Практическая работа к разделу 2.3 «Государство: доверие»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и игру.
Ход урока:
Учитель: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни. Задание.
Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране. 1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат. 2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать. 3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является. 4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор. 5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. |
Учитель: А как называется главный
город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины.
Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина
начинается с того, что к нему ближе всего.
Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?
Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Оренбург
Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу и поиграть в пути. (Показ презентации)
Учитель: Я буду загадывать загадки об известных местах Оренбурга, а вы должны будите отгадать, что это за место.
Отгадайте,
что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (Филармония )
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Это крупный магазин,
У него полно витрин,
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (супермаркет)
Раз-
два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детский сад)
Здесь жонглёры, акробаты,
Детям здесь все очень рады
Клоуны, эквилибристы,
Даже звери здесь артисты (цирк)
Здесь работают врачи
Не шуми и не кричи
Попил из холодильника
Идите в ……..(поликлинику)
Здесь фонтаны и аллеи
Детские есть карусели
Здесь на пони можно сесть,
Уткам хлеба дать поесть. (парк)
Площадь памяти бойцам,
Сохранившим жизни нам.
Здесь за Родину сражались,
В вечной памяти остались. (площадь Победы)
Учитель: А
сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко»
(дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть
свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн).(Презентация)
Учитель: Посмотрите – это герб Оренбурга. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно? (ответы детей:)
Герб
Исторически принято, что каждый город обязан иметь свою символику. Официально самарский герб появился в 1756 году. Первоначально он отличался от современного варианта и в зависимости от исторических событий на протяжении трехсот пятидесяти лет в него привносились довольно значительные изменения.
Особенности изображения
В основу современной композиции положен щит небесного цвета, что символизирует мирное безоблачное небо. В центре композиции красуется на зеленой лужайке белая козочка. Все эти символы уходят далеко в историю. Река Сакмара делила две в ту пору огромных державы. Представители Ногайской орды и Казанского ханства выпасали на этих просторах своих животных. От овец до крупного рогатого поголовья.
Трава и бескрайние степные просторы благоприятствовали культивированию скотоводства. Самарский герб и символизирует все эти исторические особенности.
История оренбургского герба
Официальное присвоение символики связано с тем, что все населенные пункты и территориальные образования Сибири получали свои геральдические символы в царствование Екатерины II. Главный город уезда с подачи герольдмейстера Волкова получил свой официальный символ. Видимо обилие в то время диких коз на просторах вокруг города и стало причиной появление одной из них на гербовом изображении. В средине девятнадцатого столетия были произведены изменения, в результате которых по царскому указу на гербовый щит была добавлена корона.
1756 г
Несколькими десятилетиями позже и Оренбургская губерния получила свой герб. Рога дикого козла были выкрашены в золото, копыта в черное, а язык и глазки стали красными. Края щита переплетались скрепленными лентой золотистыми листьями дуба. Все госучреждения города украшались именно таким вариантом герба. Несколько таких символов можно увидеть в Оренбурге и сегодня.
1851 г
Символическое значение императорской короны понятно – объединяющий знак российских земель. Листья дуба являются эмблемой силы и мужества. Если вдаваться в более древнюю символику, то коза-овен свидетельствует о весеннем пробуждении и расцвет природы. Зеленый луг – надежда и свобода. Лента означала, что городу покровительствует апостол Андрей Первозванный.
Геральдические коллизии
Герб образца 1878 года сегодня официальный символ Оренбурга. Интересно, что в силу формальных причин, связанных с официальной геральдикой, он не внесен в геральдический регистр. Всему виной белый цвет (который не приемлем в геральдике) козы и несоответствие формы короны статусу города.
Учитель: Второй символ Оренбурга– это флаг. Описание флага.
Флаг Самарской области
Историческая справка о флаге*
История Оренбургского знамени связана с развернувшейся на Балканах героической борьбой славянских народов против османского ига. Летом 1875 года антитурецкое восстание вспыхнуло в Боснии и Герцеговине, в апреле следующего года восстала Болгария, а еще через два месяца Сербия и Черногория начали войну с Турцией. Эти события вызвали живой отклик в православной России. Тысячи русских добровольцев отправились на Балканы, чтобы с оружием в руках помочь славянам завоевать независимость.
Среди гласных Оренбургской городской Думы зародилась мысль о создании знамени для вручения сражающимся против турок славянам. Активное участие в этом деле приняли видный общественный деятель гласный Думы Петр Владимирович Алабин и его жена Варвара Васильевна. Эскиз необычного дара изготовил художник Николай Евстафьевич Симаков. На одной стороне красно-бело-синего полотнища он изобразил в черном кресте, украшенном золотыми арабесками, славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. На другой — икону Иверской Божьей Матери, во имя которой был основан женский монастырь. Его монахини и вышили безвозмездно Оренбургское знамя.
Считается, что знамя предназначалось для болгарских повстанцев. Однако к моменту его изготовления восстание было подавлено турками. В апреле 1877 года Россия объявила Турции войну. Началось формирование дружин из болгарских добровольцев, и гласные Думы решили вручить знамя создаваемому болгарскому войску.
1(13) мая знамя было доставлено в Кишинев, а 6 (18) мая вручено около города Плоешти 3-й дружине болгарского ополчения. 19 (31 июля) 1877 года знамя получило боевое крещение в жестоком бою под болгарским городом Стара-Загорой. Погибли несколько знаменосцев, пал в руках со знаменем командир дружины подполковник П.П. Калитин, но святыню ополченцы отстояли.
Знамя стало исторической реликвией болгарского народа, оно было награждено высшим военным орденом Болгарии «За храбрость».
22 сентября 1981 года точная копия знамени была подарена болгарами нашему городу. Ныне она хранится в Музее истории войск Приволжского военного округа. Знамя прославило Самару далеко за пределами России. Легендарному дару посвящены научные монографии и художественные произведения, почтовые марки и настольные медали.
30 декабря 1998 года Оренбургской городской Думой было утверждено Положение о Флаге города. За основу его взята цветовая гамма Самарского знамени. В центре размещен герб города, а под ним на голубой полосе золотыми буквами вышита надпись «Оренбург».
Учитель: Третий символ – это гимн.
Учитель: Может,
кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей: это песня о Самаре)
Учитель: Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких
случаях он исполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время
подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время
проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна
любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так
проявляется уважение к стране.
Послушайте гимн, а кто знает, подпевайте.
Дети поют гимн области
Гимн области является официальным символом Самарской области.
Утвержден Постановлением Самарской Губернской Думы 26 декабря 2006 года.
Автор музыки — Леонид Вохмянин, слов — Олег Бычков
Текст гимна
Самара, рожденная в сердце России, —
Народов Поволжья большая семья,
В веках своё гордое имя носила
Любимая наша,
Большая наша,
Во веки священная наша земля!
Объяты раздольной Оренбургской Лукою
Родные просторы, леса и поля,
Увенчана гор Жигулевских грядою
Любимая наша,
Большая наша,
Во веки священная наша земля!
Грядущей Победе в суровые годы
Сакмара надежные крылья дала!
Сильна и трудом, и талантом народа
Любимая наша,
Сакмарская наша,
Во веки священная наша земля!
Во веки священная
Славься, любимая,
Славься, Сакмарская наша земля!
Рефлексивный
этап.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.
1. Вам оно понравилось?
2. По какому городу мы путешествовали? (Оренбургу)
3. Чем для нас является Оренбург? (малой родиной)
4. Какие памятные места Вы запомнили?
5. Какие символы вы запомнили? (герб, флаг, гимн)
Перспективный этап:
Учитель: А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?
Ответы детей: в музеях Оренбурга, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать какой Оренбург был раньше.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.