МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»
ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ:
ГОНЧАРОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
С. НОВОЕГОРЬЕВСКОЕ, 2019Г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема: «Занимательная математика»
Тип проекта: познавательно - игровой.
Вид проекта: семейный, групповой.
Место проведения: МДОУ ДС «Колосок»
Срок реализации проекта: Декабрь 2019 – Март 2020 гг.
Участники проекта: Воспитатель подготовительной к школе группы;
Дети 6 – 7 лет; Родители.
Форма представления – совместный досуг.
Актуальность:
Б. Паскаль: Предмет математики настолько серьёзен,
что надо не упускать случая, сделать его занимательным.
Обучению дошкольников
началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым
рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации,
получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать
процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как
можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас
со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа
требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко,
поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше.
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле,
поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо
способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический
кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит
детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их
действительности и активно использовать математические знания в повседневной
жизни.
Проблема: неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца.
Гипотеза:
1.
Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста;
2. Активизация мышления, памяти, внимания, воображения; сформировать навыки
коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества;
3. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и
упражнений.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Цель:
Создать условия для повышения уровня математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности
детей.
Задачи:
Образовательные:
Ø совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.
Ø знакомить с составом чисел в пределах 10; учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание.
Ø учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Ø формировать у детей первоначальные измерительные умения.
Ø учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.
Ø дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времён года.
Развивающие: развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Основные формы реализации проекта:
· Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Беседы;
Игровые ситуации на образовательной основе;
Чтение художественной литературы;
Заучивание стихотворений;
Игры: подвижные, творческие, дидактические;
Праздники и развлечения;
Просмотр мультфильмов.
Изготовление поделок из различных материалов.
· Самостоятельная деятельность:
Игры;
Продуктивная деятельность.
· Работа с родителями:
Анкетирование;
Консультации, памятки;
Наглядно-текстовая информация;
Совместные мероприятия детей с родителями;
Предполагаемые результаты:
· Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
· У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
· Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
· Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
· Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Результаты реализации проекта:
В результате проектной деятельности дети создадут различные продукты деятельности: картотеку загадок и стихов по математике, альбомы с картинками, нарисуют рисунки, участвуя, в весёлых математических играх, получат максимум знаний, навыков, и свои первые награды по математике.
После завершения проекта дети смогут:
· Показать все свои приобретённые представления и умения, проявить выдумку и фантазию, поучаствовать в весёлых математических играх;
· Осуществить поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми) из разных источников;
· Осуществлять подбор различных материалов, создавать продукты деятельности (самостоятельно и совместно со взрослыми);
· Собирать и обобщать факты, формировать и представлять собственную точку зрения.
· Улучшилось логико-математическое мышление , внимание, память.
· Дети стали использовать математические знания в разнообразной самостоятельной деятельности;
· Улучшились навыки ориентировки в окружающем пространстве, на плоскости и во времени;
· Усовершенствовали умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, классифицировать, считать, группировать.
Реализация проекта:
1 этап. Подготовительный.
1. Изучение методической литературы.
2. Составление плана работы.
3. Выявление первоначальных математических знаний, умений, навыков и представлений детей. (Диагностика).
4. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
5. Подбор литературы о математике, раскрасок, дидактических игр, стихотворных задач, математических считалок, «математика в сказках», оформление математического центра, изготовление различных пособий по ФЭМП («Игровизор»), подготовка различных игровых презентаций по математике.
2 этап. Основной этап.
Образовательная
деятельность в рамках проекта осуществлялась в двух формах: в совместной
деятельности взрослых и детей в режимных моментах
(организационно-образовательная деятельность, беседы, чтение художественной
литературы) и в самостоятельной деятельности детей.
3 этап. Заключительный
1.
Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических
представлений у детей подготовительной группы.
2. Создание презентации по итогам реализации проекта.
3. Провести совместный досуг с родителями.
Дальнейшее развитие проекта:
В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием математических представлений и логических операций. Под математическим развитием следует понимать изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие детей.
Таким образом, работа с дошкольниками строится на основе следующих дидактических принципов:
· Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
· Новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности)
· Обеспечивается возможность разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
· При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
· У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
· Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми своего собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
· Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Развивающая предметно – пространственная среда:
В группах старшего дошкольного возраста центр познавательного развития по математике может содержать:
· Обучающие настольно-печатные игры по математике;
· Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
· Геометрические мозаики и головоломки;
· Занимательные книги по математике;
· Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы;
· Тетрадь в крупную клетку;
· Простой карандаш; набор фломастеров; ручка шариковая;
· Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
· Небольшие ножницы;
· Набор цветной бумаги;
· Счетный материал;
· Набор цифр.
Список методической литературы:
1.
«От
рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой, издание 3-е, исправленное и дополненное соответствует ФГОС,
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т.
С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет),
перераб. – Волгоград: Учитель, 2016. (ФГОС ДО)
3.
Козина Л. Ю. « Игры по математике для дошкольников»-М.: Сфера, 2008 г.
4. Михайлова З. А. « Игровые задачи для дошкольников»- СПБ.: Акцидент, 1996г.
5. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. и др. « Обучение математике в детском саду»-М.: Академия,1997г.
6.Сербина Е.В. « Математика для малышей»-М.: Просвещение, 1992г.
7.Шарыгина Т.А. « Точные сказки. Формирование временных прдставлений» М.: Книголюб, 2005г.
8.Крашенинников Е.Е. , Холодова О.Л. « Развитие познавательных способностей дошкольников( 5-7 лет).
Приложение №1
Перспективный план по реализации проекта
На основе ситуативных высказываний детей, записей сделанных в модели трёх вопросов, и исходя из своего профессионального опыта создали план реализации проекта.
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем о математике?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать чтобы узнать?
№ |
Этапы проекта Цели |
Мероприятия |
Дата проведения |
1 |
Подготовительный этап Цель: Изучение возможностей и потребностей детей и родителей по развитию и формированию у детей математических представлений.
|
1. Анкетирование родителей: «Зачем нужна математика» 2. Диагностика детей. 3. Сбор и анализ литературы по данной теме. 4. Подборка демонстрационного материала, видеофильмов. 5. Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, художественных произведений по теме. 6. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. 7. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды. |
Декабрь 1-2 неделя |
2 |
Основной этап Цель: Создание условий для реализации проекта, развития познавательных способностей детей, усвоения и закрепления знаний детей по математике. |
Тема: «Мы считаем» 1. Предварительная беседа в рамках проекта «Раз, два, три, четыре, пять - всё мы можем посчитать» 2. «Математика в нашей жизни» 3. «Путешествие в мир счётных устройств» 4. «Математика важна, математика нужна» 5.Дидактические игры 6. Подвижные игры (Приложение к проекту) |
Декабрь 3-4 неделя Январь 2-3 неделя
|
Тема: «Решаем задачи» 1. Логические задачи 2.Задачи – шутки 3. Математический конкурс КВН (Математика Т. И. Дорофеева стр. 115, 189.) 4. Стихи, считалки (Приложение к проекту) |
Январь 4 неделя Февраль 1 неделя |
||
Тема: «Форма и величина» 1. Одинаковые, разные, больше, меньше, столько – же. 2. Условная мера, длина, объем жидких и сыпучих тел. 3. Ориентация в пространстве. 4. Ориентация в клеточном поле. 5. Геометрические фигуры. (Ж. «Дошкольник» стр. 159 – 163) 6. Игры к теме «Форма и величина» (Дошкольник стр. 170 – 182) 7. Сюжетно – ролевые игры (Приложение к проекту) |
Февраль 2- 3 неделя |
||
Тема: «Пространство и время» 1. Познавательный рассказ о часах. 2. Беседа на тему: «Кто и как считает время». 3. НОД «Часы. Как узнать время» |
Февраль 4 - неделя Март 1 - 2 неделя |
||
3 |
Заключительный этап |
Математический праздник «Теремок» - открытый просмотр. Ж. Воспитатель №7/2010 стр. 64 |
Март 3- 4 неделя |
Работа с родителями |
|||
1. Консультации: «Математика и в шутку и всерьёз» «Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»
2. Родительское собрание на тему: «Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»
3. День открытых дверей
4. Беседы с родителями на тему: «Интеллектуальные игры в жизни детей» «Развитие математических способностей детей»
5. Семинар для родителей выпускников: «Первоклассник и новая социальная действительность» «Какие интеллектуальные игры вы используете дома». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.