
воду и возникает течение, которое сближает спички.
Повторите опыт с мылом: спички «разбегутся». Мыло
изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.
Оборудование: плотная бумага, миска с водой, маслёнка с
маслом.
Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки
круглое отверстие, которое соединено с хвостом узким
каналом. Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так,Оборудование: нитки, кубик льда, стакан с водой,
чтобы нижняя сторона её вся была смочена, а верхняя
оставалась сухой. Капните в отверстие большую каплю
масла. Стремясь разлиться по поверхности воды, масло
потечёт по каналу. Растекаться в другие стороны ему не даст
рыбка. Рыбка поплывёт вперёд.
Оборудование: три банки, яйцо, соль.
Возьмите три банки: две поллитровые и одну литровую.
Одну банку наполните чистой водой и опустите в неё сырое
яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор
поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 литра воды).
Опустите туда второе яйцо – оно будет плавать. Солёная
вода тяжелее, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
Положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая
по очереди воду из обеих банок, можно получить такой
раствор, в котором яйцо не будет не всплывать, не тонуть.
Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.
щепотка соли.
Опустите кубик льда в стакан с водой. Нитку положите на
край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике
льда, плавающем на поверхности воды. Насыпьте немного
соли на лёд и подождите 510мин. Возьмите нитку за
свободный конец и вытащите кубик льда из стакана
Соль попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его
участок. В течение 510мин. Соль растворяется в воде, а
чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с
нитью.
Оборудование: стакан, вода, карандаш.
Наполните стакан 2/3 водой. Опустите карандаш вертикально
в воду, чтобы его кончик оказался посередине между дном
стакана и поверхностью воды. Держите карандаш у задней
стенки стакана. Поводите карандашом тудасюда в воде,
держа его вертикально. Будет казаться, что карандаш
сломался. Та часть карандаша, что находится под водой,
слегка смещена, относительно той, части, что находится над
водой.
Оборудование: стеклянная банка с крышкой один литр,
вода, монетка.
Налейте в банку воды и закройте крышкой. Поставьте на
монетку банку с водой. Предложите ребёнку посмотреть
сквозь воду сбоку банки. Что он видит? (её там нет). Теперь
уберите банку, и монета сноса окажется на месте.
Этот фокус удаётся благодаря отражению света от стенок
банки.
Оборудование: миска с водой, лист белого картона,
зеркальце.
Подводная лодка
из яйца.
«Наживка» для
льда.
Сломанный
карандаш.
Исчезающая
монетка.
Эффект радуги.Налейте воды в миску и поставьте на солнце. Опустите
зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните
зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий свет.
Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нём
появилась отражённая «радуга».