«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.8

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
5 кл—9 кл
07.02.2017
«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа «Познаю себя» относится к числу развивающих психолого-педагогических программ и направлена на развитие регулятивных универсальных учебных действий и обеспечивает формирование у ученика способности организовывать не только свою учебно-познавательную деятельность, но и возможности планировать свою будущую жизнь, умения ставить перед собой адекватные жизненные цели, прогнозировать возможные ситуации, преодолевать трудности.программа внеурочной деятельности
познай себя. моя программа.docx
«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПСИХОЛОГИЯ) Пояснительная записка Развитие личности ребенка – основная цель современной образовательной системы. В Концепции федеральных государственных  стандартов в качестве конечного результата образовательной   деятельности   российской   школы   фиксируется   портрет   выпускника,   в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной   деятельности...».   Творческое   и   успешное   развитие   обучающегося общеобразовательной школы возможно только через интерес детей к учебному процессу. Подготовить таких выпускников невозможно в рамках традиционной технологии — педагогики   требований,   основанных   на   внешней   мотивации   деятельности   учащихся,   на принуждении.   В   новой   технологии   ставка   делается   на   внутриличностные   факторы мотивации   учащихся,   на   присущие   детям   природные   потребности   саморазвития,   на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. Программа   «Познаю   себя»   относится   к   числу   развивающих   психолого­ педагогических программ и направлена на развитие регулятивных универсальных учебных действий и  обеспечивает формирование у ученика способности организовывать не только свою учебно­познавательную деятельность, но и возможности планировать свою будущую жизнь, умения ставить перед собой адекватные жизненные цели, прогнозировать возможные ситуации,   преодолевать   трудности.   Организация   деятельности   учащихся   состоит   из нескольких этапов: от осознания и формулирования цели – через планирование действий – к реализации намеченного, контролю и оценке достигаемого результата, коррекции при необходимости, прилагая при этом волевое усилие к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению трудностей.  Программа   составлена   с   учетом   особенностей   внеурочной   деятельности,   основана   на игровой,   исследовательской,   творческой   деятельности   детей   с   использованием информационных технологий. Особенность   программы   заключается   также   в   том,   что   она   предусматривает индивидуальные   занятия,   направленные   на   развитие   у   учащихся   навыков   научно­ исследовательской работы, исследования психологических явлений и закономерностей. Программа курса рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на обучающихся 5–х классов. Продолжительность занятий 45 минут,  один раз в неделю. Логика курса Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. Но в школьном  периоде молено выделить некоторые сенситивные периоды для проявления определенных  потребностей и развития функций самосознания. К ним привязаны и разделы курса  «Самосовершенствование личности» по классам; кроме того, в логике курса  прослеживается иерархическая структура потребностей, обоснованная А. Маслоу.       – 7­10 лет – познание окружающего мира, первичная социализация – «Этика  поведения».       – 10­11 лет – самопознание – «Познай себя», 5 класс. 2 – 11­13 лет – самовоспитание, самообучение – «Сделай себя сам», 6 класс; «Научи себя учиться», 7 класс.       – 13­14 лет – самоутверждение – «Утверждай себя», 8 класс.       – 14­15 лет – самоопределение – «Найди себя», 9 класс.       – 15­17 лет – самоактуализация – «Управляй собой», 10 класс; «Реализуй себя», 11  класс. Обширнейший   психолого­педагогический   материал   по   проблеме   самовоспитания   и самосовершенствования личности классифицирован и выстроен на основе идеи А. Маслоу об   иерархии   человеческих   потребностей   школьников   и   дидактических   соображений. Выделены   семь   разделов,   распределенных   по   возрастным   ступеням:   самопознание   –   5 класс; самовоспитание – 6 класс; самообразование – 7 класс; самоутверждение – 8 класс; самоопределение – 9 класс; саморегуляция – 10 класс; самоактуализация – 11 класс. Во всех учебных пособиях с 5 по 11 класс для самооценки, саморефлексии и выхода на совершенствование   личности   школьника   используется   образ   «Я»,   который   служит системообразующим понятием. Участники программы: учащиеся 5­х классов общеобразовательной школы. Цель и задачи программы. Цель   программы:  развитие   интеллектуального,   творческого   и   личностного   потенциала учащихся. Задачи программы:   формировать   у   учащихся   интерес   к   интеллектуальной,   творческой, исследовательской деятельности;  формировать мотивацию к самопознанию, саморазвитию, самореализации;    развивать у учащихся способность самостоятельно приобретать и применять знания; развивать навыки эффективной работы с большими объемами информации; развивать   навыки   научно­исследовательской   деятельности,   изучения   явлений, моделирования, проектирования, постановки и творческого решения проблем; обучать грамотной организации процесса умственного труда; способствовать   развитию   социальной   направленности,   социального   интереса, активности, мотивации к сотрудничеству; повышать коммуникативную  компетентность учащихся;     формировать готовность к профессиональному самоопределению. Научные, методологические и методические основания  программы.  При   разработке   программы   учитывались   основные   возрастные   характеристики   и закономерности развития ребенка на этапе ранней юности.  3 Методическую основу занятий по предложенной программе составляют принципы развивающего   обучения,   предполагающие   направленность  на   повышение   познавательной активности   учащихся,   развитие   интеллектуальных   и   творческих   способностей, самостоятельности мышления и умения организовывать свою умственную деятельность..  Программа   внеурочной   деятельности   составлена   на   основе   авторской   программы   : «Самосовершенствование   личности»   (автор   Селевко   Герман   Константинович)   и    О.   В. Хухлаева, "Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5­6 классы)" Основные  методы и приемы обучения Существенной   составляющей   педагогических   технологий   являются  методы   и приемы обучения. В рамках реализации программы применяются  следующие методы обучения:  словесные: лекции, беседы, диалог;   наглядные:   демонстрация   схем,   таблиц,   использование   технических   средств, просмотр видеозаписей;   практические: практические задания, тренинги, деловые игры, анализ и решение конфликтных ситуаций, конкурс, кроссворд, интервью, дискуссия, мозговой штурм и т.д. Методические приемы:  дидактические   игры,   упражнения,   решение   проблемных ситуаций, диалог, беседа, анализ текста, показ иллюстраций и др. При   реализации   деятельности  учащихся:    данной   программы   используются     следующие  формы  фронтальные – одновременная работа  со всеми учащимися;    проблемно­поискового   коллективные   –   организация     или   творческого взаимодействия  между  всеми воспитанниками;  индивидуально­фронтальная   –   чередование   индивидуальных   и   фронтальных форм работы;   групповая – организация  работы по малым группам; коллективно­групповая – выполнение заданий  малыми группами, последующая презентация  результатов  выполнения  заданий и их обобщение;   в парах – организация работы по парам; индивидуальная – индивидуальное выполнение  заданий, решение проблем. 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I раздел: «Кто я и мои друзья» (введение в психологию). 1.         Вводное занятие. Техника безопасности и гигиена труда. Введение в учебный курс Техника   безопасности   и   гигиена   труда.  Введение   в   учебный   курс.   Понятие психологии   как   науки.   Что   изучает   психология.   Значение   психологии   для познания самого себя и других, для успешного осуществления учебной и иной деятельности, для общения и взаимодействия с окружающими людьми, для самовоспитания и выбора профессии. 2. Открой самого себя (ярмарка достоинств)  Знакомство   с   причинами,   которые   заставляют   человека   обращаться   к самопознанию. Приемы   самопознания.   Проведение   рефлексии   в   отношении   самого   себя. Составить   свой   комплексный   психологический   портрет,   используя   средства информационных технологий. Дать обратную связь.  3.         Адаптационное занятие «Планета моего класса» Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе. 4.         «Школьные страхи» (снижение уровня тревожности учащихся) Формирование представления о том, что такое страх,   о плюсах и минусах страхов. Овладение   приемами коррекции страхов и умение применять их на практике.   Методика   диагностики   уровня   школьной   тревожности   Филлипса. Обучение способам осознания и отреагирования эмоций, навыкам расслабления, снятие телесных зажимов. Способствовать повышению самооценки. 5. «Агрессивность» (снижение уровня тревожности учащихся)  Актуализация   позитивного   опыта.   Упражнения   для   разрядки   агрессивных эмоций. 6. Саморегуляция в общении  5 Социальные   эмоции.   Эмоциональная   саморегуляция   в   общении.   Личностные особенности и общение. Этикет общения. 2 раздел «Какой я умный» (развитие познавательных способностей) 1.         Рациональное чтение. Преимущества рационального чтения в познавательной деятельности. Подготовка к чтению. Целеполагание и прогнозирование. Способы чтения. Преодоление недостатков традиционного   чтения.   Смысловое   восприятие   текста.     Логическая   структура текста. Активизация эмоций. Интегральный алгоритм рационального чтения. Условия умственной работоспособности. Тренинг рационального чтения. 2.         Рациональное конспектирование Сущность   рационального   конспектирования   в   учебном   процессе.   Методы   и   приемы скоростного конспектирования. Интеллект­карта как способ организации конспекта. Практикум рационального конспектирования. 3.         Внимание. Роль внимания в работе с большими объемами информации. Характеристика видов внимания.. Возможности управления вниманием в процессе учебы.  4. Практикум: «Исследование особенностей внимания»      Направления развития внимания. Изучение индивидуальных свойств внимания   5.         П   рактикум: «Приемы развития и коррекции внимания» (когнитивный тренинг).    Профилактика утомления в процессе умственного труда. Тренинг внимания. 6.         Воображение. Понятие воображение. Виды воображения. 7. Практикум: «Исследование особенностей воображения»  Исследование креативности. Тесты креативности 8.         Практикум: «Приемы развития и коррекции воображения»  9.         Память. Память в психологической науке. Принципы, закономерности, характеристики запоминания. Совершенствование памяти посредством мнемотехники. 10.       Практикум: «Исследование особенностей памяти» Виды памяти. Методика «10 слов» 11.       Практикум: «Приемы развития и коррекции памяти» (когнитивный тренинг).      Запоминание   хронологических   таблиц.   Прием   возврата.   Метод   сжатия информации.   Запоминание   на   разные   части   образа.   Метод   выделения отличительного признака. Запоминание блока информации о человеке. 6 12.       Мышление и речь. Мышление   и   интеллект.   Самообразование.   Развитие   логического   мышления. Тренинг вербального интеллекта. 13.       Практикум: «Исследование особенностей мышления и речи»      Структуры интеллекта. Головоломки. Тренинг интеллекта.   14.     Практикум: «Приемы развития и коррекции мышления и речи»  Пространственное   мышление.   Инженерные   задачи.   Логика   и   творчество. Качественный   аспект   творчества.   Эвристическое   мышление.   Нестандартные способы мышления. 3 раздел  «Самые оригинальные    »    (творчество) 1. Психология творчества (творческое отношение к действительности) Знакомство   с   понятием   креативности,   способностями,   формирование дивергентного мышления, вербальная и невербальная креативность. 2. Креативность (диагностика) Методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным 3. «Мы фантазируем»  Элементы арт­терапии,   знакомство с методами арт­терапии, проработать подавленные мысли и чувства.  4. Повторная диагностика  эмоционально­поведенческой сферы 5.         Защита проектов 6.         Подведение итогов 7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ После окончания курса «Познаю себя» учащиеся должны уметь:  Самостоятельно выполнять данное учителем задание;   Проявлять собственную активность в получение знаний;   Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.  Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:  Личностные ­   внутренняя   позиция   школьника  (положительное   отношение   к   школе,   чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);  ­   самооценка  (широта   диапазона   оценок,   обобщение   категорий   оценок,   представление   в   Я­ концепции социальной роли ученика и т.д.);   ­ смыслообразование  (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление   к приобретению знаний).  Коммуникативные ­ ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;  ­ учет разных мнений и умение обосновать собственное;  ­ умение слушать собеседника;  ­ Потребность в общение со взрослыми и сверстниками  Регулятивные ­ целепологание;  ­ контроль;  ­ коррекция;  ­ оценка;  ­ саморегуляция  Познавательные 8 ­   рефлексия   способов   и   условия   действий,   контроль   и   оценка   процесса   и   результатов деятельности;  ­ поиск и выделение необходимой информации;  ­ самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;  ­ анализ объектов с целью выделения признаков;  ­ синтез;  ­ установление причинно­следственных связей. Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы): o снижение уровня школьной тревожности;  o мотивация на саморазвитие;  o повышение коммуникативной компетентности;  o активность   и   продуктивность   учеников   в   деятельности,   как   в   образовательном процессе,   так   и   внеклассной   и   внешкольной   деятельности   (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем). УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Содержание курса Количеств о часов Основные   виды   деятельности учащихся Раздел № 1 «Кто я и мои друзья» Вводное занятие. Техника безопасности и гигиена труда. Введение в учебный курс Открой   самого   себя   достоинств) (ярмарка 1 1 Адаптационное   занятие   «Планета   моего класса» 1     самого Знакомятся с общими правилами работы  в  группе.  Вырабатывают принципы работы на тренинге. Проведение   рефлексии   в отношении себя. Составить   свой   комплексный психологический портрет, используя средства информационных   технологий. Дать связь. Разработать программу саморазвития   в   отношении самого себя. обратную             Участвуют в тренинге.  Создание атмосферы дружеской взаимопомощи, доверия, доброжелательного   и   открытого общения детей друг с другом в классе.   «Школьные   страхи»   (снижение   уровня тревожности учащихся) 1 9 Познают   способы  осознания  и отреагирования   эмоций,   навыки расслабления,   снятие   телесных «Агрессивность»   тревожности учащихся) (снижение   уровня Саморегуляция в общении 1 1 зажимов.    Актуализация позитивного опыта. Упражнения для разрядки агрессивных эмоций Повышение   поддержки   от окружающих, повышение самооценки   Раздел № 2 «Какой я умный» (развитие познавательных способностей) Рациональное чтение. Рациональное конспектирование Внимание. Практикум: «Исследование особенностей внимания» (с групповым исследованием). Практикум:   «Приемы   развития   и коррекции   внимания»   (когнитивный тренинг). Воображение.   (с Практикум: «Исследование особенностей воображения» групповым исследованием). Практикум:   «Приемы   развития   и коррекции   воображения»   (когнитивный тренинг).   Память. Практикум: «Исследование особенностей памяти». Практикум: коррекции   памяти»   тренинг).   «Приемы   развития   и (когнитивный Мышление и речь. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практикум: «Исследование особенностей 2 10 Учатся методам эффективного и рационального чтения. Выделяют главную   цель   в   прочитанном тексте.     с с Познают   способы   наглядного конспектирования. Знакомятся с методом     «корзина»,   учатся составлять синквейн    Знакомятся термином   методами «внимание», исследования внимания Участвуют   в   диагностике внимания. Выполняют задания. работа над свойствами внимания: концентрация, объем, устойчивость,   переключение, распределение. Понятие   воображение. воображения Участвуют в диагностике   Виды           и и визуальной развитие конкретного абстрактного воображения; репродуктивность продуктивность воображения. произвольность памяти; Исследования   преобладающего вида памяти развитие   аудиальной памяти;   работа над свойствами памяти: запоминание, хранение, точность, объем. особенности письменной речи;   работа   над   свойствами   речи: содержательность,   понятность, выразительность, действенность. Изучают особенности мышления устной и   и сравнение; • анализ; • логика; • выделение существенного.     уровня Особенности творческой личности.   Левополушарные   и правополушарные личности. Исследование креативности Знакомство   с   методами   арт­ терапии Принимают заключительной диагностике Подготовка   буклетов,   защита проектов Составляют пакет достижений. участие     в (с   групповым мышления   и   речи»  исследованием). Практикум:   «Приемы   развития   и коррекции   мышления   и   речи» (когнитивный тренинг). 2 Разде № 3 «Самые оригинальные» (творчество) Психология   творчества   (творческое отношение к действительности) 1 Креативность (диагностика)   (элементы   фантазируем» «Мы арттерапии) Повторная   диагностика     эмоционально­ поведенческой сферы Защита проектов Подведение итогов. 1 2 1 3 1 11 МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА После окончания курса “Познай себя” учащиеся должны уметь:  1. Самостоятельно выполнять данное учителем задание. 2. Проявлять собственную активность в получение знаний. 3. Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания. Результаты первого уровня  (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):     приобретение школьниками знаний об установлении дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопонимании; знания о правилах конструктивной индивидуальной и групповой работы; приобретение знаний об особенностях психических свойств личности. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):    развитие   ценностных   отношений   школьника   к   своему   психическому   здоровью   и здоровью окружающих его людей; развитие толерантности. Результаты   третьего   уровня   (приобретение   школьниками   опыта   самостоятельного социального действия):  школьник может приобрести:     опыт способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё; опыт тренировочных упражнений для развития памяти, внимания и мыслительных операций;  опыт формирования позитивного образа “Я”, самопринятия. 12 V. Формы и виды контроля       первичная диагностика; промежуточная диагностика; диагностика на конец года; ответы на вопросы; портфолио. VI . Методические рекомендации. мониторинговая карта отслеживания результатов освоения программы обучающимися  5 класса Фамилия обучающегося Результаты   первого уровня  (приобретение школьником   социальных знаний, понимания социальной   реальности   и повседневной жизни):         второго Результаты (формирование уровня позитивного отношения школьника   к   базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): третьего (приобретение опыта Результаты   уровня   школьниками   самостоятельного социального действия): Начало учебного года Конец учебного года Начало учебного года Конец учебного года Начало учебного года Конец учебного года 13 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: № п/п Наименование объектов и средств материально­технического обеспечения Количество 1. 2. Литература для учителя: 1) М.Р. Битянова. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск, 1997 2) Т.Н.Князева. Я учусь учиться. ­ М.: Аркти, 2004 3) Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. Развитие логического мышления учащихся. – Ярославль: 1993 4)   А.Э.   Симановский.   Развитие   творческого   мышления   детей.   –   ЯР.: Гринго, 1996 5) Л.В.Черемошкина. Развитие внимания детей. – ЯР.: Академия Развития, 1997. 6)   Е.К.Лютова,   Психокоррекционная   работа   с гиперактивными,   агрессивными,   тревожными   и   аутичными   детьми.­   М.: Генезис, 2000 7)   Н.В.Клюева,   И,   В,   Устиленцева.   Программа   коррекции   личностно­ эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. – ЯР.:1995. 8)  Д.А.Глазунов  «Развивающие  занятия   для  первого   класса»  «Планета», Москва, 2011.   Б.Монина.   Г, Технические средства  обучения (ТСО): компьютер; мультимедиапроектор; экран; 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3. 4. 5. сканер; принтер; CD­диски с бланками заданий ко всем занятиям. CD­диск с электронным тестированием. Экранно­звуковые пособия: Видеофрагменты   и   другие   информационные   объекты   (изображения   и видеозаписи), отражающие основные темы курса; CD­диск «Музыка для души», «Музыка для релаксации» Оборудование класса: Магнитная доска с  набором приспособлений для крепления таблиц Интерактивная доска 1 1 1 1 8 1 1 Другие средства обучения 1) бланки для тестирования; 2) листы бумаги А 4; 3) цветные карандаши, фломастеры. Содержание Пояснительная Записка Цели и Задачи Содержание Курса  Планируемые Результаты Учебно­ Тематический План Мониторинговая Карта Отслеживания Результатов Освоения Курса Описание Материально­Технического Обеспечения По количеству учеников 2 стр. 3стр. 5 стр. 8 стр. 9 стр. 12 стр. 14 стр. 15

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЗНАЮ СЕБЯ» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017