Программа «Познаю себя» относится к числу развивающих психолого-педагогических программ и направлена на развитие регулятивных универсальных учебных действий и обеспечивает формирование у ученика способности организовывать не только свою учебно-познавательную деятельность, но и возможности планировать свою будущую жизнь, умения ставить перед собой адекватные жизненные цели, прогнозировать возможные ситуации, преодолевать трудности.программа внеурочной деятельности
«ПОЗНАЮ СЕБЯ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПСИХОЛОГИЯ)Пояснительная записка
Развитие личности ребенка – основная цель современной образовательной системы.
В Концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата
образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника, в
котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: «Любознательный,
интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации
собственной деятельности...». Творческое и успешное развитие обучающегося
общеобразовательной школы возможно только через интерес детей к учебному процессу.
Подготовить таких выпускников невозможно в рамках традиционной технологии —
педагогики требований, основанных на внешней мотивации деятельности учащихся, на
принуждении. В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы
мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на
стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.
Программа «Познаю себя» относится к числу развивающих психолого
педагогических программ и направлена на развитие регулятивных универсальных учебных
действий и обеспечивает формирование у ученика способности организовывать не только
свою учебнопознавательную деятельность, но и возможности планировать свою будущую
жизнь, умения ставить перед собой адекватные жизненные цели, прогнозировать возможные
ситуации, преодолевать трудности. Организация деятельности учащихся состоит из
нескольких этапов: от осознания и формулирования цели – через планирование действий –
к реализации намеченного, контролю и оценке достигаемого результата, коррекции при
необходимости, прилагая при этом волевое усилие к выбору в ситуации мотивационного
конфликта и к преодолению трудностей.
Программа составлена с учетом особенностей внеурочной деятельности, основана на
игровой, исследовательской, творческой деятельности детей с использованием
информационных технологий.
Особенность программы заключается также в том, что она предусматривает
индивидуальные занятия, направленные на развитие у учащихся навыков научно
исследовательской работы, исследования психологических явлений и закономерностей.
Программа курса рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на обучающихся 5–х
классов. Продолжительность занятий 45 минут, один раз в неделю.
Логика курса
Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. Но в школьном
периоде молено выделить некоторые сенситивные периоды для проявления определенных
потребностей и развития функций самосознания. К ним привязаны и разделы курса
«Самосовершенствование личности» по классам; кроме того, в логике курса
прослеживается иерархическая структура потребностей, обоснованная А. Маслоу.
– 710 лет – познание окружающего мира, первичная социализация – «Этика
поведения».
– 1011 лет – самопознание – «Познай себя», 5 класс.
2– 1113 лет – самовоспитание, самообучение – «Сделай себя сам», 6 класс; «Научи себя
учиться», 7 класс.
– 1314 лет – самоутверждение – «Утверждай себя», 8 класс.
– 1415 лет – самоопределение – «Найди себя», 9 класс.
– 1517 лет – самоактуализация – «Управляй собой», 10 класс; «Реализуй себя», 11
класс.
Обширнейший психологопедагогический материал по проблеме самовоспитания и
самосовершенствования личности классифицирован и выстроен на основе идеи А. Маслоу
об иерархии человеческих потребностей школьников и дидактических соображений.
Выделены семь разделов, распределенных по возрастным ступеням: самопознание – 5
класс; самовоспитание – 6 класс; самообразование – 7 класс; самоутверждение – 8 класс;
самоопределение – 9 класс; саморегуляция – 10 класс; самоактуализация – 11 класс.
Во всех учебных пособиях с 5 по 11 класс для самооценки, саморефлексии и выхода на
совершенствование личности школьника используется образ «Я», который служит
системообразующим понятием.
Участники программы: учащиеся 5х классов общеобразовательной школы.
Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие интеллектуального, творческого и личностного потенциала
учащихся.
Задачи программы:
формировать у учащихся интерес к интеллектуальной,
творческой,
исследовательской деятельности;
формировать мотивацию к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
развивать у учащихся способность самостоятельно приобретать и применять знания;
развивать навыки эффективной работы с большими объемами информации;
развивать навыки научноисследовательской деятельности, изучения явлений,
моделирования, проектирования, постановки и творческого решения проблем;
обучать грамотной организации процесса умственного труда;
способствовать развитию социальной направленности, социального интереса,
активности, мотивации к сотрудничеству;
повышать коммуникативную компетентность учащихся;
формировать готовность к профессиональному самоопределению.
Научные, методологические и методические основания
программы.
При разработке программы учитывались основные возрастные характеристики и
закономерности развития ребенка на этапе ранней юности.
3Методическую основу занятий по предложенной программе составляют принципы
развивающего обучения, предполагающие направленность на повышение познавательной
активности учащихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности мышления и умения организовывать свою умственную деятельность..
Программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы :
«Самосовершенствование личности» (автор Селевко Герман Константинович) и О. В.
Хухлаева, "Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (56 классы)"
Основные методы и приемы обучения
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы и
приемы обучения.
В рамках реализации программы применяются следующие методы обучения:
словесные: лекции, беседы, диалог;
наглядные: демонстрация схем, таблиц, использование технических средств,
просмотр видеозаписей;
практические: практические задания, тренинги, деловые игры, анализ и решение
конфликтных ситуаций, конкурс, кроссворд, интервью, дискуссия, мозговой штурм и т.д.
Методические приемы: дидактические игры, упражнения, решение проблемных
ситуаций, диалог, беседа, анализ текста, показ иллюстраций и др.
При реализации
деятельности учащихся:
данной программы используются
следующие формы
фронтальные – одновременная работа со всеми учащимися;
проблемнопоискового
коллективные – организация
или творческого
взаимодействия между всеми воспитанниками;
индивидуальнофронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
групповая – организация работы по малым группам;
коллективногрупповая – выполнение заданий малыми группами, последующая
презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;
в парах – организация работы по парам;
индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
4СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I раздел: «Кто я и мои друзья» (введение в психологию).
1. Вводное занятие. Техника безопасности и гигиена труда. Введение в учебный
курс
Техника безопасности и гигиена труда. Введение в учебный курс. Понятие
психологии как науки. Что изучает психология. Значение психологии для
познания самого себя и других, для успешного осуществления учебной и иной
деятельности, для общения и взаимодействия с окружающими людьми, для
самовоспитания и выбора профессии.
2. Открой самого себя (ярмарка достоинств)
Знакомство с причинами, которые заставляют человека обращаться к
самопознанию.
Приемы самопознания. Проведение рефлексии в отношении самого себя.
Составить свой комплексный психологический портрет, используя средства
информационных технологий. Дать обратную связь.
3. Адаптационное занятие «Планета моего класса»
Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и
открытого общения детей друг с другом в классе.
4. «Школьные страхи» (снижение уровня тревожности учащихся)
Формирование представления о том, что такое страх, о плюсах и минусах
страхов. Овладение приемами коррекции страхов и умение применять их на
практике. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Обучение способам осознания и отреагирования эмоций, навыкам расслабления,
снятие телесных зажимов. Способствовать повышению самооценки.
5. «Агрессивность» (снижение уровня тревожности учащихся)
Актуализация позитивного опыта. Упражнения для разрядки агрессивных
эмоций.
6. Саморегуляция в общении
5Социальные эмоции. Эмоциональная саморегуляция в общении. Личностные
особенности и общение. Этикет общения.
2 раздел «Какой я умный» (развитие познавательных способностей)
1. Рациональное чтение.
Преимущества рационального чтения в познавательной деятельности. Подготовка к
чтению. Целеполагание и прогнозирование. Способы чтения. Преодоление недостатков
традиционного чтения. Смысловое восприятие текста.
Логическая структура
текста. Активизация эмоций. Интегральный алгоритм рационального чтения. Условия
умственной работоспособности. Тренинг рационального чтения.
2. Рациональное конспектирование
Сущность рационального конспектирования в учебном процессе. Методы и приемы
скоростного конспектирования. Интеллекткарта как способ организации конспекта.
Практикум рационального конспектирования.
3. Внимание.
Роль внимания в работе с большими объемами информации. Характеристика видов
внимания.. Возможности управления вниманием в процессе учебы.
4. Практикум: «Исследование особенностей внимания»
Направления развития внимания. Изучение индивидуальных свойств внимания
5. П рактикум: «Приемы развития и коррекции внимания» (когнитивный тренинг).
Профилактика утомления в процессе умственного труда. Тренинг внимания.
6. Воображение.
Понятие воображение. Виды воображения.
7. Практикум: «Исследование особенностей воображения»
Исследование креативности. Тесты креативности
8. Практикум: «Приемы развития и коррекции воображения»
9. Память.
Память в психологической науке. Принципы, закономерности, характеристики
запоминания. Совершенствование памяти посредством мнемотехники.
10.
Практикум: «Исследование особенностей памяти»
Виды памяти. Методика «10 слов»
11.
Практикум: «Приемы развития и коррекции памяти» (когнитивный тренинг).
Запоминание хронологических таблиц. Прием возврата. Метод сжатия
информации. Запоминание на разные части образа. Метод выделения
отличительного признака. Запоминание блока информации о человеке.
612.
Мышление и речь.
Мышление и интеллект. Самообразование. Развитие логического мышления.
Тренинг вербального интеллекта.
13.
Практикум: «Исследование особенностей мышления и речи»
Структуры интеллекта. Головоломки. Тренинг интеллекта.
14.
Практикум: «Приемы развития и коррекции мышления и речи»
Пространственное мышление. Инженерные задачи. Логика и творчество.
Качественный аспект творчества. Эвристическое мышление. Нестандартные
способы мышления.
3 раздел «Самые оригинальные
» (творчество)
1. Психология творчества (творческое отношение к действительности)
Знакомство с понятием креативности, способностями, формирование
дивергентного мышления, вербальная и невербальная креативность.
2. Креативность (диагностика)
Методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным
3. «Мы фантазируем»
Элементы арттерапии, знакомство с методами арттерапии, проработать
подавленные мысли и чувства.
4. Повторная диагностика эмоциональноповеденческой сферы
5. Защита проектов
6. Подведение итогов
7ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После окончания курса «Познаю себя» учащиеся должны уметь:
Самостоятельно выполнять данное учителем задание;
Проявлять собственную активность в получение знаний;
Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные
внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство
необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я
концепции социальной роли ученика и т.д.);
смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к
приобретению знаний).
Коммуникативные
ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки
зрения;
учет разных мнений и умение обосновать собственное;
умение слушать собеседника;
Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
Регулятивные
целепологание;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция
Познавательные
8 рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
поиск и выделение необходимой информации;
самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
анализ объектов с целью выделения признаков;
синтез;
установление причинноследственных связей.
Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения
освоения учащимися программы):
o снижение уровня школьной тревожности;
o мотивация на саморазвитие;
o повышение коммуникативной компетентности;
o активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном
процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается
психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курса
Количеств
о часов
Основные виды деятельности
учащихся
Раздел № 1 «Кто я и мои друзья»
Вводное занятие. Техника безопасности и
гигиена труда. Введение в учебный курс
Открой самого себя
достоинств)
(ярмарка
1
1
Адаптационное занятие «Планета моего
класса»
1
самого
Знакомятся с общими правилами
работы в группе. Вырабатывают
принципы работы на тренинге.
Проведение рефлексии в
отношении
себя.
Составить свой комплексный
психологический
портрет,
используя
средства
информационных технологий.
Дать
связь.
Разработать
программу
саморазвития в отношении
самого себя.
обратную
Участвуют в тренинге. Создание
атмосферы
дружеской
взаимопомощи,
доверия,
доброжелательного и открытого
общения детей друг с другом в
классе.
«Школьные страхи» (снижение уровня
тревожности учащихся)
1
9
Познают способы осознания и
отреагирования эмоций, навыки
расслабления, снятие телесных«Агрессивность»
тревожности учащихся)
(снижение уровня
Саморегуляция в общении
1
1
зажимов.
Актуализация
позитивного
опыта. Упражнения для разрядки
агрессивных эмоций
Повышение поддержки от
окружающих,
повышение
самооценки
Раздел № 2 «Какой я умный» (развитие познавательных способностей)
Рациональное чтение.
Рациональное конспектирование
Внимание.
Практикум: «Исследование особенностей
внимания» (с групповым исследованием).
Практикум:
«Приемы развития и
коррекции внимания» (когнитивный
тренинг).
Воображение.
(с
Практикум: «Исследование особенностей
воображения»
групповым
исследованием).
Практикум:
«Приемы развития и
коррекции воображения» (когнитивный
тренинг).
Память.
Практикум: «Исследование особенностей
памяти».
Практикум:
коррекции памяти»
тренинг).
«Приемы развития и
(когнитивный
Мышление и речь.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практикум: «Исследование особенностей 2
10
Учатся методам эффективного и
рационального чтения. Выделяют
главную цель в прочитанном
тексте.
с
с
Познают способы наглядного
конспектирования. Знакомятся с
методом
«корзина», учатся
составлять синквейн
Знакомятся
термином
методами
«внимание»,
исследования внимания
Участвуют в диагностике
внимания. Выполняют задания.
работа над свойствами внимания:
концентрация,
объем,
устойчивость,
переключение,
распределение.
Понятие воображение.
воображения
Участвуют в диагностике
Виды
и
и
визуальной
развитие
конкретного
абстрактного воображения;
репродуктивность
продуктивность воображения.
произвольность памяти;
Исследования преобладающего
вида памяти
развитие
аудиальной памяти;
работа над свойствами памяти:
запоминание, хранение, точность,
объем.
особенности
письменной речи;
работа над свойствами речи:
содержательность,
понятность,
выразительность, действенность.
Изучают особенности мышления
устной
и
исравнение;
• анализ;
• логика;
• выделение существенного.
уровня
Особенности
творческой
личности. Левополушарные и
правополушарные личности.
Исследование
креативности
Знакомство с методами арт
терапии
Принимают
заключительной диагностике
Подготовка буклетов, защита
проектов
Составляют пакет достижений.
участие
в
(с групповым
мышления и речи»
исследованием).
Практикум:
«Приемы развития и
коррекции мышления и речи»
(когнитивный тренинг).
2
Разде № 3 «Самые оригинальные» (творчество)
Психология творчества (творческое
отношение к действительности)
1
Креативность (диагностика)
(элементы
фантазируем»
«Мы
арттерапии)
Повторная диагностика эмоционально
поведенческой сферы
Защита проектов
Подведение итогов.
1
2
1
3
1
11МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
КУРСА
После окончания курса “Познай себя” учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно выполнять данное учителем задание.
2. Проявлять собственную активность в получение знаний.
3. Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний об установлении дружеских взаимоотношений в
коллективе, основанных на взаимопонимании;
знания о правилах конструктивной индивидуальной и групповой работы;
приобретение знаний об особенностях психических свойств личности.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника к своему психическому здоровью и
здоровью окружающих его людей;
развитие толерантности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного
социального действия):
школьник может приобрести:
опыт способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение
адекватно выразить своё;
опыт тренировочных упражнений для развития памяти, внимания и мыслительных
операций;
опыт формирования позитивного образа “Я”, самопринятия.
12V. Формы и виды контроля
первичная диагностика;
промежуточная диагностика;
диагностика на конец года;
ответы на вопросы;
портфолио.
VI . Методические рекомендации.
мониторинговая карта отслеживания результатов освоения программы обучающимися
5 класса
Фамилия
обучающегося
Результаты первого
уровня
(приобретение
школьником социальных
знаний,
понимания
социальной реальности и
повседневной жизни):
второго
Результаты
(формирование
уровня
позитивного
отношения
школьника к базовым
ценностям нашего общества
и к социальной реальности в
целом):
третьего
(приобретение
опыта
Результаты
уровня
школьниками
самостоятельного
социального действия):
Начало
учебного
года
Конец
учебного
года
Начало
учебного
года
Конец
учебного
года
Начало
учебного
года
Конец
учебного
года
13ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
№ п/п Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения
Количество
1.
2.
Литература для учителя:
1) М.Р. Битянова. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция,
педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск, 1997
2) Т.Н.Князева. Я учусь учиться. М.: Аркти, 2004
3) Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. Развитие логического мышления учащихся.
– Ярославль: 1993
4) А.Э. Симановский. Развитие творческого мышления детей. – ЯР.:
Гринго, 1996
5) Л.В.Черемошкина. Развитие внимания детей. – ЯР.: Академия Развития,
1997.
6) Е.К.Лютова,
Психокоррекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.:
Генезис, 2000
7) Н.В.Клюева, И, В, Устиленцева. Программа коррекции личностно
эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. – ЯР.:1995.
8) Д.А.Глазунов «Развивающие занятия для первого класса» «Планета»,
Москва, 2011.
Б.Монина.
Г,
Технические средства обучения (ТСО):
компьютер;
мультимедиапроектор;
экран;
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13.
4.
5.
сканер;
принтер;
CDдиски с бланками заданий ко всем занятиям.
CDдиск с электронным тестированием.
Экраннозвуковые пособия:
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения и
видеозаписи), отражающие основные темы курса;
CDдиск «Музыка для души», «Музыка для релаксации»
Оборудование класса:
Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Интерактивная доска
1
1
1
1
8
1
1
Другие средства обучения
1) бланки для тестирования;
2) листы бумаги А 4;
3) цветные карандаши, фломастеры.
Содержание
Пояснительная Записка
Цели и Задачи
Содержание Курса
Планируемые Результаты
Учебно Тематический План
Мониторинговая Карта Отслеживания Результатов Освоения Курса
Описание МатериальноТехнического Обеспечения
По
количеству
учеников
2 стр.
3стр.
5 стр.
8 стр.
9 стр.
12 стр.
14 стр.
15