Познавательный проект "Занимательная математика" в подготовительной к школе группе
Оценка 4.8

Познавательный проект "Занимательная математика" в подготовительной к школе группе

Оценка 4.8
docx
математика
26.04.2020
Познавательный проект "Занимательная математика" в подготовительной к школе группе
Познавательный проект Занимательная математика в подготовительной группе..docx

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»

 

 

 

   

 

ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ 

ТЕМА: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

 

 



 

                                                                 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:  

ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ:

ГОНЧАРОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

 

 

 

 

 

 

 

С. НОВОЕГОРЬЕВСКОЕ, 2019Г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Тема: «Занимательная математика»

Тип проекта: познавательно - игровой.

Вид проекта: семейный, групповой.

Место проведения: МДОУ ДС «Колосок»

Срок реализации проекта:   Декабрь  2019 – Март 2020 гг.

Участники проекта:  Воспитатель подготовительной к школе группы;

Дети 6 – 7 лет; Родители.

Форма представления –  совместный досуг.

 

Актуальность:


Б.  Паскаль: Предмет математики настолько серьёзен,

что надо не упускать случая, сделать его занимательным.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше.
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

Проблема: неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца.

Гипотеза:
1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2. Активизация  мышления, памяти, внимания, воображения; сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества;
3. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
Образовательная область:  «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных  областей: «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Цель:
Создать условия для повышения уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

Ø  совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.

Ø  знакомить с составом чисел в пределах 10; учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание.

Ø  учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Ø  формировать у детей первоначальные измерительные умения.

Ø  учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.

Ø  дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времён года.

Развивающие: развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Основные формы реализации проекта:

 

·       Совместная деятельность воспитателя с детьми:

Беседы;

Игровые ситуации на образовательной основе;

Чтение художественной литературы;

Заучивание стихотворений;

Игры: подвижные, творческие, дидактические;

Праздники и развлечения;

Просмотр мультфильмов.

Изготовление поделок из различных материалов.

 

·           Самостоятельная деятельность:

Игры;

Продуктивная деятельность.

 

·           Работа с родителями:

Анкетирование;

Консультации, памятки;

Наглядно-текстовая информация;

Совместные мероприятия детей с родителями;

 

Предполагаемые  результаты:

·         Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

·         У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.

·         Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

·         Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

·         Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

 

 

Результаты реализации проекта:

В результате проектной деятельности дети создадут различные продукты деятельности: картотеку загадок и стихов по математике, альбомы с картинками, нарисуют рисунки, участвуя, в весёлых математических играх, получат максимум знаний, навыков, и свои первые награды по математике.

После завершения проекта дети смогут:

·         Показать все свои приобретённые представления и умения, проявить выдумку и фантазию, поучаствовать в весёлых математических играх;

·         Осуществить поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми) из разных источников;

·         Осуществлять подбор различных материалов, создавать продукты деятельности (самостоятельно и совместно со взрослыми);

·         Собирать и обобщать факты, формировать и представлять собственную точку зрения.

 

·      Улучшилось логико-математическое  мышление , внимание, память.

·      Дети стали  использовать математические знания в разнообразной самостоятельной деятельности;

·      Улучшились навыки ориентировки в окружающем пространстве, на плоскости и во времени;

·      Усовершенствовали умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, классифицировать, считать, группировать.

 

 

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный.

1.      Изучение методической литературы.

2.      Составление плана работы.

3.      Выявление первоначальных математических знаний, умений, навыков и представлений детей. (Диагностика).

4.      Информирование родителей о предстоящей деятельности.

5.      Подбор литературы о математике, раскрасок, дидактических игр, стихотворных задач, математических считалок, «математика в сказках», оформление математического центра, изготовление различных пособий по ФЭМП («Игровизор»), подготовка различных игровых презентаций по математике.

2 этап. Основной этап.


Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в двух формах: в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах (организационно-образовательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы) и в самостоятельной деятельности детей.

 

3 этап. Заключительный


1. Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей подготовительной группы.  

2. Создание презентации по итогам реализации проекта.

3. Провести совместный досуг с родителями.

 

Дальнейшее развитие проекта:

В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием математических представлений и логических операций. Под математическим развитием следует понимать изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие детей.

Таким образом, работа с дошкольниками строится на основе следующих дидактических принципов:

·         Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

·         Новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное  «открытие» его детьми (принцип  деятельности)

·         Обеспечивается возможность разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом  (принцип минимакса);

·         При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира  (принцип целостного представления о мире);

·         У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

·         Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми своего собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

·         Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Развивающая предметно – пространственная среда:

В группах старшего дошкольного возраста центр познавательного развития по математике может содержать:

·       Обучающие настольно-печатные игры по математике;

·      Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

·      Геометрические мозаики и головоломки;

·      Занимательные книги по математике;

·      Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы;

·      Тетрадь в крупную клетку;

·      Простой карандаш; набор фломастеров; ручка шариковая;

·      Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;

·      Небольшие ножницы;

·      Набор цветной бумаги;

·      Счетный материал;                               

·      Набор цифр.

 

Список методической литературы:

1.                  «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издание 3-е,  исправленное и дополненное соответствует ФГОС, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»  Н. Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет),  перераб.  – Волгоград: Учитель, 2016. (ФГОС  ДО)
3. Козина Л. Ю. « Игры по математике для дошкольников»-М.: Сфера, 2008 г.

4. Михайлова З. А. « Игровые задачи для дошкольников»- СПБ.: Акцидент, 1996г.

5. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. и др. « Обучение математике в детском саду»-М.: Академия,1997г.

6.Сербина Е.В. « Математика для малышей»-М.: Просвещение, 1992г.

7.Шарыгина Т.А. « Точные сказки. Формирование временных прдставлений» М.: Книголюб, 2005г.

8.Крашенинников Е.Е. , Холодова О.Л. « Развитие познавательных способностей дошкольников( 5-7 лет).

 
  

 

 

Приложение №1

Перспективный план по реализации проекта

 

 

На основе ситуативных высказываний детей, записей сделанных в модели трёх вопросов, и исходя из своего профессионального опыта создали план реализации проекта.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем о математике?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать чтобы узнать?

 

Этапы проекта

Цели

Мероприятия

Дата проведения

1

Подготовительный этап

Цель: Изучение возможностей и потребностей  детей  и родителей по развитию  и формированию у детей математических представлений.

 

 

1. Анкетирование родителей:  «Зачем нужна математика»

2. Диагностика детей.

3. Сбор и анализ литературы по данной теме.  

4. Подборка демонстрационного материала, видеофильмов.

5. Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, художественных произведений по теме. 

6. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

7. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Декабрь

1-2 неделя

2

Основной этап

Цель: Создание условий для реализации проекта,  развития познавательных способностей детей,   усвоения и закрепления знаний детей по математике.  

Тема: «Мы считаем»

1. Предварительная беседа в рамках проекта

«Раз, два, три, четыре, пять -  всё мы можем посчитать»

2. «Математика в нашей жизни»

3. «Путешествие в мир счётных устройств»

4. «Математика важна, математика нужна»

5.Дидактические игры

6. Подвижные игры

(Приложение к проекту)

Декабрь

3-4 неделя

Январь

2-3 неделя

 

Тема: «Решаем задачи»

1. Логические задачи

2.Задачи – шутки

3. Математический конкурс КВН

(Математика Т. И. Дорофеева стр. 115, 189.)

4. Стихи, считалки

(Приложение к проекту)

Январь

4 неделя

Февраль

1 неделя

Тема: «Форма и величина»

1. Одинаковые, разные, больше, меньше, столько – же.

2. Условная мера, длина, объем жидких и сыпучих тел.

3. Ориентация в пространстве.

4. Ориентация в клеточном поле.

5. Геометрические фигуры.

(Ж. «Дошкольник»  стр. 159 – 163)

6. Игры к теме «Форма и величина»

(Дошкольник стр. 170 – 182)

7. Сюжетно – ролевые игры

(Приложение к проекту)

Февраль

2- 3 неделя

Тема: «Пространство и время»

1. Познавательный рассказ о часах.

2. Беседа на тему: «Кто и как считает время».

3. НОД  «Часы. Как узнать время»

Февраль

4 - неделя

Март

1 - 2 неделя

3

Заключительный этап

Математический праздник «Теремок» - открытый просмотр.

Ж. Воспитатель №7/2010 стр. 64

Март

3- 4  неделя

Работа с родителями

 1. Консультации:

 «Математика и в шутку и всерьёз»

«Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»

 

2. Родительское собрание на тему:

«Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»

 

3. День открытых дверей

 

4. Беседы с родителями на тему:

 «Интеллектуальные игры в жизни детей»

«Развитие математических способностей детей»

 

5. Семинар для родителей выпускников:

«Первоклассник и новая социальная действительность»

«Какие интеллектуальные игры вы используете дома».

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тема: «Занимательная математика»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тема: «Занимательная математика»

Развивающие : развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать

Развивающие : развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать

Показать все свои приобретённые представления и умения, проявить выдумку и фантазию, поучаствовать в весёлых математических играх; ·

Показать все свои приобретённые представления и умения, проявить выдумку и фантазию, поучаствовать в весёлых математических играх; ·

Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие детей

Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие детей

Приложение №1 Перспективный план по реализации проекта

Приложение №1 Перспективный план по реализации проекта

Тема: «Форма и величина» 1

Тема: «Форма и величина» 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020